Файл: Разработка логистической системы управления запасами в компании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
логистические риски связанные с доставкой, грузопереработкой, таможенными операциями, риски взаимодействия с поставщиками.

Стратегия в области сорсинга, управления закупками и рисками должна реализовываться в адекватной организационной структуре, позволяющей достичь поставленных стратегических целей, быстро приспособиться к меняющимся рыночным условиям.

Нельзя забывать, что общая стратегия управления закупками складывается из учета приоритетов и взаимодействия в основном финансового, операционного и логистического менеджмента. Для финансового менеджмента такими показателями являются: минимальные затраты на закупку, минимальные потребности в дополнительных инвестициях, минимальные финансовые риски (неполучение прибыли), максимальная скорость оборота средств, вложенных в закупку товара. Основными задачами операционного менеджмента являются полное удовлетворение заявок по номенклатуре и объему поставок, высокое качество продукции, отсутствие сбоев в поставках. «Задачами службы логистики при управлении закупками являются координация и увязка требований финансового, операционного и других видов менеджмент с общей логистической стратегией фирмы»4.

Завершающим, но немаловажным элементом является информационные технологии. Фундаментом реализации стратегии снабжения является эффективная информационная поддержка. Современные IT-приложения для автоматизации снабженческой деятельности: e-сорсинг; e-аукционы, e-аукционы; снабженческие порталы; e-торговые площадки; e-каталоги;программные модули «Закупка» КИС; MRP-II, DRP;EDI-технологии и интернет-комуникации с поставщиками; информационно-програмная реализация технологий SCM, SRM,VMI,JIT5.

1.2 Роль запасов в экономической сфере. Их классификация.
Роль запасов в экономике заключается в том, что они обеспечивают устойчивую работу торговых систем. Японцы образно сравнивают запасы с поднявшимся уровнем воды. Плавание становится спокойным, снижается риск, уходят многие проблемы, связанные с управлением судном.

Наиболее типичными целями создания запаса являются:

  1. повышения эффективности;

  2. эффективное обслуживание потребителей;

  3. страхование сбоев в поставках;

  4. защита от повышения закупочных цен;

  5. экономия на оптовых скидках;

  6. экономия на транспортировки.

Для того чтобы понять, как запасы связны с этими целями, стоит рассмотреть каждую цель в отдельности:

  1. Повышение эффективности производства за счет содержания запаса определяется следующими факторами:

  • запасы НП могут принести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования;

  • запасы материальных ресурсов и НП позволяют максимально полно использовать ресурс времени работы оборудования;

  • запасы НП и ГП (на производстве) обеспечивают выполнение графика производства при возникновении сбоев;

  • запасы ГП позволяют не снижать качество обслуживания потребителей при изменении темпа производства;

  • запасы НП и ГП позволяют избежать повышения издержек производства, связанных с привлечением дополнительных рабочих и оборудования.

  1. Обеспечение обслуживания потребителей связано с содержанием запасов по нескольким причинам:

  • запасы ГП позволяют создать резерв для компенсации сезонных колебаний спроса;

  • запасы материальных ресурсов позволяют создать резерв для сглаживания сезонных колебаний поставок;

  • запасы НП и ГП позволяют поддерживать неожиданный рост продаж;

  • запасы НП и ГП позволяют поддержать рост продаж, вызванный снижением цен производителя и другими рыночными факторами.

  1. Страхование сбоев поставки обеспечивают запасы, создаваемые на случай срыва сроков, изменения объемов поставок неудовлетворительного качества продукции.

  2. Защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных спекулятивных запасов возможна при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции при учете возможности будущего повышения цен у основных поставщиков.

  3. Экономия на оптовых скидках за счет создания запаса окажется эффективной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия на оптовых скидках, несмотря на то, что компания не сразу будет использовать запас.

  4. Экономия на транспортировке за счет повышения уровня запасов часто совмещается с идеей экономии на оптовых скидках. Транспортные расходы зачастую составляют значительную часть цены продажи. Перевозка большими партиями приводит не только к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запаса.


Таким образом, в отдельных функциональных сферах запасы помогают достичь намеченных целей, сделать бизнес стабильней. Однако такой способ обеспечения устойчивости обходится недешево. Например, если брать зарубежные источники, то по их данным на содержание одной единицы запаса продукции стоимостью в 1 доллар тратится от 15 до 35 центов и в среднем составляет 25 центов. Отечественная практика дает аналогичные результаты в расчетах: годовые затраты на содержание запасов составляют от 20 до 30 % от их закупочной стоимости.6 Отрицательная роль запасов:

  • они замораживают значительные финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы на другие цели;

  • тормозят улучшение качества, так как организация всегда заинтересована в реализации имеющихся запасов, что сдерживает закупки новых;

  • изолируют звенья логистической цепи и стадии бизнес-процесса;

  • являются причиной расходов на содержание специально оборудованных помещений, а также оплату труда специального персонала;

  • создают постоянный риск потерь в связи с возможной порчей или хищением продукции.

Следует отметить, что затраты на содержание запасов — одна из наиболее существенных статей затрат, которую целесообразно сокращать. Но все должно быть в меру, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потере прибыли.

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запасов7:

•      запасы производственные,

•      запасы товарные,

Каждый из которых, в свою очередь, также можно разделить на два вида:

•      запасы текущие;

•      запасы страховые.

Охарактеризуем каждый из названных видов запасов.

Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспе­чивать бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда (МР), поступившие к производственным потребителям различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

Товарные запасы находятся у предприятий ­ изготовителей на складах ГП, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребите­лей разного уровня продукцией.


Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.

Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения МР производственного процесса, а также реализации (распределения) ГП предприятиями-­изготовителями и организациями торговли в период между двумя смеж­ными поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

Запасы страховые предназначены для непре­рывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов явля­ется постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

Выделяют также следующие виды материальных запасов:

  • сезонные;

  • переходящие;

  • подготовительные;

  • неликвидные;

  • запасы в пути и др.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, по­требления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обес­печить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.

К переходящим запасам относят остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки.

Запасы подготовительные выделяются из производственных запасов (МР), они требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные за­пасы ГП вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

Запасы неликвидные — это длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы. Образуются в связи с ухудшением качества товаров в процессе хранения, а также вследствие морального износа. К неликвидным запасам относят также неиспользуемые запасы, которые образуются в результате прекращения выпуска продукции, для изготовления которой они предназначались. Возможны и другие случаи образования неликвидных запасов.

Запасы в пути — это запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Время пребывания запасов в пути
, то есть время транспортировки, определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия груза к месту назначения. Показатель времени транспортировки регламентируется договорами, а также утвержденными для различных видов транспорта нормативами сроков доставки грузов.

На рис. 1.2 показаны типичные варианты размещения запасов в цепочке поставщик – производитель – ритейлер – потребитель.8 Сырье должно перемещаться от источника поставок в место расположения производителя, где оно становится исходными материалами для производственного процесса. Во многих случаев это потребует наличие запасов незавершенного производства.

После того, как производственный процесс завершен, продукция должна перейти в запас готовой продукции на самом предприятии.

Следующий шаг – стратегическое размещение запасов готовой продукции по региональным складам, которые могут включать как собственные, так и взятые в лизинг распределительные центры, склады общего пользования, склады оптовиков и/или распределительные центры розничной сети.



Рис.1.2 Типичные варианты размещения запасов
Затем запасы размещаются так, чтобы потребители могли купить хранящуюся там продукцию. Потребитель размещает свои запасы так, чтобы обеспечивать индивидуальное или институциональное потребление.
1.3 Закупочная деятельность как бизнес-процесс в компании
«Процесс - это набор видов деятельности, имеющий начало и конец, выполненных в установленной последовательности, имеющий вход и выход»9. К бизнес- процессам, в частности, относится и процесс закупки.

Закупочную деятельность в более упрощенном виде можно представить как процесс последовательно реализуемых операционных циклов: планирование, заказы поставщикам, доставка, входной контроль, расчеты с поставщиками и контрагентами10.


Рис.1.3 Закупочная деятельность как процесс
Рассмотрим основные задачи управления закупками, являющиеся элементами описанного выше процесса.

Любая закупка начинается с осознания потребности, возникшей сотрудника или у какой-то системы организации. Этап идентификации потребности внутренних клиентов фирмы включает сбор и обработку заявок на предмет снабжения, а также планирование потребности в предметах снабжения.