ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 7 2
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА на создание там российских баз; кроме того, гражданская война в Таджикистане позволила обеспечить постоянное присутствие войск бывшей Советской Армии на его терри­
тории.
Определяя свой политический курс, Москва переключи­
лась на явное ожидание того, что ее постимперская система взаимоотношений со Средней Азией постепенно выхолос­
тит суть суверенности обособленных и слабых государств и что это поставит их в зависимость от командного центра "интегрированного" СНГ. Чтобы достичь этой цели, Россия отговаривает новые государства от создания собственных вооруженных сил, от возрождения их родных языков, от развития тесных связей с внешним миром и от прокладки новых трубопроводов напрямую к терминалам на берегах
Аравийского и Средиземного морей. Окажись эта политика успешной, Россия смогла бы доминировать в вопросе их внешних связей и имела бы решающий голос при распреде­
лении доходов.
Следуя этому курсу, российские политики часто ссыла­
ются, как это показано в главе
4, на пример с Европейским
Союзом. На самом деле, однако, российская политика по отношению к среднеазиатским государствам и Кавказу го­
раздо более напоминает ситуацию с сообществом франко­
говорящих стран Африки, где французские воинские кон­
тингенты и денежные субсидии определяют политическую жизнь и политический курс говорящих на французском язы­
ке постколониальных африканских государств.
Если восстановление Россией максимально возможного политического и экономического влияния в регионе являет­
ся всеобщей целью, а укрепление СНГ - это основной спо­
соб достичь ее, то первоочередными геополитическими объектами Москвы для политического подчинения пред­
ставляются АзербаЙджан и Казахстан. Чтобы политическое контрнаступление России оказалось успешным, Москва должна не только наглухо закрьль доступ в регион, но и преодолеть его географические барьеры.
Азербайджан для России должен стать приоритетной целью. Его подчинение помогло бы отрезать Среднюю Азию от Запада, особенно от Турции, что еще более усилило бы мощь российских рычагов для воздействия на непокорных
Узбекистан и Туркменистан.
В этом плане тактическое со­
трудничество с Ираном в таких противоречивых вопросах, как распределение концессий на бурение скважин на дне


"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 73
Каспийского моря, служит достижению важной цели: выну­
дить Баку отвечать желаниям Москвы. Подобострастие
Азербайджана также способствовало бы упрочению доми­
нирующих позиций России в Грузии и Армении.
Казахстан тоже представляет собой привлекательную первоочередную цель, поскольку его этническая уязвимость не позволяет его правительству превалировать в открытой конфронтации с Москвой . Москва может также сыrрать на опасениях Казахстана в связи с растущим динамизмом
Китая, равно как и на вероятности усиления недовольства
Казахстана расширением масштабов китаизации населения соседней с Казахстаном китайской провинции Синьцзян.
Постепенное подчинение Казахстана привело бы в ре­
зультате к геополитической возможности почти автомати­
ческого вовлечения Кыргызстана и Таджикистана в сферу контроля Москвы, что сделало бы Узбекистан и Туркмени­
стан уязвимыми для более откровенного российского давле­
ния.
Однако стратегия России противоречит устремлениям почти всех государств, расположенных на "Евразийских
Балканах". Их новая политическая элита добровольно не откажется от власти и привилеmй, которые они получили благодаря независимости. По мере того как местные рус­
ские освобождают свои прежде привилеmрованные посты, вновь образовавшаяся элита быстро начинает проявлять законный интерес к суверенитету - динамичному и соци­
ально заразительному процессу. Кроме того, некогда поли­
тически пассивное население становится более нациопали­
стичным и (за исключением Грузии и Армении) более глубоко осознающим свою исламскую принадлежность.
Что касается внешней политики, то и Грузия, и Армения
(несмотря на зависимость последней от российской поддер­
жки в борьбе с Азербайджаном) хотели бы постепенно больше ассоциироваться с Европой. Богатые ресурсами среднеазиатские государства, а наряду с ними и Азербайд­
жан хотели бы до максимума расширить экономическое присутствие на своих землях американского, европейского, японского и с недавних пор корейского капиталов, надеясь с их помощью значительно ускорить свое собственное эко­
номическое развитие и укрепить независимость. В этом отношении они приветствуют возрастание роли Турции и
Ирана, видя в них противовес мощи России и мостик на Юг, в оrромный исламский мир.

1 7 4
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Так, Азербайджан, поощряемый Турцией и Америкой, не только отказал России в предложении о создании на его территории военных баз, но и открыто проигнорировал предложение России о прокладке единого нефтепровода к российскому порту на Черном море, выторговав при этом вариант с двойным решением, предусматривающий про­
кладку второго трубопровода - в Турцию через террито­
рию Грузии. (От строительства трубопровода на юг через
Иран, финансировать которое должна бьmа американская компания, вынуждены были отказаться, учитывая финансо­
вое эмбарго США на все сделки с Ираном.) В 1 995 году под громкие звуки фанфар открьmи новую железнодорожную линию, связавшую Туркменистан и Иран, что позволило
Европе торговать со Средней Азией, пользуясь железнодо­
рожным транспортом в обход территории России. При этом имели место проявления символического драматизма в свя­
зи с возрождением древнего "шелкового пути" в условиях, когда Россия оказалась уже не в силах и дальше отгоражи­
вать Европу от Азии.
Узбекистан тоже становится все более твердым в своей оппозиции усилиям России в сторону "интеграции". В авгу­
сте 1 996 года его министр иностранных дел однозначно заявил, что "Узбекистан против создания наднациональных институтов СНГ, которые могут использоваться в качестве средств централизованного управления". Эта явно национа­
листическая позиция сразу же вызвала резкие высказьmания в российской прессе в адрес Узбекистана с его "подчеркнуто прозападной ориентацией экономики , резкими выстумениями против интеграционных согла­
шений в рамках СНГ, решительным отказом присоеди­
ниться даже к Таможенному союзу и методичной анти­
русской националистической политикой (закрываются даже детские сады, в которых используется русский язык) . . . Для С оединенных Штатов, которые в Азиатском регионе следуют политическому курсу на ослабление
России, такая позиция весьма привлекательна"
1 •
Даже Казахстан в ответ на давление России приветство­
вал прокладку дополнительного трубопровода в обход Рос­
сии для транспортировки своих собственных потоков при-
1
Завтра. -
1 996. - N� 28 .


"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 75 родных ресурсов. Умирсерик Касенов, советник президента
Казахстана, заявил :
"Это факт, что поиски Казахстаном альтернативных трубопроводов были вызваны действиями самой России , такими как ограничение поставок казахстанской нефти в Новороссийск и тюменской нефти на Павлодарский нефтеперерабатывающий завод. Усилия Туркменистана по строительству газопровода в Иран вызваны отчасти тем, что страны СНГ платят лишь
60% от мировых цен или не пл атят вообще" 2•
Туркменистан, исходя во многом из тех же соображений, активно изучал вопрос строительства нового трубопровода к берегам Аравийского моря через Афганистан и Лакистан в дополнение к энергичной прокладке новых железнодо­
рожных линий, которые связали бы его на севере с Казах­
станом и Узбекистаном и на юге с Ираном и
Афганистаном.
Весьма предварительные переговоры велись также между
Казахстаном, Китаем и Японией по поводу амбициозного проекта прокладки трубопровода, который протянулся бы от Средней Азии к берегам Южно-Китайского моря (см. карту ХХ). При наличии долгосрочных инвестиционных обязательств в отношении нефтегазовой отрасли, достигаю­
щих в Азербайджане примерно 1 3 млрд. долл. , а в Казахста­
не значительно превьшшющих
20 млрд. долл. (цифры 1 996 г.), экономическая и политическая изоляция данного региона явно устраняется в обстановке глобального экономического давления и ограниченных финансовых возможностей Рос­
сии.
Опасения, связанные с Россией, подталкивали средне­
азиатские государства к более тесному региональному
(;:0- трудничеству. Бездействовавший попачалу Среднеазиатс­
кий экономический союз, созданный в январе 1 993 года, постепенно стал деятельным. Даже президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев, сначала явный приверженец создания "Евразийского союза", со временем перешел в лагерь сто­
ронников идеи более тесного кооперирования в Средней
Азии, более согласованного военного сотрудничества меж­
ду государствами региона, поддержки Азербайджана в воп-
2
Чеrо хочет России в Закавказье и Средней Азии 11
Незави­
симая газета. - 1 995. - 24 янв .

1 76
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА росе транспортировки каспийской и казахстанской нефти через территорию Турции и совместной оппозиции усилиям
России и Ирана, направленным на то, чтобы предотвратить секторное деление континентального шельфа Каспийского моря и природных запасов между прибрежными государ­
ствами.
Учитывая тот факт, что режимы в данном регионе склон­
ны к сильному авторитаризму, возможно, еще большее зна­
чение приобрела проблема личного примирения между ос­
новньiМи лидерами. Общеизвестно, что президенты Казах­
стана, Узбекистана и Туркменистана не питали особо теп­
льiХ чувств друг к другу (о чем они высокомерно и откровен­
но говорили иностранньiМ визитерам) и что личный антаго­
низм изначально был на руку Кремлю, чтобы сталкивать их друг с другом. К середине
90- х годов все трое осознали, что более тесное сотрудничество между ними необходимо для сохранения их собственного суверенитета, и ударились в широкую демонстрацию своих якобы тесных связей, под­
черкивая, что отныне они будут координировать свои внеш­
неполитические курсы.
Но еще более важньiМ моментом все же явилось возник­
новение внутри СНГ неофициальной коалиции во главе с
Украиной и Узбекистаном, увлеченной идеей "кооператив­
ного", а не "интегрированного" содружества. В этих целях
�краина подписала с Узбекистаном, Туркменией и Грузией соглашение о военном сотрудничестве, а в сентябре
1 996 года министры иностранных дел Украины и Узбекистана даже участвовали в высшей степени символической акции - опуб­
ликовании декларации, требующей, чтобы с этого момента и впредь совещания на высшем уровне представителей стран - членов СНГ проходили не под председательством президента России, а возгла влял ись в соответствии с систе­
мой ротации лиц на этом посту.
Пример Украины и Узбекистана повлиял даже на лиде­
ров, которые более почтительно относились к центристс­
ким устремлениям Москвы. Кремль, должно бьпь, особен­
но встревожился, когда услышал, как казахстанский лидер
Нурсултан Назарбаев и грузинский Эдуард Шеварднадзе в сентябре
1 996 года заявили, что их республики покинули бы СНГ, "если их независимость бьmа бы поставлена под угрозу" . В качестве противодействия СНГ государства Сред­
ней Азии и Азербайджан повысили уровень своей деятель­
ности в Организации экономического сотрудничества -


"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 77 все еще относительно вольной ассоциации региональных исламских государств, включающей Турцию, Иран и Паки­
стан и посвятившей свою работу расширению финансовых, экономических и транспортных связей среди своих членов.
Москва публично выступила с критикой этих инициатив, расценив их, и совершенно справедливо, как подрывающие суть членства государств в СНГ.
В аналогичном русле постепенно укре плял ись и расши­
рялись связи с Турцией и в меньшей степени с Ираном.
Тюркоязычные страны с радостью восприняли предложение
Турции о предоставлении военной подготовки новому на­
циональному офицерскому корпусу и приеме на обучение около
10 тыс. студентов. Четвертая встреча в верхах пред­
ставителей тюркоязычных государств, проходившая в Таш­
кенте в октябре
1 996 года и подготовленная при содействии
Турции, в значительной мере сконцентрировала свое вни­
мание на вопросе о расширении транспортных связей, тор­
говли, а также на выработке общих стандартов образования, равно как и более тесном культурном сотрудничестве с
Турцией. И Турция, и Иран проявили особую активность в плане предоставления новым государствам помощи с их телевизионными программами, оказывая таким образом непосредственное влияние на широкую аудиторию.
Церемония в столице Казахстана г.
Алмааты в декабре
1 996 года оказалась особенно символичной для идентифи­
кации Турции с независимостью государств региона. По случаю 5-й годовщины независимости Казахстана на цере­
монии открытия позолоченной 28-метровой колонны, увен­
чанной фигурой легендарного казахского/тюркского воина верхом на похожем на грифона существе, рядом с президен­
том Назарбаевым стоял турецкий президент Сулейман Де­
мирель. На праздновании представители Казахстана пре­
возносили Турцию за то, что "она находилась рядом с
Казахстаном на каждом этапе его развития как независимо­
го государства", на что Турция ответила предоставлением
Казахстану кредитной линии в размере
300 млн. долл. по­
мимо имеющихся частных турецких капиталовложений в сумме около 1 ,2 млрд. долл.
И хотя ни Турция, ни Иран не в состоянии лишить Рос­
сию регионального влияния, подобными действиями Турция и (в меньшей степени) Иран поддерживают готовность и возможности новых государств сопротивляться реинтегра­
ции с их северным соседом и бывшим хозяином. И это,

1 7 8
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА безусловно, помогает сохранять геополитическое будущее региона открытым.
НИ ДОМИНИОН, НИ АУТСАЙДЕР
Геостратегические последствия для Америки очевидны:
Америка слишком далеко расположена, чтобы доминиро­
вать в этой части Евразии, но слишком сильна, чтобы не быть вовлеченной в события на этом театре. Все государ­
ства данного региона рассматривают американское участие как необходимое для своего выживания. Россия чересчур слаба, чтобы восстановить имперское доминирование над регионом или исключить других действующих лиц из его судьбы, но она слишком близко расположена и слишком сильна, чтобы ею пренебрегать. Турция и Иран достаточно сильны, чтобы оказывать влияние, но их собственная уязви­
мость могла бы помешать региону справиться одновремен­
но и с угрозой с Севера, и с внутрирегиональными конфлик­
тами. Китай слишком силен, и его не могут не опасаться
Россия и государства Средней Азии, тем не менее само его присутствие и экономический динамизм облегчают реали­
зацию стремления Средней Азии к выходу на более широ­
кую мировую арену.
Отсюда следует вывод, что первостепенный интерес
Америки состоит в том, чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство, а мировое сооб­
щество имело бы к нему беспрепятственный финансово­
экономический доступ. Геополитический плюрализм станет устойчивой реальностью только тогда, когда сеть нефтепро­
водов и транспортных путей соединит регион непосред­
ственно с крупными центрами мировой экономической де­
ятельности через Средиземное и Аравийское моря так же, как и по суше. Следовательно, усилия России по монополи­
зации доступа требуют отпора, как вредные для стабильно­
сти в регионе.
Однако исключение России из региона в равной степени нежелательно и неосуществимо, как и раздувание противо­
речий между новыми государствами этого региона и Росси­
ей . Действительно, активное экономическое участие России в развитии региона является существенно важным для ста­
бильности в этой зоне, а наличие России в качестве партне-


"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 79 ра, а не исключительного господина, также может принести существенные экономические выгоды. Большая стабиль­
ность и возросшее благосостояние в рамках региона непос­
редственно послужили бы благополучию России и придали бы истинное значение "содружеству", обещанному сокра­
щенным термином "СНГ'. Но такой кооперативный путь станет российской политикой лишь тогда, когда наиболее честолюбивые, исторически устаревшие планы, которые болезненно напоминают первоначальные планы в отноше­
нии Балкан, будут успешно предотвращены.
Государствами, заслуживающими мощнейшей геополи­
тической поддержки со стороны Америки, являются Азер­
байджан, Узбекистан и (вне данного региона) Украина; все три - геополитические центры. Роль Киева подкрепляет аргумент в пользу того, что Украина является ключевым государством постольку, поскольку затрагивается собствен­
ная будущая эволюция России. В то же время Казахстан
(с учетом его масштабов, экономического потенциала и гео­
графически важного местоположения) также заслуживает разумной международной подцержки и длительной эконо­
мической помощи. Со временем экономический рост в
Казахстане мог бы помочь перекинуть мосты через трещи­
ны этнического раскола, которые делают этот среднеазиат­
ский "щит" столь уязвимым перед лицом российского дав­
ления.
В данном регионе Америка разделяет общие интересы не только со стабильной прозападной Турцией, но также с
Ираном и Китаем. Постепенное улучшение американо­
иранских отношений послужило бы значительному расши­
рению глобального доступа в данный район и, если еще конкретнее, снизило бы непосредственную угрозу выжива­
нию Азербайджана. Растущее экономическое присутствие
Китая в регионе и его политическая ставка в региональной независимости также соответствуют интересам Америки.
Китайская поддержка пакистанских усилий в Афганистане также является позитивным фактором, поскольку более тесные пакистано-афганские отношения сделали бы между­
народный доступ в Туркменистан более вероятным, тем самым помогая укрепить как это государство, так и Узбеки­
стан (в случае, если Казахстан будет колебаться) .
Эволюция и ориентация Турции, похоже, играют опре­
деляющую роль в будущем кавказских государств. Если
Турция стойко пройдет свой путь к Европе, а Европа не

1 80
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА закроет перед ней двери, то государства Кавказа также, похоже, будут вовлечены в европейскую орбиту, а это пер­
спектива, которую они пламенно желают. Но если европе­
изация Турции потерпит провал по внешним или внутрен­
ним причинам, тогда у Грузии и Армении не будет выбора, кроме приспособления к интересам России. Их будущее в этом случае станет функцией от эволюции собственно рос­
сийских отношений с расширяющейся Европой, независи­
мо от ее направления.
Роль Ирана, похоже, даже еще более проблематична.
Возвращение на прозападные позиции, безусловно, обеспе­
чило бы стабилизацию в регионе и его консолидацию, и поэтому со стратегической точки зрения для Америки же­
лательно содействовать такому повороту в поведении Ира­
на. Но до тех пор, пока этого не произойдет, Иран скорее всего будет играть негативную роль, оказывая неблагопри­
ятное влияние на перспективы Азербайджана, даже если предпримет такие положительные шаги, как открытие Турк­
менистана для остального мира, несмотря на сегодняшний фундаментализм, усиливающий осознание среднеазиатами своего религиозного наследия.
В конечном счете будущее Средней Азии, похоже, будет сформировано еще более сложным комплексом обстоя­
тельств, при этом судьбу ее государств будет определять за­
путанное взаимодействие российских, турецких, иранских и китайских интересов, равно как и степень, до которой Со­
единенные Штаты ставят свои отношения с Россией в зави­
симость от российского уважения независимости новых го­
сударств. Реальность этого взаимодействия исключает империю или монополию как существенную цель для лю­
бой заинтересованной геостратегической фигуры. Скорее принципиалъный выбор - между хрупким региональным равновесием (которое позволило бы постепенно вовлечь данный регион в нарождающуюся глобальную экономику в то время , как государства региона постепенно консолиди­
ровалисъ бы и, возможно, обретали все более выраженные исламские черты) и этническим конфликтом, политичес­
ким расколом и, возможно, даже открытыми столкновени­
ями вдоль южных границ России. Достижение и укрепление этого регионального равновесия должно стать существен­
ной задачей всеобъемлющей геостратегии США в отноше­
нии Евразии.