ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
89 ная Германия (при подталкивании со стороны США) все
таки официально признала постоянной rраницу с Польшей по Одеру-Нейсе, и этот шаг ликвидировал для Польши самую важную из всех помех на пути к более тесным взаи
моотношениям с Германией. Благодаря некоторым после
дующим взаимным жестам доброй воли и прощения эти взаимоотношения претерпели заметные изменения. Объем торговли между Германней и Польшей резко возрос (в 1995 г.
Польша заменила Россию в качестве самого крупного тор
гового партнера Германии на Востоке) ; кроме того, Герма
ния приложила больше всего усилий для организации вступ
ления Польши в Европейский Союз и (при поддержке
Соединенных Штатов) в НАТО. Можно без иреувеличения сказать, что к середине 90-х годов польско-германское со
трудничество стало приобретать значение для Центральной
Европы, сравнимое со значением для Западной Европы произошедшего ранее франко-германского урегулирования.
Через Польшу влияние Германии может распростра
ниться на север - на республики Балтин - и на восток
на Украину и Беларусь. Более того, рамки германо-польско
го сотрудничества в пекоторой степени расширились благо
даря тому, что Польша несколько раз принимала участие в важных франко-германских дискуссиях по вопросу будуще
го Европы. Так называемый «веймарский треугольник» (на
званный так в честь немецкого города, где были впервые проведены трехсторонние франко-германо-польские кон
сультации на высоком уровне, ставшие впоследствии регу
лярными) создал на Европейском континенте потенциаль
но имеющую большое значение геополитическую «ось», охватывающую около 1 80 млн. человек, принадлежащих к трем нациям с ярко выраженным чувством национальной самобытности. С одной стороны, это еще больше укрепило ведущую роль Германии в Центральной Европе, но, с другой стороны, эта роль несколько уравновешивалась участием
Франции и Польши в трехстороннем диалоге.
Очевидная приверженность Германии продвижению ключевых европейских институтов на восток помогла стра
нам Центральной Европы, особенно менее крупным, сми
риться с лидерством Германии. Взяв на себя такие обяза
тельства, Германия предприняла историческую миссию, сильно отличающуюся от некоторых довольно прочно уко
ренившихся западноевропейских взглядов. Согласно таким взглядам, события, происходившие восточнее Германии и
90
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Австрии, воспринимались как не имеющие отношения к настоящей Европе. Этот подход - сформулированный в начале
XVIII века лордом Болинrброком3, который утверж
дал, что политическое насилие на Востоке не имеет значе
ния для Западной Европы, - проявился во время мюнхен
ского кризиса
1 93 8 года; а также нашел трагическое отражение в отношении Великобритании и Франции к кон
фликту в Боснии в середине 90-х годов. Он может проявить
ся и в проходящих в настоящее время дискуссиях по поводу будущего Европы.
В противоположность этому в Германии единственным существенным дискуссионным вопросом бьm вопрос о том, следует ли сначала расширять НАТО или Европейский
Союз. Министр обороны склонялся к первому, министр иностранных дел - ко второму, и в результате Германия стала считаться сторонницей расширенной и в большей степени объединенной Европы. Канцлер Германии говорил о том, что 2000 год должен стать годом начала расширения
Европейского Союза на восток, а министр обороны Герма
нии в числе первых отметил, что 50-я годовщина создания
НАТО является подходящей символической датой для рас
ширения альянса в этом направлении. Таким образом, гер
манская концепция будущего Европы не совпала с пред
ставлениями главных союзников Германии: англичане выеказались за расширение Европы, поскольку они видели в этом способ ослабить единство Европы; французы боя
лись, что расширение Европы усилит роль Германии, и поэтому предпочитали интеграцию на более узкой основе.
Германия поддержала и тех и других и таким образом заня
ла в Центральной Европе свое особое положение.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ США
Центральный для Америки вопрос - как построить Евро
пу, основанную на франко-германском объединении, Евро
пу жизнестойкую, по-прежнему связанную с Соединенными
Штатами, которая расширяет рамки международной демок
ратической системы сотрудничества, отчего в столь боль
шой мере зависит осуществление американского глобаль-
3
См. History of Europe, from the Pyrenean
Реасе to the Death of Louis XIV.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
9 1 ного первенства. Следовательно, дело не в том, чтобы выб
рать между Францией и Германией. Европа невозможна как без Франции, так и без Германии.
Из приведеиного выше суждения следуют три основных вывода:
1 . Вовлеченнасть США в дело европейского объедине
ния необходима для того, чтобы компенсировать внутрен
ний кризис морали или цели, подрывающий жизнеспо
собность Европы, преодолеть широко распространенное подозрение европейцев, что Соединенные Штаты в конеч
ном счете не поддерживают истинное единство Европы, и вдохнуть в европейское предприятие необходимый заряд де
мократического пьmа.
Это требует ясно выраженного за
верения США в окончательном прин.ятии Европы в каче
стве американского глобального партнера.
2. В краткосрочной перспектине тактическое противо
стояние французской политике и поддержка лидерства Гер
мании оправданны; в дальнейшем же, если подлинная Евро
па на самом деле должна стать реальностью, европейскому объединению потребуется воспринять более характерную политическую и военную идентичность.
Это требует по
степенного приспособления к французскому видению воп
роса о распределении полномочий в межатлантических органах.
3 .
Ни Франция, ни Германия не сильны достаточно, что
бы построить Европу в одиночку или решить с Россией неясности в определении географического пространства
Европы.
Это требует энергичного, сосредоточенного и решительного у частия США, особенно совместно с нем
цами, в определении европейского пространства, а следо
вательно, и в преодолении таких чувствительных -осо
бенно для России - вопросов, как возможный статус в европейской системе республик Балтии и Украины.
Один лишь взгляд на карту грандиозных просторов Евра
зии подчеркивает геополитическое значение для США ев
ропейского плацдарма, равно как и его географическую скромность. Сохранение этого плацдарма и его расширение как трамплина для продвижения демократии имеет прямое отношение к безопасности Соединенных Штатов. Суще
ствующие расхождения между соображениями американс-
92
В ЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА кой безопасности в глобальном масштабе и связанным с этим распространением демократии, с одной стороны, и кажущимся безразличием Европы к этим вопросам (несмот
ря на самопровозглашенный статус Франции как глобаль
ной державы) - с другой, необходимо снять, а сближение позиций возможно лишь в том случае, если Европа примет более конфедеративный характер. Европа не может стать однонациональным государством из-за стойкости ее разно
образных национальных традиций, но она способна стать формированием, которое через общие политические орга
ны совокупно выражает разделяемые им демократические ценности, определяет свои собственные, унифицированные интересы и является источником магнетического притяже
ния для своих соседей по евроазиатскому пространству.
Оставленные одни, европейцы рискуют оказаться погло
щенными своими собственными социальными проблемами.
Восстановление европейской экономики заслоняет долго
срочную цену его кажущегося успеха. Эта цена наносит экономический, а также политический ущерб. Кризис по
литической легитимности и экономической жизнеспособ
ности, с которыми во все большей степени сталкивается - но которые неспособна преодолеть - Западная Европа, коренится глубоко в повсеместном распространении под
держиваемого государством общественного устройства, по
ощряющего патернализм, протекционизм и местничество.
В результате - состояние культуры, сочетающее эскапис
тский гедонизм * с духовной пустотой, состояние, которое может быть использовано в своих интересах националисти
чески настроенными экстремистами или Идеологами-догма- тиками.
Такое положение, если оно примет характер эпИдемии, окажется смертельным для демократии и европейской Идеи.
Две последние в действительности связаны с новыми про
блемами Европы - будь то иммиrрация или экономико
технологическое соперничество с Америкой или Азией, не говоря уже о необходимости политически стабильного ре
формирования существующих социально-экономических структур, - и эффективно заниматься ими можно только в расширяющемся континентальном контексте. Европа большая, чем сумма ее частей - то есть видящая свою гло-
* Бегство от действительности через получение эгоистическо
го удовольствия и наслаждения.
-
При.м. пер.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАцдАРМ
93 бальную роль в продвижении демократии и более широкой проповеди гуманитарных ценностей, - с большей вероят
ностью будет Европой, твердо невосприимчивой к полити
ческому экстремизму, узкому национализму или социально
му гедонизму.
Не стоит ни пробуждать старые опасения о германо-рос
сийском сближении, ни иреувеличивать последствия такти
ческого флирта французов с Москвой, испытывая озабочен
ность геополитической стабильностью в Европе - и местом Америки в ней - из-за возможной неудачи пред
принимаемых в настоящее время усилий европейцев по объединению. Любая подобная неудача на самом д�е, воз
можно, повлекла бы за собой возобновление некоторых традиционных для
Европы маневров. Это, несомненно, со
здало бы возможность для геополитического самоутвержде
ния как России, так и Германии, несмотря на то что, если европейская история чему-нибудь учит, ни та ни другая, вероятно, не достигли бы длительного успеха в этом отно
шении. Однако, по крайней мере, Германия, возможно, ста
ла бы более напористо и недвусмысленно определять свои национальные интересы.
В настоящее время интересы Германии совпадают с инте
ресами ЕС и НАТО и облагораживаются ими. Даже предста
вители левого "Альянса-90/зеленые" защищали расширение и НАТО, и ЕС. Но если объединение и расширение Европы застопорится, есть некоторые причины полагать, что всплы
вет более националистическое толкование немецкой концеп
ции европейского "порядка" и станет тогда потенциальным источником ущерба для европейской стабильности. Вольф
ганг Шойбле, лидер христианских демократов в бундестаге и возможный преемник канцлера Коля, выразил этот подход, когда заявил, что Германия не является больше "западным ба
стионом против Востока; мы стали центром Европы", много
значительно добавив, что "на протяжении долгого времени в средние века ... Германия бьmа вовлечена в создание порядка в Европе
(курсив мой. - 3. Б.)"4 . Согласно этим представ
лениям, "Миттель-Европа" вместо того, чтобы быть регио
ном Европы, в котором Германия имеет экономический пе
ревес, стала бы зоной явного немецкого превосходства, а равно и основой для более односторонней политики Герма
нии по отношению к Востоку и Западу.
4
Politiken Sondag. - 1 996. - Aug. 2.
94
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Европа тогда перестала бы быть евразийским плацдар
мом ДJIЯ американского могущества и потенциальным трам
плином
ДJIЯ расширения глобальной демократической системы в Евразию. Поэтому совершенно необходимо подтвердить недвусмысленную и ощутимую поддержку объединению Европы. Хотя как в течение европейского экономического восстановления, так и в Атлантическом оборонительном альянсе США, часто провозглашая свою поддержку объединению Европы и поддерживая междуна
родное сотрудничество в Европе, действовали так, как если бы предпочитали по затруднительным экономическим и политическим вопросам иметь дело с отдельными европей
скими государствами, а не с Европейским Союзом как тако
вым. Выдвигавшиеся время от времени Соединенными
Штатами претензии на право голоса в процессе принятия решений вели к усилению подозрений европейцев, что
США поощряют сотрудничество между ними только тогда, когда они следуют американским указаниям, а не тогда, когда они вырабатывают европейскую политику. Создавать такое впечатление неверно и вредно.
Американская приверженность европейскому единству
вновь убедительно заявленная в совместной американа-ев
ропейской Мадридской декларации в декабре
1 995 года - будет выглядеть иенекренней до тех пор, пока
США не согласятся не только недвусмысленно провозгласить, что они готовы принять результаты иревращения Европы в под
линную Европу, но и действовать соответственно. Для пос
ледней же крайне важно было бы истинное партнерство с
Соединенными Штатами вместо статуса привилегированно
го, но все же младшего союзника. А истинное партнерство означает разделение принятия решений, равно как и ответ
ственности. Американская поддержка этих побуждений помогла бы придать импульс межатлантическому диалогу и поощрила бы европейцев к более серьезной сосредоточен
ности на той роли, которую поистине значительная Европа могла бы играть в мире.
Возможно, в определенный момент действительно еди
ный и мощный Европейский Союз мог бы стать глобальным политическим соперником
ДJIЯ
Соединенных Штатов. Он, несомненно, мог бы оказаться экономико-технологическим конкурентом, интересы которого на Ближнем Востоке и где-либо еще расходятся с американскими. Но на самом деле такая мощная и политически единодушная Европа
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАцдАРМ
95 невозможна в обозримом будущем.
В отличие от условий, господствовавших в Америке во время образования Соеди
ненных Штатов, существуют глубокие исторические корни жизнеспособности европейских государств-наций, а энту
зиазм по поводу многонациональной Европы, несомненно, идет на убьшь.
Реальными альтернативами на ближайшие одно-два де
сятилетия являются либо расширяющаяся и объединяюща
яся Европа, которая преследует - хотя и нерешительно, рывками - цель континентального единства, либо Европа в состоянии пата, которая не пойдет много дальше своего ньmешнего состояния интеграции и пределов географичес
кого пространства, и, как вероятное продолжение пата, постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав.
В ситуации пата самоотождествле
ние Германии с Европой почти неизбежно ослабнет, вызвав более националистическое толкование немецких государ
ственных интересов.
Для
Соединенных Штатов первый ва
риант, очевидно, наилучший, но чтобы он бьш реализован, требуется стимулирующая поддержка.
На данном этапе нерешительного строительства Европы
Соединенным Штатам необязательно прямо вмешиваться в запутанные дискуссии относительно таких вопросов : следу
ет ли Европе принимать внешнеполитические решения большинством голосов (эту позицию поддерживает в осо
бенности Германия) ; стоит ли Европарламенту взять на себя функции верховной законодательной власти, а Еврокомис
сии в Брюсселе стать, в сущности, исполнительной властью
Европы; необходимо ли смягчить график выполнения согла
шения по европейскому экономическому и валютному со
юзу; наконец, должна ли Европа быть широкой конфедера
цией или многоуровневь� образованием с федеративнь� внутренним ядром и до пекоторой степени более расплыв
чать� внешним краем? Это вопросы, с которь�и европей
цам нужно совладать в своем кругу, и более чем вероятно, что продвижение по всем этим проблемам будет неравно
мерным, станет прерываться паузами и в конечном счете продвигаться вперед только за счет сложных компромиссов.
Тем не менее есть основания полагать, что экономичес
кий и валютный союз возникнет к 2000 году, может бьпь первоначально в составе
7-1 0 из нынешних
1 5 членов ЕС .
Это ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем
96
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ее политическую интеграцию. Таким образом, мало-помалу единая Европа с внутренним более интегрированным ядром, а также более расплывчатым внешним слоем бу
дет все в большей степени становиться важным полити
ческим действующим лицом на евразийской шахматной доске.
Во всяком случае, Соединенным Штатам не следует со
здавать впечатление, что они предпочитают более рыхлое, пусть даже и более широкое, европейское объединение.
Напротив, они должны словом и делом постоянно подтвер
ждать свою готовность в конечном счете иметь дело с ЕС как глобальным партнером Америки в сфере политики и безопасности, а не просто как с региональным общим рын
ком, состоящим из стран - союзниц США по НАТО. Что
бы сделать эти обязательства более заслуживающими дове
рия и таким образом подняться в партнерстве выше риторики, можно бьmо бы предложить и начать совместное с ЕС планирование относительно новых двусторонних меж
атлантических механизмов припятня решений.
Этот же принцип в равной мере относится к НАТО. Его сохранение жизненно важно для межатлантических связей.
По этому вопросу существует единодушное америкапо-ев
ропейское согласие. Без НАТО Европа стала бы не только уязвимой, но и почти немедленно политически расколотой.
НАТО гарантирует ей безопасность и обеспечивает проч
ный каркас для достижения европейского единства. Вот что делает НА ТО исторически столь жизненно необходимой для
Европы.
Однако в то время, как Европа будет постепенно и нере
шительно объединяться, необходимо урегулирование внут
ренних процессов и устройства НАТО. По этому вопросу французы имеют особое мнение. Невозможно однажды по
лучить действительно единую Европу и при этом иметь аль
янс, остающийся объединенным на основе одной сверхдер
жавы плюс 1 5 зависимых государств. Раз Европа начинает обретать собственную подлинную политическую идентич
ность с ЕС, во все большей степени берущим на себя фун
кции наднационального правительства, НАТО придется измениться на основе формулы 1 + 1 (США+ЕС).
Это произойдет не скоро и не вдруг. Продвижение в этом направлении, повторим, будет нерешительным. Но такое продвижение необходимо будет отразить в существующей организации альянса, дабы отсутствие подобной корректи-
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАцдАРМ
97 ровки само по себе не стало препятствием для дальнейшего продвижения. Значительным шагом в этом направлении бьшо припятое в
1 996 году решение НА
ТО об образовании
Объединенной совместной оперативной группы, что пре
дусматривает, таким образом, возможность неких чисто европейских военных инициатив, основанных на натовеком обеспечении, а также на системе командования, контроля, связи и разведки альянса. БОльшая готовность США учесть требования Франции об увеличении роли Западноевропей
ского союза в НАТО, особенно в отношении командования и припятня решений, также явилась бы знаком более под
линной поддержки Соединенными Штатами европейского единства и помогла бы до пекоторой степени сгладить рас
хождения между США и Францией относительно будущего европейского самоопределения .
В дальнейшем ЗЕС может включить в себя некоторые страны - члены ЕС, которые по различным геополитичес
ким или историческим причинам могут не стремиться к членству в НАТО. Это могло бы коснуться Финляндии,
Швеции или, возможно, даже Австрии, каждая из которых уже получила статус наблюдателя в ЗЕС
5•
Другие государ
ства могут также иреследовать цель подключения к ЗЕС в качестве предварительного этапа перед возможным член
ством в НАТО. ЗЕС мог бы также в определенный момент принять решение создать нечто подобное натовской про
грамме "Партнерство ради мира" с прицелом на потенци
альных членов ЕС. Все это помогло бы сплести более ши
рокую сеть сотрудничества в области безопасности в
Европе, простирающуюся за формальные границы Северо
атлантического альянса.
Между тем, пока возникает более обширная и единая
Европа - а это даже при самых благоприятных условиях s
Примечательно, что и в Финляндии, и в Швеции влиятельные деятели стали обсуждать возможность сотрудничества с НАТО.
В мае
1 996 года командующий финскими вооруженными силами, по сообщениям шведских СМИ, поднял вопрос о возможности оп
ределенного базирования НА ТО на норвежской земле, а в авrусте
1 996 года Комитет по обороне шведского парламента совершил действие, симптоматичное для постепенного дрейфа к более тес
ному сотрудничеству с
НА
ТО в сфере безопасности, выдвинув ре
комендацию о присоединении UПвеции к Западноевропейской rpynne по вооружениям (ЗЕГВ), к которой принадлежат только члены НАТО.
4
З а ка з 2060