ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 3 2
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Возможность развала таких структур связана с геополити
ческой напряженностью не только в современной Евразии, но и вообще в мире.
В результате этого может возникнуть опасность для ми
ровой стабильности, и эта опасность, вероятно, будет уси
ливаться перспективой все более ухудшающихся условий человеческого существования. В частности, в бедных стра
нах мира демографический взрыв и одновременная урбани
зация населения приводят не только к быстрому росту числа неимущих, но и к появлению главным образом мил
лионов безработных и все более недовольных молодых людей, уровень разочарования которых растет внушитель
ными темпами. Современные средства связи увеличивают разрыв между ними и традиционной властью и в то же время все в большей степени формируют в их сознании чувство царящей в мире несправедливости, что вызывает у них воз
мущение, и поэтому они наиболее восприимчивы к идеям экстремизма и легко пополняют ряды экстремистов. С од
ной стороны, такое явление, как миграция населения в мировом масштабе, уже охватившая десятки миллионов людей, может служить временным предохранительным кла
паном, но, с другой - также вероятно, что она может быть средством переноса с континента на континент этнических и социальных конфликтов.
В результате возможные беспорядки, напряженность и, по крайней мере, эпизодические случаи насилия мoryr на
нести удар по унаследованному Америкой руководству ми
ром. Новый комплексный международный порядок, кото
рый создан американской гегемонией и в рамках которого "угроза войны не существует", вероятно, будет распростра
няться на те части света, где американское могущество укрепляется демократическими социополитическими сис
темами и усовершенствованными внешними многосторон
ними структурами, но также рукаводи мым и Америкой.
Американская геостратегия в отношении Евразии, таким образом, вынуждена будет конкурировать с силами турбу
лентности. Есть признаки того, что в Европе стремление к интеграции и расширению ослабевает и что вскоре мoryr вновь возродиться европейские националисты традицион
ного толка. Крупномасштабная безработица сохранится даже в самых благополучных европейских странах, порож
дая чувство ненависти к иностранцам, что может привести к сдвигу во французской и германской политике в сторону
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
233 существенного политического экстремизма и ориентиро
ванного вовнутрь шовинизма. Фактически может даже сло
житься настоящая предреволюционная ситуация. Истори
ческое развитие событий в Европе, изложенное в главе
3, будет реализовано лишь в том случае, если Соединенные
Штаты будут не только поощрять стремление Европы к объединению, но и подталкивать ее к этому.
Еще большая неопределенность существует относитель
но будущего России, и здесь перспективы позитивного развития весьма туманны. Следовательно, Америке необхо
димо создать геополитическую среду, которая благоприят
ствовала бы ассимиляции России в расширяющиеся рамки европейского сотрудничества и способствовала достиже
нию такой независимости, при которой новые суверенные соседи России могли бы полагаться на свои собственные силы. Однако жизнеспособность, к примеру, Украины и
Узбекистана (не говоря уже о разделенном на две части в этническом отношении Казахстане) будет оставаться под сомнением, особенно если внимание Америки переключит
ся на другие проблемы, такие, например, как новый внут
ренний кризис в Европе, увеличивающийся разрыв между
Турцией и Европой или нарастание враждебности в амери
кано-иранских отношениях.
Возможность окончательного серьезного урегулирова
ния отношений с Китаем также может остаться нереализо
ванной в случае будущего кризиса, связанного с Тайванем, или из-за внутреннего политического развития Китая, кото
рое может привести к установлению агрессивного и враж
дебного режима, или из-за того, что американо-китайские отношения просто испортятся. Китай в таком случае может стать крайне дестабилизирующей силой в мире, внося ог
ромную напряженность в американо-японские отношения и, возможно, вызывая разрушительную геополитическую дезориентацию в самой Японии. В этих условиях стабиль
ность в Юго-Восточной Азии, конечно же, окажется под угрозой, и можно только предполагать, как стечение этих обстоятельств повлияет на позицию и единство Индии, страны, крайне важной для стабильности в Южной Азии.
Эти замечания служат напоминанием о том, что ни но
вые глобальные проблемы, которые не входят в компете н
цию государства-нации, ни более традиционные геополити
ческие вопросы, вызывающие озабоченность, не могут быть решены, если начнет разрушаться основная геополитичес-
234
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА кая структура мировой власти. В условиях, когда на небос
клоне Европы и Азии появились упредительные сигналы, американская политика, чтобы быть успешной, должна сфокусировать внимание на Евразии в целом и руководство
ваться четким rеостратегическим планом.
ГЕОСТРАТЕГИЯ В ОТНОШЕНИИ ЕВРАЗИИ
Отправным пунктом для проведения необходимой полити
ки должно быть трезвое осознание трех беспрецедентных условий, которые в настоящее время определяют геополи
тическое состояние мировых дел: 1 ) впервые в истории одно государство является действительно мировой державой;
2) государством, иревосходящим все другие в мировом мас
штабе, является неевразийское государство и 3) централь
ная арена мира - Евразия - находится под превалирую
щим влиянием неевразийской державы.
Однако всеобъемлющая и скоординированная геострате
гия в отношении Евразии должна опираться на признание границ эффективного влияния Америки и неизбежное су
жение с течением времени рамок этого влияния. Как отме
чалось выше, сам масштаб и разнообразие Евразии, равно как потенциальные возможности некоторых из ее госу
дарств, ограничивают глубину американского влияния и степень контроля за ходом событий . Такое положение тре
бует проявления геостратегической интуиции и тщательно продуманного выборочного использования ресурсов Амери
ки на огромной евразийской шахматной доске. И nоскольку беспрецедентное влияние Америки с течением времени будет уменьшаться, приоритет должен быть отдан контролю за процессом усиления других региональных держав, с тем чтобы он шел в направлении, не угрожающем главенствую
щей роли Америки в мире.
Как и шахматисты, американские стратеги, занимающиеся мировыми проблемами, должны думать на несколько ходов вперед, предвидя возможные ответные ходы. Рассчитанная на длительное время стратегия должна бьrrь сориентированной на краткосрочную (следующие пять или около пяти лет), сред
несрочную (до 20 лет или около 20 лет) и долгосрочную (свы
ше 20 лет) перспективы. Кроме того, эти стадии необходимо рассматривать не как совершенно изолированные друг от дру
га, а как части единой системы. Первая стадия должна плавно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
235 и последовательно перейти во вторую (конечно же, это долж
на быть заранее намеченная цель), а вторая стадия должна затем перейти соответственно в третью.
В краткосрочной перспективе Америка заинтересована укрепиtт и сохранить существующий геополитический плюрализм на карте Евразии. Эта задача предполагает поощрение возможных действий и .манипуляций, с тем чтобы предотвратить появление враждебной коалиции, которая попыталась бы бросить вызов ведущей роли Аме
рики, не говоря уже о .маловероятной возможности, когда какое-либо государство попыталось бы сделать это.
В среднесрочной перспективе вышеупомянутое постепенно должно уступить .место вопросу, при решении которого больший акцент делается на появлении все более важных и в стратегическом плане совместимых партнеров, кото
рые под руководством Америки .могли бы помочь в созда
нии транСЪевразийской системы безопасности, объединя
ющей большее число стран.
И наконец, в долгосрочной перспективе все вышесказанное должно постепенно приве
сти к образованию .мирового центра по-настоящему со
вместной политической ответственности.
Ближайшая задача заключается в том, чтобы удостоверить
ся, что ни одно государство или группа государств не обладают потенциалом, необходимым для того, чтобы изrnать Соединен
ные Штаты из Евразии или даже в значительной степени сни
зить их решающую роль в качестве мирового арбитра. Укреп
ление трансконтинентального rеополитического IUiюрализма должно рассматриваться не как самоцель, а только как сред
ство для достижения среднесрочной цели по установлению по
настоящему стратеmческих партнерств в основных pernoнax
Евразии. Вряд ли демократическая Америка захочет постоян
но выполнять трудную, требующую большой отдачи и дорого
стоящую задачу по контролю за Евразией путем осуществле
ния манипуляций и действий, обеспеченных американскими военными ресурсами, с тем чтобы помешать любому другому государству добиться реmонального господства. Первая ста
дия, таким образом, должна лоmчно и продуманно перейти во вторую, такую, на которой оказывающая благотворное влия
ние американская гегемония все еще удерживает дpyrnx от попъпок бросить вызов не только демонстрацией того, на
сколько высоки мoryr бьrrь издержки такого вызова, но и тем, что не угрожает жизненно важным интересам потенциальных реmональных претендентов на важную роль в Евразии.
236
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Среднесрочная цель представляет собой содействие уста
номению настоящих партнерских отношений, главенствую
щее положение среди которых должны занимать отношения с более объединенной и в политическом плане более офор
мленной Европой и с Китаем, превосходЯщим другие страны на региональном уровне, а также (можно надеяться) с пост
имперской и ориентированной на Европу Россией, а на южной окраине Евразии - с демократической Индией, иrра
ющей стабилизирующую роль в регионе. Однако именно ус
пех или провал усилий, направленных на установление более широких стратегических отношений с Европой и Китаем, соответственно сформирует определяющие условия для роли
России - позитивной или негативной.
Из этого следует, что расширенные Европа и НАТО будут способствовать реализации краткосрочных и долгосрочных целей политики США. Более крупная Европа расширит гра
ницы американского мияния - и через прием в новые члены стран Центральной Европы также увеличит в европейских советах число государств с проамериканской ориентацией, - но без одновременного образования такой интегрированной в пол итич еском плане Европы, которая могла бы вскоре бро
сить вызов Соединенным Штатам в геополитических вопро
сах, имеющих крайне важное для
Америки значение, в частности на Ближнем Востоке. Политически оформленная
Европа также необходима для прогрессивной ассимиляции
России в систему мирового сотрудничества.
Допустим, что Америка не может самостоятельно создать еще более единую Европу (это дело европейцев, особенно французов и немцев), но Америка может помешать пояме
нию такой более объединенной Европы. И это может оказать
ся паrубным для стабильности в Евразии и, следовательно, для собственных интересов Америки. Действительно, если
Европа не станет более единой, то она скорее всего вновь станет более разобщенной. Следовательно, как утверждалось ранее, представляется важным, чтобы Америка тесно сотруд
ничала как с Францией, так и с Германией в деле создания
Европы, которая в политическом отношении бъmа бы жизне
способной, Европы, которая сохраняла бы связи с Соединен
ными Штатами Америки, и Европы, которая расширяет гра
ницы общей демократической международной системы.
Выбор между Францией или Германией не стоит в повестке дня. Как без Франции, так и без Германии не будет Европы, а без Европы не будет никакой транСЪевразийской системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23 7
В практическом плане все вышесказанное потребует по
степенного перехода к совместному руководству в рамках
НАТО, большего признания обеспокоенности Франции в отношении роли Европы не только в Африке, но также и на
Ближнем Востоке, дальнейшей поддержки процесса расши
рения ЕС на восток, даже если при этом ЕС станет в по
литическом и экономическом плане более независимым мировым действующим лицом
1•
Трансатлантическое согла
шение в области свободной торговли, в защиту которого уже выступили ряд выдающихся лидеров стран, входящих в
Атлантический блок, может также уменьшить риск расту
щего экономического соперничества между более объеди
ненным ЕС и США. В любом случае возможный успех ЕС в уничтожении столетиями существовавшего в Европе на
ционалистического антагонизма вместе с его разрушитель
ными для всего мира последствиями стоит некоторого постепенного ослабления решающей роли Америки в каче
стве нынешнего арбитра Евразии.
Расширение НАТО и ЕС может служить средством для обретения Европой начинающего ослабевать чувства своего значительного предназначения, в то время как происходит укрепление - с выгодой как для
Америки, так и Европы
демократических позиций, завоеванных в результате успеш
ного окончания холодной войны. Ставкой в этих усилиях являются отнюдь не долгосрочные отношения с самой Ев
ропой. Новая Европа все еще приобретает форму, и если эта новая Европа останется в геополитическом плане час
тью "евроатлантического" пространства, то расширение
НАТО станет необходимым. Кроме того, неосуществление расширения НАТО теперь, когда уже взяты обязательства,
1
Ряд конструктивных предложений для достижения этой цели бьт выдвинут на конференции по проблемам Америки и Европы, проведеиной в феврале 1 997 rода в Брюсселе Центром по между
народным и стратегическим вопросам. Эти предложения включа
ют широкий спектр инициатив, начиная от совместных усилий, направленных на проведение структурной реформы, предназна
ченной для сокращения государственных дефицитов, до создания расширенной европейской оборонно-промышленной базы, кото
рая могла бы укрепить трансатлантическое сотрудничество в об
ласти обороны и повысить роль Европы в НАТО. Полезный спи
сок подобных и других инициатив, направленных на повышение роли Европы, содержится в издании: David
С.
Gompert and
F.
Stephen Larrabee, eds. - America and Europe: А Partnership for а
New Era. - Santa Monica:
RAND,
1997.
2 3 8
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА может разрушить концепцию расширения Европы и демо
рализовать страны Центральной Европы. Эrо может даже привести к возрождению скрытых или угасающих геополи
тических устремлений России в Центральной Европе.
Действительно, провал направляемых Америкой усилий по расширению НАТО может возродить даже более амби
циозные желания России. Пока еще не очевидно - а исто
рические факты говорят о другом, - что российская поли
тическая элита разделяет стремление Европы к сильному и длительному американскому политическому и военному присутствию. Следовательно, хотя установление основан
ных на сотрудничестве отношений с Россией, безусловно, желательно, тем не менее для
Америки важно открыто зая
вить о своих мировых приоритетах. Если выбор необходи
мо сделать между более крупной евроатлантической систе
мой и улучшением отношений с Россией, то первое для
Америки должно стоять несравнимо выше.
По этой причине любое сближение с Россией по вопросу расширения НАТО не должно вести к фактическому пре
вращению России в примимающего решения члена альянса, что тем самым примижало бы особый евроатлантический характер НАТО, в то же время низводя до положения вто
росортных стран вновь припятые в альянс государства. Эrо открьmо бы для
России возможность возобновить свои по
пытки не только вернуть утраченное влияние в Централь
ной Европе, но и использовать свое присутствие в НАТО для того, чтобы сыграть на американо-европейских разно
гласиях для ослабления роли Америки в Европе.
Кроме того, очень важно, поскольку Центральная Евро
па войдет в НАТО, чтобы гарантии безопасности, данные
России в отношении региона, действительно бьmи взаимны
ми и, таким образом, взаимоуспокаивающими. Запрет на развертывание войск НАТО и ядерного оружия на террито
рии новых членов альянса может быть важным фактором для устранения законных волнений России, однако ему дол
жны соответствовать равноценные российские гарантии, касающиеся демилитаризации таящего в себе потенциаль
ную угрозу выступающего района Калининrрада и ограни
чения развертывания крупных воинских формирований вблизи границ возможных будущих членов НАТО и ЕС . В то время как все вновь обретшие независимость западные соседи России хотят иметь с ней стабильные и конструктив
ные отношения, факт остается фактом: они продолжают
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
239 опасаться ее по исторически попятным причинам. Следова
тельно, появление равноправного договора НАТО!ЕС с Рос
сией приветствовалось бы всеми европейцами как свиде
тельство того, что Россия наконец делает долгожданный после развала империи выбор в пользу Европы.
Этот выбор мог бы проложить путь к более широкомас
штабной деятельности по укреплению статуса России и повышению уважения к ней. Формальное членство в "боль
шой семерке" наряду с повышением роли механизма ОБСЕ
(в рамках которого можно бьmо бы создать специальный комитет по безопасности, состоящий из представителей
США, России и нескольких наиболее влиятельных стран
Европы) откроют возможности для конструктивного вовле
чения России в процесс оформления политических границ
Европы и зон ее безопасности. Наряду с финансовой помо
щью Запада России, параллельна с разработкой гораздо более амбициозных планов создания тесных связей России с Европой путем строительства новых сетей автомобильных и железных дорог процесс наполнения смыслом российско
го выбора в пользу Европы может продвинуться вперед.
Роль, которую в долгосрочном плане будет играть Россия в Евразии, в значительной степени зависит от историческо
го выбора, который должна сделать Россия , возможно еще в ходе нынешнего десятилетия, относительно собственного самоопределения . Даже при том, что Европа и Китай рас
ширяют зоны своего регионального влияния, Россия несет ответственность за крупнейшую в мире долю недвижимос
ти. Эта доля охватывает 1
О часовых поясов, и ее размеры в
2 раза превышают площадь США или Китая, перскрывая в этом отношении даже расширенную Европу. Следователь
но, потеря территорий не является главной проблемой для
России. Скорее огромная Россия должна прямо признать и сделать нужные выводы из того факта, что и Европа, и
Китай уже являются более могучими в экономическом пла
не и что, помимо этого, существует опасность, что Китай обойдет Россию на пути модернизации общества.
В этой ситуации российской политической верхушке сле
дует понять, что для
России задачей первостепенной важно
сти является модернизация собственного общества, а не тщетные попытки вернуть бьmой статус мировой державы.
Ввиду колоссальных размеров и неоднородности страны де
централизованная политическая система на основе рыноч
ной экономики скорее всего высвободила бы творческий
240
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА потенциал народа России и ее богатые природные ресурсы. В свою очередь, такая, в большей степени децентрализованная,
Россия бьmа бы не столь восприимчива к призывам объеди
ниться в империю. России, устроенной по принцилу свобод
ной конфедерации, в которую вошли бы Европейская часть
России, Сибирская республика и Дальневосточная республи
ка, бьmо бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и с Востоком, что тем самым ускорило бы развитие самой
России. Каждый из этих трех членов конфедерации имел бы более широкие возможности для использования местного творческого потенциала, на протяжении веков подавлявше
гося тяжелой рукой московской бюрократии.
Россия с большей вероятностью предпочтет Европу возвра
ту империи, если США успешно реализуют вторую важную часть своей стратегии в отношении России, то есть усилят преобладающие на постсоветском пространстве тенденции геополитического плюрализма. Укрепление этих тенденций уменьшит соблазн вернуться к империи. Постимперская и ориентированная на Европу Россия должна расценить пред
принимаемые в этом направлении усилия как содействие в укреплении региональной стабильности и снижении опасно
сти возникновения конфликтов на ее новых, потенциально нестабильных южных границах. Однако политика укрепления геополитического плюрализма не должна обусловливаться только н алич ием хороших отношений с Россией. Более того, она важна и в случае, если эти отношения не складьшаются, поскольку она создает барьеры для возрождения какой-либо действительно опасной российской имперской политики.
Отсюда следует, что оказание политической и экономи
ческой помощи основным вновь обретшим независимость странам является неразрывной частью более широкой евра
зийской стратегии. Укрепление суверенной Украины, кото
рая в настоящее время стала считать себя государством
Центральной Европы и налаживает более тесное сотрудни
чество с этим регионом, - крайне важный компонент этой политики, так же как и развитие более тесных связей с та
кими стратегически важными государствами, как Азербай
джан и Узбекистан, помимо более общих усилий, направ
ленных на открытие Средней Азии (несмотря на помехи, создаваемые Россией) для мировой экономики.
Широкомасштабные международные вложения во все более доступный Каспийско-Среднеазиатский регион не
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24 1 только помогут укрепить независимость новых государств, но и в конечном счете пойдут на пользу постимперской демократической России. Начало использования энергети
ческих и минеральных ресурсов региона приведет к процве
танию, породит в этом районе ощущение большей стабиль
ности и безопасности и в то же время, возможно, уменьшит риск конфликтов наподобие балканского. Преимущества ускоренного регионального развития, финансируемого за счет внешних вложений, распространились бы и на пригра
ничные районы России, которые, как правило, недостаточ
но развиты экономически. Более того, как только новые правящие элиты регионов поймут, что Россия соглашается на включение этих регионов в мировую экономику, они будут меньше опасаться политических последствий тесных экономических связей с Россией. Со временем не имеющая имперских амбиций Россия могла бы получить признание в качестве самого удобного экономического партнера, хотя и не выступающего уже в роли имперского правителя .
Для обеспечения стабильности и укрепления независи
мости стран, расположенных на юге Кавказа и в Средней
Азии, США должны проявлять осторожность, чтобы не вызвать отчуждения Турции, и должны изучить возможность улучшения американо-иранских отношений. Турция, про
должающая чувствовать себя изгоем в Европе, куда она стремится войти, станет более исламской, назло всем про
голосует против расширения НАТО и едва ли будет сотруд
ничать с Западом ради того, чтобы стабилизировать и вклю
чить советскую Среднюю Азию в мировое сообщество.
Соответственно Америка должна использовать свое вли
яние в Европе, чтобы содействовать со временем припятню
Турции в Европейский Союз, и обратить особое внимание на то, чтобы относиться к Турции как к европейской стране, при условии, что во внутренней политике Турции не будет сделан резкий крен в исламском направлении. Реrулярные консуль
тации с Анкарой по вопросу о будущем Азии способствовали бы возникновению у этой страны ощущения стратегического партнерства с США. Америке также следует активно поддер
живать стремление Турции построить нефтепровод из Баку в
Джейхан (Ceyhan) на турецком побережье Средиземного моря, который служил бы главным выходом к энергетичес
ким ресурсам бассейна Каспийского моря .
Кроме того, не в американских интересах навсегда сохра
нять враждебность в американо-иранских отношениях. Лю-