Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Строганова Анастасия Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 681
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно правильно организовать работу на этапе повторения изученного.
Что необходимо внести в содержание этапа повторения?
Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.
Урок обучения грамоте
УМК системы Л.В.Занкова
Тема: Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
Цель: создать условия для знакомства учащихся с новой позицией букв е, ё, ю, я.
Задачи: способствовать усвоению новых знаний о буквах е, ё, я, ю: могут обозначать два звука, если они стоят после букв гласных звуков; развивать фонематический слух учащихся; познавательные процессы; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Личностные УУД: формирование элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения; иметь представление о языке как средстве общения;
Регулятивные: принимать учебную задачу;находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Коммуникативные: иметь представление о правилах общения в классе.
I . Орг. момент
II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель нашего урока – вспомнить особенности этих букв.
III . Актуализация знаний. Открытие нового знания.
Чтение слов /на доске, столбики/ -
Я - Что прочитали? /букву, слог, слово/ Я доложить готова, что она буква, слог и слово!
як Зоя молния красная сеял
яма Рая заяц милая лаял
язык / имена / кто,что? / какая? /что делал?
ягода собственные/ предмет/ признак/ действие/
- Найдите многозначное слово – язык.
Работа по Азбуке, стр.84 – рисунки, пословицы.
Письмо – Я,я
У Яны яркая лента. – Что можете сказать про букву я?
Загадка – Он в своей лесной палате носит пестренький халатик. Он деревья лечит, постучит и легче /дятел/
Рассматривание рисунка дятла /есть пестрый, красноголовый –желна/
Описание дятла /черный жилет, красный берет, нос как топор, хвост как упор/
- Почему дятла называют лесным доктором?
4. Чтение слогов: ня, дя, бя, ся, зя, мя, тя, ря. – найдите слог, с которого начинается слово дятел /дя/
5. Рассматривание картинок птиц. Чтение названий.
Беседа о бережном отношении к птицам
Запись слов: Зяблик, дятел, цапля, овсянка, трясогузка.
- Подчеркнуть мягкое слияние.
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
Загадка – Летом катится клубок, у него колючий бок, он охотится ночами за жуками и мышами /ЁЖ. Показ рисунка ежа, рассказ о нем. Ёж – лесной, ёж морской/. Звукобуквенный анализ. Сколько слогов, что слышим в начале слова?
Вывод 1 : [йо] – в начале слова и после гласных обозначается буквой ё.
- Составьте предложение: Ёж нёс гриб.
Вывод 2 - в слове нёс буква ё обозначает один звук [о] после мягкого согласного.
Чтение слов в столбиках:
ёж ёрш поёт моё лёд гусёнок жё лтый
ёжик ёршик даёт твоё мёд утёнок шё лковый
/ работа над значениями слов/
- Почему у буквы ё две точки?
/Читаю рассказ- Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.
Запись слов: Ёж, ёлка, котёнок, клён, ревёт.
- Поставьте ударение. Что заметили?
Вывод: буква ё всегда ударная.
Работа по Азбуке, с. 79
Чтение стихотворения наизусть.
Чтение выражений-фразеологизмов с заданием: объяснить значения выражений, найти слова с буквой ё.
Письмо букв Ю,ю.
Письмо: Юрта, юмор, юнга, Юра, Юля, июль.
Ответы на вопросы.
Методические требования к организации повторения:
- не рекомендуется при повторении использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты, которые имели место при изучении их.
- задания, применяемые при повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным;
- творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 6 баллов)
3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.
Тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Состав слова | | ознакомление с особенностями однокоренных слов,с понятием «корень» | формирование понятий: «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставки | углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных надежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. |
Части речи | преобладают наблюдения и группировка слов по значению: название предметов, признаков, действий | вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи | склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм | склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм |
Предложение | разбирают предложения по смыслу, то есть о чем или о ком говорится в предложении, что именно об этом говорится | предлагается точное определение предложения, они изучают состав предложения, его структуру, знакомятся с главными членами предложения | наблюдают за главными членами предложения, учатся работать с ними. Учеников знакомят с второстепенными членами предложения, их названиями, ролью в предложении. Также в третьем классе говорят о том, что предложения подразделяются на несколько типов | знакомятся с понятием «однородные члены предложения», учатся ставить знаки препинания при однородных членах предложения |
3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.
Проанализировав три УМК: «Перспективная начальная школа», «Школа России» и «Начальная школа XXI века» на предмет Методики изучения темы "Предложение" в начальных классах можно сделать следующие выводы:
В целом все три УМК представляют изучение темы соответственно примерной общей образовательной программе начального общего образования. Но есть некоторые различия в подходе изучения данной темы.
Первое отличие – это то, что среди трех УМК точное определение предложения в учебнике вводится лишь по УМК «Школа России». В «Перспективной начальной школе» его не вводят в учебнике вообще (учитель с детьми выводят определение сами), а в учебнике «Начальной школы 21 века» вводят признаки предложения.
Второе отличие – в УМК «Перспективная начальная школа» изучение членов предложения начинается со 2-ого класса в теме «Главные и неглавные слова в предложении». Научные названия вводятся только в 3-ем классе.
Третье существенное отличие заключается в том, что только в УМК «Начальная школа 21 века» сложные предложения делят на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Кроме того, изучив разные УМК, можно отметить следующие виды упражнений, применяемые для формирования языкового понятия.
Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:
- различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);
- смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт);
- деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;
Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:
- обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
- определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);
- расположите слова по алфавиту;
- подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.
Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:
- укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);
- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;
- найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;
Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:
- найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);
- обозначьте условными знаками части слова;
- подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);
- выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы)
- сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:
- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
- составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);
- определите способ образования слова;
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
- постановка слова в указанной форме;
Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:
- отграничение одних синтаксических структур от других;
- определение структуры данной синтаксической единицы;
- нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
- составление схем предложений.
3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?