Файл: Синкретизм второстепенных членов простого предложения в русском языке.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Синкретизм второстепенных членов простого предложения в русском языке.
Автор Евтеев Павел Андреевич.
БОУ ОО «Мезенский лицей»
e-mail:
Научный руководитель Студенникова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы БОУ ОО «Меленский лицей»
e-mail: lena.studennikova.60@mail.ru
Выполняя синтаксический разбор простого предложения в 5-7 классах, мы использовали знания и навыки , полученные в 5 классе в пропедевтическом разделе «Синтаксис». В 8 классе мы получаем новые сведения о простом предложении и его членах, и часто возникают такие ситуации, когда к одному и тому же второстепенному члену предложения можно задать два (а иногда и три) разных вопроса. Поэтому приходится усиленно размышлять, какому же из них отдать предпочтение. Ведь от этого зависит правильность разбора и полученная оценка. Я заинтересовался этим вопросом и обратился к научной литературе.
В учебнике В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» такое явление в синтаксисе именуется многозначностью. В трактовке Л.Д. Чесноковой оно называется синкретизм. Этот термин заимствован из греческого языка и обозначает «неделимость, недифференцированность форм». Существует синкретизм искусств, культур, религиозных систем.
В русском языке существует синкретизм падежей - совпадение разных форм: И.п. и В.п. неодушевлённых существительных 2 склонения (ветер), Род.п. и Вин.п. одушевлённых существительных 2 склонения (брата); Род.п., Дат. п., Предл. п. существительных 3 склонения (ночи). Такое же явление отмечается при склонении некоторых числительных.
Синкретизм наблюдается и в синтаксисе. Это происходит в том случае, если какой-то член предложения принимает на себя признаки, свойственные другим членам. Академик В.В. Виноградов отмечал, что «при зыбкости трёх категорий второстепенных членов предложения — определения, дополнения и обстоятельства - очень важны наблюдения над случаями переходными и «синкретическими» (т. е. совмещающими значения различных членов предложения). Особенно много таких случаев в кругу обстоятельств».
Работая над своим исследованием, я познакомился со многими источниками научной литературы. Но выбрал для себя пока только те факты, которые я могу осмыслить и понять.
Основные типы второстепенных синкретичных членов предложения:
определительное дополнение ( Человек с рюкзаком вошёл в электричку. Человек (какой?), человек (с чем?).
обстоятельственное определение (Мы долго будем помнить нашу поездку в Крым. Поездку (какую?), поездку (куда?).
обстоятельственное дополнение (Взъерошенные воробьи сидели на ветвях берёзы. Сидели (где?), сидели (на чём?).
обстоятельства, совмещающие значения нескольких разрядов (Май цветами провожая, распускается сирень. Распускается (когда?), распускается (с какой целью?).
Однако есть такие второстепенные члены, которые зависят одновременно от двух членов предложения. Такое явление носит название дуплексия. Слово это многозначное, образованное от английского «duplex”(двойной) и имеет отшошение к жилищу на двух хозяев. Дуплексив в синтаксисе связан с двумя членами предложения (глагольным и именным), отвечает на вопрос обстоятельства или дополнения, характеризуется двумя значениями - обстоятельства и определения или дополнения и определения и выражается именем прилагательным, именем существительным, реже - другими частями речи (именем числительным, местоимением, причастием. Такое название они получили в концепции Л.Д. Чесноковой. профессора, доктора филологических наук. Она же назвала их глагольно-именными определителями. (Испуганная взрывами, лошадь понеслась. Лошадь(какая?), понеслась (почему?).
-
Гагин сообщил мне свои планы на будущее.(Планы (какие?), планы (на что?). -
Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса.( Звуки(какие?), звуки(чего?). -
Молодость не кипела в нём, она светилась тихим светом. -
(Светилась (чем?), светилась(как?). -
Слова Гагина «свидание вам назначить» кольнули меня в самое сердце.(Кольнули( во что?), кольнули(куда?). -
Ася зарыдала и упала лицом на кровать. (Уппла (на что?, (куда?). -
Дорога к развалине вилась по скату узкой лестницы.(Дорога (какая?), вилась (куда?). К развалине. Дуплексив. -
Недалеко от этого места, в стороне от дорожки, находилась небольшая беседка из акаций...(Беседка (какая?), (из чего?). -
...всё засветилось. потемнело, изменилось, даже вино в наших гранёных стаканах заблестело таинственным блеском(Вино (какое?), заблестело (где?) в стаканах. Дуплексив.
И таких примеров в повести И.С. Тургенева очень много. Их использование делает язык писателя ярким, неповторимым.
Таким образом, можно сделать вывод, что кроме типичных членов предложения есть особые, которые делают речь семантически разнообразной.
Полученные знания могут помочь при подготовке к олимпиадам по русскому языку разного уровня, к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по предмету русский язык.
Причиной появления и существования синкретичных членов предложения и дуплексивов является потребность выразить семантику более богатую, чем у типичных членов предложения, используя при этом меньшее количество языковых средств.
Сейчас мы читаем повесть И.С. Тургенева «Ася». Это замечательное произведение о первой любви, конечно же, изобилует многообразными средствами выразительности. Но в данной ситуации меня интересуют синкретичные члены предложения. Именно их использование на страницах повести я решил проанализировать. И.С. Тургенев использует их очень часто. Примеры:
Литература.
1. В.В.Виноградов. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка). Глава 4.
-
Л.Д. Чеснокова. Синкретизм в сфере членов предложения. Филологические науки. 1988 г № 4. -
Л.А. Чернова. Обстоятельство или определение? Основные типы синкретичных членов предложения. Русская словесность. 2003 г №8. -
4.Н.В. Трошина. Современный русский литературный язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Брянск. РИО БГУ 2011 г -
В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углублённое изучение. Москва. Дрофа. 2012 г.