Файл: Артикуляционные органы образуют на пути выдыхаемого воздуха преграды в виде.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 4977
Скачиваний: 79
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ:
Цель: формирование навыков отбора и систематизации практическогоматериала дляработыпоразвитиюдыхания.
Задание 1. Составьте схему направлений коррекции нарушений дыхания при заикании, дизартрии и ринолалии.
Задание 2. Используя материалы лекций, Приложение 1, дополнительные
информационные источники, составьте комплексы игр и упражнений на развитие различных параметров дыхания (не менее 3 для каждого параметра), данные занесите в таблицу.
Прием постановки | Разновидность нарушения произношения |
Ребенка просят произнести слоги та- та-та. В это время, нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка, продвигают язык вглубь рта. | К |
Логопед предлагает ребенку произносить звук [с] и в это время, подводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы | Ш |
Ребенку предлагают по свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [А] или [Ы]. | Л |
Логопед предлагает ребенку произносить слог АТЬ и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. | Ч |
Логопед предлагает ребенку во время произнесения звука [С] включить голос. | З |
Образец практической работы №3.
Цель: формирование навыков отбора и систематизации практическогоматериала дляработыпоразвитиюдыхания.
Задание 1. Составьте схему направлений коррекции нарушений дыхания при заикании, дизартрии и ринолалии.
Заикание | Дизартрия | Ринолалия |
Первый этап - формирование диафрагмального дыхания. Первый прием- для дошкольника: в положении лежа на спине ребенок кладет кисть своей руки на область диафрагмы и при вдохе и выдохе следит как животик округляется шариком и «сдувается». | Первыйэтап-. Общие дыхательные упражнения для увеличения объема дыхания и нормализации его ритма. Второйэтап. Речевая дыхательная гимнастика в разных положениях (лежа на спине, сидя, стоя) под | Первыйэтап -. «Дооперационный»: подготовительный период - формирование правильного речевого дыхания и освоение артикулем (формировать диафрагмальное дыхание, затем дифференцировать ротовое и носовое дыхание), формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и |
Первый прием – игра в положении стоя перед зеркалом, где ребенок непроизвольно делает более глубокий вдох и более длительный выдох, рука ребенка также на животике. Второй этап -формирование фонационного выдоха. Длительно произносить один гласный на одном выдохе, затем произносить слитное сочетание из двух гласных на одном выдохе (а-о-у-и) Третийэтап - формирование речевого выдоха. Вводятся слоги, слова, фразы в упражнения | музыкальное сопровождение. Использовать аппарат Фролова В.Ф. | фрикативных глухих согласных звуков. Второйэтап. «Основной»: формирование правильного речевого дыхания с освоением артикулем (включение голоса при длительном ротовом выдохе, затем формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных, а также и дифференциация короткого и длительного выдохов через рот и нос при произношении соноров и аффрикатов). Третийэтап - «Послеоперационный» Совершенствуются усвоенные навыки и закрепляются, вырабатываются новые. |
Задание 2. Используя материалы лекций, Приложение 1, дополнительные
информационные источники, составьте комплексы игр и упражнений на развитие различных параметров дыхания (не менее 3 для каждого параметра), данные занесите в таблицу.
Направление коррекционной работы | Название упражнения/игры | Содержание с четкой инструкцией для ребенка |
1. Формирование диафрагмального дыхания. | «Воздушный змей» | Перед ребенком ставится игровая задача: помочь тигренку запустить воздушного змея. Для этого необходимо произвести длительный и плавный ротовой выдох. Перед ребенком ставится игровая задача: помочь |
| | тигренку запустить |
воздушного змея. Для | ||
этого необходимо | ||
произвести длительный и | ||
плавный ротовой выдох. | ||
При правильном и | ||
полном выполнении | ||
задания воздушный змей | ||
взлетает в небо, | ||
улыбается и меняет цвет, | ||
а тигренок хвалит | ||
ребенка. При неполном | ||
выполнении задания | ||
змей возвращается на | ||
исходную позицию и | ||
цвет не меняет, а | ||
тигренок советует | ||
повторить попытку. | ||
«Одуванчики» | Перед ребенком ставится | |
| игровая задача: помочь | |
| тигренку сдуть все | |
| «парашюты» с | |
| одуванчиков. Для этого | |
| необходимо произвести | |
| ротовой выдох. Работа с | |
| этим упражнением | |
| возможна в двух | |
| режимах: с | |
| множественными | |
| объектами и с | |
| отдельными объектами. | |
| В работе с | |
| множественными | |
| объектами | |
| отрабатывается | |
| длительный и плавный | |
| ротовой выдох – | |
| «парашюты» сдуваются | |
| со всех одуванчиков | |
| сразу. В режиме работы с | |
| отдельными объектами | |
| отрабатывается резкий и | |
| короткий выдох – | |
| «парашюты» сдуваются с | |
| каждого одуванчика |
| | отдельно. Если задание выполнено верно, то тигренок дает положительную оценку деятельности ребенка, если нет – ободряющую. |
«Бегемотик» | Изположениястоя. | |
| Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения переходят к привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае кладу ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагаю ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется «живот» в процессе дыхания. Вдох спокойный, плечи не поднимаются. | |
| Изположениясидя. | |
| Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно. | |
| Упражнение «Бегемотики» | |
| Сели бегемотики, | |
| Потрогали животики. |
| | То животик поднимается, |
То животик опускается. | ||
Изположениялежа. | ||
Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой: | ||
Бегемотики лежали, | ||
Бегемотики дышали. | ||
То животик поднимается (вдох), | ||
То животик опускается (выдох). | ||
«Рыбка» | Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается. | |
| Качаю рыбку на волне, |
| | То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет по мне. |
2. Дифференциация ротового и носового выдоха | «Вдох – выдох» | Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот. |
| | Носом вдох, а выдох ртом: |
| | Дышим глубже, а потом |
| | Шаг на месте не спеша. |
| | Как? Покажем малышам. |
| «Деревце качается» | Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста. Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя) – Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево). Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя) –Деревцо всё выше, выше (потянуться, руки вверх). |
«Ветер дует» | Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот. Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть). Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть). Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперёд, подуть) Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них). |