Файл: Особенности поведения олигополистических фирм в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Становление олигополистического рынка в России


Становление современных российских олигополий произошло в период формирования рыночных отношений. Процесс развития отечественных олигополий можно разделить на несколько этапов, которые характеризуются составом субъектов, уровнем конкуренции между ними, наличием государственного вмешательства.

Первый этап: становление современных олигополий в период системного кризиса (1991-1994 годы). В этот период олигополии формировались за счет государственных концернов в нефтедобывающей и машиностроительной области, приватизируемых металлургических предприятий. Уровень конкуренции был достаточно низким. На рынке начали появляться зарубежные олигополисты.

Второй этап: укрупнение субъектов олигополистических рынков (1994-1998 годы). В это время происходит приватизация крупнейших предприятий. Зачастую приобретались непрофильные активы на выгодных условиях. Наблюдается перераспределение прав собственности на олигополистические предприятия, на российском рынке происходит закрепление иностранных олигополистов [16, c.93].

Третий этап: структурные преобразования на олигополистических рынках (1998-2003 годы). Происходит укрепление позиций олигополистов сырьевого сектора и перерабатывающей промышленности. Разнопрофильные активы структурируются в единые эффективные компании типа «Роснефти», ЮКОСа. Наблюдается активное поглощение зарубежными олигополистами российских предприятий.

Четвертый этап: укрепление позиций российских сырьевых олигополистов на национальном и зарубежном рынках (2003-2008 годы). Данный период характеризуется установление тесных отношений олигополистов с государством. Происходит фундаментальный сдвиг от предприятий-индивидуалистов к сложным конфигурациям предприятий-партнеров. Наблюдается ужесточении конкуренции между отечественными и зарубежными олигополистами.

Пятый этап: возврат государства на олигополистические рынки в период мирового экономического кризиса (2008-2014 годы). Наиболее влиятельными олигополистами становятся компании с участием государственного капитала, которые заставляют потребителей принимать новый уровень цен. Объявляется приватизация ряда олигополистических компаний. Укрепляются позиции олигополистов в сырьевой отрасли на мировых рынках. Развитие олигополий происходит при государственной поддержке.


Шестой этап: функционирование российских олигополистов в период действия экономических санкция (2014 год – настоящее время). Наблюдается высокий уровень влияния государства на олигополистов, продолжается их поддержка. Усложняется доступ олигополистов к мировым финансовым ресурсам. Появляется потенциальная возможность роста для российских олигополистов в связи с проведение правительством активной политикой импортозамещения и ответными мерами на вводимые в отношении России санкции[5, c.113].

Выводы по главе 2

При олигополистической структуре каждым крупным производителем оказывается существенное влияние на действия конкурентов и на состояние всей отрасли. Для изучения стратегий поведения фирм в условиях олигополии существует достаточное количество моделей. Но никакая из них не считается универсальной. Регулированием олигополий в России занимается


3. Место олигополий в современной экономике России

3.1.Особенности российских олигополистических отраслей
Российский рынок обладает рядом особенностей, связанных с советским прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, существенный перевес в сторону производства средств производства и ВПК, а также высокая степень концентрации управления хозяйствующими субъектами привели к наличию высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим велико значение олигополистического рынка для современной экономики России. Согласно статистике явная олигополия существует в сырьевых отраслях, черной и цветной металлургии, т.е. в отраслях на которые опирается современная экономика России. Уровень производства, сосредоточенный в «руках» восьми ведущих фирм, для данных отраслей колеблется от 51 до 62 %. Также нельзя отрицать олигополизированность основных подотраслей химической промышленности и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность) [29, c.116].

Полной противоположностью является уровень концентрации производства в легкой и пищевой промышленности. В этих отраслях данный показатель, рассматривающий 8 ведущих фирм, не превышает 10 % от общего объема производства.

Черная металлургия – одна из классических примеров отраслей олигополистического рынка России. На данный момент на рынке представлено около 20 фирм, но 80 % рынка держат 7 металлургических компаний среди которых: ММК, Северсталь, Новолипецкий металлургический комбинат.



Нефтяная промышленность также считается одной из олигополий России. Ей характерно наличие вертикально-интегрированных нефтяных компаний (так называемые ВИНКи - промышленные корпорации, деятельность которых объединяет на финансово-экономической основе полный цикл технологически взаимосвязанных производств: поиск, разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка природного сырья — создание товарного продукта и реализация его потребителю), осуществляющих деятельность на всех сегментах рынка. Продавцами на всех рынках нефтепродуктов являются крупнейшие ВИНКи: группы лиц ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ТНК-ВР Холдинг» (согласно «Докладу о состоянии конкуренции в Российской Федерации» на 2022 год Федеральной Антимонопольной службы России) [30].

По сообщениям центральных СМИ, стоимость акций отечественного олигополиста ПАО «Газпром», оцененная в 70,7 млрд. долларов. В американском журнале Business Week занимает 47 строчку рейтинга.

В числе российских компаний также - «Сургутнефтегаз» - 183 место, «ЛУКОЙЛ» - 206, ЮКОС - 234, «Сибнефть» - 437, «Норильский никель» - 452, «Мобильные телесистемы» - 464, РАО «ЕЭС России» - 490 и «Сбербанк» - 717 место. При составлении рейтинга в первую очередь учитывался объем рыночной капитализации компаний по состоянию на 31 мая 2013 года.

В первую «десятку» попали 8 компаний из США, а также British Petroleum и Royal Dutch/Shell. Лидер рейтинга не изменился, им по-прежнему остается корпорация General Electric, которая стоит сегодня более 383 млрд. долларов. Всего же в списке представлены 423 американские корпорации. Таким образом, практически каждая вторая компания из первой тысячи работает на США.

Отрасли экономики России с высокой рентабельностью представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Отрасли экономики с высокой рентабельностью




рентабельность (%) продукции в 2022 г.

В целом по экономике

11,3

Промышленность

14,1

Топливная промышленность

22,0

Нефтедобывающая

21,5

Нефтеперерабатывающая

16,1

Газовая

47,7

Черная металлургия

16,1

Цветная металлургия

27,8

Трубопроводный транспорт общего пользования

20,5

Морской транспорт

22,6

Связь

35,8


Наибольшая рентабельность продукции в промышленности наблюдается в газовой промышленности (47,7%), цветной металлургии (27,8%), топливной промышленности (22%).

Наибольшая рентабельность по отраслям приходится на связь (35,8%). По морскому транспорту рентабельность составила 22,6%, трубопроводному транспорту общего пользования – 20,5%, промышленности – 14,1%.

Рентабельность продукции в целом по экономике составила в 2021 году 11,3%.

В таблице 2 представлены лидеры олигополистического рынка России.

Таблица 2 – Крупнейшие в России фирмы-олигополисты

Место

итогам

по

2021 года

Группа компаний / ком-

пания

Отрасль

Объем реализации в

2021году (млн руб.)
















1




Газпром

Нефтяная и нефтегазо-

вая промышленность

6384003




2

Лукойл

5475180




3

Роснефть,

5163000




4

Сбербанк России

Банки

2840900




5

РЖД

Транспорт и логистика

2251703




6




Ростех

Машиностроение

1589000




7

Х5 Restail Group

Розничная торговля

1295008




8

Банк ВТБ

Банки

1185800




9

Сургутнефтегаз

Нефтяная и нефтегазо-

вая промышленность

1175019










10

Магнит, розничная сеть

Розничная торговля

1142277





Черная металлургия является классической отраслью для рынка олигополии. Так как Россия является одним из лидеров по запасам железной руды, то эта отрасль является ключевой. Сегодня на рынке представлено более 20 компаний, но 75% рынка держат 5 металлургических компаний (группа «ММК», ЧТПЗ, Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат, Челябинский металлургический комбинат, Уральская сталь) [30].
Россия является одним из лидеров мирового энергетического рынка. Она является ключевым поставщиком нефти для европейских стран. В России до-бычу нефти осуществляют 9 основных компаний ВИНК (вертикально-интегри-рованные нефтяные компании), а также около 150 средних и малых компаний. На долю 9 крупных компаний приходится около 90% всей добываемой нефти в стране. Лидерами нефтегазовой отрасли в России являются ПАО «Роснефть» и ПАО «ЛУКОЙЛ».
3.2. Анализ олигополии на примере рынка сотовой связи в России
Рынок мобильной связи в России – один из самых ярких примеров олигополий, так как на рынке действуют несколько крупных фирм, предлагающих идентичную продукцию. Несмотря на то, что рынок мобильной связи существует в России уже около 17 лет (если считать с момента основания одной из первых крупнейших компаний), численность абонентов продолжает расти удивительно быстрыми темпами. Однако российский рынок мобильной связи не заполнен даже наполовину, если учитывать, что население России составляет 143,6 млн. человек. Это свидетельствует о том, что при благоприятном экономическом развитии России и росте доходов населения, количество потребителей сотовой связи будет неуклонно расти.

В европейских странах структура рынка мобильной связи включает в себя одного или двух доминирующих и двух – четырех небольших операторов, а общая доля остальных производителей данных услуг в среднем составляет 20-30 %. Примерно такая же ситуация наблюдается на российском рынке, но со своими особенностями.

Более 80% рынка сотовой связи в России контролируется так называемой «большой тройкой» - три крупнейшие компании российского рынка: ПАО МТС (34,5 %), ПАО «Билайн» (25,1%), ПАО «Мегафон» (23%). Чтобы оценить степень концентрации на данном рынке необходимо вычислить индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)

* индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI