ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
риканское первенство в регионе?
Как и Китай, Япония является государством-нацией с глубоко врожденным сознанием своего уникального харак
тера и особого статуса. Ее островная история, даже ее им
перская мифология предрасполагают очень трудолюбивых и дисциплинированных японцев к тому, что они считают, будто им ниспослан свыше особенный и исключительный образ жизни, который Япония защищала сперва блестящей изоляцией, а затем, когда мир вступил в XIX век, последо
вав примеру европейских империй в стремлении создать свою собственную на Азиатском материке. После этого катастрофа во второй мировой войне сосредоточила внима
ние японцев на одномерной задаче экономического возрож
дения, но также оставила их в неуверенности относительно более широкой миссии их страны.
Нынешняя американская боязнь господства Китая напо
минает относительно недавнюю американскую паранойю в отношении Японии. Японофобия превратилась теперь в синофобию. Всего лишь десятилетие назад предсказания неизбежного и надвигающегося появления Японии как ми
ровой сверХдержавы - готовой не только свергнуть с трона
Америку (даже выкупить ее долю ! ) , но и навязать своего рода "японский мир" (Рах Nipponica) - бьmи настоящей разменной монетой среди американских комментаторов и политиков. Да и не только среди американских. Сами япон
цы стали вскоре страстными подражателями, причем в Япо
нии появилась серия бестселлеров, выдвигавших на обсуж
дение тезис о том, что предназначение Японии в том, чтобы одержать победу в соперничестве с Соединенными Штата
ми в области высоких технологий, и что Япония скоро ста
нет центром мировой "информационной империи", в то время как Америка якобы будет скатываться вниз из-за ис
торической усталости и социального сибаритства.
Этот поверхностный анализ помешал увидеть, до какой степени Япония бьmа и остается уязвимой страной. Она уязвима перед малейшими нарушениями в четком мировом потоке ресурсов и торговли, не говоря уж о мировой ста
бильности в более общем смысле, и ее постоянно донимают внутренние слабости - демографические, социальные и
208
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА политические. Япония одновременно богатая, динамичная и экономически мощная, но также и регионально изолиро
ванная и политически ограниченная из-за своей зависимо
сти в области безопасности от могущественного союзника, который, как оказалось, является главным хранителем ми
ровой стабильности (от которой так зависит Япония), а также главным экономическим соперником Японии.
Вряд ли нынешнее положение Японии - с одной сторо
ны, как всемирно уважаемого центра власти, а с другой - как rеополитической пролонгации американской мощи - останется приемлемым для новых поколений японцев, ко
торых больше не травмирует опыт второй мировой войны и которые больше не стыдятся ее. Как по причинам истори
ческим, так и по причинам самоуважения Япония - страна, которая не полностью удовлетворена глобальным статус
ква, хотя и в более приглушеиной степени, чем Китай. Она чувствует, с некоторым оправданием, что имеет право на официальное признание как мировая держава, но также осознает, что регионально полезная (и для ее азиатских соседей обнадеживающая) зависимость от Америки в обла
сти безопасности сдерживает это признание.
Более того, растущая мощь Китая на Азиатском конти
ненте наряду с перспективой, что его влияние может вскоре распространиться на морские районы, имеющие экономи
ческое значение для Японии, усиливает чувство неопреде
ленности японцев в отношении геополитического будущего их страны. С одной стороны, в Японии существует сильное культурное и эмоциональное отождествление с Китаем, а также скрьпое чувство азиатской общности. Некоторые японцы, возможно, чувствуют, что появление более сильно
го Китая создает эффект повышения значимости Японии для Соединенных Штатов, поскольку региональная перво
степенность Америки снижается. С другой стороны, для многих японцев Китай - традиционный соперник, бывший враг и потенциальная угроза стабильности в регионе. Это делает связь с Америкой в области безопасности важной как никогда, даже если это усилит негодование некоторых наиболее националистически настроенных японцев в отно
шении раздражающих ограничений политической и воен
ной независимости Японии.
Существует поверхностное сходство между японским положением на евразийском Дальнем Востоке и гер
манским на евразийском Дальнем Западе. Обе страны явля-
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА дАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
209 ются основными региональными союзницами Соединенных
Штатов. Действительно, американское могущество в Евро
пе и Азии является прямым следствием тесных союзов с этими двумя странами. Обе имеют значительные вооружен
ные силы, но ни одна из них не является независимой в этом отношении : Германия скована своей интеграцией в НАТО, в то время как Японию сдерживают ее собственные (хотя составленные Америкой) конституционные ограничения и американо-японский договор о безопасности. Обе являются центрами торговой и финансовой власти, доминирующими в регионе, а также выдающимися странами в мировом мас
штабе. Обе можно классифицировать как квазиглобальные державы, и обеих раздражает то, что их формально не при
знают, отказывая в предоставлении постоянного места в
Совете Безопасности ООН.
Но различия в геополитических условиях этих стран чреваты потенциально важными последствиями. Нынешние отношения Германии с НАТО ставят страну на один уро
вень с ее главными европейскими союзниками, и по Северо
атлантическому договору Германия имеет официальные взаимные военные обязательства с Соединенными Штата
ми. Американо-японский договор о безопасности оговари
вает американские обязательства по защите Японии, но не предусматривает (даже формально) использование японс
ких вооруженных сил для защиты Америки. В действитель
ности договор узаконивает протекционистские отношения.
Более того, из-за проактивного членства Германии в
Европейском Союзе и НА ТО те соседи, которые в прошлом стали жертвами ее агрессии, больше не считают ее для себя угрозой, а, наоборот, рассматривают как желанного эконо
мического и политического партнера. Некоторые даже при
ветствуют возможность возникновения возглавляемой Гер
манией Срединной Европы (Mitteleuropa), причем Германия рассматривается как неопасная региональная держава. Со
всем не так обстоит дело с азиатскими соседями Японии, которые испьrгывают давнюю враждебность к ней еще со второй мировой войны. Фактором, способствующим обиде соседей, является возрождение иены, которое не только вызывает горькие жалобы, но и мешает примирению с Ма
лайзией, Индонезией, Филиппинами и даже Китаем, у к_ото
рых 30% долгосрочного долга Японии исчисляется в иенах.
У Японии также нет в Азии такого партнера, как Фран
ция у Германии, то есть подлинного и более или менее рав-
2 1 0
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ного в регионе. Правда, существует сильное культурное притяжение к Китаю, смешанное, пожалуй, с чувством вины, но это притяжение политически двусмысленно в том, что ни одна сторона не доверяет другой и ни одна не готова принять региональное лидерство другой. У Японии нет эк
вивалента германской Польши, то есть более слабого, но геополитически важного соседа, примирение и даже сотруд
ничество с которым становятся реальностью. Возможно,
Корея , особенно после будущего объединения, могла бы стать таким эквивалентом, но японо-корейские отношения только формально хорошие, так как корейские воспомина
ния о прошлом господстве и японское чувство культурного превосходства препятствуют подлинному примирению 7•
Наконец, отношения Японии с Россией стали гораздо про
хладнее, чем отношения Германии с Россией. Россия все еще удерживает силой южные Курильские острова, которые захватила накануне окончания второй мировой войны, за
мораживая тем самым российско-японские отношения .
Короче говоря, Япония политически изолирована в своем регионе, в то время как Германия - нет.
Кроме того, Германия разделяет со своими соседями как общие демократические принципы, так и более широкое христианское наследие Европы. Она также стремится иден
тифицировать и даже возвысить себя в рамках администра
тивной единицы и общего дела, значительно большего, чем она сама, а именно Европы. В противоположность этому не существует сопоставимой "Азии". Действительно, остро
вное прошлое Японии и даже ее ньmешняя демократичес
кая система имеют тенденцию отделять ее от остального региона, несмотря на возникновение демократий в некото
рых азиатских странах в последние годы. Многие азиаты рассматривают Японию не только как национально эгоис
тичную, но и как чрезмерно подражающую Западу и не склонную присоединяться к ним в оспаривании мнения
Запада относительно прав человека и важности индивидуа
лизма. Таким образом, Япония воспринимается многими азиатами не как подлинно азиатская страна, даже несмотря на то, что Запад иногда интересуется, до какой степени
Япония действительно стала западной.
7 "The Japan Digest" (25 февраля 1 997 г.) сообщила, что, со
гласно проведеиному правительством опросу общественного мне
ния, только 36% японцев дружелюбно относятся к Южной Корее.
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
2 1 1
В действительности, хотя Япония и находится в Азии, она не в достаточной степени азиатская страна. Такое поло
жение значительно ограничивает ее геостратегическую сво
боду действий. Подлинно региональный выбор, выбор до
минирующей в регионе Японии, которая затмевает Китай, - даже если базируется больше не на японском господстве, а скорее на возгл авля емом Японией плодотворном региональ
ном сотрудничестве - не кажется жизнеспособным по вес
ким историческим, политическим и культурным причинам.
Более того, Япония остается зависимой от американского военного покровительства и международных спонсоров.
Отмена или даже постепенное выхолащивание американо
японского Договора о безопасности сделали бы Японию постоянно уязвимой перед крахом, который могли бы выз
вать любые серьезные проявления региональных или гло
бальных беспорядков. Единственная альтернатива тогда: либо согласиться с региональным господством Китая, либо осуществить широкую - и не только дорогостоящую, но и очень опасную - программу военного перевооружения .
Понятно, что многие японцы находят нынешнее положе
ние их страны - одновременно квазиглобальной державы и протектората в части безопасности - аномальным. Но важ
ные и жизнеспособные альтернативы существующему уст
ройству не являются очевидными. Если можно сказать, что национальная цель Китая, невзирая на неизбежное разно
образие мнений среди китайских стратегов по конкретным вопросам, достаточно ясна и региональное направление геостратегических амбиций Китая относительно предсказу
емо, то геостратегическая концепция Японии кажется от
носительно туманной, а настроение японской обществен
ности - гораздо более неопределенным.
Большинство японцев понимают, что стратегически важное и внезапное изменение курса может быть опасным.
Может ли Япония стать региональной державой там, где она все еще является объектом неприязни и где Китай возника
ет как регионально доминирующая держава? Должна ли
Япония просто молча согласиться с такой ролью Китая?
Может ли Япония стать подлинно обширной глобальной державой (во всех проявлениях), не рискуя американской поддержкой и не вызывая еще большую враждебность в регионе? И останется ли Америка в Азии в любом случае, и если да, то как ее реакция на растущее влияние Китая ска
жется на приоритете, который до сих пор отдавался амери-
2 1 2
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА кано-японским связям? В течение большого периода холод
ной войны эти вопросы никогда не поднимались. Сегодня они стали стратегически важными и вызывают все более оживленные споры в Японии.
С 50-х годов японскую внешнюю политику напр авлял и четыре основных принципа, провозглашенные послевоен
ным премьер-министром Сигеру Ёсидой. Доктрина Ёсиды провозглашает: 1 ) основной целью Японии должно быть экономическое развитие; 2) Япония должна быть легко во
оружена и избегать участия в международных конфликтах;
3 ) Япония должна следовать за политическим руководством
Соединенных Штатов и принимать военную защиту от Со
единенных Штатов; 4) японская дипломатия должна быть неидеологизированной и уделять первоочередное внимание международному сотрудничеству. Однако, поскольку мно
гие японцы чувствовали беспокойство из-за степени учас
тия Японии в холодной войне, одновременно культивиро
вался вымысел о полунейтралитете. Действительно, в 1 98 1 го
ду министр иностранных дел Масаёси Ито был вынужден уйти в отставку из-за того, что использовал термин "союз"
("домей") для характеристики американо-японских отно
шений.
Все это теперь в прошлом. Япония бьmа в стадии восста
новления, Китай самоизолировался, и Евразия разделилась на противоположные лагеря . Сейчас наоборот: японская политическая элита чувствует, что богатая Япония, эконо
мически связанная с миром, больше не может ставить само
обогащение центральной национальной задачей, не вызвав международного недовольства. Далее, экономически моrу
щественная Япония , особенно та, которая конкурирует с
Америкой, не может быть просто продолжением американ
ской внешней политики, одновременно избегая любой меж
дународной политической ответственности. Более влия
тельная в политическом отношении Япония, особенно та, которая добивается мирового признания (например, посто
янного места в Совете Безопасности ООН), не может не занимать определенной позиции по наиболее важным воп
росам безопасности или геополитическим вопросам, затра
гивающим мир во всем мире.
В результате последние годы бьmи отмечены многочис
ленными специальными исследованиями и докладами, под
готовленными различными японскими общественными и частными организациями, а также избытком часто противо-
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА дАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
2 1 3 речивых книг известных политиков и профессоров, намеча
ющих в общих чертах новые задачи для
Японии в эпоху после холодной войны
8•
Во многих из них строились догад
ки относительно продолжительности и желательности аме
рикано-японского союза в области безопасности и отстаи
валась более активная японская дипломатия, особенно в отношении Китая, или более энергичная роль японских военных в регионе. Если бы пришлось оценивать состояние американо-японских связей на основании общественного диалога, то бът бы справедливым вывод о том, что к сере
дине 1 990-х годов отношения между двумя странами всту
пили в критическую стадию.
Однако на уровне народной политики серьезно обсужда
емые рекомендации бьmи в целом относительно сдержан
НЬIМИ, взвешенными и умеренными. Радикальные альтерна-
8
Например, Комиссия Хигути, консультативный совет при премьер-министре, который наметил "три столпа японской поли
тики безопасности" в докладе, опубликованном летом 1 994 года, подчеркнула первостепенность американо-японских связей в об
ласти безопасности, но также выступила и в защиту азиатского многостороннего диалога по безопасности; доклад Комиссии Од
завы 1 994 года "Программа для Новой Японии", напечатанный в мае 1 995 года в "Иомиури симбун"; план "Всеобъемлющая поли
тика безопасности", отстаивающий среди прочих вопросов ис
пользование японских военнослужащих в миротворческих опера
циях за границей; доклад японской ассоциации управляющих
("кейдзай доюкаи"), подготовленный в апреле 1 996 года при со
действии мозгового треста Фудзи банка, требующий большей симметрии в американо-японской системе обороны; доклад, озаг
лавленный "Возможности и роль системы безопасности в Азиат
ско-Тихоокеанском регионе", представленный премьер-министру в июне 1 996 года Японским форумом по международным делам, а также многочисленные книги и статьи, оnубликованные за nосле
дние несколько лет, часто гораздо более nолемичные и крайние в своих рекомендациях и наиболее часто цитируемые западными средствами массовой информации, чем вышеnеречисленные ос
новные доклады. Например, в 1 996 году книга, выnущенная одним яnонским генералом, вызвала широкие комментарии в npecce, когда он осмелился сделать nредnоложение, что nри некоторых обстоятельствах Соединенные Штаты, вероятно, не смогут защи
тить Яnонию, и, следовательно, Яnония должна nовышать свою обороноспособность (см.
Ясухиро Мориио.
Будущее поколение обосновывает силы самообороны (и комментарии в "Мифах о том, как Соединенные Штаты придут к нам на nомощь")
11
Санкей симбун. - 1 996. - 14 марта) .
2 1 4
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА тивы - альтернатива открытого пацифизма (имеющая ан
тиамериканский оттенок) или одностороннего и крупного перевооружения (требующая пересмотра конституции и которой добиваются, вероятно не считаясь с неблагоприят
ной американской и региональной реакцией) - нашли мало сторонников. Притягательность пацифизма для обще
ственности, во всяком случае, пошла на убьшь в последние годы, и одностороннее ядерное разоружение и милитаризм также не смогли получить значительной поддержки обще
ственности, несмотря на наличие пекотарого числа пламен
ных защитников. Общественность в целом и, конечно, вли
ятельные деловые круги нутром чувствуют, что ни одна из альтернатив не дает реального политического выбора и фак
тически может только подверmуть риску благосостояние
Японии.
Политические дебаты общественности первоначально повлекли за собой разногласия в отношении акцента, каса
ющегося международного положения Японии, а также не
которых второстепенных моментов в изменении геополити
ческих приоритетов. В широком смысле можно выделить три основных направления и, возможно, менее значимое четвертое: беззастенчивые приверженцы тезиса "Америка прежде всего", сторонники глобальной системы мерканти
лизма, проактивные реалисты и международные утописты.
Однако при окончательном анализе все четыре направления разделяют одну, скорее общую, цель и испытывают одно и то же основное беспокойство: использовать особые отно
шения с Соединенны.ми Штатами, чтобы добиться .миро
вого признания для Японии, избегая в то же время враж
дебности Азии и не рискуя преждевременно американским "зонтиком " безопасности.
Первое направление берет своим исходным пунктом предположение, что сохранение существующих (и, по об
щему признанию, асимметричных) американо-японских отношений должно остаться стержнем японской геострате
гии. Его сторонники желают, как и большинство японцев, более широкого международного признания для Японии и большего равенства в союзе, но их основной догмат, как его представил премьер-министр Киити Миядзава в январе
1 993 года, состоит в том, что "перспектива мира, вступаю
щего в XXI век, в значительной степени будет зависеть от того, смогут или нет Япония и Соединенные Штаты . .. обес
печить скоординированное руководство на основе единой
Как и Китай, Япония является государством-нацией с глубоко врожденным сознанием своего уникального харак
тера и особого статуса. Ее островная история, даже ее им
перская мифология предрасполагают очень трудолюбивых и дисциплинированных японцев к тому, что они считают, будто им ниспослан свыше особенный и исключительный образ жизни, который Япония защищала сперва блестящей изоляцией, а затем, когда мир вступил в XIX век, последо
вав примеру европейских империй в стремлении создать свою собственную на Азиатском материке. После этого катастрофа во второй мировой войне сосредоточила внима
ние японцев на одномерной задаче экономического возрож
дения, но также оставила их в неуверенности относительно более широкой миссии их страны.
Нынешняя американская боязнь господства Китая напо
минает относительно недавнюю американскую паранойю в отношении Японии. Японофобия превратилась теперь в синофобию. Всего лишь десятилетие назад предсказания неизбежного и надвигающегося появления Японии как ми
ровой сверХдержавы - готовой не только свергнуть с трона
Америку (даже выкупить ее долю ! ) , но и навязать своего рода "японский мир" (Рах Nipponica) - бьmи настоящей разменной монетой среди американских комментаторов и политиков. Да и не только среди американских. Сами япон
цы стали вскоре страстными подражателями, причем в Япо
нии появилась серия бестселлеров, выдвигавших на обсуж
дение тезис о том, что предназначение Японии в том, чтобы одержать победу в соперничестве с Соединенными Штата
ми в области высоких технологий, и что Япония скоро ста
нет центром мировой "информационной империи", в то время как Америка якобы будет скатываться вниз из-за ис
торической усталости и социального сибаритства.
Этот поверхностный анализ помешал увидеть, до какой степени Япония бьmа и остается уязвимой страной. Она уязвима перед малейшими нарушениями в четком мировом потоке ресурсов и торговли, не говоря уж о мировой ста
бильности в более общем смысле, и ее постоянно донимают внутренние слабости - демографические, социальные и
208
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА политические. Япония одновременно богатая, динамичная и экономически мощная, но также и регионально изолиро
ванная и политически ограниченная из-за своей зависимо
сти в области безопасности от могущественного союзника, который, как оказалось, является главным хранителем ми
ровой стабильности (от которой так зависит Япония), а также главным экономическим соперником Японии.
Вряд ли нынешнее положение Японии - с одной сторо
ны, как всемирно уважаемого центра власти, а с другой - как rеополитической пролонгации американской мощи - останется приемлемым для новых поколений японцев, ко
торых больше не травмирует опыт второй мировой войны и которые больше не стыдятся ее. Как по причинам истори
ческим, так и по причинам самоуважения Япония - страна, которая не полностью удовлетворена глобальным статус
ква, хотя и в более приглушеиной степени, чем Китай. Она чувствует, с некоторым оправданием, что имеет право на официальное признание как мировая держава, но также осознает, что регионально полезная (и для ее азиатских соседей обнадеживающая) зависимость от Америки в обла
сти безопасности сдерживает это признание.
Более того, растущая мощь Китая на Азиатском конти
ненте наряду с перспективой, что его влияние может вскоре распространиться на морские районы, имеющие экономи
ческое значение для Японии, усиливает чувство неопреде
ленности японцев в отношении геополитического будущего их страны. С одной стороны, в Японии существует сильное культурное и эмоциональное отождествление с Китаем, а также скрьпое чувство азиатской общности. Некоторые японцы, возможно, чувствуют, что появление более сильно
го Китая создает эффект повышения значимости Японии для Соединенных Штатов, поскольку региональная перво
степенность Америки снижается. С другой стороны, для многих японцев Китай - традиционный соперник, бывший враг и потенциальная угроза стабильности в регионе. Это делает связь с Америкой в области безопасности важной как никогда, даже если это усилит негодование некоторых наиболее националистически настроенных японцев в отно
шении раздражающих ограничений политической и воен
ной независимости Японии.
Существует поверхностное сходство между японским положением на евразийском Дальнем Востоке и гер
манским на евразийском Дальнем Западе. Обе страны явля-
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА дАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
209 ются основными региональными союзницами Соединенных
Штатов. Действительно, американское могущество в Евро
пе и Азии является прямым следствием тесных союзов с этими двумя странами. Обе имеют значительные вооружен
ные силы, но ни одна из них не является независимой в этом отношении : Германия скована своей интеграцией в НАТО, в то время как Японию сдерживают ее собственные (хотя составленные Америкой) конституционные ограничения и американо-японский договор о безопасности. Обе являются центрами торговой и финансовой власти, доминирующими в регионе, а также выдающимися странами в мировом мас
штабе. Обе можно классифицировать как квазиглобальные державы, и обеих раздражает то, что их формально не при
знают, отказывая в предоставлении постоянного места в
Совете Безопасности ООН.
Но различия в геополитических условиях этих стран чреваты потенциально важными последствиями. Нынешние отношения Германии с НАТО ставят страну на один уро
вень с ее главными европейскими союзниками, и по Северо
атлантическому договору Германия имеет официальные взаимные военные обязательства с Соединенными Штата
ми. Американо-японский договор о безопасности оговари
вает американские обязательства по защите Японии, но не предусматривает (даже формально) использование японс
ких вооруженных сил для защиты Америки. В действитель
ности договор узаконивает протекционистские отношения.
Более того, из-за проактивного членства Германии в
Европейском Союзе и НА ТО те соседи, которые в прошлом стали жертвами ее агрессии, больше не считают ее для себя угрозой, а, наоборот, рассматривают как желанного эконо
мического и политического партнера. Некоторые даже при
ветствуют возможность возникновения возглавляемой Гер
манией Срединной Европы (Mitteleuropa), причем Германия рассматривается как неопасная региональная держава. Со
всем не так обстоит дело с азиатскими соседями Японии, которые испьrгывают давнюю враждебность к ней еще со второй мировой войны. Фактором, способствующим обиде соседей, является возрождение иены, которое не только вызывает горькие жалобы, но и мешает примирению с Ма
лайзией, Индонезией, Филиппинами и даже Китаем, у к_ото
рых 30% долгосрочного долга Японии исчисляется в иенах.
У Японии также нет в Азии такого партнера, как Фран
ция у Германии, то есть подлинного и более или менее рав-
2 1 0
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ного в регионе. Правда, существует сильное культурное притяжение к Китаю, смешанное, пожалуй, с чувством вины, но это притяжение политически двусмысленно в том, что ни одна сторона не доверяет другой и ни одна не готова принять региональное лидерство другой. У Японии нет эк
вивалента германской Польши, то есть более слабого, но геополитически важного соседа, примирение и даже сотруд
ничество с которым становятся реальностью. Возможно,
Корея , особенно после будущего объединения, могла бы стать таким эквивалентом, но японо-корейские отношения только формально хорошие, так как корейские воспомина
ния о прошлом господстве и японское чувство культурного превосходства препятствуют подлинному примирению 7•
Наконец, отношения Японии с Россией стали гораздо про
хладнее, чем отношения Германии с Россией. Россия все еще удерживает силой южные Курильские острова, которые захватила накануне окончания второй мировой войны, за
мораживая тем самым российско-японские отношения .
Короче говоря, Япония политически изолирована в своем регионе, в то время как Германия - нет.
Кроме того, Германия разделяет со своими соседями как общие демократические принципы, так и более широкое христианское наследие Европы. Она также стремится иден
тифицировать и даже возвысить себя в рамках администра
тивной единицы и общего дела, значительно большего, чем она сама, а именно Европы. В противоположность этому не существует сопоставимой "Азии". Действительно, остро
вное прошлое Японии и даже ее ньmешняя демократичес
кая система имеют тенденцию отделять ее от остального региона, несмотря на возникновение демократий в некото
рых азиатских странах в последние годы. Многие азиаты рассматривают Японию не только как национально эгоис
тичную, но и как чрезмерно подражающую Западу и не склонную присоединяться к ним в оспаривании мнения
Запада относительно прав человека и важности индивидуа
лизма. Таким образом, Япония воспринимается многими азиатами не как подлинно азиатская страна, даже несмотря на то, что Запад иногда интересуется, до какой степени
Япония действительно стала западной.
7 "The Japan Digest" (25 февраля 1 997 г.) сообщила, что, со
гласно проведеиному правительством опросу общественного мне
ния, только 36% японцев дружелюбно относятся к Южной Корее.
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
2 1 1
В действительности, хотя Япония и находится в Азии, она не в достаточной степени азиатская страна. Такое поло
жение значительно ограничивает ее геостратегическую сво
боду действий. Подлинно региональный выбор, выбор до
минирующей в регионе Японии, которая затмевает Китай, - даже если базируется больше не на японском господстве, а скорее на возгл авля емом Японией плодотворном региональ
ном сотрудничестве - не кажется жизнеспособным по вес
ким историческим, политическим и культурным причинам.
Более того, Япония остается зависимой от американского военного покровительства и международных спонсоров.
Отмена или даже постепенное выхолащивание американо
японского Договора о безопасности сделали бы Японию постоянно уязвимой перед крахом, который могли бы выз
вать любые серьезные проявления региональных или гло
бальных беспорядков. Единственная альтернатива тогда: либо согласиться с региональным господством Китая, либо осуществить широкую - и не только дорогостоящую, но и очень опасную - программу военного перевооружения .
Понятно, что многие японцы находят нынешнее положе
ние их страны - одновременно квазиглобальной державы и протектората в части безопасности - аномальным. Но важ
ные и жизнеспособные альтернативы существующему уст
ройству не являются очевидными. Если можно сказать, что национальная цель Китая, невзирая на неизбежное разно
образие мнений среди китайских стратегов по конкретным вопросам, достаточно ясна и региональное направление геостратегических амбиций Китая относительно предсказу
емо, то геостратегическая концепция Японии кажется от
носительно туманной, а настроение японской обществен
ности - гораздо более неопределенным.
Большинство японцев понимают, что стратегически важное и внезапное изменение курса может быть опасным.
Может ли Япония стать региональной державой там, где она все еще является объектом неприязни и где Китай возника
ет как регионально доминирующая держава? Должна ли
Япония просто молча согласиться с такой ролью Китая?
Может ли Япония стать подлинно обширной глобальной державой (во всех проявлениях), не рискуя американской поддержкой и не вызывая еще большую враждебность в регионе? И останется ли Америка в Азии в любом случае, и если да, то как ее реакция на растущее влияние Китая ска
жется на приоритете, который до сих пор отдавался амери-
2 1 2
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА кано-японским связям? В течение большого периода холод
ной войны эти вопросы никогда не поднимались. Сегодня они стали стратегически важными и вызывают все более оживленные споры в Японии.
С 50-х годов японскую внешнюю политику напр авлял и четыре основных принципа, провозглашенные послевоен
ным премьер-министром Сигеру Ёсидой. Доктрина Ёсиды провозглашает: 1 ) основной целью Японии должно быть экономическое развитие; 2) Япония должна быть легко во
оружена и избегать участия в международных конфликтах;
3 ) Япония должна следовать за политическим руководством
Соединенных Штатов и принимать военную защиту от Со
единенных Штатов; 4) японская дипломатия должна быть неидеологизированной и уделять первоочередное внимание международному сотрудничеству. Однако, поскольку мно
гие японцы чувствовали беспокойство из-за степени учас
тия Японии в холодной войне, одновременно культивиро
вался вымысел о полунейтралитете. Действительно, в 1 98 1 го
ду министр иностранных дел Масаёси Ито был вынужден уйти в отставку из-за того, что использовал термин "союз"
("домей") для характеристики американо-японских отно
шений.
Все это теперь в прошлом. Япония бьmа в стадии восста
новления, Китай самоизолировался, и Евразия разделилась на противоположные лагеря . Сейчас наоборот: японская политическая элита чувствует, что богатая Япония, эконо
мически связанная с миром, больше не может ставить само
обогащение центральной национальной задачей, не вызвав международного недовольства. Далее, экономически моrу
щественная Япония , особенно та, которая конкурирует с
Америкой, не может быть просто продолжением американ
ской внешней политики, одновременно избегая любой меж
дународной политической ответственности. Более влия
тельная в политическом отношении Япония, особенно та, которая добивается мирового признания (например, посто
янного места в Совете Безопасности ООН), не может не занимать определенной позиции по наиболее важным воп
росам безопасности или геополитическим вопросам, затра
гивающим мир во всем мире.
В результате последние годы бьmи отмечены многочис
ленными специальными исследованиями и докладами, под
готовленными различными японскими общественными и частными организациями, а также избытком часто противо-
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА дАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
2 1 3 речивых книг известных политиков и профессоров, намеча
ющих в общих чертах новые задачи для
Японии в эпоху после холодной войны
8•
Во многих из них строились догад
ки относительно продолжительности и желательности аме
рикано-японского союза в области безопасности и отстаи
валась более активная японская дипломатия, особенно в отношении Китая, или более энергичная роль японских военных в регионе. Если бы пришлось оценивать состояние американо-японских связей на основании общественного диалога, то бът бы справедливым вывод о том, что к сере
дине 1 990-х годов отношения между двумя странами всту
пили в критическую стадию.
Однако на уровне народной политики серьезно обсужда
емые рекомендации бьmи в целом относительно сдержан
НЬIМИ, взвешенными и умеренными. Радикальные альтерна-
8
Например, Комиссия Хигути, консультативный совет при премьер-министре, который наметил "три столпа японской поли
тики безопасности" в докладе, опубликованном летом 1 994 года, подчеркнула первостепенность американо-японских связей в об
ласти безопасности, но также выступила и в защиту азиатского многостороннего диалога по безопасности; доклад Комиссии Од
завы 1 994 года "Программа для Новой Японии", напечатанный в мае 1 995 года в "Иомиури симбун"; план "Всеобъемлющая поли
тика безопасности", отстаивающий среди прочих вопросов ис
пользование японских военнослужащих в миротворческих опера
циях за границей; доклад японской ассоциации управляющих
("кейдзай доюкаи"), подготовленный в апреле 1 996 года при со
действии мозгового треста Фудзи банка, требующий большей симметрии в американо-японской системе обороны; доклад, озаг
лавленный "Возможности и роль системы безопасности в Азиат
ско-Тихоокеанском регионе", представленный премьер-министру в июне 1 996 года Японским форумом по международным делам, а также многочисленные книги и статьи, оnубликованные за nосле
дние несколько лет, часто гораздо более nолемичные и крайние в своих рекомендациях и наиболее часто цитируемые западными средствами массовой информации, чем вышеnеречисленные ос
новные доклады. Например, в 1 996 году книга, выnущенная одним яnонским генералом, вызвала широкие комментарии в npecce, когда он осмелился сделать nредnоложение, что nри некоторых обстоятельствах Соединенные Штаты, вероятно, не смогут защи
тить Яnонию, и, следовательно, Яnония должна nовышать свою обороноспособность (см.
Ясухиро Мориио.
Будущее поколение обосновывает силы самообороны (и комментарии в "Мифах о том, как Соединенные Штаты придут к нам на nомощь")
11
Санкей симбун. - 1 996. - 14 марта) .
2 1 4
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА тивы - альтернатива открытого пацифизма (имеющая ан
тиамериканский оттенок) или одностороннего и крупного перевооружения (требующая пересмотра конституции и которой добиваются, вероятно не считаясь с неблагоприят
ной американской и региональной реакцией) - нашли мало сторонников. Притягательность пацифизма для обще
ственности, во всяком случае, пошла на убьшь в последние годы, и одностороннее ядерное разоружение и милитаризм также не смогли получить значительной поддержки обще
ственности, несмотря на наличие пекотарого числа пламен
ных защитников. Общественность в целом и, конечно, вли
ятельные деловые круги нутром чувствуют, что ни одна из альтернатив не дает реального политического выбора и фак
тически может только подверmуть риску благосостояние
Японии.
Политические дебаты общественности первоначально повлекли за собой разногласия в отношении акцента, каса
ющегося международного положения Японии, а также не
которых второстепенных моментов в изменении геополити
ческих приоритетов. В широком смысле можно выделить три основных направления и, возможно, менее значимое четвертое: беззастенчивые приверженцы тезиса "Америка прежде всего", сторонники глобальной системы мерканти
лизма, проактивные реалисты и международные утописты.
Однако при окончательном анализе все четыре направления разделяют одну, скорее общую, цель и испытывают одно и то же основное беспокойство: использовать особые отно
шения с Соединенны.ми Штатами, чтобы добиться .миро
вого признания для Японии, избегая в то же время враж
дебности Азии и не рискуя преждевременно американским "зонтиком " безопасности.
Первое направление берет своим исходным пунктом предположение, что сохранение существующих (и, по об
щему признанию, асимметричных) американо-японских отношений должно остаться стержнем японской геострате
гии. Его сторонники желают, как и большинство японцев, более широкого международного признания для Японии и большего равенства в союзе, но их основной догмат, как его представил премьер-министр Киити Миядзава в январе
1 993 года, состоит в том, что "перспектива мира, вступаю
щего в XXI век, в значительной степени будет зависеть от того, смогут или нет Япония и Соединенные Штаты . .. обес
печить скоординированное руководство на основе единой