Файл: Реферат по дисциплине История мировых цивилизаций Достижения и парадоксы цивилизации Древней Греции.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия – крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями тожеств, _особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины. Ранние его произведения известны ещё мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статью Афины Промахос, возвышающуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов.

Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса – основная тема творчества другого скульптора этого времени – Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов- победителей в спортивных состязаниях.

В 4 веке до н.э. ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры – драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основные события, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла, в частной и государственных сферах меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

Утратила свою популярность трагедия, зато процветала комедия. К этому времени относятся две пьесы Аристофана – «Женщины в народном собрании» и «Плутос», но зенит творчества драматурга относиться к предшествующему периоду. После Аристофана смех перестал быть обличительным, утратил политическую злободневность. Место «древней» комедии заняла «средняя», развлекающая публику обыгрыванием незначительных событий повседневности. До нашего времени не дошли произведения такого рода, известны лишь имена их авторов( Алексид, Анаксандид, Антифан, Евбул) и названия пьес.


VI в. обычно рассматривается как время поздней классики, период перехода к искусству эллинизма. В это время сократилось монументальное строительство, переместились его центры: вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Самым красивым сооружением Пелопоннеса считался храм Афины Аллеи в Теге, заменивший старый, сгоревший в 394г. Интерес современников вызывала планировка Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр Аркадского союза.

Зодчество стало приобретать несколько иной характер: если раньше в нём ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться гражданской архитектуре – театрам, помещениям для собраний, палестам, гимнасиям. Новее тенденции в архитектуре выразились в стремлении создать общеэллинский стиль – койне, здесь происходила та же унификация, что и в языке. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Сопас, Поликлет Младший, Пифей.

Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Тимофей, Бриаксид.

Достигла высокого уровня и живопись. Были широко известны такие картины основателя сикионской школы Евмолия, ученик которого Памфил, создал трактат о художественном мастерстве.

Период классики» - время наивысшего культурного подъема и прогресса во всех сферах жизни общества; время величайших открытий, творческих исканий. Центром культурной жизни явилось Афинское государство, подарившее миру плеяду ученых и творцов. В центре их внимания- человек, его проблемы, интересы, эмоции, мироощущение. Поиски смысла жизни сочетаются с наслаждением и извлечением мимолётной выгоды из сложившейся ситуации.

«Классическая» Греция – время, наполненное живым очарованием, магическим обаянием и огромной духовной мощью великого народа Эллады.

Заключение

раннегреческая цивилизация древняя греция

В данной части реферата я остановлюсь на тех главных выводах, к которым пришла, работая над темой своего исследования.

Сразу хочу отметить, что для изучения вклада древнегреческой цивилизации в историю человечества, я выбрала только её культурологический аспект, то есть в своей работе я рассматриваю достижения Эллады лишь в духовной сфере. На мой взгляд, культура Древней Греции явилась самым главным сокровищем для более поздних цивилизаций, обогатив, а также в какой-то мере, и ускорив всё их дальнейшее развитие. Однако, эллины добились огромных успехов не только в духовной сфере, они заложили фундамент в вопросах о государственном устройстве, о социальной иерархии, о рыночной экономической системе. Все эти области – предмет изучения для будущих исследователей.



В развитии греческой культуры можно выделить следующие этапы: древнейший, крито-микенский (XXX- XII вв. до н.э.); « гомеровский» ( XI-IX вв. до н.э.), архаический( VIII- VI вв. до н.э.); «классический» ( V- IV вв. до н.э.).

Каждый период своеобразен и имеет свои специфические черты. Так, саамы первый – крито-микенский представляет особый интерес для историков, поскольку сохранилось очень мало источников об этом времени; и вопросов у учёных гораздо больше, чем ответов на них. Главная загадка – таинственное исчезновение этой ранней цивилизации эллинов то ли из-за природного катаклизма, то ли из-за вторжения врагов.

Средоточением культуры в этот период стали города Микены, Тирлиф, а также острова Эгейского моря, например, Крит. Это время легенд и приданий, мифов и сказок, среди которых главенствуют такие, как: сказания о троянской войне, о царе Крита- Миносе. Это цивилизация особой монументальности, пышности; в то же время все дошедшие до нас памятники абсолютно безлики и лишены индивидуальности. После исчезновения крито-Микенской цивилизации на балканском полуострове наступает время упадка, «духовной нищеты». Это так называемый период «тёмных веков» ( XI- IX вв. до н.э.). Греки забывают свой язык, письмо, искусство ремесла. Культурные достижения сводяться в основном к гигантским каменным храмовым сооружениям, безликим скульптурам, примитивным бытовым изделиям, к устным легендам и приданиям. Однако время упадка завершается, и эллинская цивилизация вновь расцветает. В Греции появляется новым алфавит, ставшим основой для письма у целого ряда европейских народов; широчайшее градостроительством, положившим начало единой храмовой архитектуре; скульптура, в которой прослеживается стремление передать некоторую индивидуальность черт, образов; также сформировавшийся религиозный пантеон и постулат о загробном возмездии.; рождение театра, основы научных знаний, в частности философии, с её извечным желанием постигнуть смысл бытия и природу человека, рассвет литературы, связанным с творчеством великого Гомера. Период Архаики сменяется более значимым периодом «классикой».

Время наивысшего подъёма и прогресса во всех областях культуры. Научный, литературный, архитектурный, живописный бум, переворот, когда человек становится центром мироздания, творцом, первооткрывателем новых законов природы. Это период гениев, мастеров, чьи мена навеки вписаны в летопись истории человечества: Демокрит, Евклид, Гиппократ, Сократ, Платон, Аристотель, Геродот, Фукидид, Эсхил, Еврипид. Достижения «классической» Греции стали достоянием всего человечества в последующие века.


Для культуры древней Эллады на любом из этапов её развития характерны две черты: выдумка и реальность. Там, где древнейшим людям не хватало знаний, они дополняли их фантазиями, мифами и таким образом объяснили окружающий мир, своё место и свою роль в нем. В этом и заключается главный парадокс античной цивилизации, где вымысел переплетается с реальностью, легенды с действительными событиями и отделить одно от другого задача непростая даже для маститого исследователя.

Главная трудность для меня заключалась в огромном количестве материала, противоречивого, с различными трактовками одних и тех же событий. Древняя история полны пробелов, загадок, которые все учёные активно пытаються разрешить. Обилие мнений стало для меня настоящей проблемой. Я старалась придерживаться наиболее популярных и общепринятых суждений по спорным вопросам.

Однако, окончательную точку ставить в исследуемой мной теме нельзя. Поскольку с каждым днем появляется все больше новых данных, проливающих свет на загадки давно минувших времён.

Литература
Античность. С.-П., 2002, 500 с.

Античная Греция. М., 1983, 423 с.

Античная культура. М., 2002, 351с.

Античный мир. М.,2000, 475 с.

Античная цивилизация. М., 1973, 270 с.

Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988, 470 с.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегречесокй культуре. М., 1998, 600 с.

История Древнего мира. Древняя Греция. Минск, 1998, 798 с.

Куманецкий К.А. история культуры Древней Греции и Рима. М., 1992., 380 с.

Цивилизации. М., 200, 686 с.

Яковец Ю.В. История цивилизаций., М., 1995, 525 с.