ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе на тему «Трансформация человека в цифровую эпоху»
Последнее время много говорят о цифровизации экономики и все большему внедрению ИИ в экономику. Действительно, может показаться, что на смену классическому человеку разумному приходит «человек цифровой». Конечно, не нужно уподобляться луддитам индустриальной эпохи и требовать все запретить и уничтожить, например, смартфоны. Однако наравне с призывами ускорить цифровизацию многие исследователи справедливо указывают на проблемы и риски для человеческого социума, порождаемых повсеместным использованием цифровых технологий.
В рамках нашего небольшого эссе мы проанализируем доклад Андрея Курпатова в Совете Федерации, выделим узловые проблемы, плюс, посмотрим, как цифровизация может воздействовать на образовательный процесс.
Первое, на что обращает внимание докладчик, это на бурный рост информационных технологий. За исторически ничтожный период (всего 15 лет) человечество шагнуло в век интернета. В 2000 появился первый смартфон. Буквально через 5-6 лет появились сервисы, без которых сложно представить современную жизнь - YouTube и Twitter. А уже в 2015 меccенджеры по типу Watsapp и Viber стали для большинства людей обыденностью. Внедрение данных сервисов в нашу повседневную жизнь привел просто к взрывному росту объёмов потребляемой информации
В 2009 году это было, согласно, оценкам порядка 0,9 zбайт, а в 2020 44 zбайта. Через 5 лет, по прогнозам, объём вырастет до 163 zбайт). И, казалось бы, это же хорошо, и мы как педагоги должны такое только приветствовать, ведь любой учитель в том числе выполняет функцию ретранслятора информации. Однако, если приглядеться внимательней, то картина вырисовывается не самая радужная. Научные исследования последних лет доказали, что большой информационный поток приводит к угнетению умственных способностей в первую очередь тех, которые отвечают за творчество. Другими словами, мозг буквально «переедает» информацией и не в состоянии сам придумать, что-то креативное, поскольку эволюцией заложено так, что наш мозг всегда выберет самый простой путь. Если же это применить к потреблению информации, то, грубо говоря, человек лучше посмотрит Instagram Ольги Бузовой, чем прочитает Пушкина. Из этого следует, что идет постоянная примитивизация подачи информации, что, как мы уже говорили, ведет к снижению творческого потенциала.
Второй важной проблемой, затронутой в докладе, стало бесконтрольное пользование смартфонами нашими детьми. Согласитесь, ненормально, когда 3-летнему ребенку дают смартфон на неограниченное время. И дело тут даже не в том, что он может увидеть контент 18+, а в том, что проводя время за смартфоном ребенок лишается социальных навыков, так важных для любого человека. А ведь именно в этом возрасте ребенок осваивает азы социального взаимодействия.
В данном случае, дадим несколько советов, как отучить ребенка от постоянного сидения в телефоне: 1) ограничьте время за гаджетом (1-2 часа); 2) давайте ребёнку планшет только после выполнения домашних заданий или работы по дому; 3) придумайте хорошую альтернативу. Другими словами, поиграйте со своим ребенком или порисуйте; 4) устраивайте себе гаджет-детокс на несколько часов в день. Сами подавайте пример своему чаду и хотя бы вечером выпускайте смартфон из рук.
Следуя этим достаточно простым рекомендациям, можно снизить зависимость ребенка от смартфона. В образовательной же сфере нужно умело комбинировать те возможности, что дает нам цифровая эпоха. К примеру, интерактивная доска - это очень даже неплохо. Однако стоит и не забывать о классическом ведении занятий. Лучшим вариантом будет вести живой диалог со своими учениками, спрашивать, что они думают о прочитанном (если дело касается гуманитарных наук). Хотя и по биологии или химии можно устроить интересный диспут. Станьте для своих воспитанников примером социального взаимодействия и поощряйте живое общение между ними.
В целом, можно сказать, что, несмотря на все те опасности, что таит в себе цифровая эпоха, человечество уверен сможет обойти их словно рифы и создать удачный синтез из цифровых образовательных практик и традиционных с уклоном, конечно же, в последние, поскольку не один смартфон не заменит живое человеческое общение.