Файл: Источников административного права. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 1917

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие и структура предмета административного права.

2. Понятие и система источников административного права.

3. Место и роль административного права в системе отраслей российского права.

4. Понятие, сущность и механизм административно-правового регулирования.

5. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, классификация

6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.

7. Понятие, структура, основные виды административно-правового статуса физического лица в Российской Федерации.

8. Административные права и обязанности физических лиц в Российской Федерации

9. Особенности административно-правового статуса физических лиц, выполняющих функции должностного лица

10. Внесудебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

11. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

13. Понятие, правовая основа создания, виды организаций как субъектов административного права

14. Административные права и обязанности организации

15. Понятие, характерные признаки, административная компетенция и административные полномочия органов исполнительной власти

16. Понятие, структура и правовая основа федеральной системы исполнительной власти

17. Понятие, структура и правовая основа системы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

18. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства: понятие, соотношение, административно-публичные функции

19. Правительство РФ как субъект административного права.

20. Государственная служба Российской Федерации: понятие, система и принципы.

21. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Права и обязанности государственного служащего.

22. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.

23. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной и административной ответственности государственных служащих.

24. Понятие, характерные признаки, классификация органов местного самоуправления как субъектов административного права

25. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в сфере административно-правового регулирования

26. Понятие, структура и классификация административно-правовых методов

27. Административно-распорядительные методы

28. Методы административного санкционирования

29. Методы административно-правового ограничения и принуждения

30. Методы административного арбитрирования и административно-правовой защиты.

31. Административно-правовые акты: понятие, виды и требования к ним.

32. Административные договоры: понятие, особенности и виды.

33. Понятие, характерные признаки, система и структура административного процесса

34. Административно-распорядительный процесс

35. Административно-охранительный процесс

36. Административно-процессуальные основы деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления

37. Административно-процессуальные принципы и нормы

38. Понятие административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, её правовое регулирование.

39. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, событие, состав.

40. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.

41. Виды административных наказаний и порядок их назначения

42. Административно-устранимые деликты: понятие, признаки, состав.

43. Понятие, сущность, виды административного контрольно-надзорного производства

44. Субъекты административного контрольно-надзорного производства, их правовой статус

45. Стадии административного контрольно-надзорного производства: понятие, общая характеристика

46. Понятие, задачи, принципы, виды производства по делам об административных правонарушениях.

47. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: понятие, общая характеристика

48. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.

49. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.

50. Рассмотрение в арбитражных судах дел об административных правонарушениях

51. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности публичной администрации.

52. Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью публичной администрации.

53. Контроль законодательных органов за деятельностью публичной администрации

54. Прокурорский надзор за деятельностью публичной администрации

55. Роль судебных органов в обеспечении законности административно-правовых действий и решений публичной администрации

56. Общественный контроль за законностью в деятельности публичной администрации

57. Административно-правовое регулирование в сфере образования, науки и культуры.

58. Административно-правовое регулирование в экономической сфере

59. Административно-правовое регулирование в сфере обороны и безопасности.

60. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты.

14. Административные права и обязанности организации


Административная правосубъектность (как уже отмечалось выше) — это сочетание административной правоспособности и дееспособности. Административная право- и дееспособность юридических лиц возникают одновременно в момент их государственной регистрации и прекращаются в момент ликвидации.

Внешнеорганизационный блок административно-правового статуса предприятий и учреждений характеризует их

взаимоотношения с государством. В рамках внешнеорганизационного блока административно-правового статуса предприятий и учреждений содержатся следующие группы норм, регулирующих административно-правовые отношения.

• 1. Создание предприятий и учреждений. Предприятие и учреждение могут быть созданы любыми собственниками: как юридическими, так и физическими лицами. Правовым основанием создания государственного предприятия и учреждения обычно является правовой акт уполномоченного государственного органа или должностного лица.

• 2. Государственная регистрация предприятий и учреждений. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией предприятий и учреждений при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

15. Понятие, характерные признаки, административная компетенция и административные полномочия органов исполнительной власти


Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Признаки:


• органы исполнительной власти обособлены юридически и функционально;

• наделены оперативной самостоятельностью;

• осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

• обладают государственно-властными полномочиями в пределах своей компетенции;

• их деятельность носит подзаконный характер;

• имеют, как правило, постоянные штаты;

• образуются вышестоящими органами;

• подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

• постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;

• находятся на бюджетном финансировании.

Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением.

Образование, структура, порядок деятельности и компетенция закреплены в соответствующих НПА.

Принципы:

• принцип народовластия - народ является единственным источником власти;

• принцип законности - все органы обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

• принцип разделения властей;

• принцип федерализма;

• принцип гласности - НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения;

• принцип приоритета и гарантированности прав личности.

• принцип централизации - сосредоточение большей части предметов ведения и полномочий, государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти;

• принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части своих полномочий.

16. Понятие, структура и правовая основа федеральной системы исполнительной власти


Система органов исполнительной власти – это нормативно упорядоченная и внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенций между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительно-распорядительной деятельности на всей территории Российской Федерации, составляющих централизованную публичную организацию





Уровни федеральных органов исполнительной власти. Руководящие (высшие) органы (Президент РФ, Правительство РФ); органы, входящие в централизованную публичную администрацию (Администрация Президента РФ и Аппарат Правительства РФ, министерства, агентства и службы, территориальные органы). Уровни органов исполнительной власти субъектов РФ. Руководящие (высшие) органы (высшие должностные лица субъектов РФ, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ); органы, входящие в централизованную публичную администрацию субъекта РФ (министерства, комитеты, управления, департаменты, комиссии и т. д.).

Структура органов исполнительной власти. Руководители, заместители, аппарат управления (управления, отделы и т. д. и их должностные лица).



17. Понятие, структура и правовая основа системы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


ОИВ – юридически и организационно обособленный орган госвласти, наделенный государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.

Характерные черты:

- каждый госорган является составной частью единой системы органов госвласти РФ.

- государственно-властные полномочия присущи всем органам исполнительной власти

- каждый орган ИВ образуется в установленном законом порядке

- каждый госорган действует в установленном государством порядке.

Принципы:

1.Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти. Он обусловлен государственным устройством России.

В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:

а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов;

б) конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов;

в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).

2.Принцип законности проявляется в том, что все его органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
3.Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов
ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация).

4. Принцип самостоятельности органов исполнительной власти. Данный принцип вытекает из статьи 10 Конституции РФ, по которой «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Он выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов двух других ветвей власти.

5.Принцип единства системы органов исполнительной власти. Данный принцип означает то, что все органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.

6.Принцип экономичности подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.

7.Принцип народовластия

8.Принцип гласности

9.Принцип обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

18. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства: понятие, соотношение, административно-публичные функции


Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Статус федерального министерства составляют следующие положения:

- осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

-возглавляется входящим в состав Правительства РФ министром Российской Федерации (федеральный министр);

-на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской РФ и Правительства РФ;