ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 90
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА реетала быть империей, и спуск флага "Юнион Джек" в
Гонконге навсегда закрьm эту особенно болезненную главу в истории Китая ; Россия по-прежнему рядом, хотя она зна
чительно утратила свои позиции, престиж и территорию. В настоящее время наиболее серьезные проблемы для Китая представляют Америка и Япония, и именно во взаимодей
ствии с этими странами в значительной степени определит
ся региональная и глобальная роль Китая.
Это определение, однако, будет зависеть в первую оче
редь от того, как будет развиваться сам Китай, насколько могущественной экономической и военной державой он станет на самом деле. На этот счет проmозы для Китая в основном многообещающи, хотя и не без некоторых суще
ственных оговорок и неясностей. И темпы экономического развития Китая, и масштабы иностранных капиталовложе
ний в Китае - и те и другие в числе с амых высоких в мире
обеспечивают статистическую основу для традиционного прогноза о том, что в течение примерно двух десятилетий
Китай станет мировой державой, равной Соединенным
Штатам и Европе (при условии, что последняя и объединит
ся, и еще более расширится). К этому времени по показате
лям ВВП Китай может значительно обогнать Японию, и он уже намного опережает Россию. Этот экономический им
пульс позволит Китаю приобрести военную мощь такого уровня, что он станет угрозой для всех своих соседей, воз
можно даже и для более удаленных географически против
ников осуществления чаяний Китая . Еще более укрепив свои позиции благодаря присоединению Гонконга и Макао и, возможно, в конечном счете благодаря политическому подчинению Тайваня, Великий Китай превратится не толь
ко в господствующее государство Дальнего Востока, но и в мировую державу первого ранга.
Однако в любом таком проmозе о неизбежном возрож
дении "Срединного королевства" как центральной мировой державы имеются упущения, наиболее очевидным из кото
рых является механическая зависимость от статистического проrноза. Именно эта ошибка бьmа допущена много лет назад теми, кто предсказывал, что Япония обойдет Соеди
ненные Штаты как ведущая экономически развитая страна мира и что ей суждено стать новой сверхдержавой. Такой взгляд не принимал во внимание ни фактора экономичес
кой уязвимости Японии, ни проблемы отсутствия непрерыв
ности в политике, и та же ошибка повторяется теми, кто
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
1 9 1 заявляет (и боится этого) о неизбежном иревращении Китая в мировую державу.
Во-первых, совсем не обязательно Китаю удастся сохра
нить бурные темпы рt>ста в течение двух ближайших деся
тилетий. Нельзя исключать возможности уменьшения тем
пов экономического развития, и это само по себе снижает надежность прогноза. Фактически для сохранения этих тем
пов в течение исторически продолжительного периода времени потребуется необычно удачное сочетание эффек
тивного национального руководства, политической ста
бильности, социальной дисциплины внутри страны, высо
кого уровня накоплений, сохранения очень высокого уровня иностранных капиталовложений и региональной стабильности. Сохранение всех этих позитивных факторов в течение длительного времени прqблематично.
Кроме того, высокие темпы экономического роста Ки
тая, по-вИдимому, будут иметь побочные политические по
следствия, которые могут ограничить его свободу действий .
Потребление Китаем энергии уже растет такими темпами, что они намного превышают возможности внутреннего про
изводства. Этот разрыв будет увеличиваться в любом случае, но он ускорится, если темпы экономического роста Китая будут оставаться очень высокими. Такое же положение сло
жилось и с продовольствием. Даже с учетом снижения тем
пов демографического роста население Китая продолжает увеличиваться в абсолютном выражении и импорт продо
вольствия приобретает все более важное значение для внут
реннего благополучия и политической стабильности. Зави
симость от импорта не только увеличит нагрузку на экономические ресурсы Китая из-за более высоких цен, но и сделает его более уязвимым к внешнему давлению.
В военном отношении Китай частично мог бы быть на
зван мировой державой, так как сами масштабы его эконо
мики и ее высокие темпы роста должны позволить его руко
водству направить значительную часть ВВП страны на существенное расширение и модернизацию вооруженных сил, включая дальнейшее наращивание стратегического ядерного арсенала. Однако, если усилия будут чрезмерными
а согласно некоторым западным оценкам, в середине
90-х годов на эти нужды уже пошло около
20% ВВП Китая, - это может оказать такое же негативное влияние на долго
срочный экономический рост Китая, какое неудавшаяся по
пытка Советского Союза конкурировать в гонке вооруже-
1 92
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ний с Соединенными Штатами оказала на советскую эконо
мику. Кроме того, активная деятельность Китая в этой об
ласти, по-видимому, ускорит ответное наращивание воору
жений Японией и тем самым сведет на нет политические преимущества растущего военного совершенства Китая. И не следует иmорировать тот факт, что, за исключением сво
их ядерных сил, Китай, по-видимому, еще в течение какого
то периода времени не будет располагать возможностями для оказания военного влияния за пределами своего регио
на.
Напряженность внутри Китая также может возрасти в результате неизбежно неравномерного характера ускорен
ного экономического роста, который в значительной степе
ни обеспечивается неограниченньuм использованием пре
имуществ прибрежного государства. Прибрежные южные и восточные районы Китая, а также важнейшие городские центры - более доступные для иностранных капиталовло
жений и внешней торговли - до сих пор бъши в наиболь
шем выигрыше от впечатляющего экономического роста
Китая. Напротив, сельскохозяйственные районы, располо
женные в глубине страны, и некоторые из отдаленных рай
онов в целом отстают в развитии (в них насчитывается око
ло
1 00 млн. безработных сельскохозяйственных рабочих, и эта цифра продолжает расти) .
Недовольство перавенетвам различных районов может дополниться возмущением по поводу социального неравен
ства. Быстрое развитие Китая увеличивает социальное не
равенство. В определенный момент либо ввиду того, что правительство может попытаться ограничить это неравен
ство, либо в результате проявления социального недоволь
ства снизу неравенство в развитии отдельных районов и неравенство в уровне жизни могут, в свою очередь, оказать влияние на политическую стабильность в стране.
Второй причиной осторожного скептицизма в отноше
нии получившего широкое распространение проmоза о иревращении Китая в течение ближайшей четверти века в доминирующую державу в мировых делах, безусловно, явля
ется дальнейшее политическое развитие Китая. Динамич
ньiЙ характер экономической трансформации Китая, вклю
чая его социальную открытость остальному миру, в далекой перспективе начнет противоречить относительно замкну
той и бюрократически жесткой коммунистической дикта
туре. Провозглашенные коммунистические цели этой дик-
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
1 93 татуры во все большей степени перестают быть делом иде
ологической приверженности и во все болыпей степени становятся вопросом имущественных интересов бюрокра
тического аппарата. Политическая элита Китая по-прежне
му организована как автономная, жесткая, дисциплиниро
ванная и по-монополистически нетерпимая иерархия, по-прежнему ритуально заявляющая о своей верности дог
ме, которая как бы оправдывает ее власть, но которую та же элита больше не претворяет в жизнь в социальном плане. В какой-то момент эти два жизненных измерения придут к фронтальному столкновению, если только китайская поли
тическая жизнь не начнет постепенно приспосабливаться к социальным императивам китайской экономики.
Таким образом, нельзя будет бесконечно долго избегать вопроса демократизации, если только Китай внезапно не примет то же решение, что и в
1 474 году, то есть изолиро
вать себя от мира, в какой -то степени подобно Северной
Корее.
Для этого Китай должен будет отозвать более
70 тыс. своих студентов, в настоящее время обучающихся в Амери
ке, изгнать иностранных бизнесменов, отключить свои компьютеры и снять спутниковые антенны с миллионов ки
тайских домов. Это было бы актом сумасшествия, напоми
нанием о "культурной революции" . Возможно, на какой-то краткий момент в рамках внутренней борьбы за власть дог
матическое крьшо правящей, но утрачивающей свои пози
ции Коммунистической партии Китая может попытаться последовать примеру Северной Кореи, но это возможно лишь как краткий эпизод. Скорее всего это послужило бы причиной экономического застоя, а затем вызвало бы поли
тический взрыв.
В любом случае самоизоляция положила бы конец лю
бым серьезным надеждам Китая не только на то, чтобы стать мировой державой, но даже на то, чтобы занять ведущее положение в регионе. Кроме того, страна слишком заинте
ресована в том, чтобы сохранить доступ в мир, и этот мир, в отличие от мира
1 474 года, просто слишком навязчив, чтобы от него можно бьшо успешно изолироваться . Вслед
ствие этого у Китая практически нет экономически продук
тивной и политически жизнеспособной альтернативы со
хранению своей открытости миру.
Таким образом, необходимость демократизации будет все в большей степени иреследовать Китай. Просто невоз
можно слишком долго избегать этого процесса и связанного
7
З а к а з 2060
1 94
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА с ним вопроса прав человека. Будущий проrресс Китая, так же как и его иревращение в одну из главных держав мира, будет в значительной степени зависеть от того, насколько умело иравящая элита Китая сумеет решить две взаимосвя
занные проблемы, а именно проблему передачи власти от нынешнего поколения правителей более молодой команде и проблему урегулирования растущего противоречия между экономической и политической системами страны.
Китайским лидерам, возможно, удастся осуществить медленный и постепенный переход к очень оrраниченному электоральному авторитаризму, при котором будет прояв
лена терпимость к пекоторому политическому выбору на низком уровне, и только после этого сделать шаг в сторону настоящего политического плюрализма, включая уделение большего внимания зарождающемуся конституционному правлению. Такой контролируемый переход бьm бы в боль
шей степени совместим с императивами все более откры
той экономики страны, чем упорное сохранение исключи
тельной монополии партии на политическую власть.
Для осуществления такой контролируемой демократиза
ции политическая элита Китая нуждается в чрезвычайно умелом руководстве, прагматическом здравом смысле, в сохранении относительного единства и в желании уступить часть своей монополии на власть (и личные привилегии), в то время как население в целом должно бьпь и терпеливым, и не слишком требовательным. Такого стечения благопри
ятных обстоятельств трудно достичь. Опьп учит, что требо
вание демократизации, исходящее снизу: со стороны тех, кто чувствует себя ущемленным в политическом плане (ин
теллигенция и студенты) или экономически эксплуатируе
мьrм (новый городской рабочий класс и сельская беднота), как правило, опережает готовность правителей пойти на уступки. В какой-то момент политическая и социальная оппозиция в Китае скорее всего присоединится к силам, требующим расширения демократии, свободы самовыраже
ния и соблюдения прав человека. Этого не произошло в
1 989 году на площади Тяньаньмынь
(Tiananmen), но вполне может случиться в следующий раз.
Таким образом, едва ли Китаю удастся избежать этапа политической нестабильности. Принимая во внимание раз
меры страны, реальную возможность разрастания регио
нальных противоречий и наследство в виде почти
50 лет догматической диктатуры, эта фаза могла бы стать разруши-
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
1 95 тельной с точки зрения как политики, так и экономики .
Даже сами китайские руководители ожидают чего-то подоб
ного, поскольку в проведеином Коммунистической партией
Китая в начале 90-х годов исследовании проrнозируется возможность серьезных политических волнений
1 •
Некото
рые китайские эксперты даже пророчили, что Китай может оказаться на одном из исторических кругов внутреннего дробления, что может окончательно остановить его продви
жение к величию. Однако вероятность подобного экстре
мального развития событий уменьшается благодаря двойно
му воздействию массового национализма и современных средств связи, поскольку и то и другое работает на единое китайское государство.
Существует, наконец, и третий повод для скептицизма относительно возможностей иревращения Китая в течение ближайших двух десятилетий в действительно мощную - и, по мнению некоторых американцев, уже представляю
щую опасность - мировую державу. Даже если Китай избе
жит серьезных политических кризисов и даже если ему каким-то образом удастся удержать невероятно высокие темпы экономического роста в течение четверти века, - а оба эти условия уже являются трудновыполнимыми - стра
на, тем не менее, все равно останется очень бедной по срав
нению с другими государствами. Даже при увеличении в
3 раза внутреннего валового продукта население Китая ос
танется в последних рядах государств мира по доходам на душу населения, не говоря уже о действительной бедности значительной части китайского народа
2•
Сравнительный
1
Official Document Anticipates Disorder During the Post
Deng Period
11
Cheng Ming (Hong Kong) .
-
1 995.
-
Febr. 1 .
Журнал дает краткое содержание двух аналитических исследова
ний, подготовленных партийным руководством и касающихся различных форм возможных волнений. Западный проrноз на ту же тему приведен в статье: Richard Baum. China Mter Deng: Ten
Scenarios in Search of Reality
//
China Quarterly. - 1 996. - March.
2
В довольно оптимистичном докладе, озаглавленном "Эко
номика Китая в преддверии
XXI века" ("Zou xiang 2 1 shi ji de
Zhongguo jinji"), опубликованном в 1 996 году Китайским инсти
тутом количественных экономических и· технолоrических иссле
дований, было подсчитано, что в 20 1 0 году доход на душу населе
ния в Китае составит приблизительно 735 долл. , или будет примерно на 30 долл. выше, чем цифра, установленная Всемир
ным банком для стран с низким уровнем доходов.
1 96
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА уровень доступа к телефонам, автомашинам и компьютерам на душу населения, не считая потребительские товары, бу
дет очень низок.
Подытожим сказанное: весьма маловероятно, что к 2020 году даже при наиболее благоприятном стечении обстоя
тельств Китай станет по ключевым показателям действи
тельно .мировой державой. Но и при таком раскладе страна делает значительные шаги, позволяющие стать доминирую
щей региональной державой в Восточной Азии. Китай уже является наиболее влиятельным в геополитическом плане государством на материке. Его военная и экономическая мощь не идет ни в какое сравнение с возможностями бли
жайших соседей, за исключением Индии. Поэтому вполне естественно, что Китай будет все больше упрочивать свои позиции в регионе, сообразуясь с требованиями своей исто
рии, географии и экономики.
Китайские учащиеся знают из истории своей страны, что еще в 1 840 году Китайская империя простиралась по терри
тории Юго-Восточной Азии, по Малаккскому проливу, включала Бирму, районы сегодняшней Бангладеш, а также
Непал, районы сегодняшнего Казахстана, всю Монголию и регион, который в настоящее время называется российским
Дальним Востоком, к северу от того места, где река Амур впадает в океан (см. карту Ill) . Эти районы либо находились в какой-то форме под китайским контролем, либо платили
Китаю дань. В 1 885-1 895 годах франко-британская коло
ниальная экспансия ослабила китайское влияние в Юго
Восточной Азии, в то время как договоры, навязанные Рос
сией в 1 85 8 и 1 864 годах, привели к территориальным потерям на Северо-Востоке и Северо-Западе. В 1 895 году, после китайско-японской войны, Китай потерял и Тайвань.
Почти наверняка история и география заставят китайцев со временем проявлять все большую настойчивость - даже эмоционально окрашенную - в отношении необходимости воссоединения Тайваня с материковой частью Китая . Ра
зумно бьmо бы также предположить, что Китай по мере роста своего могущества сделает это главной задачей перво
го десятилетия следующего века, после экономического поглощения и политического "переваривания" Гонконга.
Возможно, мирное объединение - скажем, по формуле "одна нация, несколько систем" (вариант лозунга, выдвину
того Дэн Сяопином в 1 984 г. : "одна страна, две системы") - окажется привлекательным для Тайваня и не вызовет возра-
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
1 97 жений со стороны Америки, но только в том случае, если
Китаю удастся сохранить темпы экономического роста и провести важные демократические реформы. В противном случае, даже у доминирующего в регионе Китая не будет военных средств для навязывания своей воли, особенно вви
ду противодействия США, и в этом случае проблема по
прежнему будет подпитывать китайский национализм, от
равляя американо-китайские отношения.
Географический фактор также является важной состав
ляющей интереса Китая к созданию союза с Пакистаном и обеспечению своего военного присутствия в Бирме. В обо
их случаях геостратегической целью является Индия. Тес
ное военное сотрудничество Китая с Пакистаном осложня
ет решение стоящих перед Индией проблем безопасности и ограничивает ее возможности стать лидером в Южной Азии и геополитическим соперником Китая. Военное сотрудниче
ство с Бирмой открывает для последнего доступ к военным объектам на нескольких бирманских прибрежных островах в Индийском океане, тем самым предоставляя ему новые стратегические рычаги в Юго-Восточной Азии вообще и в
Малаккском проливе в частности. Если бы Китай контро
лировал Малаккский пролив и геостратегическую "арте
рию" в Сингапуре, он удерживал бы под своим контролем подходы Японии к ближневосточной нефти и европейским рынкам.
Географический фактор, подкрепленный историей, дик
тует Китаю и интерес к Корее. Объединенная Корея, неког
да государство, платившее Китаю дань, в качестве зоны распространения американского (и косвенным образом так
же японского) влияния стала бы невыносимым ударом для
Пекина. Самое меньшее, на чем настаивал бы Китай, это чтобы объединенная Корея бьmа нейтральным буфером между Китаем и Японией и, кроме того, Китай рассчитывал бы, что имеющая исторические корни враждебность Кореи по отношению к Японии сама по себе втянет Корею в сферу китайского влияния. Пока, однако, разделенная Корея больше устраивает Китай, и, таким образом, Китай, по всей видимости, будет выступать за сохранение северокорейско
го режима.
Экономические соображения также обязательно повли
яют на активное проявление честолюбивых региональных замыслов. В этом отношении быстро усиливающаяся по
требность в новых источниках энергии уже заставила Ки-
1 9 8
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА тай предпринимать настойчивые попытки добиться лидиру
ющих позиций в области эксплуатации странами региона месторождений прибрежного шельфа в Южно-Китайском море. По той же причине Китай начинает демонстрировать все больший и больший интерес к вопросам независимости богатых ресурсами стран Средней Азии. В апреле 1 996 года
Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан под
писали совместное соглашение о границах и безопасности, а во время визита в Казахстан в июле того же года предсе
датель Цзян Цзэминь, как утверждают, гарантировал под
держку Китаем "предпринимаемых Казахстаном усилий по защите своей независимости, суверенитета и территориаль
ной целостности". Сказанное выше ясно показывает все более активное вмешательство Китая в геополитику в Сред
неазиатском регионе.
История и экономика, кроме того, сообща подпитывают интерес имеющего более сильные позиции в регионе Китая к российскому Дальнему Востоку. Впервые с тех пор, как
Россию и Китай стала разделять официальная граница, пос
ледний является более динамичной и политически более сильной стороной. Проникновение на российский Дальний
Восток китайских иммигрантов и торговцев уже припяло значительные масштабы, и Китай проявляет все большую активность, развивая экономическое сотрудничество в Се
верной Азии, в котором большую роль играют также Япо
ния и Корея. В этом сотрудничестве у России в настоящий момент значительно более слабые позиции, в то время как российский Дальний Восток испьrrывает все большую зави
симость от укрепления связей с китайской Маньчжурией.
Те же экономические силы определяют и характер отноше
ний Китая с Монголией, которая больше не является союз
ницей России и чью официальную независимость Китай нехотя признал.
Китайская сфера регионального влияния, таким обра
зом, находится в стадии становления. Однако сферу влия
ния не следует смешивать с зоной исключительного поли
тического доминирования, с характером отношений, которые бьmи у Советского Союза с Восточной Европой. В социально-экономическом rптане это влияние является бо
лее свободным, а в политическом - менее монополисти
ческим. Тем не менее в результате формируется географи
ческое пространство, в котором различные государства при разработке собственной политики с особым уважением от-