Файл: Содержание Введение эпоха Возрождениясоциокультурный переворот в Европе xiiixvi вв гуманизм и рационализм в культуре Возрождения периодизация и национальный характер Возрождения Заключение Список литература введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Л. Пульчи, Ф.Берни, в Испании - Л.Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетика, в которой поэтизируется представление Возрождения о человеке, рожденным для великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героических идеалов в народной сказочной и философски-комической форме явилось произведение Рабле «Гарантюа и Пантагрюэль». Высший взлет позднего Возрождения - драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и, недостойной человека, системой общественной жизни.
Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве, испытавшем значительное воздействие античной драматургии. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагического и комического. Таков театр Италии, затем Испании и Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель арте, комедия масок (XVI в.). Спектакли этого театра представляли собой актерские импровизации на основе очень краткого, схематично набросанного сценария, с музыкальными и танцевальными номерами. Однако глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и ее противоречие комедии масок было не по силам. Театр, способный к этому, смог появится лишь тогда, когда новое гуманистическое мировоззрение проникло в широкие слои народа, ибо по самой своей природе театр - искусство массовое и демократическое. Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Уильяма Шекспира (1564-1616).
В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущениям. Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические устремления проникают и культовую музыку. Складываются новые жанры инструментальной музыки; появляются сольные песни, оратории, оперы.
Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. В системе искусств происходит перемещение акцентов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств, На первый план выходит живопись. Жажда познания, которая так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму художественного познания. Стремясь наиболее полно отразить природные формы, художник обращается к научному знанию. Тесная связь науки и искусства
- характерная черта ренессансной культуры. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу - в область оптики и физики, через проблемы пропорций в анатомию и математику. Это приводило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства.
Например, Леонардо да Винчи считал искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни.
Художники Возрождения разрабатываются принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. Создатели этой теории были Брунуллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой.
Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея ввиду их универсальность.
Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем, математиком, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, анатомом и ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время и не помышляли.
Микеланджело Буонарроти (1475-15641) другой великий мастер Эпохи, человек разносторонний, универсальный; скульптор, архетектор, поэт, художник; много размышлявший о свободной и гармоничной жизни людей.
Рафаэль Санти ( 1483-1520) - не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и декора.
Альберт Дюрер (1471-1528) - основатель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, гравюр, акварелей и рисунков, был теоретиком искусства, написал четыре книги о пропорциях.
Эти примеры можно было продолжить. Таким образом, универсальность, рациональность, разносторонность, творческая одаренность была характерной чертой мастеров Ренессанса.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВОЗРОЖДЕНИЯ
Культура: Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на четыре этапа: Проторенессанс ( Предвозрождение - II пол.XIII-XIV вв.), раннее Возрождение - XVв., Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в., позднее Возрождение - конец XVI в..
Проторенессанс является подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями. И даже в творчестве художников
- новаторов нелегко провести четкую границу, определяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266-1337). Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоских изображений к объемным и рельефным.
Крупнейшие мастера раннего Возрождения - это прежде всего «отцы Возрождения»: архитектор Ф.Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателло(1386-1466), живописец Мазаччо (1401-1428). Вопреки учению церкви они утверждали право людей на свободу и счастье, говорили о том, что человек силой разума может и должен познать законы мира. За ними последовал блестящий ряд замечательных художников, работающих на протяжении столетия в разных областях Италии: это П. Уччелло (1397-1475 ), А.Кастаньо (1421-1457),
Ф. Липпи (1406-1469), С Боттичелли (1445-1510), А.Верроккьо(1435-1488),А.Мантенья(1431-1506). Живопись этого периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи и это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, подчеркивали объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV в. открывают законы перспективы и сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются, главным образом, линейной перспективой и почти не замечают воздушной среды, архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.
В Высоком Ренессансе геометризм углубляется, но к нему прибавляется одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают гениальные мастера - Браманте( 1444-1514), Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.
Самое знаменитое произведение Леонардо да Винчи так называемая «Джоконда". Портрет завораживает и восхищает тем, что в нем, при внешней неподвижности модели, передана жизнь ее души, неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей, чувств, ощущений. « Портрет Моны Лизы «- это принципиально новый портрет, с ним связано зарождение в европейском искусстве психологического портрета.
Среди лучших работ архитектора Донато Браманте - грандиозные Ватиканские сооружения.
Наиболее прославленным творением Рафаэля является «Сикстинская мадонна". В этой работе художник соединил высокую религиозность с высокой человечностью, создав самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства.
Микеланджело Буонарроти при жизни получил титул « божественный». Его работы - роспись потолка Сикстинской капеллы (около 600 м2) , мраморная статуя Давида (более 5м), гробницы семьи Медичи и папы Юлия II поражают своей грандиозностью, величественностью, прославляющие красоту и силу свободного человека. « Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей» - писал о себе Микеланджело.
Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венецианскому Возрождению. Возрождение в Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав готику и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения - это Джорджоне (1477-1510), Тициан(1477-1576), Веронезе(1528-1588), Тинторетто(1518-1594), Палладио (1508-1580).
Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо и античностью. Философской основой северного Ренессанса был пантеизм, который не отрицал прямо существование Бога, а наделял природу божественными атрибутами, такими как вечность, бесконечность. Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники мастера А.Дюрер (1471-1528), Л. Кранах(1472-1553), А.Альтдорфер изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали одухотворенность.
Второй жанр, который получил развитие в искусстве северного Возрождения
- это портрет. Самостоятельный портрет возник в Германии. Эпоха Дюрера стала временем его расцвета. Немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное - характер, эмоциональная выразительность, иногда в ущерб красоте. Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии - А.Дюрер, Г.Гольбейн - младший (1497-1543), в Нидерланды - Ян ван Эйк (1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1400-1464), во Франции - Ж.Фуке (1420-1481), Ж.Клуэ(1475-1540), Ф. Клуэ (1505-1572).
Третий жанр, который возник и получил свое развитие прежде всего в Нидерландах - это бытовая картина. Крупнейшие мастера жанровой живописи - Питер Брейгель-старший(1525-1569). Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни и даже библейские сюжеты помещал в деревенскую обстановку. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью.
Сравнивая итальянское и северное Возрождение, следует отметить, что итальянскому Возрождению присуще стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестанству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
эпоху Возрождения человечество сделало крупный шаг вперед в развитии общества, науки и культуры. Реализм искусства Возрождения - отличительная особенность времени по сравнению с символическим, условным искусством Средневековья. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Ренессанса. Живой интерес к человеку, его переживаниям, мыслям, поступкам породил в живописи, скульптуре, графике - яркий и сложный образ человека, прежде всего деятеля, мыслителя, героя. Гуманизм культуры Возрождения неотделим от всего хода исторического развития, политической идеологии, философии, науки и других форм общественного сознания
Возрожденные на античной основе гуманистические знания, включавшие этику, риторику, философию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе.
Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве, испытавшем значительное воздействие античной драматургии. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагического и комического. Таков театр Италии, затем Испании и Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель арте, комедия масок (XVI в.). Спектакли этого театра представляли собой актерские импровизации на основе очень краткого, схематично набросанного сценария, с музыкальными и танцевальными номерами. Однако глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и ее противоречие комедии масок было не по силам. Театр, способный к этому, смог появится лишь тогда, когда новое гуманистическое мировоззрение проникло в широкие слои народа, ибо по самой своей природе театр - искусство массовое и демократическое. Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Уильяма Шекспира (1564-1616).
В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущениям. Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические устремления проникают и культовую музыку. Складываются новые жанры инструментальной музыки; появляются сольные песни, оратории, оперы.
Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. В системе искусств происходит перемещение акцентов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств, На первый план выходит живопись. Жажда познания, которая так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму художественного познания. Стремясь наиболее полно отразить природные формы, художник обращается к научному знанию. Тесная связь науки и искусства
- характерная черта ренессансной культуры. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу - в область оптики и физики, через проблемы пропорций в анатомию и математику. Это приводило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства.
Например, Леонардо да Винчи считал искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни.
Художники Возрождения разрабатываются принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. Создатели этой теории были Брунуллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой.
Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея ввиду их универсальность.
Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем, математиком, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, анатомом и ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время и не помышляли.
Микеланджело Буонарроти (1475-15641) другой великий мастер Эпохи, человек разносторонний, универсальный; скульптор, архетектор, поэт, художник; много размышлявший о свободной и гармоничной жизни людей.
Рафаэль Санти ( 1483-1520) - не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и декора.
Альберт Дюрер (1471-1528) - основатель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, гравюр, акварелей и рисунков, был теоретиком искусства, написал четыре книги о пропорциях.
Эти примеры можно было продолжить. Таким образом, универсальность, рациональность, разносторонность, творческая одаренность была характерной чертой мастеров Ренессанса.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВОЗРОЖДЕНИЯ
Культура: Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на четыре этапа: Проторенессанс ( Предвозрождение - II пол.XIII-XIV вв.), раннее Возрождение - XVв., Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в., позднее Возрождение - конец XVI в..
Проторенессанс является подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями. И даже в творчестве художников
- новаторов нелегко провести четкую границу, определяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266-1337). Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоских изображений к объемным и рельефным.
Крупнейшие мастера раннего Возрождения - это прежде всего «отцы Возрождения»: архитектор Ф.Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателло(1386-1466), живописец Мазаччо (1401-1428). Вопреки учению церкви они утверждали право людей на свободу и счастье, говорили о том, что человек силой разума может и должен познать законы мира. За ними последовал блестящий ряд замечательных художников, работающих на протяжении столетия в разных областях Италии: это П. Уччелло (1397-1475 ), А.Кастаньо (1421-1457),
Ф. Липпи (1406-1469), С Боттичелли (1445-1510), А.Верроккьо(1435-1488),А.Мантенья(1431-1506). Живопись этого периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи и это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, подчеркивали объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV в. открывают законы перспективы и сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются, главным образом, линейной перспективой и почти не замечают воздушной среды, архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.
В Высоком Ренессансе геометризм углубляется, но к нему прибавляется одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают гениальные мастера - Браманте( 1444-1514), Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.
Самое знаменитое произведение Леонардо да Винчи так называемая «Джоконда". Портрет завораживает и восхищает тем, что в нем, при внешней неподвижности модели, передана жизнь ее души, неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей, чувств, ощущений. « Портрет Моны Лизы «- это принципиально новый портрет, с ним связано зарождение в европейском искусстве психологического портрета.
Среди лучших работ архитектора Донато Браманте - грандиозные Ватиканские сооружения.
Наиболее прославленным творением Рафаэля является «Сикстинская мадонна". В этой работе художник соединил высокую религиозность с высокой человечностью, создав самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства.
Микеланджело Буонарроти при жизни получил титул « божественный». Его работы - роспись потолка Сикстинской капеллы (около 600 м2) , мраморная статуя Давида (более 5м), гробницы семьи Медичи и папы Юлия II поражают своей грандиозностью, величественностью, прославляющие красоту и силу свободного человека. « Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей» - писал о себе Микеланджело.
Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венецианскому Возрождению. Возрождение в Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав готику и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения - это Джорджоне (1477-1510), Тициан(1477-1576), Веронезе(1528-1588), Тинторетто(1518-1594), Палладио (1508-1580).
Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо и античностью. Философской основой северного Ренессанса был пантеизм, который не отрицал прямо существование Бога, а наделял природу божественными атрибутами, такими как вечность, бесконечность. Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники мастера А.Дюрер (1471-1528), Л. Кранах(1472-1553), А.Альтдорфер изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали одухотворенность.
Второй жанр, который получил развитие в искусстве северного Возрождения
- это портрет. Самостоятельный портрет возник в Германии. Эпоха Дюрера стала временем его расцвета. Немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное - характер, эмоциональная выразительность, иногда в ущерб красоте. Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии - А.Дюрер, Г.Гольбейн - младший (1497-1543), в Нидерланды - Ян ван Эйк (1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1400-1464), во Франции - Ж.Фуке (1420-1481), Ж.Клуэ(1475-1540), Ф. Клуэ (1505-1572).
Третий жанр, который возник и получил свое развитие прежде всего в Нидерландах - это бытовая картина. Крупнейшие мастера жанровой живописи - Питер Брейгель-старший(1525-1569). Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни и даже библейские сюжеты помещал в деревенскую обстановку. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью.
Сравнивая итальянское и северное Возрождение, следует отметить, что итальянскому Возрождению присуще стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестанству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
эпоху Возрождения человечество сделало крупный шаг вперед в развитии общества, науки и культуры. Реализм искусства Возрождения - отличительная особенность времени по сравнению с символическим, условным искусством Средневековья. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Ренессанса. Живой интерес к человеку, его переживаниям, мыслям, поступкам породил в живописи, скульптуре, графике - яркий и сложный образ человека, прежде всего деятеля, мыслителя, героя. Гуманизм культуры Возрождения неотделим от всего хода исторического развития, политической идеологии, философии, науки и других форм общественного сознания
Возрожденные на античной основе гуманистические знания, включавшие этику, риторику, философию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе.