Файл: Разработка логистической системы управления запасами в компании.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Логистическая система компании ООО «Бенилюкс» представлена: структурными подразделениями - арендуемым оптовым складом и офисом; поставщиками, транспортными логистическими посредниками, потребителями товара, объединенными едиными управлением для реализации корпоративной стратегии организации бизнеса. Логистическая система компании ООО «Бенилюкс» представлена на рис. 2.6
Товар на склад от основного поставщика ООО «Бенилюкс» из г. Сыктывкар, а также местных компаний доставляется услугами транспортных компаний.
Поставки от основного поставщика осуществляются с периодичностью 1 раз в месяц, в фургонах грузоподъемностью 20т., от местных поставщиков по мере возникновения потребности.
Управление закупками в компании подчинено модели с запасом на входе и выходе. Поскольку данная компания является торговой и в компании отсутствуют процессы переработки материалов и иных ресурсов в готовый продукт, то запасы на входе и есть запасы на выходе и представляют собой приобретенный товар.
Планирование и организация деятельности в области закупок представляет собой систему пополнения запасов. Прежде чем заказа от покупателя поступил в отдел продаж, компания старается заранее обеспечить страховой запас, чтобы избежать дефицит товара.
Процесс управления товарными потоками начинается с составления плана продаж и плана закупок по месяцам. План продаж и план закупок составляется на год коммерческим директором интуитивно.
Закупки ежемесячно осуществляются на основании годового плана продаж, с внесением корректировок по предварительно полученным заявкам на товар.
В компании не проводится определение потребности в товаре с учетом опыта с использованием тех или иных методов прогнозирования.
В отдел продаж поступает звонок-заявка или заявка-факс на товар определенного количества и ассортимента. Менеджеры по продажам проверяют наличие товара на складе в программе «1с Управление торговлей 8». Базы данных в офисе и на складе синхронизированы. В случае если товар имеется на складе, менеджеры уведомляют покупателя и оформляют счет на оплату. На склад отправляют наряд на комплектацию заказа из имеющегося запаса.
В случае если товара нет в наличие, заявка на данный товар отправляется коммерческому менеджеру для учета ее в плане закупок на следующий месяц. В компании существует система обслуживания привилегированных клиентов: заказ оформляется у местных поставщиков, а начальник склада организовывает доставку товара с привлечением сторонних транспортных организации, либо же собственным транспортом, если объем заказа позволяет.
После получения заявок от менеджеров по продажам коммерческий директор корректирует уже составленный план закупок на предстоящий месяц. Составляется общая заявка на товар и отправляется основному поставщику ООО «Бенилюкс» в г.Сыктывкар. Договор поставки позволяет компании покупать товар в рассрочку на месяц с фиксированной ценой с лимитом 5 млн. руб. в месяц. Далее товар в течение 6 рабочих дней доставляется транспортной компанией на склад компании.
ПОСТАВЩИКИ ПОСРЕДНИК КОМПАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛИ
Основной поставщик:
ООО «Бенилюкс»
г. Сыктывкар
Отдел продаж
«Бенилюкс»
Ремонтные компании
заказы
ЗАО «Ухтинский механический завод» г. Ухта
Розничные магазины
Оптовый склад
«Бенилюкс»
ООО «Сантехцентр-Коми» г. Сыктывкар
Строительные фирмы
ЗАО «Ухтинский экспериментально-механический завод» г. Ухта
ООО «Промторг» г. Ухта
Конкуренты (оптовые фирмы)
Материальный поток
Финансовый и информационный поток
Рис. 2.6 Существующая логистическая система компании ООО «Бенилюкс»
Из данной организации закупок и взаимодействия с поставщиками можно сделать вывод, что никакой работы по прогнозированию спроса на товар не производится. В связи с чем, часто возникает дефицит или избыток товара на складе. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса покупателей на товары других факторов, формирующих спрос.
Рассмотрим основные состояния показателей, прямо или косвенно влияющих на систему управления закупками в компании.
Анализ графика отклонений планового спроса на товар от фактически реализованного запаса показал, что процесс планирования в компании ни на уровне продаж, ни на уровне закупок не работает эффективно (Рис.2.7).
Рис.2.7 Отклонение фактической суммы реализованного товара от планового спроса в 2012 г.
Проведем анализ состояния запасов на складе. На уровень запасов влияет установленный в компании уровень обслуживания. Компания фактически не контролирует данный показатель, стараясь максимально удовлетворять все заявки покупателей. В итоге, высокий показатель для оптовой компании не эффективен и сильно влияет на запас и сумму затрат на закупки.
Рассмотрим динамику пополнения и отгрузок запаса в 2009-2012 гг. (Рис.2.8-2.9).
Рис. 2.8 Динамика пополнения запаса товара в 2009-2012 гг.
Рис. 2.9 Динамика отгрузок (реализации) товара в 2009-2012 гг.
Важной характеристикой, описывающей состояние запаса, являются остатки запаса. На рис. 2.10 представлена динамика остатков запаса товара за 2009-2012 года.
В целом, можно выявить сезонные тенденции роста запаса с конца весны до середины осени. Рост запасов свидетельствует о неэффективной закупочной деятельности.
Рис.2.10 Остатки товарного запаса по месяцам в 2009-2012 гг.
Рассмотрим основные показатели состояния товарного запаса, характеризующие закупочную деятельность за 2009-2010 года: средний уровень запаса (Таблица 2.9); запасоемкость и обеспеченность потребности запасом (Таблица 2.10).
Сохраняется общая тенденция снижения запасоемкости с января по июль (в эти периоды либо снижается уровень запаса, либо увеличиваются отгрузки), с июля по декабрь запасоемкость растет. В эти периоды снижается объем отгрузок, но запаса нарастающим итогом увеличивается.
Таблица 2.9
Расчет среднего запаса товара по месяцам в 2011-2012 гг.
Средний запас за месяц, руб. | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Средний запас за год, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
2011 | 181960,78 | 178053,24 | 173110,86 | 160494,30 | 157387,40 | 194259,02 | 219746,52 | 225915,18 | 256241,20 | 287555,60 | 295377,74 | 277978,22 | 211827,44 |
2012 | 271285,70 | 274483,22 | 278093,18 | 283047,18 | 289054,10 | 295745,24 | 302724,12 | 310055,42 | 317569,12 | 323573,80 | 327508,24 | 329702,34 | 297558,12 |
Динамика обеспеченности потребности запасом товара в 2011-2012 годах в целом повторяет динамику запасоемкости.
С января по май данный показатель колеблется от 100 до 60 дней в 2012 году. Эту обусловлено тем, что компания создает избыточный запас, чтобы застраховать будущий спрос.
С мая по июль обеспеченность запасами составляет от 55 до 40 дней. В этот период объем отгрузок также высок, но компания расходует накопленные ранее запасы и закупает меньше товара.
В качестве показателя ликвидности запасов используется следующие показатели – скорость обращения запаса и время оборота (Таблица 2.11).
Основная цель анализа оборачиваемости запасов – определить те товары, у которых скорость цикла "товар – деньги – товар" минимальна, чтобы принять решение об их дальнейшей судьбе.
Таблица 2.10
Расчет запасоемкости и обеспеченности потребности запасом за 2009-2011 гг.
Месяц | Остатки, руб. | Отгрузки, руб. | Запасоемкость | Кол-во раб. дней | Обеспеченность запасом | ||||
1 | 2 | 3 | 4=2/3 | 5 | 6=2/(3/5) | ||||
Расчет обеспеченности потребности запасом на 2011 год | |||||||||
январь | 272915,78 | 73653,4 | 3,71 | 31 | 114,87 | ||||
февраль | 276050,6934 | 72739,3 | 3,8 | 28 | 106,26 | ||||
март | 280135,696 | 122557 | 2,29 | 31 | 70,86 | ||||
апрель | 285958,6934 | 98037,7 | 2,92 | 30 | 87,5 | ||||
май | 292149,5312 | 100623 | 2,9 | 31 | 90,01 | ||||
июнь | 299340,978 | 140537 | 2,13 | 30 | 63,9 | ||||
июль | 306107,28 | 250944 | 1,22 | 31 | 37,81 | ||||
август | 314003,571 | 252502 | 1,24 | 31 | 38,55 | ||||
сентябрь | 321134,6956 | 278870 | 1,15 | 30 | 34,55 | ||||
октябрь | 326012,9174 | 205730 | 1,58 | 31 | 49,12 | ||||
ноябрь | 329003,578 | 154607 | 2,13 | 30 | 63,84 | ||||
декабрь | 330401,1122 | 143428 | 2,3 | 31 | 71,41 | ||||
Расчет обеспеченности потребности запасом на 2012 год | |||||||||
январь | 272915,78 | 85 246,68 | 3,2 | 31 | 99,25 | ||||
февраль | 276050,69 | 106 598,80 | 2,59 | 28 | 72,51 | ||||
март | 280135,70 | 96 967,68 | 2,89 | 31 | 89,56 | ||||
апрель | 285958,69 | 140 631,66 | 2,03 | 30 | 61 | ||||
май | 292149,53 | 155 336,86 | 1,88 | 31 | 58,3 | ||||
июнь | 299340,98 | 201 471,82 | 1,49 | 30 | 44,57 | ||||
июль | 306107,28 | 236 160,06 | 1,3 | 31 | 40,18 | ||||
август | 314003,57 | 324 358,44 | 0,97 | 31 | 30,01 | ||||
сентябрь | 321134,70 | 322 159,08 | 1 | 30 | 29,9 | ||||
октябрь | 326012,92 | 228 087,34 | 1,43 | 31 | 44,31 | ||||
ноябрь | 329003,58 | 199 613,94 | 1,65 | 30 | 49,45 | ||||
декабрь | 330401,11 | 150 964,02 | 2,19 | 31 | 67,85 |
Склад в большей степени выполняет функция хранения огромных объемов товаров. Для обеспечения удовлетворенности клиента компания вынуждена иметь широкий ассортимент редко продающихся товаров, тормозящих общую оборачиваемость запасов, как результат-рост числа неликвидного товара.
Таблица 2.11
Коэффициенты оборачиваемости всего товара за 2009-2012 года
год | Средний годовой товарный запас (по цене закупки), руб. | Объем продаж (по цене закупки), руб. | Коэффициент Оборачиваемости запаса | Оборачиваемость запаса, дни |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2011 | 211827,45 | 1889340 | 8,92 | 41 |
2012 | 297558,13 | 2247596,38 | 7,55 | 48 |
Недостатком существующей системы закупок можно назвать отсутствие ключевых показателей эффективности (KPI). В компании существует только единственный показатель эффективности - полученная прибыль. Цель максимизации выручки достигается посредством заказа большого ассортимента товара и выполнения срочных заказов. Общий эффект получается обратным: возрастают транспортные издержки, затраты на содержание складских запасов, рост неликвидных товаров, возрастает кредиторская задолжность поставщикам.
Результатом проделанного анализа закупочной системы можно назвать следующие проблемы:
-
Несоответствие корпоративной и логистчиской стратегии; -
Узкие места в оргструктуре в разрезе эффективности управления закупками; -
При составлении плана закупок на расчетный месяц прогнозирование потребности в товаре не производится; -
Могут быть заказаны неликвидные товары, поскольку анализ неликвидов в компании не производится; -
По причине отсутствия анализа «быстро уходящих» товаров, возникают неожиданные заявки. Результатом их удовлетворения являются высокие транспортные издержки; -
При составлении плана закупок коммерческий директор не согласовывает бюджет на закупку с главным бухгалтером. В результате – безлимитный бюджет и высокие затраты на закупку; -
В компании не оптимизирован уровень запасов; -
Компания выполняет срочные заказы для поддержания сервиса обслуживания на высоком уровне; -
Отсутствие ключевых показателей эффективности для закупочной деятельности.