Файл: Источников административного права. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 1879

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие и структура предмета административного права.

2. Понятие и система источников административного права.

3. Место и роль административного права в системе отраслей российского права.

4. Понятие, сущность и механизм административно-правового регулирования.

5. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, классификация

6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.

7. Понятие, структура, основные виды административно-правового статуса физического лица в Российской Федерации.

8. Административные права и обязанности физических лиц в Российской Федерации

9. Особенности административно-правового статуса физических лиц, выполняющих функции должностного лица

10. Внесудебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

11. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

13. Понятие, правовая основа создания, виды организаций как субъектов административного права

14. Административные права и обязанности организации

15. Понятие, характерные признаки, административная компетенция и административные полномочия органов исполнительной власти

16. Понятие, структура и правовая основа федеральной системы исполнительной власти

17. Понятие, структура и правовая основа системы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

18. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства: понятие, соотношение, административно-публичные функции

19. Правительство РФ как субъект административного права.

20. Государственная служба Российской Федерации: понятие, система и принципы.

21. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Права и обязанности государственного служащего.

22. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.

23. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной и административной ответственности государственных служащих.

24. Понятие, характерные признаки, классификация органов местного самоуправления как субъектов административного права

25. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в сфере административно-правового регулирования

26. Понятие, структура и классификация административно-правовых методов

27. Административно-распорядительные методы

28. Методы административного санкционирования

29. Методы административно-правового ограничения и принуждения

30. Методы административного арбитрирования и административно-правовой защиты.

31. Административно-правовые акты: понятие, виды и требования к ним.

32. Административные договоры: понятие, особенности и виды.

33. Понятие, характерные признаки, система и структура административного процесса

34. Административно-распорядительный процесс

35. Административно-охранительный процесс

36. Административно-процессуальные основы деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления

37. Административно-процессуальные принципы и нормы

38. Понятие административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, её правовое регулирование.

39. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, событие, состав.

40. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.

41. Виды административных наказаний и порядок их назначения

42. Административно-устранимые деликты: понятие, признаки, состав.

43. Понятие, сущность, виды административного контрольно-надзорного производства

44. Субъекты административного контрольно-надзорного производства, их правовой статус

45. Стадии административного контрольно-надзорного производства: понятие, общая характеристика

46. Понятие, задачи, принципы, виды производства по делам об административных правонарушениях.

47. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: понятие, общая характеристика

48. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.

49. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.

50. Рассмотрение в арбитражных судах дел об административных правонарушениях

51. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности публичной администрации.

52. Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью публичной администрации.

53. Контроль законодательных органов за деятельностью публичной администрации

54. Прокурорский надзор за деятельностью публичной администрации

55. Роль судебных органов в обеспечении законности административно-правовых действий и решений публичной администрации

56. Общественный контроль за законностью в деятельности публичной администрации

57. Административно-правовое регулирование в сфере образования, науки и культуры.

58. Административно-правовое регулирование в экономической сфере

59. Административно-правовое регулирование в сфере обороны и безопасности.

60. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты.

выступают:

  • Министерство экономического развития и торговли

  • Министерство промышленности и энергетики

  • Министерство сельского хозяйства РФ.

К ним примыкают:

  • Министерство транспорта, информационных технологий и связи

  • Министерство природных ресурсов РФ.

В последнее время немаловажную роль в государственном управлении экономикой начинает играть Министерство регионального развития РФ.

Существенную роль в этом блоке, несомненно, играет Министерство финансов РФ. Из самостоятельных федеральных служб и агентств к этому блоку в первую очередь следует отнести Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по тарифам, Федеральную службу по финансовому мониторингу и Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральное агентство по атомной энергии.

Министерство экономического развития и торговли РФ остается ключевым федеральным органом исполнительным власти в разработке экономической политики и решении экономических проблем. Министерство осуществляет функции:

  • по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития

  • развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса,

  • внешнеэкономической деятельности торговли

  • имущественных отношений

  • несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций

  • оценочной деятельности

  • земельных отношений

  • инвестиционной деятельности

  • формирования межгосударственных и федеральных целевых программ

  • разработки и реализации ведомственных целевых программ

  • подготовки сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства

  • создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации,

  • управления государственным материальным резервом, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.



В частности, Министерство осуществляет:

- мониторинг и анализ социально-экономических процессов;

- разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований;

- подготовку заключений по проектам нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством;

- регистрацию проектов и программ технической помощи, ведение единого реестра проектов и программ технической помощи, а также в установленном порядке контроль за целевым использованием технической помощи на этапе организационных мероприятий;

- функции национального координационного бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза;

- координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций;

- подготовку в установленном порядке заключений по проектам федеральных целевых программ, а при необходимости организацию экспертизы указанных проектов;

- проведение проверки инвестиционных проектов;

- проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров, подготовку и представление в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены указанных мер;

- руководство деятельностью торговых представительств РФ в иностранных;

- выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий и другие полномочия.

В нормативных правовых актах Министерства экономического развития и торговли РФ, в частности, устанавливаются:

- перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;

- федеральные стандарты оценки, порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и состав включаемых в него сведений, порядок размещения в информационных системах общего пользования информации,

содержащейся в указанном реестре, порядок ее представления заинтересованным лицам, методические указания по государственной кадастровой оценке земель;

- порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий;

- критерии оценки бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны, проводимой экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам;

- нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных агентств.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и рынках финансовых услуг, о естественных монополиях и рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства РФ.

Министерство регионального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

- выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства РФ;


- разграничение полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- осуществление приграничного и межрегионального сотрудничества, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в РФ;

- защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ;

- предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в установленной сфере деятельности Министерства);

- согласование федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, осуществление прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований;

- разработка и согласование методик выделения средств государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям и внесение их в Правительство РФ на утверждение;

- координация деятельности государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.



59. Административно-правовое регулирование в сфере обороны и безопасности.


Государственное управление обороной выступает элементом системы государственного управления.

Специфика государственной управленческой деятельности в частности заключается в отнесении управленческих функций в конкретной области к подведомственности определенного органа при прямом подчинении большинства органов главе Российского государства.

При этом Правительство России, возглавляющее систему органов исполнительной власти, координирует деятельность входящих в систему органов.

Оборона как объект государственного управленческого воздействия представляет собой систему мероприятий политического, социально-экономического, военного и иного характера, касающихся подготовки к вооруженной защите и непосредственного обеспечения вооруженной защиты России, ее целостности, неприкосновенности территории.

Роль Президента РФ в государственном управлении обороной

Президент России осуществляет верховное руководство отечественными Вооруженными Силами, решает следующие задачи в рассматриваемой сфере государственного управления:

  • определение стратегических направлений отечественной военной политики;

  • утверждение отечественной военной доктрины, плана обороны и других стратегических документов в рассматриваемой сфере государственного управления;

  • в случае вооруженного конфликта, при угрозе агрессии, непосредственной агрессии против страны и пр. объявление мобилизации (общей, частичной);

  • обеспечение режима военного положения;

  • утверждение программных документов в области строительства и развития отечественных Вооруженных Сил;

  • утверждение национальной программы вооружения;

  • утверждение планов специальных, в том числе ядерных, испытаний, санкционирование их проведения;

  • утверждение структуры и состава отечественных войск и др.

Место Парламента в области государственного управления обороной

Палаты высшего законодательного (представительного) органа страны также принимают участие в государственном управлении обороной.