Файл: Особенности поведения олигополистических фирм в России.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
100
Q
50
Рисунок 2 - Первый этап в действиях при дуополии Курно
2 этап: После действий фирмы А на рынке появляется фирма В и пока Фирма А бездействует, сама производит 50 единиц товара по цене Р1. Соответственно на долю Фирмы А остается 50 единиц неудовлетворенного спроса. Так как по цене Р1 потребители не купят больше 50 товаров, то Фирма А принимает решение снизить цену, в результате чего смещается ее кривая спроса в положение D1 и кривая предельных издержек в положение MR1. Снова учитывая правило максимизации прибыли MR=MC, фирма А устанавливает для себя новый объем выпуска Q= 50/2=25 и новую цену на продукцию P2.
3 этап: В качестве ответного шага Фирма В начинает производить 75 единиц продукции по цене Р2, что снова заставляет Фирму А пересмотреть цену и оптимальный размер выпуска продукции[4, c.142].
Рассмотрим, как менялся уровень удовлетворения спроса в результате действий этих фирм:
1 этап: на рынок поставляется 50 единиц продукции
2 этап: на рынок поставляется 25+50=75 единиц продукции
3 этап: на рынок поставляется 12,5+75=87,5 единиц продукции из необходимых 100 единиц.
Соответственно можно сделать вывод, что при нескоординированной дуополии Курно потребительский спрос почти удовлетворен или же стремится к полному удовлетворению.
Поведение фирмы - дуополиста по модели Курно представлено на рис.3.
Рисунок 3 - Поведение фирмы - дуополиста по модели Курно
Отсюда, практическим значением модели Курно для определения стратегии поведения фирмы – дуополиста является то, что каждый из конкурентов изменяет свой объем производства продукции в ответ на изменения выпуска другой фирмы до тех пор, пока такие изменения увеличивают прибыль [19, c.127].
Но моделью Курно не учитывается обстоятельство: если бы первая фирма начала предпринимать активные действия и, к примеру, значительно снизив цены на продукцию, не допустила бы конкурента на рынок.
Модель Штакельберга - это развитие модели Курно, в ней также рассматривается дуополия, только один из производителей выступает в роли лидера, а другой – в роли аутсайдера. Согласно данной модели первым решение об объеме своего производства принимает производитель – лидер, и соответственно аутсайдер рассматривает оставшийся после этого неудовлетворенным спрос отрасли как свою долю рынка.
Данная ситуация на рынке может возникать при неравномерном распределении информации. Например, лидеру известно, по какой функции последователь рассчитывает свои затраты, в то время как аутсайдер (или последователь) ничего не знает о производственных возможностях лидера. При таком разделении влияния на отрасль отсутствует необходимость в стратегических решениях, так как прибыль лидера зависит только от объема выпущенной им продукции (Q1) и нацелена на максимизацию, а прибыль последователя зависит от уравнения реакции на решения первой фирмы(Q2=Q2(Q1)).
Рисунок 4 - Изопрофиты
Обычно сопоставляется равновесие Курно с равновесием Штакельберга, для этого используются дополнительные показатели для графика, а именно изопрофиты – линии равной прибыли. Уравнение изопрофиты получается путем решения уравнения прибыли дуополии относительно ее выпуска при заданной величине прибыли [22, c.68].
Изопрофиты представлено на рис.3.Чем ниже располагается изопрофита, тем большему размеру прибыли она соответствует, в связи с тем, что ее приближение к оси OX соответствует росту объема производства фирмы – лидера и соответственно уменьшению Q второй фирмы.
Для корректного сравнения на одном графике нужно изобразить кривые реакции дуополистов, а также линии равной прибыли для каждой фирмы (изопрофиты).
Равновесие Штакельберга и Курно представлено на рис.5.
Рисунок 5 - Равновесие Штакельберга и Курно
Различием этих двух моделей является то, что Курно предполагал, что оба дуополиста равноправны, а модель Штакельберга рассматривает ситуацию, когда один из дуополистов – лидер, а другой последователь.
Причем равновесием Курно будет являться точка С, а равновесие Штакельберга будет достигаться в точке касания линии реакции последователя с наиболее низкой изопрофитой лидера (если лидер – фирма А, то равновесие Штакельберга - Sa, если лидер – фирма В, то – Sb) [6, c.137]
Модель ассиметричной дуополии, которую предложил Штакельберг в 1934 году является своеобразным продолжением модели количественной дуополии, которую исследовал Курно
, а сама специфика модели состоит в том, что дуополисты могут выбрать какого типа поведения им придерживаться: стремиться быть лидером или оставаться последователем. Иными словами, модель Штакельберга – теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии.
Картель является одним из проявлений олигополистической структуры рынка. Возникает в результате стремления производителей – олигополистов к кооперативому поведению. Согласно определению, картелью является один из видов олигополии, характеризующийся объединением конкурентов и совместным согласованием вопросов, которые касаются цен и объемов производства данной отрасли, с целью установить монопольное равновесие. В случае организации картеля олигополисты получат наибольшие прибыли, так как будет иметь место скрытый или явный сговор о распределении объема производства для поддержания монопольной цены на данном рынке.
Сущностью картеля является то, что при появлении возможности совместного увеличения доходов путем повышения цен и сокращения объемов производства олигополисты принимают решение объединиться, чтобы диктовать рынку свои условия почти на правах монополии. Картель предполагает наличие формального письменного соглашения, в котором освещены единый уровень цен, уровень объема производства, доля (квота) каждого из олигополистов в общем производстве (или географическое распределение рынков), также оговаривается политика в отношении поставщиков ресурсов, в основном, относительно профсоюзов [15, c.204].
Для избежания притока в отрасль новых конкурентов картель может установить лимитную цену, которая не позволяет новым фирмам получить прибыль.
Определение лимитной цены представлено на рис.6.
Рисунок 6 - Определение лимитной цены
Кривая A является средними затратами на производство всех членов картеля. Сочетание Pm, Qm – точка Курно. Сочетание PL, QL – комбинация, которая выбирается картелем для предотвращения появления новых конкурентов.
Ранее была рассмотрена скоординированная модель олигополии – картель, которая запрещена законодательством многих стран, в том числе и России. На практике производители сталкиваются с неведением относительно действий конкурентов, т.е. существуют на рынке в условиях нескоординированной олигополии. Особое внимание при изучении такой олигополистической структуры рынка уделяется модели ломаной кривой спроса, известной как модель Суизи, которая была предложена в 1939 г. П. Суизи и независимо от него Р. Холлом и К. Хитчем. Данная модель рассматривает изменение кривой спроса с учетом реакций фирм-конкурентов в условиях олигополий[7, c.149].
Модель Суизи представлена на рис.7.
Рисунок 7 - Модель Суизи
Сущностью модели Суизи является предположением, что на снижение одним из олигополистов цены на продукцию остальные конкуренты прибегнут к ответному, но адекватному снижению цены, а при повышении цены одной из фирм остальные оставят свои цены неизменными [23, c.52].
В данной модели рассматривается ситуация, когда на олигополистическом рынке несколько фирм производят схожий продукт, причем рынок находится в состоянии равновесия P* и q*. Стремясь увеличить свою прибыль, Фирма А, имея кривую спроса Dа на свою продукцию, принимает решение расширить производство до q1, одновременно с этим снижая цену до уровня P1. Однако это приведет к оттоку определенного количества покупателей от других производителей в пользу Фирмы А, что безусловно вызовет у них ответную реакцию. Остальные фирмы олигополиста на подобнее действия тоже адекватно снижают цену, в результате чего снизится эластичность спроса на данный товар и кривая спроса для Фирмы А переместится в положение Dб. После такого изменения при снижении цены до P1 Фирма А может рассчитывать только на уровень производства, равный q*1. Если обобщить ситуацию, то для отраслевого спроса тоже будет характерна ломаная кривая спроса с двумя участками, где т. Е будет являться точкой перегиба, определяющей равновесную рыночную цену и оптимальный объем выпуска отдельных фирм.
Однако помимо кривой спроса особую форму имеет кривая предельных издержек. Если для кривой D характерна точка излома, то у кривой MR наблюдается разрыв ST, так как появляется существенное различие в эластичности спроса. Этот разрыв обратно пропорционален количеству фирм в отрасли, т.е. чем меньше фирм в отрасли, чем более они похожи по производственной мощности, чем более стандартизирован продукт и чем теснее взаимодействие между ними, тем больше будет разрыв для кривой MR, причем если фирмы максимизируют свою прибыль согласно правилу MC=MR, а кривая предельных издержек колеблется в промежутке ST, то объем производства и уровень цены для фирмы будут оставаться неизменными[1, c.135].
Модель Суизи является наглядной иллюстрацией механизма ценовой конкуренции в условиях олигополии. На практике значение данной модели достаточно велико, так как в связи с невозможностью точного определения точки перегиба, а также просчета реакции конкурентов фирмы олигополисты, учитывая ломаный вид кривой спроса стараются поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в неценовую область.
Модель Чемберлина основана на предположении, что фирмы - дуополисты способны сделать некоторые выводы из своего опыта. Сущность данной модели поведения производителей состоит в том, что они не будут придерживаться предположений о выпуске друг друга, так как видят, что он изменяется вслед за их собственным решением, а увидят смысл в сотрудничестве для максимизации совместной прибыли. То есть без вступления в сговор, они приходят к возможности установления монопольной цены на их продукцию.
Модель Чемберлина представлена на рис.8.
Рисунок 8 - Модель Чемберлина
DD1 – кривая спроса на продукцию олигополии
1 шаг: дуополист 1 начинает производство с максимизирующего прибыль объема производства Q1
2 шаг: Для второго дуополиста при допущении Курно, что выпуск первого останется неизменным, участок AD’ – кривая остаточного спроса на его продукцию. Вторая фирма пытается максимизировать свою прибыль, покрывая половину остаточного спроса Q1Q2.
3 шаг: 1 фирма понимает, что на ее действия есть ответная реакция, и сокращает свой выпуск с Q1 до Q’1, а цена вернется с положения P в положение Pm.
4 шаг: Второй дуополист понимает выгоду продажи одинакового количества продукции по завышенной цен, сохраняет объем своего производства.
Итог: Не прибегая к сговору, дуополистам удалось добровольно и независимо друг от друга придти к монопольному положению на рынке, причем рынок будет поделен между этими дуополистами поровну.
Модели Курно и Чемберлина различаются представлениями продавцов о решениях друг друга. То есть в модели Курно производитель при максимизации своей прибыли считает, что объем производства другого дуополиста постоянен. В то время как в модели Чемберлина производители учитывают возможные реакции соперника на свои действия, которые в какой - то степени будут сочетаться с его собственными интересами. Из этого следует вывод, что модель Чемберлина более реалистична и удобна для применения на практике.