ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
223 политической стабильности в них. Подобным же образом оказьmаемая Китаем поддержка Пакистану сдерживает ам
биции Индии подчинить себе эту страну и компенсирует намерение Индии сотрудничать с Россией по Афганистану и Средней Азии. И наконец, участие Китая и Японии в развитии Восточной Сибири может аналогичным образом помочь усилить региональную стабильность. Эти общие интересы следует выяснить путем длительного стратегичес
кого диалога
10•
Существуют также области, где амбиции Китая могли бы столкнуться с американскими (а также японскими) интере
сами, особенно если эти амбиции должны бьmи бы реализо
вываться посредством более знакомой с исторической точ
ки зрения тактики сильной руки. Это относится, в частности, к Юго-Восточной Азии, Тайваню и Корее.
Юго-Восточная Азия потенциально слишком богата, географически имеет слишком большую протяженность и просто слишком большая, чтобы ее легко мог подчинить даже мощный Китай, но она слишком слаба и политически слишком раздробленна, чтобы не стать для Китая по мень
шей мере сферой уважения. Влияние Китая в регионе, ко
торому способствует его финансовое и экономическое при
сутствие во всех странах этого района, обязательно будет расти по мере возрастания его мощи. Многое зависит от того, как Китай применит эту мощь, но не вполне очевидно, есть ли у Америки какой-либо интерес прямо вы
ступать против нее или быть втянутой в такие вопросы, как разногласия по Южно-Китайскому морю. Китайцы распо
лагают значительным историческим опытом умело управ
лять отношениями неравноправия (или зависимости), и, ко
нечно, в собственных интересах Китая бьmо бы проявлять сдержанность во избежание региональных страхов перед
10
Во время встречи в 1 996 году с высшими представителями национальной безопасности и обороны Китая я установил (ис
пользуя время от времени намеренно туманные формулировки) следующие области взаимных стратегических интересов в каче
стве основы для такого диалога: 1 ) мирная Юго-Восточная Азия ;
2) неприменение силы в решении вопросов, связанных с прибреж
ной зоной; 3) мирное воссоединение Китая ; 4) стабильность в
Корее; 5) независимость Средней Азии; 6) равновесие между
ИНдией и Пакистаном; 7) экономически динамичная и междуна
родно кроткая Япония ; 8) стабильная, но не очень сильная Рос
сия.
224
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА китайским империализмом. Этот страх мог бы породить ре
гиональную антикитайскую коалицию (и некоторые скры
тые намеки на это уже присуrствуют в нарождающемся индонезийско-австралийском военном сотрудничестве), которая потом, наиболее вероятно, добивалась бы поддерж
ки со стороны Соединенных Штатов, Японии и Австралии.
Большой Китай, особенно после переваривания Гонкон
га, почти определенно будет более энергично стараться добиться воссоединения Тайваня с материком. В ажно по до
стоинству оценить тот факт, что Китай никогда не согла
шался на бессрочное отделеuие Тайваня. Поэтому в какой
то момент этот вопрос мог бы вызвать прямое столкновение американцев с китайцами. Последствия этого были бы для всех вовлеченных сторон самыми паrубными: экономичес
кие перспективы Китая были бы отодвинуrы, связи Амери
ки с Японией могли бы стать очень напряженными, а ус и
лия американцев по созданию стабильного равновесия сил в Восточной Евразии могли бы быть сорваны.
Соответственно важно добиться и взаимно поддерживать наибольшую ясность в этом вопросе. Даже если в обозри
мом будущем Китай вряд ли будет испытывать недостаток в средствах эффективного принуждения Тайваня, Пекин дол
жен понимать - и быть надежно убежден в этом, - что со
гласие Америки с попытками насильственной реинтеграции
Тайваня, достигнугой с помощью военной мощи, было бы настолько разрушительно для позиции Америки на Дальнем
Востоке, что она просто не могла бы позволить себе оста
ваться пассивной в военном плане, если Тайвань будет не в состоянии защитить себя.
Другими словами, Америке пришлось бы вмешаться не ради обособленного Тайваня, а ради американских rеопо
литических интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Это важная разница. У Соединенных Штатов нет, по суrи, особого интереса к обособленному Тайваню. В действитель
ности их официальной позицией была и должна оставаться мысль о том, что существует только один Китай. Но то, как
Китай добивается воссоединения, может ущемить жизнен
но важные интересы Америки, и китайцы должны это ясно сознавать.
Вопрос о Тайване служит также Америке законной при
чиной для того, чтобы в своих отношениях с Китаем подни
мать вопрос о правах человека, не оправдываясь в ответ на обвинения во вмешательстве во внуrренние дела Китая.
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
225
Совершенно уместно вновь повторить Пекину, что воссое
динение завершится только тогда, когда Китай станет более процветающим и более демократическим. Только такой
Китай сможет привлечь Тайвань и ассимилировать его в
Большом Китае, который тоже готов к тому, чтобы быть конфедерацией, основанной на принципе "одна страна, разные системы". В любом случае из-за Тайваня в собствен
нъiХ интересах Китая повысить уважение к правам челове
ка, и потому Америке уместно поднять эту проблему.
В то же время Соединенным Штатам надлежит - вы
полняя обещание, данное Китаю, - воздерживаться от пря
мой или косвенной поддержки любого международного по
вышения статуса Тайваня. В 90-х годах некоторые американо-тайваньские контакты создавали впечатление, что Соединенные Штаты, не афишируя, начинают обра
щаться с Тайванем как с отдельной страной, и гнев китай
цев по этому поводу можно было понять, как и их негодо
вание по поводу интенсификации усилий официальных лиц получить международное признание статуса Тайваня как от
дельного государства.
Соединенным Штатам поэтому следует ясно заявить, что на их отношении к Тайваню будут вредно сказываться усилия последнего изменить давно установившуюся и наме
ренную двусмысленность, управляющую отношениями между Китаем и Тайванем. Более того, если Китай действи
телъно процветает и действительно становится демократи
ческим и если поглощение им Гонконга не сопровождается регрессом в области прав человека, стимулирование аме
риканцами серьезного диалога через пролив о сроках окончательного воссоединения способствовало бы также оказанию давления на Китай с целью демократизации, од
новременно развивая более широкое стратегическое взаи
мопонимание между Соединенными Штатами и Большим
Китаем.
Корея, геополитически центральное государство в Севе
ро-Восточной Азии, снова могла бы стать источником раздора между Америкой и Китаем, и ее будущее также напрямую скажется на связях между Америкой и Японией.
Пока Корея остается разделенной и потенциально уязвимой для войны между нестабилъным Севером и все богатеющим
Югом, американским силам придется оставаться на полу
острове. Любой уход американцев в одностороннем поряд
ке не только, вероятно, ускорил бы новую войну, но и, по
8
З а к а з 2060
226
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА всей вероятности, сигнализировал бы об окончании амери
канского военного присутствия в Японии. Трудно понять, почему японцы продолжают полагаться на длительное дислоцирование американских войск на японской земле вслед за их уходом из Южной Кореи. Наиболее вероятным результатом с широко дестабилизирующими последствиями в регионе в целом явилось бы быстрое перевооружение японцев.
Однако объединение Кореи, вероятно, поставило бы также серьезные дилеммы. Если бы американские войска должны были оставаться в объединенной Корее, они неиз
бежно расценивались бы китайцами как нацеленные на
Китай. Действительно сомнительно, что китайцы согласи
лись бы с объединением на таких условиях. Если бы объе
динение происходило поэтапно, с применением так называ
емой мягкой посадки, Китай выступил бы против нее политически и поддержал бы те элементы в Северной Ко
рее, которые противились объединению. Если бы это объе
динение совершалось насильственным путем и Северная
Корея "приземлилась бы с грохотом", нельзя бьmо бы исключать даже военное вмешательство Китая. С точки зрения перспектипы Китая объединенная Корея была бы приемлема только в том случае, если бы она не означа
ла одновременного распространения американской масти
(с Японией на заднем плане в качестве плацдарма).
Однако объединенная Корея без американских войск на ее земле, вполне вероятно, тяготела бы сначала к форме нейтралитета между Китаем и Японией, а затем постепенно
движимая частично остаточными, но все еще сильными антияпонскими настроениями - либо к китайской сфере политически более положительного мияния, либо к сфере более деликатного отношения . Тогда встал бы вопрос: захо
тела ли бы Япония все еще оставаться единственной азиат
ской опорой для американской силы? Самое меньшее, что вызывал бы этот вопрос, - это серьезные разногласия в рамках внутренней политики Японии. В результате любое сокращение военного радиуса действия американцев на
Дальнем В остоке сделало бы, в свою очередь, более труд
ным поддержание в Евразии стабильного баланса сил. Эти соображения, таким образом, повышают американские и японские ставки в корейском статус-кво (хотя в каждом случае по несколько разным причинам), и если этот статус
ква должен измениться, то это должно происходить очень
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
227 медленно, предпочтительно на фоне углубления американо
китайского регионального взаимопонимания.
Тем временем настоящее примирение между Японией и
Кореей внесло бы значительный вклад в создание более стабильной обстановки в регионе для любого окончатель
ного объединения. Различные международные осложнения, которые могли бы возникнуть в результате реинтеграции двух Корей, могли бы быть смягчены истинным примирени
ем между Японией и Кореей, приведшим в итоге к расши
рению отношений сотрудничества и взаимообязывающей политики между этими двумя странами. Соединенные Шта
ты могли бы сыграть решающую роль в содействии такому примирению. Можно было бы испробовать много конкрет
ных шагов, предпринятых ранее для примирения между
Германией и Францией, а позднее между Германией и
Польшей (например, от совместных университетских про
грамм и до объединенных воинских формирований) . Все
объемлющее и в региональном плане стабилизирующее японо-корейское партнерство облегчило бы дальнейшее американское присутствие на Дальнем Востоке даже, воз
можно, после объединения Кореи.
Почти само собой разумеется, что в рамки глобальных геостратегических интересов Америки входит тесное поли
тическое сотрудничество с Японией. Но будет ли Япония вассалом, соперником или партнером Америки, зависит от способности американцев и японцев более точно опреде
лить, каких международных целей этим странам следует до
биваться сообща, и резче обозначить линию раздела между геостратегической миссией США на Дальнем Востоке и стремлениями Японии к роли мировой державы. Несмотря на внутренние дебаты о внешней политике, отношения с
Америкой все еще остаются центральным маяком для международной ориентации Японии. Дезориентированная
Япония, накренившаяся в сторону либо перевооружения, либо обособленного сближения с Китаем, означала бы ко
нец роли американцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сорвала бы появление регионально стабильного трех
стороннего соглашения с участием Америки, Японии и
Китая. Это, в свою очередь, помешало бы формированию в
Евразии политического равновесия, управляемого амери
канцами.
Короче говоря, дезориентированная Япония бьmа бы по
хожа на кита, выброшенного на берег: она металась бы yr-
228
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА рожающе, но беспомощно. Она могла бы дестабилизировать
Азию, но не смогла создать жизненную альтернативу стаби
лизирующему равновесию между Америкой, Японией и
Китаем. Только через тесный альянс с Японией Америка смогла бы направить в нужное русло региональные устрем
ления Китая и сдержать их непредсказуемые проявления .
Только на этой основе можно умудриться осуществить сложное трехстороннее урегулирование - урегулирование, которое затрагивает мировое могущество Америки, регио
нальное преобладание Китая и международное лидерство
Японии.
Следовательно, сокращение в обозримом будущем суще
ствующих уровней войск США в Японии (а следовательно, и в Корее) нежелательно. Кроме того, так же нежелательно и любое значительное увеличение в геополитическом масшrа
бе и реальном исчислении объема военных усилий
Японии. Вьmод значительного числа американских войск, вероятнее всего, заставит подумать о крупной японской про
грамме вооружений, в то время как давление Америки на
Японию с целью заставить ее играть более крупную военную роль может только навредить перспективам региональной стабильности, помешать более широкому сближению с Боль
шим Китаем, уведет Японию в сторону от припятня на себя более конструктивной международной миссии и таким обра
зом осложнит усилия по содействию развитию в Евразии ста
бильного геополитического плюрализма.
Отсюда следует также, что Япония - если она, в свою очередь, повернет свое лицо к миру и отвернется от Азии - должна быть значительно поощрена и получить особый ста
тус, чтобы таким образом хорошо бьши удовлетворены ее собственные национальные интересы. В отличие от Китая, который может добиться статуса мировой державы, став сначала региональной державой, Япония может добиться мирового влияния, отказавшись от стремления стать регио
нальной державой. Но для Японии тем более важно почув
ствовать, что она является особым партнером Америки в мировых делах, а это не только приносит плоды в полити
ческом плане, но и экономически выгодно. Для этого Со
единенным Штатам бьmо бы полезно рассмотреть вопрос о заключении американо-японского соглашения о свободной торговле, создав таким образом общее американо-японское торговое пространство. Такой шаг, придав официальный статус все более тесным связям между двумя странами, обес-
ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
229 печил бы геополитическую опору как для длительного при
сутствия Америки на Дальнем Востоке, так и для конструк
тивных глобальных обязательств Японии 11•
Вывод . Для
Америки Япония будет жизненно важным и главным партнером в создании все более объединенной и всепроникающей системы мирового сотрудничества, а не только в первую очередь ее военным союзником в регио
нальных урегулированиях, направленных на противодей
ствие региональному превосходству Китая. В действитель
ности Японии следовало бы быть мировым партнером
Америки в энергичной работе над новой повесткой дня ми
ровых отношений . Китай, имеющий преобладание в регио
не, должен стать опорой Америки на Дальнем Востоке в более традиционной области силовой политики, помогая таким образом формированию евразийского баланса сил, при этом роль Большого Китая на Востоке Евразии в этом смысле будет равняться роли расширяющейся Европы на
Западе Евразии.
1 1Убедительный довод в пользу этой инициативы, указываю
щий на взаимные экономические выгоды, приведен Куртом Тон
гом в его публикации Revolutionizing America's Japan Policy
//
Foreign Policy. - Winter
1996/97.
Заключение
ДJIЯ США ПРИШЛО ВРЕМЯ выработать и применять комrтекс
ную, всеобъемлющую и долгосрочную геостратеmю по отно
шению ко всей Евразии. Эта необходимость вытекает из вза
имодействия двух фундаментальных реальностей: Америка в настоящее время является единственной супердержавой, а
Евразия - центральной ареной мира. Следовательно, изме
нение в соотношении сил на Евразийском континенте будет иметь решающее значение для мирового главенства Амери
ки, а также для ее исторического наследия.
Американское мировое первенство уникально по своим масштабам и характеру. Это гегемония нового типа, кото
рая отражает мноmе из черт, присущих американской де
мократической системе: она rтюралистична, проницаема и mбка. Эта гегемония формировалась менее одного столе
тия, и основным ее геополитическим проявлением выступа
ет беспрецедентная роль Америки на Евразийском конти
ненте, где до сих пор возникали и все претенденты на мировое могущество. Америка в настоящее время выступа
ет в роли арбитра для Евразии, причем нет ни одной круп
ной евразийской проблемы, решаемой без участия Америки или вразрез с интересами Америки.
Каким образом Соединенные Штаты управляют главны
ми геостратеmческими фигурами на евразийской шахмат
ной доске и расставляют их, а также как они руководят клю
чевыми геополитическими центрами Евразии, имеет жизненно важное значение для длительной и стабильной ведущей роли Америки в мире. В Европе основными дей-
230
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23 1 ствующими лицами останутся Франция и Германия, и глав
ная задача Америки будет заключаться в укреплении и расширении существующего демократического плацдарма на западной окраине Евразии. На Дальнем Востоке Евра
зии, вероятнее всего, центральную роль все больше и боль
ше будет играть Китай, и у Америки не будет политическо
го опорного пункта на Азиатском материке до тех пор, пока не будет достигнут геостратегический консенсус между нею и Китаем. В центре Евразии пространство между расширя
ющейся Европой и приобретающим влияние на региональ
ном уровне Китаем будет оставаться "черной дырой" в гео
политическом плане, по крайней мере до тех пор, пока в
России не завершится внутренняя борьба вокруг вопроса о ее постимперском самоопределении, в то время как регион, расположенный к югу от России, - "Евразийские Балка
ны" - угрожает превратиться в котел этническцх конфлик
тов и великодержавного соперничества.
В этих условиях в течение некоторого периода времени - свыше 30 лет - вряд ли кто-либо будет оспаривать статус
Америки как первой державы мира. Ни одно государство
нация, вероятно, не сможет сравняться с Америкой в четы
рех главных аспектах силы (военном, экономическом, техническом и культурном) , которые в совокупности и оп
ределяют решающее политическое влияние в мировом мас
штабе. В случае сознательного или непреднамеренного от
каза Америки от своего статуса единственной реальной альтернативой американскому лидерству в обозримом буду
щем может быть только анархия в международном масшта
бе. В связи с этим представляется правильным утверждение о том, что Америка стала, как определил президент Клин
тон, "необходимым" для мира государством.
Здесь важно подчеркнуть как факт существования такой необходимости, так и реальную возможность распростране
ния анархии в мире. Разрушительные последствия демогра
фического взрыва, миграции, вызванной нищетой, ради
кальной урбанизации, а также последствия этнической и религиозной вражды и распространения оружия массового уничтожения могут стать неуправляемыми, если развалятся опирающиеся на государства-нации основные существую
щие структуры даже элементарной геополитической ста
бильности. Без постоянного и направленного американско
го участия силы, которые способны вызвать беспорядок в мире, уже давно бы стали господствовать на мировой арене.