ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
223 политической стабильности в них. Подобным же образом оказьmаемая Китаем поддержка Пакистану сдерживает ам­
биции Индии подчинить себе эту страну и компенсирует намерение Индии сотрудничать с Россией по Афганистану и Средней Азии. И наконец, участие Китая и Японии в развитии Восточной Сибири может аналогичным образом помочь усилить региональную стабильность. Эти общие интересы следует выяснить путем длительного стратегичес­
кого диалога
10•
Существуют также области, где амбиции Китая могли бы столкнуться с американскими (а также японскими) интере­
сами, особенно если эти амбиции должны бьmи бы реализо­
вываться посредством более знакомой с исторической точ­
ки зрения тактики сильной руки. Это относится, в частности, к Юго-Восточной Азии, Тайваню и Корее.
Юго-Восточная Азия потенциально слишком богата, географически имеет слишком большую протяженность и просто слишком большая, чтобы ее легко мог подчинить даже мощный Китай, но она слишком слаба и политически слишком раздробленна, чтобы не стать для Китая по мень­
шей мере сферой уважения. Влияние Китая в регионе, ко­
торому способствует его финансовое и экономическое при­
сутствие во всех странах этого района, обязательно будет расти по мере возрастания его мощи. Многое зависит от того, как Китай применит эту мощь, но не вполне очевидно, есть ли у Америки какой-либо интерес прямо вы­
ступать против нее или быть втянутой в такие вопросы, как разногласия по Южно-Китайскому морю. Китайцы распо­
лагают значительным историческим опытом умело управ­
лять отношениями неравноправия (или зависимости), и, ко­
нечно, в собственных интересах Китая бьmо бы проявлять сдержанность во избежание региональных страхов перед
10
Во время встречи в 1 996 году с высшими представителями национальной безопасности и обороны Китая я установил (ис­
пользуя время от времени намеренно туманные формулировки) следующие области взаимных стратегических интересов в каче­
стве основы для такого диалога: 1 ) мирная Юго-Восточная Азия ;
2) неприменение силы в решении вопросов, связанных с прибреж­
ной зоной; 3) мирное воссоединение Китая ; 4) стабильность в
Корее; 5) независимость Средней Азии; 6) равновесие между
ИНдией и Пакистаном; 7) экономически динамичная и междуна­
родно кроткая Япония ; 8) стабильная, но не очень сильная Рос­
сия.


224
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА китайским империализмом. Этот страх мог бы породить ре­
гиональную антикитайскую коалицию (и некоторые скры­
тые намеки на это уже присуrствуют в нарождающемся индонезийско-австралийском военном сотрудничестве), которая потом, наиболее вероятно, добивалась бы поддерж­
ки со стороны Соединенных Штатов, Японии и Австралии.
Большой Китай, особенно после переваривания Гонкон­
га, почти определенно будет более энергично стараться добиться воссоединения Тайваня с материком. В ажно по до­
стоинству оценить тот факт, что Китай никогда не согла­
шался на бессрочное отделеuие Тайваня. Поэтому в какой­
то момент этот вопрос мог бы вызвать прямое столкновение американцев с китайцами. Последствия этого были бы для всех вовлеченных сторон самыми паrубными: экономичес­
кие перспективы Китая были бы отодвинуrы, связи Амери­
ки с Японией могли бы стать очень напряженными, а ус и­
лия американцев по созданию стабильного равновесия сил в Восточной Евразии могли бы быть сорваны.
Соответственно важно добиться и взаимно поддерживать наибольшую ясность в этом вопросе. Даже если в обозри­
мом будущем Китай вряд ли будет испытывать недостаток в средствах эффективного принуждения Тайваня, Пекин дол­
жен понимать - и быть надежно убежден в этом, - что со­
гласие Америки с попытками насильственной реинтеграции
Тайваня, достигнугой с помощью военной мощи, было бы настолько разрушительно для позиции Америки на Дальнем
Востоке, что она просто не могла бы позволить себе оста­
ваться пассивной в военном плане, если Тайвань будет не в состоянии защитить себя.
Другими словами, Америке пришлось бы вмешаться не ради обособленного Тайваня, а ради американских rеопо­
литических интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Это важная разница. У Соединенных Штатов нет, по суrи, особого интереса к обособленному Тайваню. В действитель­
ности их официальной позицией была и должна оставаться мысль о том, что существует только один Китай. Но то, как
Китай добивается воссоединения, может ущемить жизнен­
но важные интересы Америки, и китайцы должны это ясно сознавать.
Вопрос о Тайване служит также Америке законной при­
чиной для того, чтобы в своих отношениях с Китаем подни­
мать вопрос о правах человека, не оправдываясь в ответ на обвинения во вмешательстве во внуrренние дела Китая.

ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
225
Совершенно уместно вновь повторить Пекину, что воссое­
динение завершится только тогда, когда Китай станет более процветающим и более демократическим. Только такой
Китай сможет привлечь Тайвань и ассимилировать его в
Большом Китае, который тоже готов к тому, чтобы быть конфедерацией, основанной на принципе "одна страна, разные системы". В любом случае из-за Тайваня в собствен­
нъiХ интересах Китая повысить уважение к правам челове­
ка, и потому Америке уместно поднять эту проблему.
В то же время Соединенным Штатам надлежит - вы­
полняя обещание, данное Китаю, - воздерживаться от пря­
мой или косвенной поддержки любого международного по­
вышения статуса Тайваня. В 90-х годах некоторые американо-тайваньские контакты создавали впечатление, что Соединенные Штаты, не афишируя, начинают обра­
щаться с Тайванем как с отдельной страной, и гнев китай­
цев по этому поводу можно было понять, как и их негодо­
вание по поводу интенсификации усилий официальных лиц получить международное признание статуса Тайваня как от­
дельного государства.
Соединенным Штатам поэтому следует ясно заявить, что на их отношении к Тайваню будут вредно сказываться усилия последнего изменить давно установившуюся и наме­
ренную двусмысленность, управляющую отношениями между Китаем и Тайванем. Более того, если Китай действи­
телъно процветает и действительно становится демократи­
ческим и если поглощение им Гонконга не сопровождается регрессом в области прав человека, стимулирование аме­
риканцами серьезного диалога через пролив о сроках окончательного воссоединения способствовало бы также оказанию давления на Китай с целью демократизации, од­
новременно развивая более широкое стратегическое взаи­
мопонимание между Соединенными Штатами и Большим
Китаем.
Корея, геополитически центральное государство в Севе­
ро-Восточной Азии, снова могла бы стать источником раздора между Америкой и Китаем, и ее будущее также напрямую скажется на связях между Америкой и Японией.
Пока Корея остается разделенной и потенциально уязвимой для войны между нестабилъным Севером и все богатеющим
Югом, американским силам придется оставаться на полу­
острове. Любой уход американцев в одностороннем поряд­
ке не только, вероятно, ускорил бы новую войну, но и, по
8
З а к а з 2060


226
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА всей вероятности, сигнализировал бы об окончании амери­
канского военного присутствия в Японии. Трудно понять, почему японцы продолжают полагаться на длительное дислоцирование американских войск на японской земле вслед за их уходом из Южной Кореи. Наиболее вероятным результатом с широко дестабилизирующими последствиями в регионе в целом явилось бы быстрое перевооружение японцев.
Однако объединение Кореи, вероятно, поставило бы также серьезные дилеммы. Если бы американские войска должны были оставаться в объединенной Корее, они неиз­
бежно расценивались бы китайцами как нацеленные на
Китай. Действительно сомнительно, что китайцы согласи­
лись бы с объединением на таких условиях. Если бы объе­
динение происходило поэтапно, с применением так называ­
емой мягкой посадки, Китай выступил бы против нее политически и поддержал бы те элементы в Северной Ко­
рее, которые противились объединению. Если бы это объе­
динение совершалось насильственным путем и Северная
Корея "приземлилась бы с грохотом", нельзя бьmо бы исключать даже военное вмешательство Китая. С точки зрения перспектипы Китая объединенная Корея была бы приемлема только в том случае, если бы она не означа­
ла одновременного распространения американской масти
(с Японией на заднем плане в качестве плацдарма).
Однако объединенная Корея без американских войск на ее земле, вполне вероятно, тяготела бы сначала к форме нейтралитета между Китаем и Японией, а затем постепенно ­
движимая частично остаточными, но все еще сильными антияпонскими настроениями - либо к китайской сфере политически более положительного мияния, либо к сфере более деликатного отношения . Тогда встал бы вопрос: захо­
тела ли бы Япония все еще оставаться единственной азиат­
ской опорой для американской силы? Самое меньшее, что вызывал бы этот вопрос, - это серьезные разногласия в рамках внутренней политики Японии. В результате любое сокращение военного радиуса действия американцев на
Дальнем В остоке сделало бы, в свою очередь, более труд­
ным поддержание в Евразии стабильного баланса сил. Эти соображения, таким образом, повышают американские и японские ставки в корейском статус-кво (хотя в каждом случае по несколько разным причинам), и если этот статус­
ква должен измениться, то это должно происходить очень

ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
227 медленно, предпочтительно на фоне углубления американо­
китайского регионального взаимопонимания.
Тем временем настоящее примирение между Японией и
Кореей внесло бы значительный вклад в создание более стабильной обстановки в регионе для любого окончатель­
ного объединения. Различные международные осложнения, которые могли бы возникнуть в результате реинтеграции двух Корей, могли бы быть смягчены истинным примирени­
ем между Японией и Кореей, приведшим в итоге к расши­
рению отношений сотрудничества и взаимообязывающей политики между этими двумя странами. Соединенные Шта­
ты могли бы сыграть решающую роль в содействии такому примирению. Можно было бы испробовать много конкрет­
ных шагов, предпринятых ранее для примирения между
Германией и Францией, а позднее между Германией и
Польшей (например, от совместных университетских про­
грамм и до объединенных воинских формирований) . Все­
объемлющее и в региональном плане стабилизирующее японо-корейское партнерство облегчило бы дальнейшее американское присутствие на Дальнем Востоке даже, воз­
можно, после объединения Кореи.
Почти само собой разумеется, что в рамки глобальных геостратегических интересов Америки входит тесное поли­
тическое сотрудничество с Японией. Но будет ли Япония вассалом, соперником или партнером Америки, зависит от способности американцев и японцев более точно опреде­
лить, каких международных целей этим странам следует до­
биваться сообща, и резче обозначить линию раздела между геостратегической миссией США на Дальнем Востоке и стремлениями Японии к роли мировой державы. Несмотря на внутренние дебаты о внешней политике, отношения с
Америкой все еще остаются центральным маяком для международной ориентации Японии. Дезориентированная
Япония, накренившаяся в сторону либо перевооружения, либо обособленного сближения с Китаем, означала бы ко­
нец роли американцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сорвала бы появление регионально стабильного трех­
стороннего соглашения с участием Америки, Японии и
Китая. Это, в свою очередь, помешало бы формированию в
Евразии политического равновесия, управляемого амери­
канцами.
Короче говоря, дезориентированная Япония бьmа бы по­
хожа на кита, выброшенного на берег: она металась бы yr-


228
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА рожающе, но беспомощно. Она могла бы дестабилизировать
Азию, но не смогла создать жизненную альтернативу стаби­
лизирующему равновесию между Америкой, Японией и
Китаем. Только через тесный альянс с Японией Америка смогла бы направить в нужное русло региональные устрем­
ления Китая и сдержать их непредсказуемые проявления .
Только на этой основе можно умудриться осуществить сложное трехстороннее урегулирование - урегулирование, которое затрагивает мировое могущество Америки, регио­
нальное преобладание Китая и международное лидерство
Японии.
Следовательно, сокращение в обозримом будущем суще­
ствующих уровней войск США в Японии (а следовательно, и в Корее) нежелательно. Кроме того, так же нежелательно и любое значительное увеличение в геополитическом масшrа­
бе и реальном исчислении объема военных усилий
Японии. Вьmод значительного числа американских войск, вероятнее всего, заставит подумать о крупной японской про­
грамме вооружений, в то время как давление Америки на
Японию с целью заставить ее играть более крупную военную роль может только навредить перспективам региональной стабильности, помешать более широкому сближению с Боль­
шим Китаем, уведет Японию в сторону от припятня на себя более конструктивной международной миссии и таким обра­
зом осложнит усилия по содействию развитию в Евразии ста­
бильного геополитического плюрализма.
Отсюда следует также, что Япония - если она, в свою очередь, повернет свое лицо к миру и отвернется от Азии - должна быть значительно поощрена и получить особый ста­
тус, чтобы таким образом хорошо бьши удовлетворены ее собственные национальные интересы. В отличие от Китая, который может добиться статуса мировой державы, став сначала региональной державой, Япония может добиться мирового влияния, отказавшись от стремления стать регио­
нальной державой. Но для Японии тем более важно почув­
ствовать, что она является особым партнером Америки в мировых делах, а это не только приносит плоды в полити­
ческом плане, но и экономически выгодно. Для этого Со­
единенным Штатам бьmо бы полезно рассмотреть вопрос о заключении американо-японского соглашения о свободной торговле, создав таким образом общее американо-японское торговое пространство. Такой шаг, придав официальный статус все более тесным связям между двумя странами, обес-

ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
229 печил бы геополитическую опору как для длительного при­
сутствия Америки на Дальнем Востоке, так и для конструк­
тивных глобальных обязательств Японии 11•
Вывод . Для
Америки Япония будет жизненно важным и главным партнером в создании все более объединенной и всепроникающей системы мирового сотрудничества, а не только в первую очередь ее военным союзником в регио­
нальных урегулированиях, направленных на противодей­
ствие региональному превосходству Китая. В действитель­
ности Японии следовало бы быть мировым партнером
Америки в энергичной работе над новой повесткой дня ми­
ровых отношений . Китай, имеющий преобладание в регио­
не, должен стать опорой Америки на Дальнем Востоке в более традиционной области силовой политики, помогая таким образом формированию евразийского баланса сил, при этом роль Большого Китая на Востоке Евразии в этом смысле будет равняться роли расширяющейся Европы на
Западе Евразии.
1 1Убедительный довод в пользу этой инициативы, указываю­
щий на взаимные экономические выгоды, приведен Куртом Тон­
гом в его публикации Revolutionizing America's Japan Policy
//
Foreign Policy. - Winter
1996/97.


Заключение
ДJIЯ США ПРИШЛО ВРЕМЯ выработать и применять комrтекс­
ную, всеобъемлющую и долгосрочную геостратеmю по отно­
шению ко всей Евразии. Эта необходимость вытекает из вза­
имодействия двух фундаментальных реальностей: Америка в настоящее время является единственной супердержавой, а
Евразия - центральной ареной мира. Следовательно, изме­
нение в соотношении сил на Евразийском континенте будет иметь решающее значение для мирового главенства Амери­
ки, а также для ее исторического наследия.
Американское мировое первенство уникально по своим масштабам и характеру. Это гегемония нового типа, кото­
рая отражает мноmе из черт, присущих американской де­
мократической системе: она rтюралистична, проницаема и mбка. Эта гегемония формировалась менее одного столе­
тия, и основным ее геополитическим проявлением выступа­
ет беспрецедентная роль Америки на Евразийском конти­
ненте, где до сих пор возникали и все претенденты на мировое могущество. Америка в настоящее время выступа­
ет в роли арбитра для Евразии, причем нет ни одной круп­
ной евразийской проблемы, решаемой без участия Америки или вразрез с интересами Америки.
Каким образом Соединенные Штаты управляют главны­
ми геостратеmческими фигурами на евразийской шахмат­
ной доске и расставляют их, а также как они руководят клю­
чевыми геополитическими центрами Евразии, имеет жизненно важное значение для длительной и стабильной ведущей роли Америки в мире. В Европе основными дей-
230

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23 1 ствующими лицами останутся Франция и Германия, и глав­
ная задача Америки будет заключаться в укреплении и расширении существующего демократического плацдарма на западной окраине Евразии. На Дальнем Востоке Евра­
зии, вероятнее всего, центральную роль все больше и боль­
ше будет играть Китай, и у Америки не будет политическо­
го опорного пункта на Азиатском материке до тех пор, пока не будет достигнут геостратегический консенсус между нею и Китаем. В центре Евразии пространство между расширя­
ющейся Европой и приобретающим влияние на региональ­
ном уровне Китаем будет оставаться "черной дырой" в гео­
политическом плане, по крайней мере до тех пор, пока в
России не завершится внутренняя борьба вокруг вопроса о ее постимперском самоопределении, в то время как регион, расположенный к югу от России, - "Евразийские Балка­
ны" - угрожает превратиться в котел этническцх конфлик­
тов и великодержавного соперничества.
В этих условиях в течение некоторого периода времени - свыше 30 лет - вряд ли кто-либо будет оспаривать статус
Америки как первой державы мира. Ни одно государство­
нация, вероятно, не сможет сравняться с Америкой в четы­
рех главных аспектах силы (военном, экономическом, техническом и культурном) , которые в совокупности и оп­
ределяют решающее политическое влияние в мировом мас­
штабе. В случае сознательного или непреднамеренного от­
каза Америки от своего статуса единственной реальной альтернативой американскому лидерству в обозримом буду­
щем может быть только анархия в международном масшта­
бе. В связи с этим представляется правильным утверждение о том, что Америка стала, как определил президент Клин­
тон, "необходимым" для мира государством.
Здесь важно подчеркнуть как факт существования такой необходимости, так и реальную возможность распростране­
ния анархии в мире. Разрушительные последствия демогра­
фического взрыва, миграции, вызванной нищетой, ради­
кальной урбанизации, а также последствия этнической и религиозной вражды и распространения оружия массового уничтожения могут стать неуправляемыми, если развалятся опирающиеся на государства-нации основные существую­
щие структуры даже элементарной геополитической ста­
бильности. Без постоянного и направленного американско­
го участия силы, которые способны вызвать беспорядок в мире, уже давно бы стали господствовать на мировой арене.