ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
89 ная Германия (при подталкивании со стороны США) все­
таки официально признала постоянной rраницу с Польшей по Одеру-Нейсе, и этот шаг ликвидировал для Польши самую важную из всех помех на пути к более тесным взаи­
моотношениям с Германией. Благодаря некоторым после­
дующим взаимным жестам доброй воли и прощения эти взаимоотношения претерпели заметные изменения. Объем торговли между Германней и Польшей резко возрос (в 1995 г.
Польша заменила Россию в качестве самого крупного тор­
гового партнера Германии на Востоке) ; кроме того, Герма­
ния приложила больше всего усилий для организации вступ­
ления Польши в Европейский Союз и (при поддержке
Соединенных Штатов) в НАТО. Можно без иреувеличения сказать, что к середине 90-х годов польско-германское со­
трудничество стало приобретать значение для Центральной
Европы, сравнимое со значением для Западной Европы произошедшего ранее франко-германского урегулирования.
Через Польшу влияние Германии может распростра­
ниться на север - на республики Балтин - и на восток ­
на Украину и Беларусь. Более того, рамки германо-польско­
го сотрудничества в пекоторой степени расширились благо­
даря тому, что Польша несколько раз принимала участие в важных франко-германских дискуссиях по вопросу будуще­
го Европы. Так называемый «веймарский треугольник» (на­
званный так в честь немецкого города, где были впервые проведены трехсторонние франко-германо-польские кон­
сультации на высоком уровне, ставшие впоследствии регу­
лярными) создал на Европейском континенте потенциаль­
но имеющую большое значение геополитическую «ось», охватывающую около 1 80 млн. человек, принадлежащих к трем нациям с ярко выраженным чувством национальной самобытности. С одной стороны, это еще больше укрепило ведущую роль Германии в Центральной Европе, но, с другой стороны, эта роль несколько уравновешивалась участием
Франции и Польши в трехстороннем диалоге.
Очевидная приверженность Германии продвижению ключевых европейских институтов на восток помогла стра­
нам Центральной Европы, особенно менее крупным, сми­
риться с лидерством Германии. Взяв на себя такие обяза­
тельства, Германия предприняла историческую миссию, сильно отличающуюся от некоторых довольно прочно уко­
ренившихся западноевропейских взглядов. Согласно таким взглядам, события, происходившие восточнее Германии и

90
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Австрии, воспринимались как не имеющие отношения к настоящей Европе. Этот подход - сформулированный в начале
XVIII века лордом Болинrброком3, который утверж­
дал, что политическое насилие на Востоке не имеет значе­
ния для Западной Европы, - проявился во время мюнхен­
ского кризиса
1 93 8 года; а также нашел трагическое отражение в отношении Великобритании и Франции к кон­
фликту в Боснии в середине 90-х годов. Он может проявить­
ся и в проходящих в настоящее время дискуссиях по поводу будущего Европы.
В противоположность этому в Германии единственным существенным дискуссионным вопросом бьm вопрос о том, следует ли сначала расширять НАТО или Европейский
Союз. Министр обороны склонялся к первому, министр иностранных дел - ко второму, и в результате Германия стала считаться сторонницей расширенной и в большей степени объединенной Европы. Канцлер Германии говорил о том, что 2000 год должен стать годом начала расширения
Европейского Союза на восток, а министр обороны Герма­
нии в числе первых отметил, что 50-я годовщина создания
НАТО является подходящей символической датой для рас­
ширения альянса в этом направлении. Таким образом, гер­
манская концепция будущего Европы не совпала с пред­
ставлениями главных союзников Германии: англичане выеказались за расширение Европы, поскольку они видели в этом способ ослабить единство Европы; французы боя­
лись, что расширение Европы усилит роль Германии, и поэтому предпочитали интеграцию на более узкой основе.
Германия поддержала и тех и других и таким образом заня­
ла в Центральной Европе свое особое положение.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ США
Центральный для Америки вопрос - как построить Евро­
пу, основанную на франко-германском объединении, Евро­
пу жизнестойкую, по-прежнему связанную с Соединенными
Штатами, которая расширяет рамки международной демок­
ратической системы сотрудничества, отчего в столь боль­
шой мере зависит осуществление американского глобаль-
3
См. History of Europe, from the Pyrenean
Реасе to the Death of Louis XIV.


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
9 1 ного первенства. Следовательно, дело не в том, чтобы выб­
рать между Францией и Германией. Европа невозможна как без Франции, так и без Германии.
Из приведеиного выше суждения следуют три основных вывода:
1 . Вовлеченнасть США в дело европейского объедине­
ния необходима для того, чтобы компенсировать внутрен­
ний кризис морали или цели, подрывающий жизнеспо­
собность Европы, преодолеть широко распространенное подозрение европейцев, что Соединенные Штаты в конеч­
ном счете не поддерживают истинное единство Европы, и вдохнуть в европейское предприятие необходимый заряд де­
мократического пьmа.
Это требует ясно выраженного за­
верения США в окончательном прин.ятии Европы в каче­
стве американского глобального партнера.
2. В краткосрочной перспектине тактическое противо­
стояние французской политике и поддержка лидерства Гер­
мании оправданны; в дальнейшем же, если подлинная Евро­
па на самом деле должна стать реальностью, европейскому объединению потребуется воспринять более характерную политическую и военную идентичность.
Это требует по­
степенного приспособления к французскому видению воп­
роса о распределении полномочий в межатлантических органах.
3 .
Ни Франция, ни Германия не сильны достаточно, что­
бы построить Европу в одиночку или решить с Россией неясности в определении географического пространства
Европы.
Это требует энергичного, сосредоточенного и решительного у частия США, особенно совместно с нем ­
цами, в определении европейского пространства, а следо­
вательно, и в преодолении таких чувствительных -осо­
бенно для России - вопросов, как возможный статус в европейской системе республик Балтии и Украины.
Один лишь взгляд на карту грандиозных просторов Евра­
зии подчеркивает геополитическое значение для США ев­
ропейского плацдарма, равно как и его географическую скромность. Сохранение этого плацдарма и его расширение как трамплина для продвижения демократии имеет прямое отношение к безопасности Соединенных Штатов. Суще­
ствующие расхождения между соображениями американс-

92
В ЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА кой безопасности в глобальном масштабе и связанным с этим распространением демократии, с одной стороны, и кажущимся безразличием Европы к этим вопросам (несмот­
ря на самопровозглашенный статус Франции как глобаль­
ной державы) - с другой, необходимо снять, а сближение позиций возможно лишь в том случае, если Европа примет более конфедеративный характер. Европа не может стать однонациональным государством из-за стойкости ее разно­
образных национальных традиций, но она способна стать формированием, которое через общие политические орга­
ны совокупно выражает разделяемые им демократические ценности, определяет свои собственные, унифицированные интересы и является источником магнетического притяже­
ния для своих соседей по евроазиатскому пространству.
Оставленные одни, европейцы рискуют оказаться погло­
щенными своими собственными социальными проблемами.
Восстановление европейской экономики заслоняет долго­
срочную цену его кажущегося успеха. Эта цена наносит экономический, а также политический ущерб. Кризис по­
литической легитимности и экономической жизнеспособ­
ности, с которыми во все большей степени сталкивается - но которые неспособна преодолеть - Западная Европа, коренится глубоко в повсеместном распространении под­
держиваемого государством общественного устройства, по­
ощряющего патернализм, протекционизм и местничество.
В результате - состояние культуры, сочетающее эскапис­
тский гедонизм * с духовной пустотой, состояние, которое может быть использовано в своих интересах националисти­
чески настроенными экстремистами или Идеологами-догма- тиками.
Такое положение, если оно примет характер эпИдемии, окажется смертельным для демократии и европейской Идеи.
Две последние в действительности связаны с новыми про­
блемами Европы - будь то иммиrрация или экономико­
технологическое соперничество с Америкой или Азией, не говоря уже о необходимости политически стабильного ре­
формирования существующих социально-экономических структур, - и эффективно заниматься ими можно только в расширяющемся континентальном контексте. Европа большая, чем сумма ее частей - то есть видящая свою гло-
* Бегство от действительности через получение эгоистическо­
го удовольствия и наслаждения.
-
При.м. пер.


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАцдАРМ
93 бальную роль в продвижении демократии и более широкой проповеди гуманитарных ценностей, - с большей вероят­
ностью будет Европой, твердо невосприимчивой к полити­
ческому экстремизму, узкому национализму или социально­
му гедонизму.
Не стоит ни пробуждать старые опасения о германо-рос­
сийском сближении, ни иреувеличивать последствия такти­
ческого флирта французов с Москвой, испытывая озабочен­
ность геополитической стабильностью в Европе - и местом Америки в ней - из-за возможной неудачи пред­
принимаемых в настоящее время усилий европейцев по объединению. Любая подобная неудача на самом д�е, воз­
можно, повлекла бы за собой возобновление некоторых традиционных для
Европы маневров. Это, несомненно, со­
здало бы возможность для геополитического самоутвержде­
ния как России, так и Германии, несмотря на то что, если европейская история чему-нибудь учит, ни та ни другая, вероятно, не достигли бы длительного успеха в этом отно­
шении. Однако, по крайней мере, Германия, возможно, ста­
ла бы более напористо и недвусмысленно определять свои национальные интересы.
В настоящее время интересы Германии совпадают с инте­
ресами ЕС и НАТО и облагораживаются ими. Даже предста­
вители левого "Альянса-90/зеленые" защищали расширение и НАТО, и ЕС. Но если объединение и расширение Европы застопорится, есть некоторые причины полагать, что всплы­
вет более националистическое толкование немецкой концеп­
ции европейского "порядка" и станет тогда потенциальным источником ущерба для европейской стабильности. Вольф­
ганг Шойбле, лидер христианских демократов в бундестаге и возможный преемник канцлера Коля, выразил этот подход, когда заявил, что Германия не является больше "западным ба­
стионом против Востока; мы стали центром Европы", много­
значительно добавив, что "на протяжении долгого времени в средние века ... Германия бьmа вовлечена в создание порядка в Европе
(курсив мой. - 3. Б.)"4 . Согласно этим представ­
лениям, "Миттель-Европа" вместо того, чтобы быть регио­
ном Европы, в котором Германия имеет экономический пе­
ревес, стала бы зоной явного немецкого превосходства, а равно и основой для более односторонней политики Герма­
нии по отношению к Востоку и Западу.
4
Politiken Sondag. - 1 996. - Aug. 2.

94
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Европа тогда перестала бы быть евразийским плацдар­
мом ДJIЯ американского могущества и потенциальным трам­
плином
ДJIЯ расширения глобальной демократической системы в Евразию. Поэтому совершенно необходимо подтвердить недвусмысленную и ощутимую поддержку объединению Европы. Хотя как в течение европейского экономического восстановления, так и в Атлантическом оборонительном альянсе США, часто провозглашая свою поддержку объединению Европы и поддерживая междуна­
родное сотрудничество в Европе, действовали так, как если бы предпочитали по затруднительным экономическим и политическим вопросам иметь дело с отдельными европей­
скими государствами, а не с Европейским Союзом как тако­
вым. Выдвигавшиеся время от времени Соединенными
Штатами претензии на право голоса в процессе принятия решений вели к усилению подозрений европейцев, что
США поощряют сотрудничество между ними только тогда, когда они следуют американским указаниям, а не тогда, когда они вырабатывают европейскую политику. Создавать такое впечатление неверно и вредно.
Американская приверженность европейскому единству ­
вновь убедительно заявленная в совместной американа-ев­
ропейской Мадридской декларации в декабре
1 995 года - будет выглядеть иенекренней до тех пор, пока
США не согласятся не только недвусмысленно провозгласить, что они готовы принять результаты иревращения Европы в под­
линную Европу, но и действовать соответственно. Для пос­
ледней же крайне важно было бы истинное партнерство с
Соединенными Штатами вместо статуса привилегированно­
го, но все же младшего союзника. А истинное партнерство означает разделение принятия решений, равно как и ответ­
ственности. Американская поддержка этих побуждений помогла бы придать импульс межатлантическому диалогу и поощрила бы европейцев к более серьезной сосредоточен­
ности на той роли, которую поистине значительная Европа могла бы играть в мире.
Возможно, в определенный момент действительно еди­
ный и мощный Европейский Союз мог бы стать глобальным политическим соперником
ДJIЯ
Соединенных Штатов. Он, несомненно, мог бы оказаться экономико-технологическим конкурентом, интересы которого на Ближнем Востоке и где-либо еще расходятся с американскими. Но на самом деле такая мощная и политически единодушная Европа


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАцдАРМ
95 невозможна в обозримом будущем.
В отличие от условий, господствовавших в Америке во время образования Соеди­
ненных Штатов, существуют глубокие исторические корни жизнеспособности европейских государств-наций, а энту­
зиазм по поводу многонациональной Европы, несомненно, идет на убьшь.
Реальными альтернативами на ближайшие одно-два де­
сятилетия являются либо расширяющаяся и объединяюща­
яся Европа, которая преследует - хотя и нерешительно, рывками - цель континентального единства, либо Европа в состоянии пата, которая не пойдет много дальше своего ньmешнего состояния интеграции и пределов географичес­
кого пространства, и, как вероятное продолжение пата, постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав.
В ситуации пата самоотождествле­
ние Германии с Европой почти неизбежно ослабнет, вызвав более националистическое толкование немецких государ­
ственных интересов.
Для
Соединенных Штатов первый ва­
риант, очевидно, наилучший, но чтобы он бьш реализован, требуется стимулирующая поддержка.
На данном этапе нерешительного строительства Европы
Соединенным Штатам необязательно прямо вмешиваться в запутанные дискуссии относительно таких вопросов : следу­
ет ли Европе принимать внешнеполитические решения большинством голосов (эту позицию поддерживает в осо­
бенности Германия) ; стоит ли Европарламенту взять на себя функции верховной законодательной власти, а Еврокомис­
сии в Брюсселе стать, в сущности, исполнительной властью
Европы; необходимо ли смягчить график выполнения согла­
шения по европейскому экономическому и валютному со­
юзу; наконец, должна ли Европа быть широкой конфедера­
цией или многоуровневь� образованием с федеративнь� внутренним ядром и до пекоторой степени более расплыв­
чать� внешним краем? Это вопросы, с которь�и европей­
цам нужно совладать в своем кругу, и более чем вероятно, что продвижение по всем этим проблемам будет неравно­
мерным, станет прерываться паузами и в конечном счете продвигаться вперед только за счет сложных компромиссов.
Тем не менее есть основания полагать, что экономичес­
кий и валютный союз возникнет к 2000 году, может бьпь первоначально в составе
7-1 0 из нынешних
1 5 членов ЕС .
Это ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем


96
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ее политическую интеграцию. Таким образом, мало-помалу единая Европа с внутренним более интегрированным ядром, а также более расплывчатым внешним слоем бу­
дет все в большей степени становиться важным полити­
ческим действующим лицом на евразийской шахматной доске.
Во всяком случае, Соединенным Штатам не следует со­
здавать впечатление, что они предпочитают более рыхлое, пусть даже и более широкое, европейское объединение.
Напротив, они должны словом и делом постоянно подтвер­
ждать свою готовность в конечном счете иметь дело с ЕС как глобальным партнером Америки в сфере политики и безопасности, а не просто как с региональным общим рын­
ком, состоящим из стран - союзниц США по НАТО. Что­
бы сделать эти обязательства более заслуживающими дове­
рия и таким образом подняться в партнерстве выше риторики, можно бьmо бы предложить и начать совместное с ЕС планирование относительно новых двусторонних меж­
атлантических механизмов припятня решений.
Этот же принцип в равной мере относится к НАТО. Его сохранение жизненно важно для межатлантических связей.
По этому вопросу существует единодушное америкапо-ев­
ропейское согласие. Без НАТО Европа стала бы не только уязвимой, но и почти немедленно политически расколотой.
НАТО гарантирует ей безопасность и обеспечивает проч­
ный каркас для достижения европейского единства. Вот что делает НА ТО исторически столь жизненно необходимой для
Европы.
Однако в то время, как Европа будет постепенно и нере­
шительно объединяться, необходимо урегулирование внут­
ренних процессов и устройства НАТО. По этому вопросу французы имеют особое мнение. Невозможно однажды по­
лучить действительно единую Европу и при этом иметь аль­
янс, остающийся объединенным на основе одной сверхдер­
жавы плюс 1 5 зависимых государств. Раз Европа начинает обретать собственную подлинную политическую идентич­
ность с ЕС, во все большей степени берущим на себя фун­
кции наднационального правительства, НАТО придется измениться на основе формулы 1 + 1 (США+ЕС).
Это произойдет не скоро и не вдруг. Продвижение в этом направлении, повторим, будет нерешительным. Но такое продвижение необходимо будет отразить в существующей организации альянса, дабы отсутствие подобной корректи-

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАцдАРМ
97 ровки само по себе не стало препятствием для дальнейшего продвижения. Значительным шагом в этом направлении бьшо припятое в
1 996 году решение НА
ТО об образовании
Объединенной совместной оперативной группы, что пре­
дусматривает, таким образом, возможность неких чисто европейских военных инициатив, основанных на натовеком обеспечении, а также на системе командования, контроля, связи и разведки альянса. БОльшая готовность США учесть требования Франции об увеличении роли Западноевропей­
ского союза в НАТО, особенно в отношении командования и припятня решений, также явилась бы знаком более под­
линной поддержки Соединенными Штатами европейского единства и помогла бы до пекоторой степени сгладить рас­
хождения между США и Францией относительно будущего европейского самоопределения .
В дальнейшем ЗЕС может включить в себя некоторые страны - члены ЕС, которые по различным геополитичес­
ким или историческим причинам могут не стремиться к членству в НАТО. Это могло бы коснуться Финляндии,
Швеции или, возможно, даже Австрии, каждая из которых уже получила статус наблюдателя в ЗЕС
5•
Другие государ­
ства могут также иреследовать цель подключения к ЗЕС в качестве предварительного этапа перед возможным член­
ством в НАТО. ЗЕС мог бы также в определенный момент принять решение создать нечто подобное натовской про­
грамме "Партнерство ради мира" с прицелом на потенци­
альных членов ЕС. Все это помогло бы сплести более ши­
рокую сеть сотрудничества в области безопасности в
Европе, простирающуюся за формальные границы Северо­
атлантического альянса.
Между тем, пока возникает более обширная и единая
Европа - а это даже при самых благоприятных условиях s
Примечательно, что и в Финляндии, и в Швеции влиятельные деятели стали обсуждать возможность сотрудничества с НАТО.
В мае
1 996 года командующий финскими вооруженными силами, по сообщениям шведских СМИ, поднял вопрос о возможности оп­
ределенного базирования НА ТО на норвежской земле, а в авrусте
1 996 года Комитет по обороне шведского парламента совершил действие, симптоматичное для постепенного дрейфа к более тес­
ному сотрудничеству с
НА
ТО в сфере безопасности, выдвинув ре­
комендацию о присоединении UПвеции к Западноевропейской rpynne по вооружениям (ЗЕГВ), к которой принадлежат только члены НАТО.
4
З а ка з 2060