Файл: Разработка логистической системы управления запасами в компании.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Получив заявку от функциональных подразделений, менеджер по закупкам выявляет тип закупок (ситуация типового заказа, модифицированная закупка, новая закупка) и размещает заказа.
Следует отметить, что существует несколько типов заказов на закупку:
-
Простой заказ на закупку (purchase order). Каждый заказ проходит полный жизненный цикл. -
Долгосрочный контракт (blanket purchase order). Долгосрочный контракт отличается от простого заказа тем, что в нем нет сведений о сроках и объемов заказа. Отгрузка товара происходит в рамках долгосрочного контракта по запросу покупателя. -
График поставок (supplier schedule). График поставок - долгосрочный контракт, для которого указаны точные даты и объемы поставок в течение длительного времени. График поставок позволяет свести к минимуму складские запасы. -
Системные контракты (system contracts). Системные контракты являются модификацией долгосрочных контрактов. Клиент не обязан оформлять на закупку, может просто заказывать поставку по телефону.
После размещения заказа, необходимо отслеживать прохождение заказа и гарантировать, что даты поставок будут выполнены в срок. При получении товара на складе осуществляется входной контроль качества.
1.4 Планирование закупочной деятельности как основной элемент системы управления запасами.
Процесс планирования «можно определить как процесс принятия решений относительно использования всех видов ресурсов, благодаря которым продукт доходит до конечного потребителя. Для совершенствования системы управления закупками компании необходимо выявить решения, принимаемые на всех уровнях (стратегическом, тактическом и операционном), которые были бы логически согласованы между собой и опирались на подходящий объем ресурсов. На рис. 1.3 размещены ряд типовых решений в области управления товаропотоком11.
К основным точкам левереджа (точки усиления эффективности от закупочной деятельности) можно отнести повсеместное планирование, качественное прогнозирование потребностей клиентов, двухсторонняя работа с поставщиками по оптимальным условиям поставки и закупки, работа с запасами на оптимальном уровне, решения, касающиеся уровня обслуживания потребителей.
Для успешного планирования закупочной деятельности необходимо принимать во внимание особенность логистической системы. Эта особенность определяется совокупным временем на выполнения заказа клиента в отдельно взятой отрасли. По такому принципу логистические цепочки можно разделить на три наиболее распространенные:
-
хранение запасов готовой продукции (ГП) рядом с клиентом;
-
отгрузка ГП покупателю происходит со склада поставщика; -
сбор конкретного заказа покупателя на складе поставщика и доставка.
Для таких логистических цепочек все процессы в области закупок должны быть заранее спланированы. Для этого применяются различные приемы12:
-
ROP - точка перезаказа товара;
-
Инструмент DRP - планирование потребностей при распределенных запасах. Данный инструмент остается опорой планирования для управления запасами готовой продукции; -
Планирование оптимальных спроса и предложения. Основная цель - успешно выстраивать соответствие предложения спросу в рамках временного горизонта тактического планирования, чтобы запроектированный спрос рентабельно удовлетворялся; -
Оптимальное развертывание запасов.
1.5. Анализ системы управления запасами с использованием АВС-XYZ анализа
Прежде чем формировать план закупок по товарным группам и позициям, необходимо проведение мероприятий по формированию планов продаж, основанных на полученных расчетных прогнозах. На основе плана продаж по каждой отдельно взятой позиции или товарной группы формируется в свою очередь план закупок. После чего распределяем заказы по поставщикам, и проводим все сопутствующие операции.
1.5.1 АВС-классификация
ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. В более узком смысле ABC-анализ - классификация запасов, измеряемых в единицах. Это один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и факторов.
ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:
-
А — наиболее ценные, 20 % — ассортимента; 80 % — продаж; -
В — промежуточные, 30 % — ассортимента; 15 % — продаж; -
С — наименее ценные, 50 % — ассортимента; 5 % — продаж.
В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4-5 групп. Класс A приходится на высокий годовой объем. Эти единицы могут представить только 20% общего объема единиц запаса, но они представляют 70 - 80% от общей стоимости запасов.
Класс B - это запас единиц, на которые приходится средняя величина годового объема. Эти наименования могут представлять до 30% от общего числа наименований и 15 - 20% общего объема в суммовом выражении.
Класс C образуют остальные запасы с низким объемом затрат по сумме на год. Они представляют 5% от годового объема затрат.
По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
Определяя годовой объем в денежном эквиваленте для ABC-анализа, мы измеряем годовой спрос каждой единицы наименований запаса и умножаем его на цену единицы.
Есть несколько различных методов разделения объектов на три-четыре группы значимости. Эти методы достаточно сильно различаются, но их объединяет то, что вначале все объекты анализа сортируются по мере убывания сравниваемого параметра13.
1) Метод с фиксированными группами. При использовании этого метода необходимо рассчитать накопительный итог по всем объектам анализа, начиная с самого первого - самого значимого объекта, и делить эти накопительные итоги на общий вклад всех объектов анализа. Таким образом, получим для каждого объекта анализа вклад его самого и всех более значимых объектов в общий результат. Далее необходимо выбрать фиксированные показатели, например 64/32/4, и ввести обозначение:
- первые К самых значимых объектов, которые дают 64% вклада в общий результат, - группой A;
- следующие L объектов, которые дают еще 32%, - группой B;
- остальные M позиций, которые дают оставшиеся 4%, - группой C.
Деление может быть и другим, например 80/15/5 или 50/30/20. Суть метода от этого не меняется, хотя результаты, разумеется, будут достаточно разными.
Плюсы данного метода заключаются в его легкой воспринимаемости. Считается что при нормальном выборе деления данный метод дает хороший результат. Однако при использовании этого метода следует учесть, что хорошее деление в прошлом не всегда оказывается хорошим делением в будущем и в целом данный метод «физического смысла» никакого не имеет.
2) Метод Парето. Собственно, прообразом ABC-анализа и явился знаменитый постулат Вильфредо Парето. Он утверждал, что вне зависимости от времен, стран и политических систем 20% самых богатых людей всегда владели и владеют 80% всех богатств.
Утверждал он это, не выводя никаких формул, просто эмпирически посчитав фактическое разделение богатства для разных эпох и стран. Но напрямую из этого выражения ABC-анализ не следует просто потому, что в результате такого деления мы получаем только две группы: группа A - 20% людей, имеющих 80% всех богатств, и группа C - соответственно остальные 80% людей, обладающих оставшимися 20% богатств. Более того, и сам постулат уже опровергнут нашей российской действительностью, где по оценкам 10% самых богатых людей обладают 90% всех богатств.
Но принцип понятен и применим: нам надо получить такое разбиение на группы, когда сумма вклада части объектов в общий итог (накопительный итог) и доля количества этих объектов от общего числа объектов будет равна 100%:
N / S + O / V = 100%,
где N - накопительный итог сравниваемых параметров первых O объектов;
S - общая сумма сравниваемых параметров всех V анализируемых объектов.
Кроме того, чтобы получить больше чем две группы, необходимо разбить каждую из получившихся групп на подгруппы. Делать это необходимо по тому же принципу. Соответственно, в конечную группу A попадут только лучшие из изначальной группы A, в конечную группу C попадут только худшие из изначальной группы C, а группу B мы сформируем за счет "худших из лучших" и "лучших из худших" - у них наиболее схожие значения анализируемого параметра.
Дополнительно заметим, что в зависимости от количества объектов, включенных в анализ, будет меняться и деление на группы, при этом у нас обычно есть много объектов, у которых анализируемый показатель равен нулю. То есть включение такого объекта в анализ никак не повлияет на общий результат, долю накопительного итога от которого мы ищем, но при этом повлияет на долю позиций, участвующих в этом накопительном итоге. То есть, включая такие позиции, можно искусственно увеличивать группы A и B за счет группы C. Чтобы такого не происходило, мы изначально все объекты, у которых анализируемый показатель меньше или равен нулю, отнесем еще до начала анализа в группу D, и в дальнейшем анализе они уже участвовать не будут.
Плюсами данного метода являются: деление на группы получается зависящим от самих данных, а также наличие физического смысла точек деления - соотношения, в котором происходит разделение на группы, - указывает на степень неоднородности нашего ассортимента. Как минус можно отметить сложно реализуемый расчет.
3) Метод касательных. Этот метод приобрел свое название от геометрической интерпретации метода, когда мы строим кривую накопительного итога, а потом проводим к ней касательные. Однако обычно для расчета используется аналитическая интерпретация данного метода. Деление, как и в случае с методом Парето, происходит последовательное: сначала на две группы, а потом каждую из получившихся групп делят еще раз на две. Причем точно так же мы изначально убираем из анализа в группу D все объекты с отрицательным или нулевым значением сравниваемого параметра. Делим же на группы мы так: считаем среднее арифметическое сравниваемых параметров по всем объектам анализа. В результате одна группа позиций у нас оказывается выше этого среднего, а другая - ниже. Затем повторяем деление с каждой из получившихся групп, и результат преобразуем в три группы, как это делали в методе Парето.
Плюсы этого метода: деление на группы получается зависящим от самих данных. Аналитическая интерпретация легко воспринимается и легко реализуется. Физический смысл точек деления: позиции группы A приращивают измеряемый параметр быстрее, чем растет их количество, а позиции группы C - наоборот. Кроме этого, точки деления указывают на степень неоднородности нашего ассортимента.
В выпускной аттестационной работе используем классификацию АВС основанную на принципе Парето.
Данная классификация отражает подтверждаемую торговой практикой факт: прибыль от продаж примерно 20-25 % всех артикулов ассортимента составляет около 70-80 % всей валовой прибыли (Таблица 1.1).
В соответствии с классификацией АВС весь ассортимент распределим на три или более уровня приоритета. Такой принцип разделения помогает гораздо лучше управлять закупками товаров, поскольку позволяет концентрировать усилия на участках с самой высокой отдачей.
Таблица 1.1
Классы товаров и их соотношения в общей номенклатуре товаров
Класс | Процент общего количества изделий в запасах, % | Процент общих денежных средств, связанных в запасах, % |
А | 10 | 70-80 |
В | 10-20 | 10-15 |
С | 70-80 | 10-20 |
Основные рекомендации по управлению товарными запасами групп ABC-анализа приведены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Рекомендации по управлению запасами ABC-классификации
Класс А | Класс В | Класс С |
Тщательный контроль уровня запасов | Обычный контроль. | Простейший вид контроля. |
Точный учет информации. | Обычный порядок управления запасами. | Отсутствие или незначительный учет информации. |
Точное определение объема заказа. Максимально точный прогноз. | Использование экономичного размера заказа. | Группа низшего приоритета. |
1.5.2. XYZ-классификация
Под XYZ понимается точность прогнозирования. Ошибка прогноза может оказывать значительное влияние на многие бизнес-процессы. Для изучения ошибок прогнозирования существуют целые системы показателей и методологии улучшения качества прогнозов. XYZ-анализ – один из прикладных методов, позволяющий использовать знания об ошибке прогнозирования для повышения эффективности управления процессами. XYZ-анализ обычно рекомендуется использовать для эффективного управления запасами.