ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
98
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА произойдет не скоро, - Соединенным Штатам придется тесно сотрудничать и с Францией, и с Германией, с тем чтобы помочь возникновению более единой и обширной
Европы. Таким образом, в отношении Франции главной дилеммой американской политики и далее будет вопрос: как вовлечь Францию в более тесную атлантическую поли
тическую и военную интеграцию, не подвергнув риску аме
рикано-германские связи? А в отношении Германии: как использовать доверие США германскому лидерству в атлан
тнетекой Европе, не вызвав тревоги во Франции и Великоб
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
ритании, так же как и в других европейских странах?
Более доказуемая гибкость Соединенных Штатов отно
сительно будущей модели альянса бьmа бы в конечном сче
те полезна для поддержки Францией его расширения в во
сточном направлении. В конце концов, зона объединенной военной ответственности по обе стороны Германии более жестко закрепила бы последнюю в многостороннем карка
се, а это имело бы значение для
Франции. Кроме того, рас
ширение альянса увеличило бы возможность того, что «вей
марский треугольник» (в составе Германии, Франции и
Польши) мог бы стать изящным средством для того, чтобы уравновесить лидерство Германии в Европе. Несмотря на то что Польша полагается на германскую поддержку в своем стремлении вступить в НА ТО (и несмотря на недавние и продолжающиеся колебания Франции относительно подоб
ного расширения), будь она внутри альянса, общая франко
польская геополитическая перспектива имела бы большие шансы на возникновение.
В любом случае Вашингтону не следует упускать из виду тот факт, что Франция является единственным оппонентом в краткосрочной перспективе по вопросам, имеющим отно
шение к европейской идентичности или к внутренней дея
тельности НАТО. Более важно держать в уме тот факт, что
Франция - необходимый партнер в важном деле, и посто
янно приковывать демократическую Германию к Европе.
Такова историческая роль франко-германских взаимоотно
шений, и расширение на восток как ЕС, так и НАТО увели
чило бы важность этой взаимосвязи как внутреннего ядра
Европы. Наконец, Франция недостаточно сильна, чтобы препятствовать Соединенным Штатам по геостратегичес
ким принципам их европейской политики и чтобы самосто
ятельно стать лидером Европы как таковой. Поэтому можно терпеть ее странности и даже приступы раздражительности.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
99
Также уместно отметить, что Франция играет поистине конструктивную роль в Северной Африке и франкоговоря
щих африканских странах. Она является необходимым партнером Марокко и Туниса, одновременно выполняя ста
билизирующие функции в Алжире.
Для такой вовлеченно
сти французов существует значительная внутренняя причи
на: в настоящее время во Франции проживает около
5 млн. мусульман. Таким образом, Франция сделала крайне важ
ную ставку на стабильность и спокойное развитие Север
ной Африки. Но эта заинтересованность полезна и в более широком плане
- для европейской безопасности. Без ощу
щения Францией своей миссии южный фланг Европы был бы гораздо более нестабильным и угрожаемым. Весь Юг
Европы становится все более озабоченным социально-по
литической угрозой, исходящей от нестабильности на всем протяжении южного берега Средиземноморья. Значитель
ная обеспокоенность Франции тем, что творится по ту сто
рону Средиземного моря, имеет, таким образом, непосред
ственное отношение к вопросам безопасности НА ТО, и это соображение должно приниматься в расчет, когда Соеди
ненным Штатам порой приходится справляться с преувели
ченными претензиями Франции на особый статус лидера.
Иное дело Германия. Ее доминирующая роль неоспори
ма, но необходимо соблюдать осторожность при любой публичной поддержке германского лидерства в Европе. Это лидерство может быть выгодно некоторым государствам в
Центральной Европе, которые ценят германскую предпри
имчивость в интересах расширения Европы на восток, и оно может удовлетворять западноевропейцев до тех пор, пока следует в русле первенства США, однако в долгосрочной перспектине строительство Европы не может на нем осно
вываться. Слишком много воспоминаний еще живо, слиш
ком многие страхи могут выйти на поверхность. Европа, сконструированная и возглавляемая Берлином, - просто неосуществимая идея . Вот почему Германии нужна Фран
ция, Европе нужна франко-германская взаимосвязь, а США не могут выбирать между Германией и Францией.
Существенным моментом в отношении расширения
НАТО .цвляется то, что это процесс, неразрывно связанный с расширением самой Европы. Если Европейский Союз должен стать географически более широким сообществом - с более интегрированным франко-германским ведущим яд
ром и менее интегрированными внешними слоями - и если
1 00
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА такая Европа должна основывать свою безопасность на продолжении альянса с США, то отсюда следует, что ее геополитически наиболее угрожаемую часть, Центральную
Европу, нельзя демонстративно лишить ощущения безопас
ности, которое присуще остальной Европе благодаря нали
чию Североатлантического альянса. В этом Америка и Гер
мания согласны. Для них импульс к расширению - политический, исторический и созидательный. Этим им
пульсом не руководят ни враждебность к России, ни страх перед нею, ни желание ее изолировать.
, Следовательно, Соединенные Штаты должны особенно тесно работать с Германией, содействуя расширению Евро
пы на восток. Американо-германское сотрудничество и совместное лидерство в этом вопросе необходимы. Расши
рение произойдет, если Соединенные Штаты и Германия будут совместно побуждать других союзников по НАТО сделать шаг и либо эффективно находить определенные договоренности с Россией, если она желает пойти на ком
промисс (см. главу 4), либо действовать напористо, в твер
дой уверенности, что задача построения Европы не может зависеть от возражений Москвы. Совместное американо
германское давление будет особенно необходимо для того, чтобы добиться обязательного единодушного согласия всех членов НАТО, и ни один из последних не сможет отказать, если США и Германия вместе будут этого добиваться.
В конечном счете в процессе этих усилий на карту постав
лена долгосрочная роль США в Европе. Новая Европа еще только оформляется, и если эта новая Европа должна геопо
литически остаться частью "евроатлантического" простран
ства, то расширение НАТО необходимо. В самом деле, все
объемлющая политика США для
Евразии в целом будет невозможна, если усилия по расширению НАТО, до сих пор предпринимавшиеся Соединенными Штатами, потеряют темп и целеустремленность. Эта неудача дискредитировала бы американское лидерство, разрушила бы идею расширяю
щейся Европы, деморализовала бы центральноевропейцев, и могла бы вновь разжечь ныне спящие или умирающие геопо
литические устремления России в Центральной Европе. Для
Запада это бьm бы тяжелый удар по самим себе, который причинил бы смертельный ущерб перспективам истинно ев
ропейской оiюры любого возможного здания евразийской безопасности, а для
США, таким образом, это бьmо бы не только реmональным, но и глобальным поражением.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАцдАРМ
1 0 1
Основным моментом, направляющим поступательное расширение Европы, дqлжно быть утверждение о том, что ни одна сила вне существующей межатлантической систе
мы безопасности не имеет права вето на участие любого отвечающего требованиям государства Европы в европейс
кой системе - а отсюда также в ее межатлантической системе безопасности - и что ни одно отвечающее требо
ваниям европейское государство не должно быть заведомо исключено из возможного членства или в ЕС, или в НАТО.
В особенности сильно уязвимые и все более удовлетворяю
щие требованиям государства Балтин имеют право знать, что со временем они также могут стать полноправными членами обеих организаций и что тем временем не возник
нет угрозы их суверенитету без того, чтобы бьmи затронуты интересы расширяющейся Европы и ее американского партнера.
По существу, Запад - в особенности США и их запад
ноевропейские союзники - должен дать ответ на вопрос, красноречиво поставленный Вацлавом Гавелом в Аахене
1 5 мая
1 996 г.:
"Я знаю , что ни Евроnейский Союз, ни Севераатланти
ческий альянс не могут вдруг открыть свои двери всем тем, кто жаждет встуnить в их ряды . Чтб оба они, несом
ненно, могут сделать и чтб им следует сделать , nока еще не слишком nоздно, - это дать всей Евроnе, восnрини
маемой как сфера общих интересов, ясную уверенность в том, что они не являются закрытыми клубами .
Им следует сформулировать .ясную и обстоятельную политику постепенного расширения, которая бы не только содержала временной график, но также и объясняла логику этого графика ".
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАСПИСАНИЕ ЕВРОПЫ
Хотя на данном этапе окончательные восточные границы
Европы не могут быть ни твердо определены, ни оконча
тельно установлены, в широком смысле слова Европа nред
ставляет собой цивилизацию, ведущую свое происхождение от единых христианских традиций. Западное, более узкое, определение Европы ассоциируется с Римом и его истори
ческим наследием. Однако к христианской традиции Евро-
1 02
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Карта
XII пы принадлежат также Византия и ее русское ортодоксаль
ное ответвление. Таким образом, в плане культуры "Евро
па" вмещает в себя более весомое понятие, нежели просто
Европа Петра, а Европа Петра, в свою очередь, является более объемным определением, нежели просто Западная
Европа, хотя в последние годы она узурпировала название "Европа". Даже беглый взгляд на карту
XII подтверждает тот факт, что существующая ныне Европа просто не являет
ся целиком и полностью Европой. Хуже того, это Европа, на территории которой находится нестабильная в плане бе
зопасности зона между Европой и Россией, которая может иметь негативный эффект для обеих, неизбежно являясь ареной напряженности и соперничества.
Европа Карла Великого (ограниченная пределами За
падной Европы) в силу необходимости имела значение в период холодной войны, однако в настоящее время такая
Европа является аномалией. Это так, потому что, будучи
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
1 03 определенным типом цивилизации, образовавшаяся объеди
ненная Европа, кроме того, представляет собой определен
ный уклад и норму жизни, государственное устройство по принципу совместного демократического правления, не обремененного ни этническими, ни территориальными кон
фликтами. Эта Европа в рамках своих официально установ
ленных территориальных rраниц в настоящее время в значительной степени меньше своего фактического потен
циала. Некоторые из наиболее проrрессивных и политичес
ки стабильных государств Центральной Европы, привер
женцы западных традиций Петра, такие как Республика
Чехия, Польша, Венrрия и, возможно, также Словения, не
сомненно соответствуют европейским требованиям и гото
вы к членству в "Европе" и ее трансатлантическом объеди
нении по проблемам безопасности.
При нынешних обстоятельствах расширение блока
НА ТО на восток путем включения к 1999 году в его состав
Польши, Республики Чехии и Венrрии представляется, по всей видимости, вероятным. По завершении этого началь
ного, но очень важного шага любое последующее расшире
ние союза скорее всего будет либо совпадать по времени, либо последует за расширением Европейского Союза, кото
рое, 6днако, представляет собой более сложный процесс как по числу подготовительных этапов, так и в плане удов
летворения требований, необходимых для членства (см. схему на стр. 104). Таким образом, даже первый прием в Ев
ропейский Союз государств из Центральной Европы пред
ставляется маловероятным ранее 2002 года или, видимо, даже в более поздние сроки. Тем не менее только три пер
вых новых члена НАТО присоединятся к Европейскому
Союзу, так сразу как Европейский Союз, так и НАТО будут вынуждены заняться вопросом о членстве республик Бал
тин, Словении, Румьшии, Болгарии, Словакии и, в конце концов, вероятно, и Украины.
Следует особо отметить, что перспектива возможного членства уже оказьшает конструктивное влияние на поло
жение дел и поведение стран-претендентов. Понимание того, что ни Европейский Союз, ни НАТО не желают об
ременять себя дополнительными конфликтами по поводу либо прав меньшинств, либо территориальных притязаний стран - членов Союза друг к другу (противостояния Тур
ции и Греции вполне достаточно), уже означает для Слова
кии, Венrрии и Румынии необходимый стимул для достиже-
1 04
ВШIИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Чве нетво в
Европейском СоJОЗе: эuвлеиие страны о � в Союз* государство представляет эаямение о желании вступить в на рассмотрение в Совет Европейского Союза
Совет обращается к Комиссии с просьбой высказать мнение относительно заяменяя
Комиссия высказывает Совету свое мнение относительно эаямения
Совет единогласно принимает решение_ о начале переговоров по вопросу вступления этои страны в
Союз
Комиссия вносит преДJiожения, а Совет принимает их едино
гласно, о позициях, которые наДJiежит занять Союзу в отноше
нии страны-кандидата на предстоящих переговорах о ее вступлении в Союз
Союз, который предстаWIЯ
;т председатель Совета, проводит переговоры со странон-кандидатом на вступление
Между Союзом и страной-кандидатом доститается по проекту договора о вступлении страны в Союз о вступлении страны в Союз преДJiаrается на рассмотрение Совету и Европейскому парламепту
Европейский парламент абсолютным большинством одобряет договор о вступлении страны в Союз
Совет единогласно утверждает договор о вступлении страны в Союз
Страны-члены Союза и страны-кандидаты официально подписывают договор о вступлении в Союз
Страны-члены Союза и страны-кандидаты ратифицируют договор о вступлении в Союз
После ратификации соглашение о вступлении в Союз вступает в снлу
*
Схема подготовлена Центром стратеmческих и международных исследований Трехсто роиней комиссии США-ЕС-Попьша.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
IUIAцдAPM
1 05 ния между собой компромиссных решений, отвечающих нормам, установленным Советом Европы. Это же положе
ние верно и для более общего принципа, заключающегося в том, что только демократические государства мoryr удов
летворять критериям членства. Желание "не остаться за бортом" оказывает важное положительное влияние на но
вые демократии.
В любом случае должно быть аксиомой, что политичес
кое единство и безопасность Европы - понятия неделимые.
В практическом плане фактически трудно представить себе по-настоящему единую Европу без общих мер по обеспече
нию безопасности совместно с Америкой. Из этого следует, что страны, готовые и приглашеиные к началу переговоров о вступлении в Европейский Союз, автоматически должны начиная с этого времени рассматриваться в качестве субъектов вероятной защиты со стороны НАТО.
В соответствии с этим процесс расширения Европы и распространение трансатлантической системы безопаснос
ти будут, по всей видимости, носить продуманный поэтап
ный характер. При условии продолжения Америкой и За
падной Европой предпринимаемых усилий умозрительный, но вместе с тем осторожно-реалистический график этих этапов мог бы бьпь следующим:
1 . К 1 999 году первые новые члены - страны Централь
ной Европы будут приняты в НАТО, хотя их вступление в
Европейский Союз произоЙдет, вероятно, не ранее
2002 -
2003 годов.
2.
Тем временем Европейский Союз начнет переговоры с
Б алтийскими республиками об их вступлении в блок, а
НАТО подобным же образом начнет продвигаться вперед в вопросе о членстве этих республик, а также Румынии, с тем чтобы завершить этот процесс к
2005 году. В это же время другие Балканские государства мoryr, по всей видимости, также получить право на допуск в блок.
З . Вступление в НАТО стран Балтин подтолкнет скорее всего Швецию и Финляндию также к рассмотрению вопро
са о членстве в НАТО.
4.Где-то между
2005 и
201 0 годами Украина, особенно тогда, когда она добьется значительного прогресса в прове
дении реформ внутри страны и тем самым более четко оп
ределится как страна Центральной Европы, должна бьпь