ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 62
BFJIИKAЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Более того, сама Турция могла бы стать, по крайней мере отчасти, жертвой реmональных этнических конфликтов.
Хотя 65-миллионное население Турции составляют в основ
ном турки, причем 80% приходится на тюркские народы
(хотя сюда включены черкесы, албанцы, боснийцы, болгары и арабы) , около 20% или более составляют курды. Прожи
вающих в основном в восточных реmонах страны турецких курдов активно втяmвали в борьбу за национальную незави
симость, которую вели иракские и иранские курды. Любая внутренняя напряженность в Турции по поводу общего уп
равления страной, несомненно, побудила бы курдов оказать еще более отчаянный нажим с целью получения отдельного национального статуса.
Будущая ориентация Ирана выглядит проблематичной в еще большей степени. Фундаменталистекая шиитская рево
люция, победившая в конце 70-х годов, возможно, вступает в "термидорианскую" фазу, и это обстоятельство высвечи
вает неуверенность в отношении rеострат�mческой роли
Ирана. С одной стороны, падение атеистического Советс
кого Союза открьmо для новых независимых северных сосе
дей Ирана возможность обратиться в другую веру, но, с другой стороны, враждебность Ирана по отношению к
США склонила Тегеран занять, по крайней мере тактичес
ки, промосковскую позицию, чему также способствовала озабоченность Ирана возможным влиянием полученной
Азербайджаном независимости на свою собственную спло
ченность.
Эта озабоченность вызвана уязвимостью Ирана с точки зрения этнических конфликтов. Из 65-миллионного насе
ления страны (Иран и Турция имеют почти одинаковую численность населения) лишь немноrим более половины населения являются персами. Примерно четвертую часть составляют азербайджанцы, а остальное население включа
ет курдов, балучи, туркменов, арабов и друmе народности.
За исключением курдов и азербайджанцев, в настоящее время другие народности не представляют опасности для национальной целостности Ирана, в частности учитывая высокую степень национального и даже имперского само
сознания персов. Однако такая ситуация могла бы быстро измениться, особенно в случае нового кризиса в политике
Ирана.
Далее, сам факт, что в настоящее время в этом районе существует ряд новых независимых государств и что даже
"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 63 миллион чеченцев смог отстоять свои политические чаяния, несомненно заразит курдов, а также и все другие этничес
кие меньшинства в Иране. Если Азербайджан иреуспеет в стабильном политическом и экономическом развитии, сре
ди иранских азербайджанцев, вероятно, будет укрепляться идея создания Большого Азербайджана. Следовательно, политическая нестабильность и разногласия в Тегеране могут превратиться в проблему для сплоченности иранско
го государства, тем самым резко расширив рамки и повысив значение того, что происходит на "Евразийских Балканах" .
МНОГОСТОРОННЕЕ СОПЕРНИЧЕСТВО
То, что традиционно считалось "Европейскими Балкана
ми" , бьmо связано с прямым противоборством трех импе
рий: Оттоманской, Австро-Венгерской и Российской. Кро
ме того, в этой борьбе бьmо еще три косвенных участника, обеспокоенных тем, что их европейские интересы будут ущемлены в случае успеха одного из конкретных протаго
нистов: Германия опасалась российской мощи, Франция противостояла Австро-Венгрии, а Великобритания предпо
читала скорее видеть ослабление Оттоманской империи в вопросе контроля над Дарданеллами, чем участие какого бы то ни бьmо из остальных соперников в контроле над Балка
нами . В XIX столетии эти державы оказались в состоянии сдержать конфликты на Балканах без ущерба для интересов остальных конкурентов, но в
1 9 14 году это оказалось им не по силам, при этом последствия оказались разрушительны
ми для всех.
Нынешнее соперничество за "Евразийские Балканы" также прямо увязывает три соседних государства: Россию,
Турцию и Иран, хотя одним из основных действующих лиц может в конечном счете стать и Китай. В это соперниче
ство, хотя и более отдаленно, вовлечены Украина, Пакис
тан, Индия и далеко расположенная Америка. Каждым из трех основных и явно связанных с этим вопросом соперни
ков движет не только перспектива получения геополитичес
ких и экономических преимуществ, но и сильные истори
ческие мотивы. Каждый из них в свое время доминировал в регионе в вопросах политики или культуры. Все они смот
рят друг на друга с подозрением. Хотя открьrrые вооружен
ные действия между ними маловероятны, кумулятивный
1 64
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА эффект их противостояния может усугубить хаос, сложив
шийся в регионе.
Что касается России, то ее враждебное отношение к
Турции граничит с навязчивой идеей. Российская пресса изображает турок как стремящихся к контролю над регио
ном, как провокаторов локального сопротивления России
(что отчасти подтверждается собыгиями в Чечне) и как уг
розу общей безопасности России до степени, которая в общем и целом никак не соответствует фактическим воз
можностям Турции. Турки отвечают тем же, изображая себя освободителями своих братьев от долгого российского гне
та. Турки и иранцы (персы) тоже исторически противостоят друг другу в данном регионе, и в {lоследние годы это проти
востояние возродилось в обстановке, когда Турция выступа
ет как современный и извечный противник иранской кон
цепции исламского общества.
Хотя о каждом из соперников можно сказать, что он стремится заполучить сферу влияния, тем не менее амбиции
Москвы гораздо более широки, учитывая относительно све
жие воспоминания об имперском контроле, проживание в регионе нескольких миллионов русских и устремления
Кремля вернуть России статус одной из крупных держав глобального масштаба. Внешнеполитические заявления
Москвы явно свидетельствуют о том, что она рассматривает все пространство бывшего Советского Союза как простран
ство своих особых геостратегических интересов, на кото
ром всякое политическое - и даже экономическое - вли
яние извне недопустимо.
В отличие от этого, устремления Турции к регионально
му влиянию пусть и несут в себе определенные остатки имперского чувства отдаленного прошлого (Оттоманская империя достигла апогея своего развития в 1 590 г. , завоевав
Кавказ и Азербайджан, хотя в ее состав и не входила Сред
няя Азия), но у Турции более глубокие корни для родства с тюркским населением данного региона с этнолингвистичес
кой точки зрения (см. карту XVIII). Обладай Турция гораз
до более ограниченной политической и военной мощью, какая бы то ни было сфера ее исключительного политичес
кого влияния оказалась бы просто недостижимой. Наобо
рот, Турция видит в себе потенциального лидера расплыв
чатого сообщества стран, говорящих на тюркских языках, играя для этого на своем привлекательном и относительно современном уровне развития, языковом родстве, собствен-
"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 65
Карта
XVIII ных экономических возможностях, позволяющих стать наи
более влиятельной силой в процессе формирования наций, происходящем в данном регионе.
У стремления Ирана пока что менее определенны, но в перспектине они могут оказаться не менее угрожающими амбициям России. Государство Ахеменидов - огромные владения персов - появилось в еще более ранней истории.
На вершине своего развития (примерно 500 г. до н. э .) оно охватывало территории трех нынешних кавказских го
сударств - Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана* ,
а также Афганистана, Турции, Ирака, Сирии, Ливана и
Израиля. Хотя сегодняшние геополитические устремления
Ирана более узки, чем у Турции, и направлены главным образом на Азербайджан и Афганистан, тем не менее му
сульманское население региона - даже и в самой России -
* Так в оригинале. -
При.м. пер.
1 66
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА является объектом религиозных интересов Ирана. Действи
тельно возрождение ислама в Средней Азии стало органи
ческой составной частью устремлений ньmешних правите
лей Ирана.
Противоположный характер интересов России, Турции и Ирана отображен на карте
XIX: в случае с Россией ее геополитический нажим показан двумя стрелками, направ
ленными строго на юг - на Азербайджан и Казахстан; в случае с Турцией - одной стрелкой, направленной на Сред
нюю Азию через Азербайджан и Каспийское море; в случае с Ираном - двумя стрелками, направленными на север - на Азербайджан и на северо-восток - на Туркменистан,
Афганистан и Таджикистан. Эти стрелки не просто пересе
каются, они могут и столкнуться друг с другом.
На нынешнем этапе роль Китая более ограниченна, а ее цели менее очевидны. Само собой разумеется, что Китай предпочитает иметь перед собой на западе несколько отно
сительно независимых государств, а не Российскую импе
рию. Новые государства служат, как минимум, буфером, но в то же время Китай обеспокоен тем обстоятельством, что его собственные тюркские меньшинства в провинции Синь
цзян могут увидеть в новых среднеазиатских государствах привлекательный
ДJIЯ себя пример, и, исходя из этих сооб
ражений, Китай стремится получить от Казахстана гаран
тии в том, что активность заграничных меньшинств будет подавляться . В конце концов, энергоресурсы рассматрива
емого региона должны войти в круг особых интересов Пе
кина, и получение прямого доступа к ним - без какого бы то ни бьmо контроля со стороны Москвы - должно стать основной целью Китая . Таким образом, общие геополити
ческие интересы Китая имеют тенденцию войти в столкно
вение со стремлением России к доминирующей роли и яв
ляются дополняющими к устремлениям Турции и Ирана.
Что касается Украины, то
ДJIЯ нее основными проблема
ми являются будущий характер СНГ и получение более сво
бодного доступа к энергоисточникам, что ослабило бы зави
симость Украины от России. Поэтому развитие более тесных связей с Азербайджаном, Туркменистаном и Узбе
кистаном приобрело
ДJIЯ
Киева важное значение, а поддер
жка более независимо настроенных государств является
ДJIЯ
Украины дополнением к ее усилиям упрочить собственную независимость от Москвы. В соответствии с этим Украина поддержала усилия Грузии, направленные на то, чтобы азер-
"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 67
Карта
XIX байджанекая нефть транспортировалась на Запад по ее тер
ритории. Кроме того, Украина вступила в сотрудничество с
Турцией, чтобы ослабить влияние России на Черном море, и поддержала ее усилия направить потоки нефти из Сред
ней Азии на турецкие терминалы.
Вовлечение Пакистана и Индии представляется пока что более отдаленным, но ни одна из этих стран не остается безразличной к тому, что может произойти на "Евразийс
ких Балканах". Пакистан в первую очередь заинтересован в том, чтобы геостратеrически укрепиться, оказывая полити
ческое влияние на Афганистан (предотвратив тем самым влияние на Афганистан и Таджикистан со стороны Ирана), и в конце концов извлечь выгоду от строительства какого
либо трубопровода, связывающего Среднюю Азию с Ара
вийским морем. Индия, в ответ на устремления Пакистана и, возможно, обеспокоенная перспективой гегемонии Ки
тая в регионе, относится к влиянию Ирана в Афганистане и
1 68
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА расширенному присутствию России на пространстве быв
шего СССР более благосклонно.
Хотя Соединенные Штаты расположены далеко, их ролЬ со ставкой на сохранение геополитического плюрализма в постсоветской Евразии просматривается на общем фоне как постоянно возрастающая по значимости в качестве кос
венного действующего лица, явно заинтересованного не
:rолько в разработке ресурсов региона, но и в предотвраще
нии того, чтобы только Россия доминировала на rеополити
ческом пространстве региона. Действуя таким образом,
Америка не только иреследует масштабные стратегические цели в Евразии, но и демонстрирует свои растущие эконо
мические интересы, а также интересы Европы и Дальнего
В остока в получении неограниченного доступа к этому до сих пор закрьпому району.
Таким образом, на карту в этой головоломке поставлены геополитическое моrущество, доступ к потенциально ог
ромным богатствам, достижение национальных и/или рели
гиозных целей и безопасность. Тем не менее первоочеред
ным объектом противоборства является получение доступа в регион. До распада Советского Союза доступ в него бьm монополией Москвы. Все транспортировки по железной до
роге, газо- и нефтепроводам и даже перелеты по воздуху осу
щест влял ись через центр. Российские геополитики пред
почли бы оставить все по-прежнему, поскольку они понимают, что тот, кто будет доминировать в вопросе дос
тупа к данному региону, скорее всего и окажется в выигры
ше в геополитическом и экономическом плане.
Именно эти соображения сделали таким важным для будущего бассейна Каспийского моря и Средней Азии воп
рос о прокладке трубопровода. Если основные трубопрово
ды в регион будут по-прежнему проходить по территории
России к российским терминалам в Новороссийске на Чер
ном море, то политические последствия этого дадут о себе знать без какой бы то ни бьmо открьrrой демонстрации силы со стороны России. Регион останется в политической зави
симости, а Москва при этом будет занимать сильные пози
ции, решая, как делить новые богатства региона. И наобо
рот, если еще один трубопровод проляжет через
Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю через Турцию, а другой протянется через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет никакого единовластия в вопросе доступа к региону (см. карту ХХ).
"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 69
Карта
ХХ
Беспокоит то, что в российской политической элите есть люди, которые действуют так, будто они предпочитают, чтобы ресурсы региона вообще не разрабатьшались, если
Россия не в состоянии всецело контролировать туда доступ.
Пусть богатства останутся неразработанными, если альтер
нативой является то, что иностранные инвестиции приведут к более непосредственному удовлетворению экономичес
ких, а следовательно, и политических интересов других государств. Такой частнособственнический подход имеет корни в истории, и требуются время и нажим извне, чтобы он изменился .
Захват Кавказа и Средней Азии царской Россией проис
ходил на протяжении примерно трех столетий, а его недав
ний конец оказался стремительным и внезапным. По мере того как существование Оrтоманской империи клонилось к закату, Российская империя расширялась на юг, в сторону
Персии, вдоль берегов Каспийского моря . В 1 556 году она
1 70
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА логлотила Астраханское ханство и к 1 607 году достигла
Персии. В результате войны 1 774-1 784 годов был захвачен
Крым, затем в 1 80 1 году Грузинское царство, а во второй половине XIX века Россия подавила племена по обе сторо
ны Кавказского хребта (только чеченцы сопроти влял ись с поразительным упорством), завершив к 1 87 8 году захват
Армении.
Захват Средней Азии заключался не столько в том, что
бы взять верх над соперничающей империей, сколько в том, чтобы покорить весьма изолированные и полупервобытные феодальные ханства и эмираты, способные оказать лишь спорадическое и локальное сопротивление. Узбекистан и
Казахстан бьши захвачены после нескольких военных экс
педиций, проведеиных в период с 1 80 1 по 1 88 1 год, Туркме
нистан же покорили и присоединили в результате кампа
нии, длившейся с 1 873 по 1 886 год. Тем не менее к 1 850 году захват основной части Средней Азии бьш завершен, хотя эпизодические локальные вспышки сопротивления имели место даже в советскую эпоху.
Распад Советского Союза породил поразительный исто
рический обратный ход вещей. Всего за несколько недель азиатская составляющая территории России неожиданно сократилась примерно на
20%, а численность населения азиатской части, подвластной России, упала с 75 млн. до примерно 30 млн. человек. Кроме того, еще 1 8 млн. чело
век, постоянно проживающих на Кавказе, также оказались отрезанными от России. Такой поворот событий означал еще более болезненное осознание политической элитой
России того, что экономический потенциал этих районов становится объектом интересов иностранных государств с их финансовыми возможностями для инвестиций, разрабо
ток и использования ресурсов, которые до совсем недавнего времени бьши доступны только России.
И все же Россия стоит перед дилеммой : она слишком слаба политически, чтобы полностью закрыть регион для внешних сил, и слишком бедна, чтобы разрабатывать дан
ные области исключительно собственными силами. Более того, здравомыслящие российские лидеры осознают, что происходящий в настоящее время в новых государствах демографический процесс означает, что их неудача в вопро
се поддержания экономического роста в конце концов при
ведет к взрывоопасной ситуации на всем протяжении юж
ных границ России. Афганистан и Чечня могут найти свое
"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 7 1 повторение вдоль всей rраницы от Черного моря до Монго
лии, особенно если учесть возрождение национализма и исламизма среди некогда порабощенных народов.
Отсюда следует, что Россия должна каким-то образом приспоеобиться к постимперской реальности, если она стремится сдержать турецкое и иранское присутствие, вос
препятствовать тяготению новых государств к своим основ
ным соперникам, не допустить возникновения какого бы то ни было действительно независимого сотрудничества в
Средней Азии и оrраничить геополитическое влияние Аме
рики на столицы новых суверенных государств. Таким об
разом, вопрос больше не сводится к возрождению империи - что бьmо бы слишком накладно и вызвало бы ожесточенное сопротивление, - наоборот, он предполагает создание но
вой системы взаимоотношений, которая бы сдерживала новые государства и позволила России сохранить домини
рующие геополитические и экономические позиции.
В качестве средства решения этой задачи выбор пал на
СНГ, хотя в некоторых случаях использование Россией вооруженных сил и умелое применение политики "разделяй и властвуй" также послужили интересам Кремля. Москва использовала свою систему рычагов, чтобы добиться от новых государств максимального соответствия ее представ
лениям о растущей интеrрации "содружества", и приложи
ла усилия для создания управляемой из центра системы контроля за внешними rраницами СНГ, чтобы упрочить интеrрацию в военной области в рамках общей внешней политики и еще больше расширить существующую (перво
начально советскую) сеть трубопроводов во избежание про
кладки каких-либо новых, идущих в обход России. Страте
гические анализы России явно свидетельствуют о том, что
Москва рассматривает данный район как свое особое гео
политическое пространство, хотя оно уже не является со
ставной частью ее империи.
Ключом к разгадке геополитических устремлений Рос
сии является та настойчивость, с которой Кремль стремил
ся сохранить военное присутствие на территории новых государств. Ловко разыrрав карту с сепаратистским движе
нием в Абхазии, Москва получила права на создание баз в
Грузии, узаконила свое военное присутствие на землях
Армении, иrрая на ее необходимости искать поддержки в войне с Азербайджаном, и оказала политическое и финан
совое давление на Казахстан, чтобы добиться его согласия