ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

98
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА произойдет не скоро, - Соединенным Штатам придется тесно сотрудничать и с Францией, и с Германией, с тем чтобы помочь возникновению более единой и обширной
Европы. Таким образом, в отношении Франции главной дилеммой американской политики и далее будет вопрос: как вовлечь Францию в более тесную атлантическую поли­
тическую и военную интеграцию, не подвергнув риску аме­
рикано-германские связи? А в отношении Германии: как использовать доверие США германскому лидерству в атлан­
тнетекой Европе, не вызвав тревоги во Франции и Великоб­

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ритании, так же как и в других европейских странах?
Более доказуемая гибкость Соединенных Штатов отно­
сительно будущей модели альянса бьmа бы в конечном сче­
те полезна для поддержки Францией его расширения в во­
сточном направлении. В конце концов, зона объединенной военной ответственности по обе стороны Германии более жестко закрепила бы последнюю в многостороннем карка­
се, а это имело бы значение для
Франции. Кроме того, рас­
ширение альянса увеличило бы возможность того, что «вей­
марский треугольник» (в составе Германии, Франции и
Польши) мог бы стать изящным средством для того, чтобы уравновесить лидерство Германии в Европе. Несмотря на то что Польша полагается на германскую поддержку в своем стремлении вступить в НА ТО (и несмотря на недавние и продолжающиеся колебания Франции относительно подоб­
ного расширения), будь она внутри альянса, общая франко­
польская геополитическая перспектива имела бы большие шансы на возникновение.
В любом случае Вашингтону не следует упускать из виду тот факт, что Франция является единственным оппонентом в краткосрочной перспективе по вопросам, имеющим отно­
шение к европейской идентичности или к внутренней дея­
тельности НАТО. Более важно держать в уме тот факт, что
Франция - необходимый партнер в важном деле, и посто­
янно приковывать демократическую Германию к Европе.
Такова историческая роль франко-германских взаимоотно­
шений, и расширение на восток как ЕС, так и НАТО увели­
чило бы важность этой взаимосвязи как внутреннего ядра
Европы. Наконец, Франция недостаточно сильна, чтобы препятствовать Соединенным Штатам по геостратегичес­
ким принципам их европейской политики и чтобы самосто­
ятельно стать лидером Европы как таковой. Поэтому можно терпеть ее странности и даже приступы раздражительности.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
99
Также уместно отметить, что Франция играет поистине конструктивную роль в Северной Африке и франкоговоря­
щих африканских странах. Она является необходимым партнером Марокко и Туниса, одновременно выполняя ста­
билизирующие функции в Алжире.
Для такой вовлеченно­
сти французов существует значительная внутренняя причи­
на: в настоящее время во Франции проживает около
5 млн. мусульман. Таким образом, Франция сделала крайне важ­
ную ставку на стабильность и спокойное развитие Север­
ной Африки. Но эта заинтересованность полезна и в более широком плане
- для европейской безопасности. Без ощу­
щения Францией своей миссии южный фланг Европы был бы гораздо более нестабильным и угрожаемым. Весь Юг
Европы становится все более озабоченным социально-по­
литической угрозой, исходящей от нестабильности на всем протяжении южного берега Средиземноморья. Значитель­
ная обеспокоенность Франции тем, что творится по ту сто­
рону Средиземного моря, имеет, таким образом, непосред­
ственное отношение к вопросам безопасности НА ТО, и это соображение должно приниматься в расчет, когда Соеди­
ненным Штатам порой приходится справляться с преувели­
ченными претензиями Франции на особый статус лидера.
Иное дело Германия. Ее доминирующая роль неоспори­
ма, но необходимо соблюдать осторожность при любой публичной поддержке германского лидерства в Европе. Это лидерство может быть выгодно некоторым государствам в
Центральной Европе, которые ценят германскую предпри­
имчивость в интересах расширения Европы на восток, и оно может удовлетворять западноевропейцев до тех пор, пока следует в русле первенства США, однако в долгосрочной перспектине строительство Европы не может на нем осно­
вываться. Слишком много воспоминаний еще живо, слиш­
ком многие страхи могут выйти на поверхность. Европа, сконструированная и возглавляемая Берлином, - просто неосуществимая идея . Вот почему Германии нужна Фран­
ция, Европе нужна франко-германская взаимосвязь, а США не могут выбирать между Германией и Францией.
Существенным моментом в отношении расширения
НАТО .цвляется то, что это процесс, неразрывно связанный с расширением самой Европы. Если Европейский Союз должен стать географически более широким сообществом - с более интегрированным франко-германским ведущим яд­
ром и менее интегрированными внешними слоями - и если


1 00
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА такая Европа должна основывать свою безопасность на продолжении альянса с США, то отсюда следует, что ее геополитически наиболее угрожаемую часть, Центральную
Европу, нельзя демонстративно лишить ощущения безопас­
ности, которое присуще остальной Европе благодаря нали­
чию Североатлантического альянса. В этом Америка и Гер­
мания согласны. Для них импульс к расширению - политический, исторический и созидательный. Этим им­
пульсом не руководят ни враждебность к России, ни страх перед нею, ни желание ее изолировать.
, Следовательно, Соединенные Штаты должны особенно тесно работать с Германией, содействуя расширению Евро­
пы на восток. Американо-германское сотрудничество и совместное лидерство в этом вопросе необходимы. Расши­
рение произойдет, если Соединенные Штаты и Германия будут совместно побуждать других союзников по НАТО сделать шаг и либо эффективно находить определенные договоренности с Россией, если она желает пойти на ком­
промисс (см. главу 4), либо действовать напористо, в твер­
дой уверенности, что задача построения Европы не может зависеть от возражений Москвы. Совместное американо­
германское давление будет особенно необходимо для того, чтобы добиться обязательного единодушного согласия всех членов НАТО, и ни один из последних не сможет отказать, если США и Германия вместе будут этого добиваться.
В конечном счете в процессе этих усилий на карту постав­
лена долгосрочная роль США в Европе. Новая Европа еще только оформляется, и если эта новая Европа должна геопо­
литически остаться частью "евроатлантического" простран­
ства, то расширение НАТО необходимо. В самом деле, все­
объемлющая политика США для
Евразии в целом будет невозможна, если усилия по расширению НАТО, до сих пор предпринимавшиеся Соединенными Штатами, потеряют темп и целеустремленность. Эта неудача дискредитировала бы американское лидерство, разрушила бы идею расширяю­
щейся Европы, деморализовала бы центральноевропейцев, и могла бы вновь разжечь ныне спящие или умирающие геопо­
литические устремления России в Центральной Европе. Для
Запада это бьm бы тяжелый удар по самим себе, который причинил бы смертельный ущерб перспективам истинно ев­
ропейской оiюры любого возможного здания евразийской безопасности, а для
США, таким образом, это бьmо бы не только реmональным, но и глобальным поражением.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАцдАРМ
1 0 1
Основным моментом, направляющим поступательное расширение Европы, дqлжно быть утверждение о том, что ни одна сила вне существующей межатлантической систе­
мы безопасности не имеет права вето на участие любого отвечающего требованиям государства Европы в европейс­
кой системе - а отсюда также в ее межатлантической системе безопасности - и что ни одно отвечающее требо­
ваниям европейское государство не должно быть заведомо исключено из возможного членства или в ЕС, или в НАТО.
В особенности сильно уязвимые и все более удовлетворяю­
щие требованиям государства Балтин имеют право знать, что со временем они также могут стать полноправными членами обеих организаций и что тем временем не возник­
нет угрозы их суверенитету без того, чтобы бьmи затронуты интересы расширяющейся Европы и ее американского партнера.
По существу, Запад - в особенности США и их запад­
ноевропейские союзники - должен дать ответ на вопрос, красноречиво поставленный Вацлавом Гавелом в Аахене
1 5 мая
1 996 г.:
"Я знаю , что ни Евроnейский Союз, ни Севераатланти­
ческий альянс не могут вдруг открыть свои двери всем тем, кто жаждет встуnить в их ряды . Чтб оба они, несом­
ненно, могут сделать и чтб им следует сделать , nока еще не слишком nоздно, - это дать всей Евроnе, восnрини­
маемой как сфера общих интересов, ясную уверенность в том, что они не являются закрытыми клубами .
Им следует сформулировать .ясную и обстоятельную политику постепенного расширения, которая бы не только содержала временной график, но также и объясняла логику этого графика ".
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАСПИСАНИЕ ЕВРОПЫ
Хотя на данном этапе окончательные восточные границы
Европы не могут быть ни твердо определены, ни оконча­
тельно установлены, в широком смысле слова Европа nред­
ставляет собой цивилизацию, ведущую свое происхождение от единых христианских традиций. Западное, более узкое, определение Европы ассоциируется с Римом и его истори­
ческим наследием. Однако к христианской традиции Евро-


1 02
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Карта
XII пы принадлежат также Византия и ее русское ортодоксаль­
ное ответвление. Таким образом, в плане культуры "Евро­
па" вмещает в себя более весомое понятие, нежели просто
Европа Петра, а Европа Петра, в свою очередь, является более объемным определением, нежели просто Западная
Европа, хотя в последние годы она узурпировала название "Европа". Даже беглый взгляд на карту
XII подтверждает тот факт, что существующая ныне Европа просто не являет­
ся целиком и полностью Европой. Хуже того, это Европа, на территории которой находится нестабильная в плане бе­
зопасности зона между Европой и Россией, которая может иметь негативный эффект для обеих, неизбежно являясь ареной напряженности и соперничества.
Европа Карла Великого (ограниченная пределами За­
падной Европы) в силу необходимости имела значение в период холодной войны, однако в настоящее время такая
Европа является аномалией. Это так, потому что, будучи

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
1 03 определенным типом цивилизации, образовавшаяся объеди­
ненная Европа, кроме того, представляет собой определен­
ный уклад и норму жизни, государственное устройство по принципу совместного демократического правления, не обремененного ни этническими, ни территориальными кон­
фликтами. Эта Европа в рамках своих официально установ­
ленных территориальных rраниц в настоящее время в значительной степени меньше своего фактического потен­
циала. Некоторые из наиболее проrрессивных и политичес­
ки стабильных государств Центральной Европы, привер­
женцы западных традиций Петра, такие как Республика
Чехия, Польша, Венrрия и, возможно, также Словения, не­
сомненно соответствуют европейским требованиям и гото­
вы к членству в "Европе" и ее трансатлантическом объеди­
нении по проблемам безопасности.
При нынешних обстоятельствах расширение блока
НА ТО на восток путем включения к 1999 году в его состав
Польши, Республики Чехии и Венrрии представляется, по всей видимости, вероятным. По завершении этого началь­
ного, но очень важного шага любое последующее расшире­
ние союза скорее всего будет либо совпадать по времени, либо последует за расширением Европейского Союза, кото­
рое, 6днако, представляет собой более сложный процесс как по числу подготовительных этапов, так и в плане удов­
летворения требований, необходимых для членства (см. схему на стр. 104). Таким образом, даже первый прием в Ев­
ропейский Союз государств из Центральной Европы пред­
ставляется маловероятным ранее 2002 года или, видимо, даже в более поздние сроки. Тем не менее только три пер­
вых новых члена НАТО присоединятся к Европейскому
Союзу, так сразу как Европейский Союз, так и НАТО будут вынуждены заняться вопросом о членстве республик Бал­
тин, Словении, Румьшии, Болгарии, Словакии и, в конце концов, вероятно, и Украины.
Следует особо отметить, что перспектива возможного членства уже оказьшает конструктивное влияние на поло­
жение дел и поведение стран-претендентов. Понимание того, что ни Европейский Союз, ни НАТО не желают об­
ременять себя дополнительными конфликтами по поводу либо прав меньшинств, либо территориальных притязаний стран - членов Союза друг к другу (противостояния Тур­
ции и Греции вполне достаточно), уже означает для Слова­
кии, Венrрии и Румынии необходимый стимул для достиже-


1 04
ВШIИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Чве нетво в
Европейском СоJОЗе: эuвлеиие страны о � в Союз* государство представляет эаямение о желании вступить в на рассмотрение в Совет Европейского Союза
Совет обращается к Комиссии с просьбой высказать мнение относительно заяменяя
Комиссия высказывает Совету свое мнение относительно эаямения
Совет единогласно принимает решение_ о начале переговоров по вопросу вступления этои страны в
Союз
Комиссия вносит преДJiожения, а Совет принимает их едино­
гласно, о позициях, которые наДJiежит занять Союзу в отноше­
нии страны-кандидата на предстоящих переговорах о ее вступлении в Союз
Союз, который предстаWIЯ
;т председатель Совета, проводит переговоры со странон-кандидатом на вступление
Между Союзом и страной-кандидатом доститается по проекту договора о вступлении страны в Союз о вступлении страны в Союз преДJiаrается на рассмотрение Совету и Европейскому парламепту
Европейский парламент абсолютным большинством одобряет договор о вступлении страны в Союз
Совет единогласно утверждает договор о вступлении страны в Союз
Страны-члены Союза и страны-кандидаты официально подписывают договор о вступлении в Союз
Страны-члены Союза и страны-кандидаты ратифицируют договор о вступлении в Союз
После ратификации соглашение о вступлении в Союз вступает в снлу
*
Схема подготовлена Центром стратеmческих и международных исследований Трехсто роиней комиссии США-ЕС-Попьша.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
IUIAцдAPM
1 05 ния между собой компромиссных решений, отвечающих нормам, установленным Советом Европы. Это же положе­
ние верно и для более общего принципа, заключающегося в том, что только демократические государства мoryr удов­
летворять критериям членства. Желание "не остаться за бортом" оказывает важное положительное влияние на но­
вые демократии.
В любом случае должно быть аксиомой, что политичес­
кое единство и безопасность Европы - понятия неделимые.
В практическом плане фактически трудно представить себе по-настоящему единую Европу без общих мер по обеспече­
нию безопасности совместно с Америкой. Из этого следует, что страны, готовые и приглашеиные к началу переговоров о вступлении в Европейский Союз, автоматически должны начиная с этого времени рассматриваться в качестве субъектов вероятной защиты со стороны НАТО.
В соответствии с этим процесс расширения Европы и распространение трансатлантической системы безопаснос­
ти будут, по всей видимости, носить продуманный поэтап­
ный характер. При условии продолжения Америкой и За­
падной Европой предпринимаемых усилий умозрительный, но вместе с тем осторожно-реалистический график этих этапов мог бы бьпь следующим:
1 . К 1 999 году первые новые члены - страны Централь­
ной Европы будут приняты в НАТО, хотя их вступление в
Европейский Союз произоЙдет, вероятно, не ранее
2002 -
2003 годов.
2.
Тем временем Европейский Союз начнет переговоры с
Б алтийскими республиками об их вступлении в блок, а
НАТО подобным же образом начнет продвигаться вперед в вопросе о членстве этих республик, а также Румынии, с тем чтобы завершить этот процесс к
2005 году. В это же время другие Балканские государства мoryr, по всей видимости, также получить право на допуск в блок.
З . Вступление в НАТО стран Балтин подтолкнет скорее всего Швецию и Финляндию также к рассмотрению вопро­
са о членстве в НАТО.
4.Где-то между
2005 и
201 0 годами Украина, особенно тогда, когда она добьется значительного прогресса в прове­
дении реформ внутри страны и тем самым более четко оп­
ределится как страна Центральной Европы, должна бьпь