ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 1916
Скачиваний: 26
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и структура предмета административного права.
2. Понятие и система источников административного права.
3. Место и роль административного права в системе отраслей российского права.
4. Понятие, сущность и механизм административно-правового регулирования.
5. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, классификация
6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.
8. Административные права и обязанности физических лиц в Российской Федерации
10. Внесудебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.
12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.
13. Понятие, правовая основа создания, виды организаций как субъектов административного права
14. Административные права и обязанности организации
16. Понятие, структура и правовая основа федеральной системы исполнительной власти
19. Правительство РФ как субъект административного права.
20. Государственная служба Российской Федерации: понятие, система и принципы.
26. Понятие, структура и классификация административно-правовых методов
27. Административно-распорядительные методы
28. Методы административного санкционирования
29. Методы административно-правового ограничения и принуждения
30. Методы административного арбитрирования и административно-правовой защиты.
31. Административно-правовые акты: понятие, виды и требования к ним.
32. Административные договоры: понятие, особенности и виды.
33. Понятие, характерные признаки, система и структура административного процесса
34. Административно-распорядительный процесс
35. Административно-охранительный процесс
37. Административно-процессуальные принципы и нормы
40. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.
41. Виды административных наказаний и порядок их назначения
42. Административно-устранимые деликты: понятие, признаки, состав.
43. Понятие, сущность, виды административного контрольно-надзорного производства
44. Субъекты административного контрольно-надзорного производства, их правовой статус
45. Стадии административного контрольно-надзорного производства: понятие, общая характеристика
46. Понятие, задачи, принципы, виды производства по делам об административных правонарушениях.
47. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: понятие, общая характеристика
48. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.
50. Рассмотрение в арбитражных судах дел об административных правонарушениях
51. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности публичной администрации.
52. Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью публичной администрации.
53. Контроль законодательных органов за деятельностью публичной администрации
54. Прокурорский надзор за деятельностью публичной администрации
56. Общественный контроль за законностью в деятельности публичной администрации
57. Административно-правовое регулирование в сфере образования, науки и культуры.
58. Административно-правовое регулирование в экономической сфере
59. Административно-правовое регулирование в сфере обороны и безопасности.
60. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты.
29. Методы административно-правового ограничения и принуждения
Методы административного ограничения – это методы деятельности административно-публичных органов, направленные на обеспечение и поддержание необходимого режима безопасности государства, общественной и личной безопасности физических лиц, безопасности организаций посредством установления временных ограничений прав и свобод физических лиц и прав организаций.
Виды административного ограничения: – установление временных полных запретов на реализацию физическими лицами и организациями имеющихся у них прав и свобод; – введение временных ограничений прав и свобод физических лиц и организаций (установление частичного запрета); – возложение на физических лиц и организации специальных временных обязанностей.
Методы административного принуждения – это методы деятельности органов публичной власти, имеющие своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере публичного управления и заключающиеся во внешнем государственноправовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т. е. тех или иных неблагоприятных последствий.
Виды административного принуждения (в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения): 1) административно-предупредительные меры; 2) меры административного пресечения; 3) меры административной ответственности; 4) меры административно-процессуального обеспечения.
30. Методы административного арбитрирования и административно-правовой защиты.
Метод административного арбитрирования – система административно-правовых мер по разрешению административно-правовых споров, применяемых во внесудебном порядке в целях устранения противоречий между частными и публичными административными правами и законными интересами при их реализации, и восстановлению нарушенных прав и интересов.
Целями применения методов административного арбитрирования являются:
• – обеспечение урегулирования и согласования частных и публичных административных прав и законных интересов спорящих субъектов административных правоотношений;
• – обеспечение юридической защиты частных и публичных административных прав и законных интересов спорящих субъектов административных правоотношений;
• – обеспечение восстановления нарушенных частных и публичных административных прав и законных интересов спорящих субъектов административных правоотношений.
Виды методов административного арбитрирования:
– метод административного урегулирования споров, возникающих между субъектами административных правоотношений и не связанных с нарушением их административных прав и интересов;
– метод административной защиты и восстановления нарушенных административных прав и интересов спорящих субъектов посредством принятия властного решения, устраняющего допущенные нарушения.
Данный метод реализуется следующими способами:
1) признание обжалуемого действия административного органа незаконным и возложение на этот орган обязанности устранить наступившие в результате совершения этого действия негативные для физического лица или организации последствия (например, вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов может признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество должника и его изъятию и обязать судебного пристава-исполнителя возвратить должнику изъятое у него имущество);
2) признание обжалуемого бездействия административного органа незаконным и возложение на этот орган обязанности совершить определенное действие, которое незаконно не было им совершено в интересах физического лица или организации (например, вышестоящий административнопубличный орган может обязать нижестоящий орган принять от физического или юридического лица заявление (жалобу), выдать лицензию на осуществление определенного вида деятельности, зарегистрировать определенное субъективное право и т.п.);
3) признание оспариваемого индивидуального правового акта, изданного (принятого) административным органом в отношении физического лица или организации, не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту полностью или в определенной части и нарушающим права и законные интересы этого лица и отмена этого акта полностью или в соответствующей части (например, вышестоящий административный орган вправе отменить постановление нижестоящего административного органа о назначении физическому или юридическому лицу административного наказания или о применении к этому лицу иных административно-правовых санкций);
4) признание оспариваемого индивидуального правового акта, изданного (принятого) административным органом в отношении физического лица или организации, нс соответствующим закону или иному нормативному правовому акту полностью и нарушающим права и законные интересы этого лица или организации и принятие (издание) вышестоящим административным органом в отношении указанного лица или организации нового правового акта, восстанавливающего их права и законные интересы (такое право предоставлено, в частности, налоговым органам, разрешающим жалобы об оспаривании правовых актов, издаваемых нижестоящими налоговыми органами);
5) признание оспариваемого индивидуального правового акта, изданного (принятого) административным органом в отношении физического лица или организации, не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту в определенной части и нарушающим права и законные интересы этого лица или организации и принятие решения об изменении оспариваемого акта с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов указанного лица или организации (таким правом наделены административные органы, рассматривающие жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, налоговые органы, разрешающие жалобы об оспаривании правовых актов нижестоящих налоговых органов);
6) признание оспариваемого индивидуального правового акта, изданного (принятого) административным органом в отношении физического лица или организации, не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту полностью или в определенной части и нарушающим права и законные интересы этого лица или организации и отмена этого акта с возложением на орган, издавший (принявший) данный акт, обязанности пересмотреть его и отменить либо принять новый акт в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов указанного лица или организации (данный способ административной защиты используется, как правило, в тех случаях, когда оспариваемый акт был издан (принят) с нарушением установленной законодательством правовой процедуры, например в отсутствие лица или его представителя, в отношении которого этот акт был издан или принят (такой способ защиты нарушенных прав применяется
, например, при разрешении компетентными административными органами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях)).
31. Административно-правовые акты: понятие, виды и требования к ним.
Административно-правовой акт – это выраженное в определенной официально-документальной форме односторонне властное подзаконное решение административно- публичного органа, принимаемое (издаваемое) указанным органом в пределах его компетенции и с соблюдением предусмотренной законодательством правовой процедуры, устанавливающее общие правила поведения неопределенного круга субъектов (нормы права) либо определяющее или подтверждающее на основе материальных норм различных отраслей права субъективные права, обязанности, правовой статус неопределенного круга субъектов или индивидуально определенных физических лиц и (или) организаций, применяемые в отношении них меры поощрения, ограничения прав и свобод и принуждения, либо удостоверяющее какой-либо юридический факт.
Исходя из приведенного определения, административноправовой акт характеризуется следующими основными чертами (признаками).
1. Административно-правовой акт – это всегда властное волевое решение компетентного административно-публичного органа, непосредственно или опосредованно влекущее юридически значимые последствия для неопределенного или для определенного круга субъектов регулируемых данным актом отношений. Это означает, что в качестве акта не может рассматриваться какой-либо официальный документ, исходящий от административно-публичного органа и не содержащий властного решения в отношении указанных лиц. Например, не являются административно-правовыми актами различные процессуальные и правоустанавливающие документы, в частности протоколы, акты проверок, рапорты, свидетельства, справки, которые лишь фиксируют определенные юридические факты, несут в себе определенную информацию, но не содержат властных решений в отношении каких-либо лиц. В арбитражно-судебной практике не признаются в качестве ненормативных административноправовых актов такие официальные документы административно-публичных органов, как акты проверок, акты освидетельствования, акты (заключения) экспертиз, протоколы совершения процессуальных действий, в частности протокол об административном правонарушении, а также письма информационного содержания[2]
2. Административно-правовой акт – это властное волевое решение, которое может быть принято только административно-публичным органом в пределах его компетенции. Иными словами, такие акты могут приниматься (издаваться) только административно-публичными, а не какими-либо иными государственными органами или органами местного самоуправления и только по вопросам, отнесенным к ведению названных органов. В связи с этим не являются административно-правовыми актами правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами законодательной власти, судами (судьями), представительными органами местного самоуправления. Например, не может быть признано административно-правовым актом постановление мирового судьи или судьи районного суда по делу об административном правонарушении.