ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 1 3
1 1 4
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ческое положение России, также оказавшееся неблагопри
ятным. На Западе вследствие процесса распада Советского
Союза границы России существенно изменились в небла
гоприятную для нее сторону, а сфера ее геополитического влияния серьезно сократилась (см. карту XIV). Прибалтийс
кие государства находились под контролем России с 1700-х годов, и потеря таких портов, как Рига и Таллинн, сделала доступ России к Балтийскому морю более ограниченным, причем в зонах, где оно зимой замерзает. Хотя Москва и сумела сохранить политическое главенствующее положе
ние в новой, получившей официальный статус независимо
сти, но в высшей степени русифицированной Беларуси, однако еще далеко не ясно, не одержит ли в конечном счете и здесь верх националистическая инфекция. А за граница
ми бьmшего Советского Союза крах Организации Варшав
ского договора означал, что бывшие сателлиты Централь
ной Европы, среди которых на первое место выдвинулась
Польша, быстрыми темпами склоняются в сторону НАТО и
Европейского Союза.
Самым беспокоящим моментом явилась потеря Украи
ны. Появление независимого государства Украины не толь
ко вынудило всех россиян переосмыслить характер их соб
ственной политической и этнической принадлежности, но и обозначило большую геополитическую неудачу Рос
сийского государства. Отречение от более чем 300-летней российской имперской истории означало потерю потенци
ально богатой индустриальной и сельскохозяйственной эко
номики и 52 млн. человек, этнически и религиозно наибо
лее тесно связанных с русскими, которые способны бьmи превратить Россию в действительно крупную и уверенную в себе имперскую державу. Независимость Украины также лишила Россию ее доминирующего положения на Черном море, где Одесса служила жизненно важным портом для торговли со странами СредиземноморЪя и всего мира в це
лом.
Потеря Украины явилась геополитически важным мо
ментом по причинt: существенного ограничения геострате
гического выбора России. Даже без Прибалтийских респуб
лик и Польши Россия, сохранив контроль над Украиной, могла бы все же попытаться не утратить место лидера в решительно действующей евразийской империи, внутри которой Москва смогла бы подчинить своей воле неславян
ские народы южного и юго-восточного регионов бывшего
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 1 5
Советского Союза. Однако без Украины с ее 52-миллион
ным славянским населением любая попытка Москвы вос
создать евразийскую империю способствовала бы, по всей видимости, тому, что в гордом одиночестве Россия оказыва
лась запутавшейся в затяжных конфликтах с поднявшимися на защиту своих национальных и религиозных интересов неславянскими народами; война с Чечней является, вероят
но, просто первым тому примером. Более того, принимая во внимание снижение уровня рождаемости в России и бук
вально взрыв рождаемости в республиках Средней Азии, любое новое евразийское государство, базирующееся ис
ключительно на власти России, без Украины неизбежно с каждым годом будет становиться все менее европейским и все более азиатским.
Потеря Украины явилась не только центральным rеопо
литическим событием, она также стала rеополитическим катализатором. Именно действия Украины - объявление ею независимости в декабре 1 99 1 года, ее настойчивость в ходе важных переговоров в Беловежской пуще о том, что Советский Союз следует заменить более свободным Со
дружеством Независимых Государств, и особенно неожи
данное навязывание, похожее на переворот, украинского командования над подразделениями Советской Армии, раз
мещенными на украинской земле, - помешали СНГ стать просто новым наименованием более федерального СССР.
Политическая самостоятельность Украины ошеломила
Москву и явилась примером, которому, хотя вначале и не очень уверенно, затем последовали другие советские рес
публики.
Потеря Россией своего главенствующего положения на
Балтийском море повторилась и на Черном море не только из-за получения Украиной независимрсти, но также еще и потому, что новые независимые государства Кавказа - Гру
зия, Армения и Азербайджан - усилили возможности Тур
ции по восстановлению однажды утраченного влияния в этом регионе. До 199 1 года Черное море являлось отправ
ной точкой России в плане проекции своей военно-морской мощи на район Средиземноморья. Однако к середине 90-х годов Россия осталась с небольшой береговой полосой Чер
ного моря и с неразрешенным спорным вопросом с Украи
ной о правах на базирование в Крыму остатков советского
Черноморского флота, наблюдая при этом с явным раздра
жением за проведением совместных, Украины с НАТО, во-
1 1 6
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА енио-морских и морских десантных маневров, а также за возрастанием роли Турции в регионе Черного моря. Россия также подозревала Турцию в оказании эффективной помо
щи силам сопротивления в Чечне.
Далее к юга-востоку геополитический переворот вызвал аналогичные существенные изменения статуса России в зоне Каспийского бассейна и в Средней Азии в целом. До краха Советского Союза Каспийское море фактически яв
лялось российским озером, небольшой южный сектор кото
рого находился на границе с Ираном. С появлением незави
симого и твердо националистического Азербайджана - позиции которого были усилены устремившимися в эту рес
публику нетерпеливыми западными нефтяными инвестора
ми - и таких же независимых Казахстана и Туркменистана
Россия стала только одним из пяти претендентов на богат
ства Каспийского моря. Россия более не могла уверенно полагать, что по собственному усмотрению может распоря
жаться этими ресурсами.
Появление самостоятельных независимых государств
Средней Азии означало, что в некоторых местах юга-вос
точная граница России бьmа оттеснена в северном направ
лении более чем на тысячу миль. Новые государства в настоящее время контролируют большую часть месторож
дений минеральных и энергетических ресурсов, которые обязательно станут привлекательными для иностранных го
сударств. Неизбежным становится то, что не только пред
ставители элиты, но вскоре и простые люди в этих республиках будут становиться все более и более национа
листически настроенными и, по всей видимости, будут все в большей степени придерживаться мусульманской ори е н
тации. В Казахстане, обширной стране, располагающей ог
ромными запасами природных ресурсов, но с населением почти в 20 м:лн. человек, распределенным примерно поров
ну между казахами и славянами, лингвистические и нацио
нальные трения, по-видимому, имеют тенденцию к усилению. Узбекистан - при более однородном этничес
ком составе населения, насчитывающего примерно 25 м:лн. человек, и лидерах, делающих акцент на историческом величии страны, - становится все более активным в утвер
ждении нового постколониального статуса региона. Турк
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 16
менистан, который географически защищен Казахстаном от какого-либо прямого контакта с Россией, активно нала
живает и развивает новые связи с Ираном в целях ослабле-
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 1 7 ния своей прежней зависимости от российской системы для получения доступа на мировые рынки.
Республики Средней Азии, получающие поддержку Тур
ции, Ирана, Пакистана и Саудовской Аравии, не склонны торговать своим новым политическим суверенитетом даже ради выгодной экономической интеграции с Россией, на что многие русские все еще продолжают надеяться. По крайней мере, пекоторая напряженность и враждебность в отноше
ниях этих республик с Россией неизбежны, хотя на основа
нии неприятных прецедентов с Чечней и Таджикистаном можно предположить, что нельзя полностью исключать и возможности развития событий в еще более худшую сторо
ну. Для русских спектр потенциального конфликта с му
сульманскими государствами по всему южному флангу Рос
сии (общая численность населения которых, вместе с
Турцией, Ираном и Пакистаном, составляет более 300 млн. человек) представляет собой источник серьезной обеспоко
енности.
И наконец, в момент краха советской империи Россия столкнулась с новой угрожающей геополитической ситуа
цией также и на Дальнем Востоке, хотя ни территориаль
ные, ни политические изменения не коснулись этого реги
она. В течение нескольких веков Китай представлял собой более слабое и более отсталое государство по сравнению с
Россией, по крайней мере в политической и военной сфе
рах. Никто из русских, обеспокоенных будущим страны и озадаченных драматическими изменениями этого десятиле
тия, не в состоянии проигнорировать тот факт, что Китай в настоящее время находится на пути становления и иреобра
зования в более развитое, более динамичное и более благо
получное государство, нежели Россия. Экономическая мощь Китая в совокупности с динамической энергией его
1 ,2-миллиардного населения существенно меняют истори
ческое уравнение между двумя странами с учетом лезасе
ленных территорий Сибири, почти призывающих китайс
кое освоение.
Такая неустойчивая новая реальность не может не отра
зиться на чувстве безопасности России по поводу ее терри
торий на Дальнем Востоке, равно как и в отношенИи ее интересов в Средней Азии. В долгосрочной перспективе подобного рода перемены могут даже усугубить геополи
тическую важность потери Россией Украины. О стратеги
ческих последствиях такой ситуации для
России очень хо-
1 1 8
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА рошо сказал Владимир Лукин, первый посол посткоммуни
стического периода России в Соединенных Штатах, а по
зднее председателЪ Комитета по иностранным делам в
Госдуме:
"В
Прошлом Россия видела себя во главе Азии, хотя и позади Европы . Однако затем Азия стала развиваться более быстрыми темпами . . . и мы обнаружили самих себя не столько между "современной Европой" и "отсталой
Азией", сколько занимающими несколько странное про
межуточное пространство между двумя "Европами""
1 •
Короче говоря, Россия, являвшаяся до недавнего време
ни созидателем великой территориальной державы и лиде
ром идеологического блока государств-сателлитов, терри
тория которых простиралась до самого центра Европы и даже одно время до Южно-Китайского моря, превратилась в обеспокоенное национальное государство, не имеющее свободного географического доступа к внешнему миру и по
тенциально уязвимое перед лицом ослабляющих его конф
ликтов с соседями на западном, южном и восточном флан
гах. Только непригодные для жизни и недосягаемые северные просторы, почти постоянно скованные льдом и покрытые снегом, представляются безопасными в геополи
тическом плане.
ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФАНТАСМАГОРИЯ
Таким образом, период исторического и стратегического замешательства в постимперской России был неизбежен.
Потрясающий развал Советского Союза и особенно оше
ломляющий и, в общем-то, неожиданный распад великой
Российской империи положили начало в России процессу широкого поиска души, широким дебатам по вопросу о том, как в настоящее время должна Россия определять самое себя в историческом смысле, появлению многочисленных публичных и частных суждений по вопросам, которые в большинстве крупных стран даже не поднимаются : "Что есть Россия ? Где Россия? Что значит быть русским?"
1
Our Security Predicament
//
Foreign Policy.
-
1 992.
-
No
8 8 .
-
Р. 60.
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 1 9
Это не просто теоретические вопросы: любой ответ на них наполнен значительным геополитическим содержани
ем. Является ли Россия национальным государством, основу которого составляют только русские, или Россия является по определению чем-то большим (как Великобритания - это больше, чем Англия) и, следовательно, ей судьбой на
значено быть империей? Каковы - исторически, стратеги
чески и этнически - действительные границы России? Сле
дует ли рассматривать независимую Украину как временное отклонение в рамках этих исторических, стратегических и этнических понятий? (Многие русские склонны считать именно так.) Чтобы быть русским, должен ли человек быrь русским с этнической точки зрения или он может быть рус
ским с политической, а не этнической точки зрения (т.е. быть "россиянином" - что эквивалентно "британцу", а не "англичанину")? Например, Ельцин и некоторые русские доказывали (с трагическими последствиями), что чеченцев можно и даже должно считать русскими.
За год до крушения Советского Союза русский национа
лист, один из тех, кто видел приближающийся конец Со
юза, во всеуслышание заявил с отчаянием:
"Если ужасное несчастье, немыелимое для русских лю
дей, все-таки произойдет и государство разорвут на ча
сти и люди, ограбленные и обманутые своей 1 000-лет
ней историей, внезапно останутся одни , когда их недавние "братья" , захватив свои пожитки, сядут в свои "национальные спасательные шлюпки" и уплывут от дав
шего крен корабля, что ж, нам некуда будет податься . . .
Русская государственность , которая олицетворяет собой "русскую идею" политически , экономически и духовно, будет создана заново . Она вберет в себя все лучшее из долгих 1 000 лет существования царизма и 70 советских лет, которые пролетели как одно мгновение" 2 •
Но как? Поиск ответа, который бьm бы приемлемым для русского народа и одновременно реалистичным, осложняет
ся историческим кризисом самого русского государства. На протяжении практически всей своей истории это государство бьmо одновременно инструментом и территориальной экс
пансии, и экономического развития. Это также бьmо rосудар-
2
Проханов А.
Трагедия централизма
11
Литературная Россия. -
1 990. - Янв. - С .
4-5 .
1 20
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ство, которое преднамеренно не предст авлял о себя чисто на
циональным инструментом, как это принято в западноевро
пейской традиции, но определяло себя исполнителем специ
альной наднациональной миссии, с "русской идеей", раз
нообразно определенной в релиmозных, геополитических или идеологических рамках. Теперь же в этой миссии ей внезапно отказали, когда государство уменьшилось террито
риально до главным образом этнической величины.
Более того, постсоветский кризис русского государства
(так сказать, его "сущности") бьm осложнен тем фактом, что Россия не только внезапно лишилась своей имперской миссионерской роли, но и оказалась под давлением своих собственных модернизаторов (и их западных консультан
тов) , которые, чтобы сократить зияющий разрыв между со
циально отсталой Россией и наиболее развитыми евразий
скими странами, требуют, чтобы Россия отказалась от своей традиционной экономической роли ментора, владельца и распорядителя социальными благами .
Это потребовало ни более ни менее как политически революционного ограни
чения роли Российского государства на международной арене и внутри страны. Это стало абсолютно разрушитель
ным для большинства укоренившихся моделей образа жиз
ни в стране и усилило разъединяющий смысл геополитичес
кой дезориентации среди русской политической элиты.
В этой запутанной обстановке, как и можно было ожи
дать, на вопрос : "Куда идет Россия и что есть Россия ?"
возникает множество ответов. Большая протяженность Рос
сии в Евразии давно способствовала тому, чтобы элита мыслила геополитически. Первый министр иностранных дел постимперской и посткоммунистической России Анд
рей Козырев вновь подтвердил этот образ мышления в од
ной из своих первых попыток определить, как новая Россия должна вести себя на международной арене. Меньше чем через месяц после распада Советского Союза он заметил :
"Отказавшись от мессианства, мы взяли курс на прагма
тизм . . . мы быстро пришли к пониманию, что геополитика . . . заменяет идеолоmю" 3•
Вообще говоря , как реакция на крушение Советского
Союза возникли три общих и частично перекрывающихся геостратеmческих варианта, каждый из которых в конеч
ном счете связан с озабоченностью России своим статусом
3
Российскu газета. -
1 992. - 1 2 янв.