Файл: Артикуляционные органы образуют на пути выдыхаемого воздуха преграды в виде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 4977

Скачиваний: 79

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ:


Прием постановки

Разновидность нарушения

произношения

Ребенка просят произнести слоги та- та-та. В это время, нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка,

продвигают язык вглубь рта.

К

Логопед предлагает ребенку произносить звук [с] и в это время,

подводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние

альвеолы

Ш

Ребенку предлагают по свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести

протяжно [А] или [Ы].

Л

Логопед предлагает ребенку произносить слог АТЬ и в это время, подложив шпатель или зонд под

передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних рез­цов.

Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта,

выдвигая губы вперед.

Ч

Логопед предлагает ребенку во время произнесения звука [С] включить

голос.

З





Образец практической работы №3.


Цель: формирование навыков отбора и систематизации практическогоматериала дляработыпоразвитиюдыхания.
Задание 1. Составьте схему направлений коррекции нарушений дыхания при заикании, дизартрии и ринолалии.

Заикание

Дизартрия

Ринолалия

Первый этап - формирование

диафрагмального дыхания.

Первый прием- для дошкольника: в положении лежа на спине ребенок кладет кисть своей руки на область диафрагмы и при вдохе и выдохе следит как животик округляется шариком и

«сдувается».

Первыйэтап-. Общие дыхательные упражнения для увеличения объема дыхания и

нормализации его ритма.
Второйэтап. Речевая дыхательная гимнастика в разных

положениях (лежа на спине, сидя, стоя) под

Первыйэтап -.

«Дооперационный»: подготовительный период

- формирование правильного речевого дыхания и освоение артикулем (формировать диафрагмальное дыхание, затем дифференцировать ротовое и носовое дыхание), формирование длительного ротового выдоха при

реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и

Первый прием – игра в положении стоя перед зеркалом, где ребенок непроизвольно делает более глубокий вдох и более длительный выдох, рука ребенка также на животике.
Второй этап

-формирование

фонационного выдоха. Длительно произносить один гласный на одном выдохе, затем

произносить слитное сочетание из двух гласных на одном выдохе (а-о-у-и)
Третийэтап -

формирование речевого выдоха.

Вводятся слоги, слова, фразы в упражнения

музыкальное

сопровождение.

Использовать аппарат Фролова В.Ф.

фрикативных глухих согласных звуков.
Второйэтап.

«Основной»: формирование правильного речевого дыхания с освоением

артикулем (включение голоса при длительном ротовом выдохе, затем

формирование короткого ротового выдоха при

реализации взрывных согласных, а также и

дифференциация короткого и длительного выдохов через рот и нос при произношении соноров и аффрикатов).
Третийэтап -

«Послеоперационный»

Совершенствуются усвоенные навыки и закрепляются,

вырабатываются новые.




Задание 2. Используя материалы лекций, Приложение 1, дополнительные

информационные источники, составьте комплексы игр и упражнений на развитие различных параметров дыхания (не менее 3 для каждого параметра), данные занесите в таблицу.


Направление

коррекционной работы

Название

упражнения/игры

Содержание с четкой

инструкцией для ребенка

1. Формирование диафрагмального дыхания.

«Воздушный змей»

Перед ребенком ставится игровая задача: помочь тигренку запустить воздушного змея. Для этого необходимо произвести длительный и плавный ротовой выдох. Перед ребенком ставится

игровая задача: помочь










тигренку запустить

воздушного змея. Для

этого необходимо

произвести длительный и

плавный ротовой выдох.

При правильном и

полном выполнении

задания воздушный змей

взлетает в небо,

улыбается и меняет цвет,

а тигренок хвалит

ребенка. При неполном

выполнении задания

змей возвращается на

исходную позицию и

цвет не меняет, а

тигренок советует

повторить попытку.

«Одуванчики»

Перед ребенком ставится




игровая задача: помочь




тигренку сдуть все




«парашюты» с




одуванчиков. Для этого




необходимо произвести




ротовой выдох. Работа с




этим упражнением




возможна в двух




режимах: с




множественными




объектами и с




отдельными объектами.




В работе с




множественными




объектами




отрабатывается




длительный и плавный




ротовой выдох




«парашюты» сдуваются




со всех одуванчиков




сразу. В режиме работы с




отдельными объектами




отрабатывается резкий и




короткий выдох




«парашюты» сдуваются с




каждого одуванчика











отдельно. Если задание выполнено верно, то тигренок дает положительную оценку деятельности ребенка,

если нет ободряющую.

«Бегемотик»

Изположениястоя.




Наблюдение за детьми показывает, что

некоторые из них при изменении положения переходят к привычному верхнереберному типу дыхания, их рука,

положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком

случае кладу ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагаю ему «почувствовать

рукой», а также посмотреть, как движется «живот» в

процессе дыхания. Вдох спокойный, плечи не поднимаются.





Изположениясидя.




Ребенок сидит перед большим зеркалом,

кладет ладонь на область диафрагмы и

контролирует себя зрительно и тактильно.




Упражнение

«Бегемотики»




Сели бегемотики,




Потрогали животики.










То животик поднимается,

То животик опускается.


Изположениялежа.

Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и

почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и

опускается, когда

делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Рыбка»

Положить ребенка на

спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит

игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.




Качаю рыбку на волне,











То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет по мне.

2. Дифференциация ротового и носового выдоха

«Вдох выдох»

Выполняется стоя.
Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3

секунды воздух в лёгких, затем произвести

протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих

упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот выдох

через нос, вдох через рот

выдох через рот.







Носом вдох, а выдох ртом:







Дышим глубже, а потом







Шаг на месте не спеша.







Как? Покажем малышам.







«Деревце качается»

Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя) – Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево).
Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя) –Деревцо всё выше, выше (потянуться, руки вверх).

«Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также

спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть).
Я подую низко (руки

перед собой, присесть и подуть).
Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперёд, подуть)
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).