Файл: Контрольная работа по дисциплине Методика научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закон достаточного основания: в процессе рассуждения достаточными считаются лишь те суждения, истинность которых может быть подтверждена достаточным основанием.

Под одно и то же утверждение можно подвести бесконечное множество оснований. Однако не все они могут рассматриваться как достаточные. Каждое суждение, используемое в научной работе, прежде чем быть принятым за истинное, должно быть обосновано. Этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу.

Теория (от греч. thеоriа–рассмотрение, исследование) – это форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Теория возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики.

К любой новой теории предъявляются следующие требования [8, с. 79]:

– научная теория должна быть адекватной описываемому объекту или явлению;

– она должна соответствовать эмпирическим данным;

– в ней должны существовать связи между различными положениями, обеспечивая переход от одних утверждений к другим;

– теория должна удовлетворять требованию полноты описания некоторой области действительности и объяснять взаимосвязи между различными компонентами системы;

– теория должна обладать конструктивностью, простотой и эвристичностью.

Эвристичность теории это возможности, которые можно объяснить или предсказать.

Конструктивность теории состоит в простой проверяемости основных ее положений.

Простота теории достигается сокращением и уплотнением информации и введением обобщенных законов.

Структуру теории формируют факты и категории, аксиомы и постулаты, принципы, понятия и суждения, положения и законы. Теория всегда имеет объективное проверенное практикой обоснование.

Факт – это знание об объекте или явлении, достоверность которого доказана.

Категория – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались в результате обобщения исторического развития познания и общественной практики. К наиболее известным категориям относятся, например, материя, пространство и время, количество и качество, противоречие, необходимость и случайность, сущность и явление и др. [8, с. 84]

Аксиома (от греч. аxiоmа–положение) – это положение, принимаемое без какого-либо логичного доказательства в силу его непосредственной убедительности (истинное исходное положение). Аксиомы очевидны без доказательств; из них выводят остальные предположения по заранее обусловленным правилам.


Постулат (от лат. pоstulаtum–требование) – это утверждение (суждение). Он принимается в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и недоказуемое ее средствами, и поэтому играющее в ней роль аксиомы.

Принцип (от лат. principium–начало, основа) – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки или мировоззрения. Под принципом в научной теории понимают абстрактное определение идеи, возникающее в результате субъективного осмысливания опыта людей.

Понятие – это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы (или свойства) класса (или явления) по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятия характеризуются их содержанием и объемом. Содержание понятия – это совокупность признаков, которые объединены в данном понятии. Объем понятия – это круг тех предметов или явлений, на которые оно распространяется [8, с. 89].

Суждение или высказывание – это мысль, выраженная в виде повествовательного предложения, которая может быть либо истинной, либо ложной.

Положение – это сформулированная мысль, высказанная в виде научного утверждения

Наиболее развитой формой обобщенного научного познания является теория. Овладев теорией, можно открывать новые законы, прогнозировать и предсказывать будущее.

Процесс познания происходит по определенным правилам, составляющим основу учения – методологии.

Методология науки – это учение о принципах построения, способах и формах научного познания, т.е. это учение о структуре, логической организации, средствах и методах научной деятельности.

Таким образом, в самом общем виде знание – это результат познания, отражения в мышлении человека объекта познания. В зависимости от объекта познания, а также методов и способов получения знания, они могут делиться на обыденные, мифологические, религиозные, философские, научные и др. Научные знания занимают особое место среди этих видов знания. Понятия и предложения являются научными, если они получены посредством особых научных методов и подтверждаются в процессе практики. Процесс приобретения таких знаний называется научным познанием. А науку с этих позиций следует рассматривать как систему научных понятий о явлениях и законах природы и общества, способную служить теоретической основой для их практического преобразования в интересах всего общества.

Заключение



По мере развития своих собственных познавательных средств, своей собственной проблематики методологический анализ проникает во все более глубокие пласты научного мышления и научной деятельности, выявляя её. сложное противоречивое строение, её связи с другими сферами деятельности человека, её социально-культурные основания и характеристики.



Научные результаты оцениваются путем сравнения с аналогами, уже признанными в науке. При этом выявляется соответствие результата имеющимся представлениям о подобном виде результатов, анализируются границы применимости результата и язык описания результата. Каждый конкретный результат научного исследования должен быть известен научно-педагогическому и научно-психологическому сообществу и включен в систему научных коммуникаций, т.е. опубликован. Полученные результаты оцениваются по критериям научной новизны, теоретической и практической значимости.

В самом общем виде знание – это результат познания, отражения в мышлении человека объекта познания. В зависимости от объекта познания, а также методов и способов получения знания, они могут делиться на обыденные, мифологические, религиозные, философские, научные и др. Научные знания занимают особое место среди этих видов знания. Понятия и предложения являются научными, если они получены посредством особых научных методов и подтверждаются в процессе практики. Процесс приобретения таких знаний называется научным познанием. А науку с этих позиций следует рассматривать как систему научных понятий о явлениях и законах природы и общества, способную служить теоретической основой для их практического преобразования в интересах всего общества.

Список использованных источников





  1. Актуальные методологические проблемы научного познания. Выпуск 1. – Москва: Издательство Южного федерального университета, 2019. – 196 c. – Текст: непосредственный

  2. Байбородова, Л.В. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: моногр. / Л.В. Байбородова. – Москва: Юрайт, 2020. – 965 c. – Текст: непосредственный.

  3. Болдин, А.П. Основы научных исследований: Учебник / А.П. Болдин. – Москва: Academia, 2020. – 272 c. – Текст: непосредственный.

  4. Дрещинский В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры. – Москва: Юрайт. 2019. – 274 с. – Текст: непосредственный. – Текст: непосредственный.

  5. Кибернетика и современное научное познание. – Москва: Наука, 2019. – 430 c. – Текст: непосредственный.

  6. Космин, В.В. Основы научных исследований (Общий курс): Учебное пособие / В.В. Космин. – Москва: Риор, 2019. – 111 c. – Текст: непосредственный.

  7. Михалкин, Н.В. Методология и методика научного исследования / Н.В. Михалкин. – Москва: СИНТЕГ, 2019. – 252 c. – Текст: непосредственный.

  8. Новиков, А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков. – Москва: СИНТЕГ, 2019. – 777 c. – Текст: непосредственный.

  9. Розанова Н. М. Основы научных исследований. Учебно-практическое пособие. – Москва: КноРус. 2020. – 328 с. – Текст: непосредственный.

  10. Смирнов, В. А. Логические методы анализа научного знания / В.А. Смирнов. – Москва: Едиториал УРСС, 2019. – 264 c. – Текст: непосредственный.