ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
2 1 5 концепции". Эта точка зрения господствует среди междуна
родной политической элиты и внешнеполитических ве
домств, удерживавших власть в течение последних двух десятилетий или около того. В ключевых rеостратегических вопросах о региональной роли Китая и американском при
сутствии в Корее это руководство поддерживается Соеди
ненными Штатами; оно также видит свою роль в том, чтобы сдерживать американскую склонность к позиции противо
борства с Китаем. В действительности даже эта группа все больше склоняется к тому, чтобы уделять особое внимание необходимости более тесных японо-китайских отношений, ставя их по важности лишь немного ниже связей с Амери- кой.
Второе направление не отвергает rеостратегическое отождествление японской политики с американской, но считает, что японские интересы сохранятся наилучшим образом в случае искреннего признания и принятия того факта, что Япония - это в первую очередь экономическая держава. Данная перспектива наиболее часто ассоциирует
ся с традиционно влиятельной бюрократией Министерства внешней торговли и пром ышл енности и с ведущими торго
выми и экспортными кругами страны. С этой точки зрения относительная демилитаризация Японии - это капитал, ко
торый стоит сохранить. Поскольку Америка гарантирует безопасность страны, Япония свободна в проведении поли
тики глобальных экономических обязательств, которая по
немногу усиливает свои позиции в мире.
В идеальном мире второе направление тяготело бы к политике нейтралитета, по крайней мере де-факто, причем
Америка создавала бы противовес региональной мощи Ки
тая, защищая тем самым Тайвань и Южную Корею, позво
ляя тем самым Японии развивать более тесные экономичес
кие отношения с материком и Юго-Восточной Азией.
Однако, учитывая существующие политические реальности, сторонники глобальной системы меркантилизма принима
ют американо-японский союз как необходимую структуру, включая относительно скромные бюджетные расходы на японские вооруженные силы (которые все еще ненамного превьШiают 1 % от ВВП страны), но они не стремятся напол
нить этот союз сколь-либо значительной региональной сущ
ностью.
Третья группа - проактивные реалисты - представляет собой новую категорию политиков и rеополитических мыс-
2 1 6
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА лителей. Они считают, что, будучи богатой и развитой де
мократией, Япония имеет как возможности, так и обяза
тельства, чтобы произвести действительные изменения в мире после окончания холодной войны. Осуществляя это, она может также добиться мирового признания, на которое имеет право как экономически могущественная держава, исторически находящаяся в рядах немногих подлинно вели
ких наций мира. У истоков этой более сильной японской позиции в 80-е годы стоял премьер-министр Ясухиро Нака
сонэ, но, возможно, более известное толкование этой пер
спективы содержалось в противоречивом докладе Комис
сии Одзавы, опубликованном в 1 994 году и названном с намеком "Программа для Новой Японии: переосмысление нации".
Названный по имени председатеяя комиссии Итиро Од
завы, быстро идущего в гору центристского политического лидера, доклад отстаивал как демократизацию иерархичес
кой политической культуры страны, так и переосмысление международного положения Японии. Убеждая Японию стать "нормальной страной", доклад рекомендовал сохра
нение американо-японских связей в области безопасности, но также советовал Японии отказаться от своей междуна
родной пассивности, принимать активное участие в гло
бальной политике, особенно исполняя главную роль в меж
дународных миротворческих операциях. С этой целью доклад рекомендовал снять конституционные ограничения на отправку японских военнослужащих за границу.
Акцент на необходимость стать "нормальной страной" подразумевал также более значительное геополитическое освобождение от американского "щита безопасности". Сто
ронники этой точки зрения утверждают, что по вопросам глобальной важности Япония без колебаний должна гово
рить от имени Азии, вместо того чтобы автоматически сле
довать примеру Америки. Однако показательно, что они выеказались неопределенно в таких важных вопросах, как растущая региональная роль Китая или будущее Кореи, ненамного отличаясь от своих более приверженных тради
циям коллег. Таким образом, в том, что касается региональ
ной безопасности, они разделяют все еще сильную тенден
цию в политических взглядах Японии оставить оба вопроса в компетенции Америки, в то время как роль Японии про
сто состоит в сдерживании любого чрезмерного рвения
Америки.
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
2 1 7
Ко второй половине 90-х годов эта проактивная реали
стическая ориентация начала преобладать в общественном мьiiШiении и влиять на формулирование японской внешней политики. В первой половине 1 996 года японское прави
тельство заговорило о японской "независимой дипломатии"
("дзюсю гайко"), несмотря на то что всегда осторожное
Министерство иностранных дел страны предпочитало пе
реводить это выражение более туманным (и для Америки, вероятно, менее резким) термином "проактивная диплома
тия".
Четвертое направление - направление международных утопистов - менее влиятельно, чем любое из предыдущих, но оно иногда используется для добавления идеалистичес
кой риторики в японскую точку зрения. Она публично ассоциируется с такими видными деятелями, как Акио
Морита из "Сони", который, в частности, считает преувели
ченно важной для Японии демонстративную привержен
ность нравственно приоритетным глобальным целям. Часто прибегая к понятию "новый глобальный порядок", утопис
ты называют Японию - именно потому, что она не связана геополитическими обязательствами, - глобальным лиде
ром в разработке и продвижении подлинно гуманной про
граммы для мирового сообщества.
Все четыре направления сходятся в главном: более мно
гостороннее азиатеко-тихоокеанское сотрудничество отве
чает интересам Японии. Такое сотрудничество со временем может иметь три положительных последствия : оно может помочь воздействовать на Китай (а также осторожно сдер
живать его); может помочь Америке остаться в Азии, даже несмотря на постепенное ослабление ее господства; может помочь смягчить антияпонские настроения и тем самым увеличить влияние Японии. Хотя оно вряд ли создаст япон
скую сферу реmонального влияния, но сможет, вероятно, принести Японии некоторую долю реmонального уважения, особенно в приморских странах, которые, возможно, испы
тывают беспокойство по поводу растущей мощи Китая .
Все четыре точки зрения также совпадают в том, что осторожное воспитание Китая намного предпочтительнее, чем любая возглавляемая Америкой попытка его прямого сдерживания. Фактически понятие возглавляемой Амери
кой стратеmи сдерживания Китая или даже идея неофици
альной уравновешенной коалиции, ограниченной остров
ньiМи государствами (Тайванем, Филиппинами, Брунеем и
2 1 8
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Карта XXIII
Индонезией) и поддерживаемой Японией и Америкой, не имеют особой привлекательности для внешнеполитическо
го истеблишмента Японии. В представлении Японии любая попытка такого рода не только потребовала бы неограни
ченного и значительного американского военного присут
ствия как в Японии, так и в Корее, но, создав взрыво
опасный геополитический перехлест китайских и америка
но-японских региональных интересов (см. карту XXIII) , вероятно, стала бы оправдавшимся пророчеством столкно
вения с Китаем 9• Результатом стали бы сдерживание эволю
ционной эмансипации Японии и угроза экономическому процветанию Дальнего Востока.
9
Некоторых японских консерваторов прельщает понятие осо
бых японо-тайваньских связей, и в 1 996 году для достижения этой цели бьmа создана "Японо-тайваньская ассоциация парламента
риев". Реакция Китая, как и ожидалось, бьmа враждебной.
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
2 1 9
К тому же немногие выступают з а противоположное - великое примирение между Японией и Китаем. Региональ
ные последствия такого классического изменения союзов были бы слишком тревожными: уход Америки из региона, а также немедленное подчинение Тайваня и Кореи Китаю, оставление Японии на милость Китая. Эта перспектива не
привлекательна ни для кого, за исключением, пожалуй, немногих экстремистов. Поскольку Россия геополитически нейтрализована и исторически презираема, нет альтернати
вы единодушному мнению о том, что связь с Америкой ос
тается единственной надеждой для Японии. Без этого Япо
ния не сможет ни обеспечить себе постоянное снабжение нефтью, ни зашититься от китайской (и, возможно, вскоре также и корейской) атомной бомбы. Единственный вопрос реальной политики: как наилучшим образом манипулиро
вать американскими связями, с тем чтобы соблюсти японс
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
кие интересы?
Соответственно японцы следуют желанию американцев укрепить американо-японское военное сотрудничество, включая, по-видимому, все более расширяющиеся границы: от более узкой "дальневосточной" до более широкой "ази
атско-тихоокеанской формулы". В соответствии с этим в начале 1 996 года при рассмотрении так называемых японо
американских принципов обороны японское правительство также расширило ссьшку на возможное использование японских сил обороны, изменив фразу "чрезвычайная ситу
ация на Дальнем Востоке" на "чрезвычайная ситуация в соседних с Японией регионах". Японской готовностью по
мочь Америке в данном вопросе также движут известные сомнения относительно давнего американского могуще
ственного присутствия в Азии и беспокойство по поводу того, что взлет Китая и видимая тревога Америки в связи с этим могли бы в какой-то момент в будущем все же навязать
Японии неприемлемый выбор: остаться с Америкой против
Китая или без Америки и в союзе с Китаем.
Для
Японии эта фундаментальная дилемма также содер
жит исторический императив: поскольку иревращение в доминирующую региональную державу не является практи
чески осуществимой целью и поскольку без региональной базы приобретение истинно всеобъемлющей глобальной силы нереально, следует, что Япония может, по крайней мере, приобрести статус глобального лидера посредством активного участия в миротворческих операциях на земном
220
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА шаре и экономического развития. Воспользовавшись пре
имуществом американо-японского военного союза, чтобы обеспечить стабильность на Дальнем Востоке, но не позво
ляя втянуть себя в антикитайскую коалицию, Япония может без риска добиться для себя особой и влиятельной роли в мире как держава, которая способствует возникновению подлинно интернационального и более эффективно органи
зованного сотрудничества. Япония могла бы, таким обра
зом, стать более моrущественным и влиятельным эквива
лентом Канады в мире: государством, которое уважают за конструктивное использование своего богатства и моrуще
ства, но таким, которого не боятся и которое не вызывает раздражения .
ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ АМЕРИКИ
Задача американской политики должна бьmа бы состоять в том, чтобы быть уверенными, что Япония следует такому выбору и что степень подъема Китая до получения превос
ходства в реmоне не мешает стабильному трехстороннему балансу сил Восточной Азии. Усилие управлять как Япони
ей, так и Китаем и поддерживать стабильное трехстороннее взаимодействие, которое включает и Америку, потребует от нее серьезного напряжения дипломатического умения и политического воображения . Отказ от прошлой зациклен
ности на угрозе, исходящей якобы от экономического подъема Японии, и преодоление страха перед китайскими политическими мускулами помогли бы вдохнуть холодный реализм в политику, которая должна базироваться на тща
тельном стратеmческом расчете: как направить энергию
Японии в международное русло и как управлять мощью
Китая в интересах региона.
Только в такой манере Америка будет в состоянии выко
вать на востоке материковой части Евразии эквивалент, родственный в геополитическом плане роли Европы на за
падной периферии Евразии, то есть структуру реmональной мощи, основанной на общих интересах. Однако, в отличие от европейского случая, демократический плацдарм на во
стоке материка скоро не появится. Вместо этого переори
ентированный союз с Японией должен служить на Дальнем
Востоке основой для достижения Америкой уреrулирова
ния с преобладающим в реmоне Китаем.
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТО�Е
22 1
Из анализа, содержащегося в двух предыдущих разделах этой главы, для Америки вытекают несколько следующих важных геостратегических выводов.
Распространенная житейская мудрость, что Китай - это следующая мировая держава, рождает паранойю по поводу
Китая и способствует развитию в Китае мании величия.
Страхи перед агрессивным и антагонистическим Китаем, которому суждено вскоре стать еще одной мировой держа
вой, в лучшем случае преждевременны, а в худшем - могут стать самоосуществляющимся предсказанием. Следователь
но, организация коалиции, направленной на противодей
ствие подъему Китая до уровня мировой державы, привела бы к обратным результатам. Это гарантировало бы только, что регионально влиятельный Китай стал бы враждебным.
В то же время любое подобное усилие привело бы к напря
жению американо-японских отношений, поскольку боль
шинство японцев наверняка бьmи бы против подобной ко
алиции. Соответственно Соединенным Штатам следует воздерживаться от оказания давления на Японию с целью заставить ее возложить на себя больше ответственности в области обеспечения обороны в Азиатеко-Тихоокеанском регионе. Усилия в этом направлении просто помешают воз
никновению стабильных отношений между Японией и Ки
таем и одновременно еще больше изолируют Японию в ре
гионе.
Но именно потому, что Китай в действительности вряд ли скоро поднимется до мировой державы - и по этой са
мой причине бьmо бы неразумно проводить политику реги
онального сдерживания Китая, - желательно обращаться с
Китаем как с глобально важным действующим лицом. Втя
гивание Китая в более широкое международное сотрудни
чество и предоставление ему статуса, которого он жаждет, может иметь эффект притупления более острых моментов национальных амбиций Китая . Важным шагом в этом на
правлении бьmо бы включение Китая в ежегодный саммят ведущих стран мира, так называемую "большую семерку", особенно потому, что Россию тоже пригласили туда.
Несмотря на видимость, у Китая на деле нет большого стратегического выбора. Длительные экономические успе
хи Китая остаются в большой зависимости от притока за
падного капитала и технологий, а также от доступа на ино
странные рынки, а это существенно ограничивает его выбор. Союз с нестабильной и обнищавшей Россией не уве-
222
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА личил бы экономических или политических перспектив Ки
тая (а для России это означало бы подчинение Китаю). Та
ким образом, этот геостратегический выбор на практике не осуществим, даже если в тактическом плане как Китаю, так и России соблазнительно поюрать с этой идеей. Более не
посредственное региональное и геополитическое значение для Китая имеет его помощь Ирану и Пакистану, но это также не служит отправным пунктом для серьезного поиска статуса мировой державы. Вариантом в качестве последне
го средства могла бы стать "антигегемонистская" коалиция, если бы Китай почувствовал, что его национальные или региональные устремления блокируются Соединенными
Штатами (при поддержке со стороны Японии). Но это бьша бы коалиция бедняков, которые тогда наверняка оставались бы бедными довольно продолжительное время .
Большой Китай возникает как регионально доминирую
щая держава. Будучи таковым, он может попытаться навя
зать себя соседям в манере, которая носит дестабилизирую
щий характер в регионе, или может удовлетвориться оказанием влияния более косвенным образом, следуя про
шлой китайской имперской истории. Возникнет ли гегемо
нистекая сфера влияния или более туманная сфера уваже
ния, будет зависеть частично от того, насколько жестоким и авторитарным останется китайский режим, а частично и от того, как ключевые посторонние действующие лица, а именно Америка и Япония, отреагируют на появление Боль
шого Китая . Политика простого умиротворения могла бы способствовать более твердой позиции Китая, но политика простого препятствования появлению такого Китая навер
няка также дала бы похожий результат. Осторожное сбли
жение по одним вопросам и четкое разграничение по дру
гим помогло бы избежать обеих крайностей.
В любом случае в некоторых областях Евразии Большой
Китай может оказывать геополитическое влияние, которое совместимо с большими геостратегическими интересами
Америки в стабильной, но политически плюралистической
Евразии. Например, растущий интерес Китая к Средней
Азии неизбежно ограничивает свободу действий России в стремлении добиться любой формы политической реинтег
рации региона под контролем Москвы. В связи с этим и в связи с Персидеким заливом растущая потребность Китая в энергии диктует общность интересов с Америкой в поддер
жании свободного доступа к нефтедобывающим регионам и