Файл: Контрольная работа по курсу "Экология" Вариант 05 студент группы 374 заочного отделения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.
Итак, цель паспортизации - прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.
Экологическая паспортизация в Российской Федерации проводится с 1990 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. № 93 «О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990--1995 гг. и основных направлениях охраны природы в XIII пятилетке и на период до 2005 года»
Все виды экологических паспортов разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем по согласованию с территориальным органом Госкомэкологии России, где он регистрируется. При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на природопользование и хозяйственную деятельность, либо подвергается крупному штрафу.
Современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать интегральную оценку экологического состояния всего города, или любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.
Методической основой проведения экологической паспортизации являются ГОСТ 17.0.04-90 «Паспорт промышленного предприятия» (Госкомприроды СССР.-М.,1990). Этот нормативно-технический документ ориентирован разработчиками на решение четырех главных задач, с точки зрения:
-
оценки экологичности производства (рационального использования природных ресурсов - расход сырья, энергии), и выброса загрязняющих веществ на единицу продукции; -
оценки негативного воздействия предприятия на окружающую среду в части определения валового количества выбросов, сбросов и твердых отходов за учетный период времени и объема производства; -
наличия и эффективности работы очистных сооружений и контроля над выполнением мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду; -
управления взаимоотношениями «предприятие -- окружающая природная среда» путем взимания с предприятия платежей за загрязнение.
Макет «Паспорта промышленного предприятия» (ГОСТ 17.0.0.04-90) разрабатывается на основе информации, содержащейся в двух блоках нормативных документов.
1 - документы, лимитирующие загрязнение воздушной среды (ПДВ, разрешение на выброс загрязняющих веществ), водной среды (ПДС, разрешение на сброс в промканализацию), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов. Они служат основой для инспекций, контролирующих природоохранную деятельность предприятий.
2 - документы по вопросам рационального использования природных ресурсов. Это разрешение на водопользование (определяется объем используемой воды различного качества), разрешение на землепользование и землеустройство, лесопользование и др.
Система экологической паспортизации России необходима для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии различных производственных объектов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных регионов и страны в целом, для регулирования сложившихся и прогнозируемых социально-экономических отношений в области природопользования и принятия решений по стимулированию усилий в области совершенствования среды обитания человека. Система экологической паспортизации должна строиться по территориально-иерархическому принципу применительно к административному делению, принятому в Российской Федерации. Принцип имеет в своей структуре четыре уровня иерархии по вертикали: локальный, районный, региональный и федеральный.
При этом основные задачи сосредоточиваются на региональном уровне:
-
экологический паспорт России (национальный доклад); -
экологический паспорт региона (республика в составе РФ, край, область); -
экологический паспорт территории (административный район, в отдельных случаях может составляться паспорт промышленного района); -
муниципальный экологический паспорт (город, поселок городского типа); -
экологический паспорт производственного объекта (промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, добывающего и др.).
Экологические паспорта различного территориально-иерархического уровня должны быть согласованы так, чтобы паспорта низшего ранга
служили основанием для составления паспорта следующего, более высокого ранга. Основу системы составляют экологические паспорта, разработанные на единой методической и организационной базе, являющиеся нормативными и юридическими документами, характеризующие современное (фактическое) экологическое состояние народнохозяйственных объектов и территорий. На каждом территориальном уровне могут быть свои собственные особенности функционирования производства, сочетания социальных и природных особенностей. Они должны быть соответствующим образом отражены в паспорте.
Структура экологического паспорта имеет следующий вид:
1. Наименование предприятия (хозяйства) и его реквизиты.
2.Природно-климатическая характеристика района расположения предприятия (хозяйства).
3.Сырье, потребляемое предприятием для реализации технологического процесса:
природное, в основном это энергоносители, рудные и нерудные материалы, вода, воздух;
вторичные -- энергия и материалы, являющиеся продуктом других предприятий.
4. Выбросы: организованные и неорганизованные.
Здесь приводятся нормативы предельно допустимых выбросов для каждого ингредиента (загрязняющего вещества), подлежащего учету и контролю, а также фактические значения этих выбросов на момент заполнения паспорта.
5. Сбросы: в поверхностные водоемы, в системы канализации и в систему оборотного водоснабжения.
Нормативы предельно допустимых сбросов указываются по каждой позиции сброса, а также приводятся фактические значения сбросов на момент заполнения паспорта. Здесь же приводятся нормативы водопотребления и водоотведения.
6. Несанкционированные аварийные (залповые) выбросы и сбросы.
В этом разделе приводятся средние значения данных показателей по отрасли, предприятию и фактическое значение по годам, начиная с года составления данного экологического паспорта, штрафные санкции за сокрытие фактов несанкционированных залповых выбросов и сбросов.
7. Поля физических воздействий.
Приводятся нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, ЭМИ, тепла, радиации и их фактические значения.
8. Пылегазоочистное оборудование, очистные сооружения и устройства, снижающие (устраняющие) воздействия загрязняющих веществ, физических полей и их эффективность.
9. Санитарно-защитные зоны.
Приводятся нормативное значение СЗЗ для данного предприятия и ее фактическое значение.
10. Отходы.
Даны характеристика образующихся в процессе производства отходов и требования к их размещению, а также нормативы объемов размещения.
11. Характеристика земельного отвода.
Приводятся нормы отвода земель под данное производство с учетом СЗЗ и под размещение отходов (хранилища, отстойники, полигоны, могильники и т. д.), фактическое использование земли.
12. Показатели экологической нагрузки на природную среду от данного предприятия:
при нормальной работе;
13. при аварийных и залповых выбросах и сбросах. Приводится критерий (коэффициент), характеризующий экологическую опасность предприятия.
Задача №3
Определить класс опасности отхода производства фторсолей, если в его состав входят сера, сульфат натрия и фторид натрия. Значение ПДК в почве для серы и сульфата натрия 160 мг/кг, для фторида натрия – 10 мг/кг. Растворимость в воде сульфата натрия в пересчете на сульфат-ион – 35,8 г в 100 г воды, фторида натрия в пересчете на фторид-ион – 1,95 г в 100 г воды, сера в воде практически не растворима.
Содержание компонента в отходе производства фторсолей:
– Сера: 35%;
– Сульфат натрия: 0,47%;
– Фторид натрия; 0,14%.
Решение:
1). Рассчитаем индекс опасности каждого опасного компонента в отходе по формуле:
где ПДКi – предельно допустимая концентрация токсичного химического вещества, содержащегося в отходе, в почве, мг/кг;
S – коэффициент, отражающий растворимость в воде, безразмерный и равный растворимости данного химического вещества в граммах на 100 г воды при 25 °С, деленной на 100, величина S находится в интервале от 0 до 1, при растворимости больше 100 г в 100 г воды S принимается равным 1;
Св – содержание данного компонента в общей массе отхода, массовая доля.
Величину Ki округляем до первого знака после запятой.
На основании расчета присваиваем значения: К1 = 4,6, К2 = 62,7, К3 = 193.
2. Выполним расчет суммарного индекса опасности отхода по трем компонентам при условии 2К1 ≥ К3; по двум ведущим компонентам при условии 2К1 ≥ К2, но 2К1 ≤ К3 (2К1 = 9,2; 9,2 < К3):
где n – количество ведущих компонентов отхода, n ≤ 3.
3. По полученной величине K∑ определим класс опасности отхода по приложению 4: класс опасности – 4, малоопасные, К∑ >30.
Задача №6
Рассчитать величину максимальной концентрации вредного вещества у земной поверхности, прилегающей к промышленному предприятию, расположенному на ровной местности, при выбросе из трубы нагретой газовоздушной смеси.
Исходные данные:
Фоновая концентрация вредного вещества в приземном воздухе Сф, мг/м3 | 0,01 |
Масса вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу, М, г/с | 0,7 |
Объем газовоздушной смеси, выбрасываемой из трубы, Q, м3/с | 2,9 |
Разность между температурой выбрасываемой смеси и температурой окружающей среды, Т, С | 12 |
Высота трубы, Н, м | 24 |
Диаметр устья трубы D, м | 0,9 |
Выбрасываемые вредные вещества | SO2 |
Решение:
1). Максимальное значение приземной концентрации вредного вещества См (мг/м3) при выбросе нагретой воздушной смеси из одиночного источника при неблагоприятных метеорологических условиях определить по формуле:
где F – коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ в атмосферном воздухе (для газообразных вредных веществ F = 1);
A – коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы и определяющий условия вертикального и горизонтального рассеиваний вредных веществ в атмосферном воздухе (принять по прил. 1 для региона проживания студента);
η – безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа местности (в случае ровной местности η = 1);
m, n – безразмерные коэффициенты, вычисляемые согласно п.З.
2). Для определения См необходимо рассчитать среднюю скорость выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса w0, м/с:
3). Находим так же значения коэффициентов m и n в зависимости от параметров f и vM, м/с:
Тогда:
при 0,5 ≤ vм < 2:
=1,85
4). Определяем См:
5). При неблагоприятных метеорологических условиях максимальная приземная концентрация вредных веществ достигается на расстоянии от источника выброса. Х