ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г Л А В А
6
Опорный пункт на Дальнем
Востоке
ЭФФЕКТИВНАЯ ПОЛИТИКА АМЕРИКИ
В отношении Евразии заключается в том, чтобы иметь опорный пункт на Дальнем
Востоке. Эта необходимость не будет обеспечена, если
Америка будет изгнана или сама уйдет с Азиатского конти
нента.
Для глобальной политики США важное значение имеют тесные отношения с морской державой - Японией, в то же время для американской евразийской геостратеmи необходимо плодотворное сотрудничество с материковым
Китаем. Следует иметь в виду возможные последствия этой реально сложившейся обстановки, так как существую
щее взаимодействие на Дальнем Востоке между тремя ос
новными державами - Америкой, Китаем и Японией - создает потенциально опасную реmональную головоломку и почти неизбежно вызовет серьезные геополитические перемены.
Для
Китая расположенная через Тихий океан Америка должна стать естественным союзником, так как Америка не имеет планов в отношении Азиатского материка и истори
чески противодействовала и японским, и российским пося
гательствам на более слабый Китай.
Для китайцев Япония бьmа основным противником на протяжении всего прошло
го столетия ; России, "голодной земле" в переводе с китай
ского, Китай всегда не доверял; Индия для него также в настоящее время становится потенциальным противником.
Таким образом, принцип "сосед моего соседа является моим союзником" вполне подходит для геополитических и исто
рических отношений между Китаем и Америкой.
1 8 1
1 82
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Однако Америка больше не является заокеанским про
тивником Японии. Напротив, она поддерживает с Японией тесные союзнические отношения.
У
Америки также устано
вились прочные связи с Тайванем и с рядом стран Юго
Восточной Азии. Кроме того, китайцы болезненно относят
ся к содержащимся в доктрине Америки оговоркам в отношении внутреннего характера нынешнего режима Ки
тая. Таким образом, Америка также рассматривается как главное препятствие на пути стремления Китая к тому, что
бы не только занять ведущее положение в мире, но и играть доминирующую роль в регионе. Является ли вследствие это
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
го столкновение между США и Китаем неизбежным?
Для
Японии Америка служила "зонтиком", под которым страна могла спокойно прийти в себя после опустошитель
ного поражения, набрать темпы экономического развития и на этой основе постепенно занять позиции одной из веду
щих держав мира. Однако сам факт существования этого прикрьпия ограничивает свободу действий Японии, созда
вая парадоксальную ситуацию, когда держава мирового уровня одновременно является чьим-то протекторатом. Для
Японии Америка по-прежнему является жизненно важным партнером в процессе ее иревращения в международного лидера. Однако Америка также является основной причи
ной того, что Япония по-прежнему не имеет национальной самостоятельности в области безопасности. Как долго мо
жет сохраняться такая ситуация?
Другими словами, в ближайшем будущем роль Америки на Дальнем Востоке Евразии будет определяться двумя гео
политическими проблемами, имеющими центральное зна
чение и непосредственно связанными между собой:
1 .
Насколько практически возможно и, с точки зрения
Америки, насколько приемлемо иревращение Китая в до
минирующую региональную державу и насколько реально его усиливающееся стремление к статусу мировой державы?
2.
Так как Япония сама стремится играть глобальную роль, каким образом Америка может справиться с регио
нальными последствиями неизбежного нежелания Японии продолжать мириться со статусом американского протек
тората?
Для геоп олит ической обстановки в Восточной Азии в на
стоящее время характерны метастабильные отношения между странами. Метастабильность предусматривает состояние
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
1 8 3 внешней устойчивости при относительно небольшой гибкос
ти и в этом отношении больше характерна для железа, чем для стали. Она уязвима при разрушительной цепной реакции, вызванной мощным резким ударом. Сегодняшний Дальний
Восток переживает период чрезвычайного экономического динамизма наряду с растущей политической неопределеннос
тью. Экономическое развитие Азии фактически может даже способствовать этой неопределенности, так как экономичес
кое процветание делает не столь явной политическую уязви
мость региона, тем более что оно активизирует национальные амбиции и приводит к росту социальных надежд.
О том, что Азия достигла экономического успеха, не имеющего равных за всю историю человечества, не стоит и говорить. Вот некоторые основополагающие статистичес
кие данные, которые наглядно демонстрируют эту реаль
ность. Менее четырех десятилетий назад доля Восточной
Азии (включая Японию) составляла лишь около 4% от всего мирового ВНП, в то время как Северная Америка занимала ведущее положение в мире и ее доля составляла 35--40%
В НП; к середине 90-х годов оба региона имели примерно равные результаты (около 25%). Кроме того, Азия достигла темпов роста, беспрецедентных в истории. Экономисты отмечают, что в начальный период индустриализации Вели
кобритании потребовалось более 50 лет, а Америке чуть менее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то время как и Китай, и Южная Корея доби
лись этого результата примерно за десять лет. Если в реги
оне не произойдет какого-либо массового потрясения, в течение четверти века Азия, по-видимому, по показателям
ВНП обойдет и Северную Америку, и Европу.
Однако помимо того, что Азия стала экономическим центром тяжести мира, она также потенциально может быть уподоблена политическому вулкану. Хотя Азия и обошла
Европу по экономическому развитию, она на редкость силь
но отстала от нее с точки зрения регионального политичес
кого развития. Ей не хватает многосторонних структур в области сотрудничества, тех, что определяют европейский политический ландшафт и ослабляют, поглощают и сдер
живают наиболее традиционные европейские территори
альные, этнические и национальные конфликты. В Азии нет ничего подобного ни Европейскому Союзу, ни НА ТО. Ни одна из трех региональных организаций - АСЕАН (Ассо
циация государств Юго-Восточной Азии), АРФ (Азиатский
1 84
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА региональный форум, платформа АСЕАН для диалога по вопросам политики и безопасности) и АПЕК (Азиатско
Тихоокеанская группа экономического сотрудничества) - даже отдаленно не соответствует той сети многосторонних и региональных связей в области сотрудничества, которые объединяют Европу.
Напротив, сегодня Азия является местом концентрации пробудившегося в последнее время и все более активизиру
ющегося массового национализма, который подпитывается внезапным появлением доступа к массовым средствам свя
зи, сверхактивизируется растущими социальными надежда
ми, порожденными ростом экономического благосостоя
ния, а также увеличивающимся неравенством в социальном положении и становится более восприимчивым к полити
ческой мобилизации благодаря бурным темпам роста насе
ления и урбанизации. Эти факторы приобретают еще более зловещий характер вследствие масштабов наращивания вооружений в Азии. В 1 995 году регион стал, согласно дан
ным Международного института стратегических исследова
ний, крупнейшим в мире импортером оружия, обогнав Ев
ропу и Ближний Восток.
Короче говоря, Восточная Азия охвачена энергичной деятельностью, которая до сих пор напра влял ась по мирно
му руслу быстрыми темпами экономического развития ре
гиона. Однако клапан безопасности в определенный момент может быть перехлестнут вырвавшимися на свободу поли
тическими страстями, если они будут спровоцированы ка
ким-то событием, хотя бы относительно тривиальным. По
тенциальная возможность такого события таится в огромном количестве спорных вопросов, каждый из кото
рых вполне может быть использован в демагогических це
лях и, таким образом, взрывоопасен :
•
Недовольство Китая независимым статусом Тайваня ра
стет по мере того, как позиции Китая укрепляются, а все более процветающий Тайвань начинает пользоваться своим формально независимым статусом как националь
ное государство. е
Парасельские острова и острова Спрэтли в Южно-Ки
тайском море создают опасность столкновения между
Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна, при этом Китай по-имперски
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
1 85 рассматривает Южно-Китайское море как свою закон
ную национальную собственность . е
Острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем (при этом соперники - Тайвань и материковый Китай - яростно отстаивают единую точку зрения по этому воп
росу) , и исторически сложившееся соперничество за господство в регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическое значение. е
Раздел Кореи и нестабильность, присущая Северной
Корее, которая приобретает еще более опасный харак
тер вследствие стремления Северной Кореи стать ядер
ной державой, создают опасность того, что внезапное столкновение может втянуть полуостров в войну, что, в свою очередь, вовлечет в конфликт Соединенные Штаты и косвенным образом Японию. е
Вопрос самых южных островов Курильской гряды, в од
ностороннем порядке захваченных Советским Союзом в
1 945 году, по-прежнему парализует и отравляет россий
ско-японские отношения. е
В число других скрытых территориально-этнических конфликтов входят русско-китайские, китайско-вьет
намские, японо-корейские и китайско-индийские погра
ничные вопросы; этнические волнения в провинции
Синьцзян, а также китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ (см. карту XXI).
Расстановка сил в регионе также не сбалансирована. Ки
тай со своим ядерным арсеналом и огромными вооруженны
ми силами явно является доминирующей военной державой
(см. табл. на стр.
1 87). ВМС Китая уже приняли на вооруже
ние стратегическую доктрину "активной прибрежной оборо
ны", стремясь в течение ближайших
1 5 лет приобрести оке
анские возможности "эффективного контроля за морями в пределах первой цепочки островов", что означает террито
рию Тайваньского пролива и Южно-Китайского моря. Не
сомненно, военный потенциал Японии также растет, и в плане качества вооружений она не имеет себе равных в реги
оне. В настоящее время, однако, японские вооруженные силы не являются средством осуществления внешней поли
тики Японии и в значительной степени рассматриваются в рамках американского военного присутствия в регионе.
1 86
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА t. Кlпайскне пр�пязашш
2.
Индш1скне
Dplffii33ШIЯ
3. Кlпайскне пр�пязшпш
4. Кlпайсъ:о-вь.е11tа.\tскttе
П011J3ШIЧНЫС конфmtКIЫ
5. Парасельскttе острова
6.
Ос1рова Оlрэпm
7.
Ос1ров Пратас
8.
Ос1рова Cem.":ti.J'
(Диао-10-
Тшt)
9. 0..-алы Лиат.-ур
10.
Демаркшщоmtак тппш
1 1.
Северные террtпоршt
Карта XXI
Укрепление позиций Китая уже способствовало тому, что его соседи по Юго-Восточной Азии стали с особым уважением относиться к его интересам. Следует отметить, что во время мини-кризиса в начале 1 996 года, возникшего в связи с Тайванем (когда Китай затеял в какой-то мере угрожающие военные маневры и перекрьm воздушные и морские пути к зоне поблизости от Тайваня, тем самым вызвав демонстративное развертывание военпо-морских сил США), министр иностранных дел Таиланда поспешил заявить, что такие действия являются нормальным явлени
ем, его индонезийский коллега подчеркнул, что это исклю
чительно дело Китая, а Филиппины и
Малайзия объявили о своей политике нейтралитета по этому вопросу.
Отсутствие равновесия сил в регионе заставило Австра
лию и Индонезию, до этого достаточно настороженно отно
сившихся друг к другу, начать все более активное взаимо
действие в военной области. Обе страны не стали делать
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
1 87
Вооруженные силы стран Азии
Личиый танкu
Истреби- Надвещные Подводные сосrав
Tt\JIИ корабJm лодки
&ею
Bcero
Всеrо
Всею
Всею
Китай
3 030 000 9 400 (500)'
5 224
( 1 24
)
57 (40)
5 3 (7)
Пакистан
577 000 1 890 (40)
ЗЗб (l бО)
1 1 (8) б (б)
Индия
1 1 00 000 3 500 (2700)
700 (374)
2 1 ( 1 4)
1 8
(1 2)
Таиланд
295 000 б33 (3 1 3)
74 ( 1 8 )
14
(б)
О (О)
Сингапур
5 5 500 350 (О)
143 (б)
О (О)
О (О)
Северная
Корея
1 1 27 000 4 200 (2225)
730 ( 1 3б)
3 (О)
23 (О)
Южная
Корея б33 000 1
8
б
0 (450)
334
(48)
17
(9)
3 (3)
Япония
237 700 1
200 (929)
324 (23 1 ) б2 (40)
1 7
(17)
Тайвань '
4 4 2 000 1 400
(О)
4б0 ( 1 0)
38 ( 1 1 )
4 (2)
Вьетнам
857 000 1
900 (400)
240
(О)
7 (5)
О (О)
Малайзия'
1 1 4 500 2б (2б)
50
(О)
2 (О)
О (О)
Филиппины
IОб
500 41
(О)
7 (О)
1
(О)
О (О)
Индонезия
270 900 235 ( 1 1 0)
54
( 1 2)
17
(4)
2 (2)
1
Тайвань имеет в своем распоряжении 150 истребителей
F- lб, lб истребителей "Мираж" и 1 30 других видов реактивных истребителей ; несколько военпо-морских судов находятся в стадии строительства. z
Малайзия ведет переговоры о закупке восьми истребителей F- 1 8 и, возможно,
18 истребителей МиГ-29.
' Числа в скобках представляют передовые системы оружия.
Под личным составом имеются в виду все военнослужащие, состоящие на активной воинской службе; в число танков входят основные боевые танки, и легкие танки, в число истребителей - истребите.1и класса "воздух - воздух" и щтурмовые истребители на
земного базирования, в число надводных кораблей - авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты, в число подводных лодок - подводные лодки всех типов. К передовым сис
темам оружия относятся системы, созданные не ранее середины бО-х годов с использо
ванием передовых технолоrий, таких как лазерные дальномеры для танков
Источник:
Оrчет Главного контрольно-финансового управления "Последствия мо
дернизации вооруженных снл Китая для Тихоокеанского региона", июнь 1 995 года. секрета из своей обеспокоенности долгосрочными перспек
тинами военного господства Китая в регионе и необходимо
стью сохранения присутствия вооруженных сил США в регионе в качестве гаранта безопасности. Эта озабочен
ность также вынудила Сингапур рассмотреть возможность более тесного сотрудничества в области безопасности с этими странами . Фактически во всем регионе центральным, но до сих пор не получившим ответа вопросом, которым задаются стратеги, стал следующий: "Как долго сотня тысяч американских солдат сможет обеспечивать мир в самом rустонаселенном и все более вооружающемся регионе мира и, в любом случае, как долго они будут оставаться в регионе?"
1 8 8
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
В этой нестабильной обстановке, характеризующейся растущим национализмом, увеличивающейся численностью населения, повышающимся благосостоянием, бурно расту
щими надеждами и соперничеством за власть, происходят поистине тектонические сдвиm в геополитическом ланд
шафте Восточной Азии:
•
Китай, какими бы ни бьmи его перспективы, представля
ет собой приобретающую влияние и потенциально гос
подствующую державу.
8
Роль Америки в обеспечении безопасности во все боль
шей степени зависит от сотрудничества с Японией.
•
Япония ищет возможности обеспечить себе более чет
кую и независимую политическую роль.
8
Роль России значительно уменьшилась, в то время как когда-то находившаяся под влиянием России Средняя
Азия стала объектом международного соперничества.
•
Раздел Кореи становится менее прочным, в результате чего ее будущая ориентация вызывает все больший геостратеmческий интерес со стороны ее основных со
седей.
Эти серьезные перемены придают особое значение двум центральным вопросам, вынесенным в начало главы.
КИТАЙ: НЕ МИРОВАЯ, НО РЕГИОНАЛЬНАЯ
ДЕРЖАВА
История Китая является историей национального величия .
Нынешний активный национализм китайского народа мож
но назвать новым лишь в смысле его социального распрос
транения, так как он связан с самоопределением и эмоция
ми беспрецедентного числа китайцев. Национализм более не является явлением, распространенным в основном среди студентов, которые в первые годы этого столетия создали партии, ставшие предшественниками Гоминдана и Комму
нистической партии Китая. Китайский национализм в на
стоящее время представляет собой массовое явление, опре
деляющее умонастроения наиболее многочисленного по населению государства мира.
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСГОКЕ
1 89
Эти умонастроения имеют исторические корни. История способствовала тому, чтобы китайская элита считала Китай естественным центром мира. На китайском языке слово, обозначающее Китай, - Chung-kuo, или "Срединное коро
левство", - передает значение центрального положения
Китая в делах мира и подчеркивает значение национально
го единства. Здесь также подразумевается иерархическое распространение влияния от центра к периферии, и, таким образом, Китай, будучи центром, ожидает почтительного отношения со стороны других стран.
Кроме того, с незапамятных времен Китай с его огром
ным населением имел собственную своеобразную и гордую цивилизацию. Были хорошо развиты все области: филосо
фия, культура, искусство, социальные навыки, техническая изобретательность и политическая власть. Китайцы помнят, что приблизительно до
1 600 года Китай занимал ведущие позиции в мире по производительности сельскохозяйствен
ного труда, промытленным нововведениям и уровню жизни. Однако, в отличие от европейской и исламской ци
вилизаций, которые породили около
75 государств, Китай большую часть своей истории оставадся единым государ
ством, которое во времена провозглашения независимости
Америки уже насчитывало более
200 млн. человек и было ведущей промытленной державой мира.
С этой точки зрения утрата Китаем величия - последние
1 5 0 лет унижения Китая - является отклонением, оскверне
нием особого положения Китая и личным оскорблением для каждого китайца. Такого положения быть не должно, и его виновники заслуживают соответствующего наказания. Эти
ми виновниками в различной степени прежде всего являются
Великобритания, Япония, Россия и Америка: Великобрита
ния из-за "опиумной" войны и последовавшего за ней позор
ного унижения Китая; Япония из-за грабительских войн, не прекращавшихся на протяжении прошлого века и принес
ших ужасные (до сих пор не изжитые) страдания китайскому народу; Россия из-за длительного вторжения на китайские северные территории, а также из-за высокомерного равноду
шия Сталина к чувству собственного достоинства Китая; наконец, Америка из-за того, что благодаря своему присут
ствию в Азии и поддержке Японии она стоит на пути осуще
ствления внешних устремлений Китая.
С точки зрения китайцев, две из этих четырех держав уже наказаны, так сказать, историей : Великобритания пе-