Файл: Разработка логистической системы управления запасами в компании.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах:
-
Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов; -
Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации; -
Распределение по категориям X, Y, Z. -
Графическое представление результатов анализа.
Методом XYZ-анализа можно произвести классификацию товарно-материальных запасов компании в зависимости от стабильности их продаж. Чем стабильнее продажи товара, тем точнее их можно прогнозировать. При проведении XYZ-анализа осуществляется группировка товарно-материальных запасов в порядке возрастания коэффициента вариации, который характеризует степень отклонения спроса от среднего значения.
Результатом анализа является классификация товаров по трем группам:
Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.
Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 10 до 25 %.
Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 25 %.
Реальное значение коэффициента вариации для разных групп может отличаться по следующим причинам:
-
сезонность продаж, -
тренд, -
акции, -
дефицит и т. д.
Есть несколько разновидностей XYZ-анализа, например анализ плановых данных с фактическими, что дает более точный % отклонения от прогноза. Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.
Коэффициент вариации — это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.
Расчет коэффициентов вариации спроса проводится по формуле
V=δ / Xср,
где
V-коэффициент вариации;
δ - Среднеквадратическое отклонение;
Xср - среднеарифметическое.
δ= √( (∑( Xi-Xср.)²) /n ,
где Xi- i-ое значение статистического ряда потребности в запасе по месяцам;
n – кол-во значений в статистическом ряде.
Xср= (∑ Xi)/ n.
Порядок проведения XYZ-анализа:
-
Выбор классификационного признака. Для целей управления запасами в качестве классификационного признака могут быть выбраны: частота сделок, себестоимость, валовой доход и т.п. -
Вычисление коэффициента вариации. Ранжирование объектов анализа в порядке возрастания значения коэффициента вариации. -
Разбиение по группам. Объекты анализа подразделяют на три группы «X», «Y», «Z». Как правило, номенклатурные позиции со значениями коэффициента вариации от 0 до 10% относят в категорию X, от 10 до 25% - в категорию Y, остальные – в категорию Z.
Выбор подходов к управлению запасами на основе XYZ классификации представлен в табл. 1.3
Таблица 1.3
Рекомендации по управлению запасами XYZ классификации
Группа | Подход к управлению запасами | Уровень исполнения |
Х | Минимизация | Руководители групп, отделов |
Y | Оптимизация | Исполнители |
Z | Минимизация, максимизация | Руководители групп, отделов при согласовании с руководителями смежных служб |
После проведение ABC-XYZ анализа, компания может начать планировать закупки товаров с учетом плана продаж на основе различных моделей пополнения запасов.
1.6 Выбор поставщиков. Ценовые стратегии
Когда потребности в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап - выбор поставщиков. Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции. В современных условиях хозяйственные субъекты всё больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом.
Для оценки стратегии закупок по тому или иному типу товара можно воспользоваться матрицей Kraljie (ценность и риски поставок). Данная матрица представлена в Приложении 1. «Из ее анализа видно, что товары и услуги, закупаемые организацией, можно разместить в клетках матрицы, на основе клетки разрабатывать стратегии по каждому виду промышленному товару, затем конкретные стратегии, и наконец, принимать решение, какие сорсинговые стратегии и инструменты наиболее подходят для каждой категории»
14.
Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.
Возможны два направления выбора поставщика:
-
Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда). -
Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность
Среди наиболее распространенных методов выбора поставщика можно выделить: метод рейтинговых оценок; метод оценки затрат; метод доминирующих характеристик; метод категорий предпочтений.
При выборе и оценке поставщиков и партнеров организации следует принимать во внимание:
- их вклад в деятельность организации и способность создавать ценность для организации и ее заинтересованных сторон;
- потенциал для постоянного расширения их возможностей;
- расширение своих собственных возможностей, которого можно добиться за счет сотрудничества с поставщиками и партнерами;
- риски, присущие отношениям с поставщиками и партнерами15.
Рассмотрим наиболее распространенный метод - выбор поставщика на основе метода рейтинговых оценок. Суть метода выбора поставщика (группы поставщиков) сводится к определению поставщика на основе обширной системой критериев, ранжируя поставщиков по значимости того или иного критерий. Пример расчет рейтинга поставщика приведен в Приложении 2. Возможно применение методики аналитической иерархии; сравнение поставщиков по темпам роста выбранных критериев, а также методы свертывания критериев в один критерий - многокритериальная задача.
Решение многокритериальных задач осложняется разными единицами измерения оценки результатов альтернатив по разным критериям. Поэтому прежде, чем приступить к решению многокритериальной задачи, критерии необходимо привести к одной единицы измерения (обычно к безразмерному виду), т.е. нормализовать»16. Существуют различные варианты нормализации, например:
; j= ,
где - абсолютное значение j- го критерия, = min , =max , n-количество критериев.
Одним из способов решения многокритериальной задачи является приведение ее к однокритериальному виду или свертывание критериев. При разной важности критериев используется аддитивное свертывание, имеющее вид:
q(x) = (x) max, =1 , ,
где - весовой коэффициент для j-го критерия.
Если частные критерии имеют одинаковый вклад в суперкритерий (одинаковые весовые критерии), то решение находится методом равномерной оптимальности:
q(x)= (x) max ,
с помощью мультипликативного преобразования (свертывания):
q(х) = (x) max ,
или минимаксного свертывания, соответствующего поиску решения по критерию Сэвиджа:
[max (x)- (x)] min,
В закупочной деятельности при формировании отношений с поставщиками особое важное место занимает ценовая стратегия.
Возможны несколько ценовых стратегий:
-
стратегия покупки товаров непосредственно к моменту их потребления (технология «точно в срок»); -
стратегия форвардных сделок (покупка заранее для снижения риска от повышения цены на товар и материальные ресурсы); -
смешанная стратегия. (В таком случае на этапах спада практикуют оплату по факту поставки, а на этапах подъема - форвардную оплату); -
стратегия осреднения цены. (Предполагается, что в течение года цены возрастают случайным образом. Тогда закупки проводят с фиксированным интервалом времени по цене средней за интервал); -
стратегия ценовых скидок (эффективный и законный способ снижения цены).
Рассмотрим использование теоретических подходов для решения практических задач совершенствования закупочной деятельности компании ООО «Бенилюкс».
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «БЕНИЛЮКС»