Файл: "Цифровизация логистических процессов в организации".docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Помимо глобальных угроз, цифровизация логистической сферы несет и некоторые скрытые проблемы для отечественных логистических компаний,
далеко не все из которых, возможно, смогут трансформировать свою работу под цифровой рынок услуг, а также не выдержать конкуренции на международных рынках. Конкуренция может быть выдержана лишь компаниями, полностью владеющими инструментами взаимодействия с электронными торговыми посредниками, или принимающими на себя их функции, а именно, интернет-бирж, торговых интернет-площадок, магазинов и иных форм.
Сегодня сектор электронной коммерции успешно конкурирует с традиционной торговлей, однако имея виртуальный доступ, он также использует физическую логистическую инфраструктуру, в частности логистические центры, склады, рынки, а также инфраструктуру транспорта и формирует полноценные логистические сети поставок. При этом электронные торговые площадки уже сегодня начинают усиливать контроль над каналами сбыта и цепями поставок грузов, лишая традиционных логистических провайдеров клиентов (например, интернет-магазины, как правило, продают вместе с товаром и услуги по его доставке, самостоятельно определяя перевозчика и устанавливая маржу за услуги).
Кроме электронных торговых площадок, на логистическом рынке появляется все больше цифровых «компаний-приложений», не владеющих никакими физическими активами (подвижным составом, объектами инфраструктуры и прочие), однако они успешно контролируют каналы связи с клиентами и денежные потоки и определяют условия работы и стоимость услуг перевозчиков. Подобные компании используют бизнес-модель краудсорсинговой логистики (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов»). Основной принцип ее функционирования — совместное использование свободных ресурсов позволяет получать значительные выгоды пользователям сетевых ресурсов. Краудсорсинг не только активно осваивает рынок логистических услуг, он трансформирует его, вытесняя традиционных логистических посредников, не владеющих подобными цифровыми компетенциями. Пока краудсорсинг успешно применяется при пассажирских перевозках (особенно
такси-сервисы Uber, Яндекс-такси, «Везет» и другие). Однако, если учитывать, что сегодня до 50% автомобильных перевозок организуются по маятниковым челночным маршрутам с обратным порожним пробегом, при которых коэффициент использования пробега не превышает 0,5, то можно легко спрогнозировать распространение цифровых возможностей краудсорсинговой логистики, а именно, обмен в глобальной информационной базе данных на автомобильные грузовые перевозки, установив прямую связь в режиме реального времени между заказчиками услуг и транспортными компаниями.
Проведенный анализ позволяет сформулировать ряд прикладных задач, требующих решения при трансформации национальной логистики на этапе перехода к цифровой экономике:
1. Сокращение временных, финансовых и трудовых потерь, связанных с поиском данных, начиная от отправителей грузов до поставщиков логистических и перевозочных услуг;
2. Использование программного IT обеспечения, в том числе в виде приложений и облачных интернет-платформ, для формирования оптимальных партнерских бизнес-схем при эффективном моделировании горизонтальных производственно-экономических и торгово-экономических связей в интегрированных логистических системах;
3. Создание, в зависимости от постоянно изменяющихся в условиях цифровой экономики потребностей клиента, инновационных комплексов логистических услуг на базе интеллектуальных информационных систем;
4. Внедрение оперативного дистанционного управления и контроля всеми звеньями логистического процесса, посредством искусственного интеллекта, облачных ресурсов, роботизации и интеллектуальных транспортных систем.
И еще один, немаловажный факт. Целевой группой потребителей продуктов цифровой логистики в сфере грузовых перевозок сегодня, в первую очередь, становятся предприятия малого и среднего бизнеса, которые в современных условиях, на первый взгляд избыточной, но фактически при практической организации перевозок, неполной и противоречивой
информации, испытывают острую потребность в информационно-аналитических системах и аутсорсинг-услугах, базирующихся на интернет-платформах облачных технологий. По данным аналитиков одной из крупнейших мировых консалтинговых компаний International Data Corporation (IDC) более 40% выручки облачным провайдерам в мире приносят предприятия малого и среднего бизнеса. В России, по данным информационно-аналитического портала TAdviser, на сегмент данных предприятий приходится около 30% выручки облачных провайдеров и число их непрерывно растет, так как именно «облака» могут помочь в повышении эффективности и оптимизации IT-затрат, поэтому следует ожидать постепенного увеличения доли представителей малого и среднего бизнеса на облачном логистическом рынке.
С учетом рассмотренных процессов трансформации рынка национальных логистических услуг в условиях цифровой экономики и ориентируясь на «Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы», в котором предусмотрено развитие электронных систем транспортных услуг, целесообразно предусмотреть формирование специализированных цифровых логистических платформ, учитывающих специфику грузов, а, следовательно, особенности управления и технологии организации и перевозок в SCM, а также обеспечить защищенное взаимодействие этих платформ в рамках национальной базы данных.
Глава 3. Цифровые логистические технологии: возможные перспективы и риски внедрения в цепи поставок
Совершенно очевидно, что развитие цифровых технологий фундаментальным образом изменит все области человеческой деятельности. Процесс уже идет, и в современных условиях из множества разнообразных задач, стоящих перед государством и обществом, можно выделить наиболее актуальную: необходимость переосмысления экономических, социальных и политических систем. В 2016 г. в нашей стране по инициативе Президента Российской Федерации было предложено начать работу над масштабной системной программой развития экономики нового технологического поколения, называемой цифровой экономикой. При реализации данной программы было принято решение опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны. В 2017 г. Правительством Российской Федерации были определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики.
Если обратиться к зарубежному опыту, то можно убедиться в том, что вопросам цифровизации экономической и логистической сферы уделяется особое внимание. Речь идет в первую очередь о таких странах, как США, Китай и Германия (рис. 4).
Рисунок 4 – Зарубежный опыт применения современных технологий цифровизации в логистических системах
Исходя из рисунка 4 можно сделать вывод, в 2010 г. в Китае была создана глобальная торговая интернет-площадка по продаже китайских товаров самого широкого спектра от разных продавцов, предназначенных для покупателей за рубежом. В 2013 г. в США компания Amazon запатентовала алгоритм, который предсказывает покупку товара заказчиком, прежде чем он подтверждает ее. При этом со стороны государства вопросам цифровизации логистической сферы уделяется особое внимание. Об этом свидетельствует создание в 2015 г. во Франции «Альянса индустрии будущего», объединяющего организации различных форм собственности, научной среды и ряд государственных институтов и учреждений. В 2016 г. Франция и Германия стали активно развивать двустороннее сотрудничество между двумя странами и работать над созданием единых стандартов.
Преимущества от применения цифровых технологий в экономике связаны в первую очередь с различными направлениями возможного снижения добавочной стоимости продукции, улучшения ее качества, прогнозированием (предсказанием) спроса, сокращением времени ее доставки до конечного потребителя и др. (рис. 5).
Рисунок 5 – Возможные преимущества, получаемые от применения технологий цифровой экономики
Одним из ключевых секторов экономики большинства стран (Россия здесь не исключение) является логистика. При изучении основных проблем цифровизации экономики мы обнаружили, что наиболее узким местом в ходе внедрения цифровых технологий в России может стать именно цифровизация логистики и цепей поставок.
Цифровая цепь поставок будет иметь следующий вид (рис. 6). Предполагается, что цепь поставок с помощью цифровых технологий будет находиться в онлайн-связи (редко офлайн) с каждым элементом. Инструментом для связи в настоящее время называют Интернет вещей.
Рисунок 6 – Цифровая цепь поставок
Рассмотрим наиболее интересные, на наш взгляд, цифровые технологии, которые могут быть реализованы в условиях новой технико-экономической волны в логистических системах.
Уберизация грузоперевозок с применением беспилотных транспортных средств. Уперизация в логистике – это достаточно новое явление, благодаря которому представляется возможным отказаться от заключения договоров со множеством перевозчиков и от администрирования отгрузок в пользу автоматического заказа и быстрого электронного документооборота. «Убер» на основе имеющейся статистики перевозок позволяет определить стоимость
логистической услуги в режиме реального времени. К тому же подобного рода сервисы несут материальную ответственность за надежность перевозчика и позволяют избавиться от коррупционных схем между сотрудниками взаимодействующих компаний.
Трехмерная печать для производства различной продукции. Технология трехмерной печати при производстве различной продукции кардинально изменит традиционную цепь поставок. Благодаря применению данного способа изготовления товаров предполагается увеличение скорости производства, появляется возможность ориентироваться непосредственно на клиента таким образом, что потребитель может вносить индивидуальные изменения в тот продукт, который он хочет получить. К тому же снижается влияние на окружающую среду. Значительно сокращаются издержки на логистику, так как продукт производится в непосредственной близости от места его потребления.
Применение дронов. Предполагается, что дроны в логистике будут играть больше вспомогательную функцию и использоваться совместно с традиционными видами транспорта. Ограничения в применении беспилотников связаны с тем, что они могут преодолевать небольшие расстояния и перевозить предметы с малыми габаритами и весом, при этом также существуют требования безопасности. Благодаря применению дронов в логистике становится возможным решение ранее невыполнимых задач:
- доставка в течение получаса (экстренная доставка);
- доставка грузов в труднодоступные районы;
- доставка в условиях загруженности дорог автомобильным транспортом.
К тому же такому виду транспорта не нужен персонал (водители, экспедиторы, грузчики, операторы и др.), потребитель может заказать необходимый ему товар в автоматическом режиме. Помимо доставки грузов в логистике дроны могут быть использованы для сканирования и проверки мест хранения в рамках проведения инвентаризации склада.
Что касается вопросов обеспечения безопасности и сохранности грузов, то и здесь дроны также находят свое применение. Беспилотные летательные аппараты могут сопровождать груз, перевозимый другим видом транспорта, например, автомобильным, и сообщать службе безопасности компании, как только будет замечено что-то подозрительное. Следует отметить, что дальнейшее развитие данной технологии позволит снять ряд существующих ограничений и расширить сферы применения дронов в логистике.
Анализ больших массивов данных и продвинутые алгоритмы. Данная технология подразумевает хранение, управление огромными объемами данных и эффективное использование базы данных, возможность организации неструктурированной информации (тексты, изображения, видео и т. д.), а также наличие способов работы с неструктурированной информацией, создание отчетов аналитических данных, введение прогностических моделей. С помощью анализа больших данных в логистике представляется возможным обнаружить новые неочевидные маршруты и задействовать неиспользованные ресурсы в сложных логистических цепочках.
«Умные» системы и Интернет вещей. Интернет-вещей, объединивший множество предметов и устройств в одну сеть, представляет возможность трансформировать существующие бизнес-модели, позволяет при этом компаниям и потребителям получать дополнительную пользу. «Умные» системы существенно облегчат организацию грузоперевозок, повысят эффективность работы склада. Данная технология позволяет повысить прозрачность операций и минимизировать влияние человеческого фактора.