Файл: Методические рекомендации для проведения интегрированных занятий по образовательной области По знавательное развитие.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
средства (железнодорожные пути, дороги). По железнодорожным путям движутся рельсовые транспортные средства, их называют железнодорож- ными транспортными средствами. К ним относятся: локомотивы (теплово- зы), вагоны. По проезжей части дорог движутся автомобильные и гужевые транспортные средства. После обсуждения дети делают вывод, что это мно- жество состоит из трех частей (групп): железнодорожные, автомобильные, гужевые транспортные средства. Все части множества равны между собой.
Воспитатель задает детям вопрос: «Как можно проверить (доказать), что все части множества равны между собой?» Дети должны, применяя метод пар, сравнить каждую часть множества с другой частью и убедиться, что для каждого вида транспортного средства есть пара.
Воспитатель предлагает детям сразу закрывать в строке по одному транс- портному средству: тепловоз, автомобиль, гужевое транспортное средство.
Тепловоз
Микроавтобус
Коляска
Тепловоз
Легковой автомобиль
Повозка
Тепловоз
Легковой автомобиль
Фургон
Рис. 1. Множество из наземных транспортных средств
10
Из этого можно сделать вывод, что количество транспортных средств в ка- ждом столбце и каждого типа одинаково, то есть они равны между собой по количеству.
1.2. СОЗДАНИЕ МНОЖЕСТВА И ДЕЙСТВИЯ
С ЕГО ЭЛЕМЕНТАМИ
Целевые ориентиры
Учить детей в соответствии с заданием создавать множество, состоя- щее из различных типов транспортных средств одного вида транспорта: наземных (легковые автомобили, грузовые, железнодорожный подвижной состав), водных (речные и морские транспортные средства), воздушных
(самолеты, вертолеты).
Учить детей в соответствии с заданием изменять каждую часть множе- ства в пределах до 10 элементов, удаляя (добавляя) из (в) множества каку- ю-то часть или отдельные элементы из частей, составляющих множество.
Задачи
Образовательные
1. Учить детей в соответствии с заданием создавать множество, состоя- щее из различных транспортных средств – двух видов транспорта.
2. Учить детей в соответствии с заданием определять и изменять коли- чественные отношения между всеми частями множества.
Развивающие
Учить детей выстраивать количественные отношения между различны- ми частями множества.
Воспитательные
Развивать у детей способность к совместным коммуникативным дей- ствиям в ходе совместной деятельности.
Ход ООД
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рис. 2 с изображением мно- жества, составленного из наземных и воздушных транспортных средств, и предлагает разделить это множество на части по существенному признаку
«вид транспорта». После рассмотрения рисунка дети делают вывод, что на рисунке изображено множество, состоящее из двух частей.
Воспитатель задает детям вопрос: «Какая часть множества больше дру- гой части?» Дети отвечают, что часть множества, состоящая из грузовых и легковых автомобилей, больше другой части, состоящей из самолетов.
11
Воспитатель просит детей определить, какое количество грузовых автомо- билей остается без пары с самолетами. Размещая рис. 2 на интерактивной доске и проводя линии, соединяя парами легковые автомобили и самолеты, дети видят, что все грузовые автомобили не имеют пары – это автоцистер- на, контейнеровоз, «длинномер», самосвал. Обозначая каждый грузовой автомобиль предметом-заместителем – зеленым треугольником, дети опре- деляют, что треугольников четыре.
Автоцистерна
Легковой автомобиль
Самолет
Грузовой автомобиль фургон
Легковой автомобиль
Самолет
Грузовой автомобиль
«длинномер»
Легковой автомобиль
Самолет
Грузовой автомобиль самосвал
Наземные транспортные средства Воздушные транспортные средства
Рис. 2. Множество из наземных и воздушных транспортных средств
12
При определении количества оставшихся без пары грузовых автомоби- лей воспитатель должен объяснить детям именно количественную характе- ристику этого числа, а не порядковую, как обычно считают дети.
Для определения количества грузовых автомобилей, оставшихся без пары, так как в этой части множества из наземных транспортных средств их больше, чем в другой части множества из воздушных транспортных средств, введем геометрические фигуры – треугольники зеленого цвета в роли предметов-заместителей. На рис. 3 изображены предметы-заместите- ли, которые обозначают одно транспортное средство.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что все грузовые автомо- били отличаются друг от друга, потому что предназначены для перевозки различных грузов. Автоцистерна перевозит жидкие грузы, фургон перево- зит грузы на поддонах, «длинномер» перевозит грузы, имеющие большую длину, самосвал перевозит рассыпные (навалочные) грузы, но все грузовые автомобили обозначены одним предметом-заместителем – треугольником зеленого цвета (рис. 4).
Обозначая количество каждого предмета-заместителя числом 1, опре- делим количество всех предметов-заместителей: 1+1+1+1=4. Каждый тре- угольник замещает один грузовой автомобиль; так как треугольников че- тыре, то и грузовых автомобилей тоже четыре. Значит, часть множества из наземных транспортных средств (грузовые и легковые автомобили) больше на 4 транспортных средства другой части множества из самолетов.
Рис. 3. Применение предметов-заместителей для грузовых автомобилей
+
+
+
= 4
1
+
1
+
1
+
1
= 4
Рис. 4. Определение количества предметов-заместителей
13
1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ ЧАСТЯМИ МНОЖЕСТВА
Цель
Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, состав- ления пар предметов или соединения предметов стрелками по заданному условию.
Задачи
Образовательные
1. Учить детей устанавливать отношения между отдельными частями множества.
2. Учить детей устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью на основе счета.
3. Учить детей определять равенство или неравенство двух множеств составлением пар из двух или трех элементов каждого.
4. Учить детей определять и обозначать стрелками связь между видом транспортного средства и средой, в которой он движется.
Развивающие
Развивать у детей способность к сравнению различных частей множе- ства между собой: больше, меньше, равны.
Воспитательные
Развивать у детей способность к совместному обсуждению и решению образовательных задач.
Ход ООД
Определение отношений между отдельными частями множеств
Воспитатель предлагает детям рассмотреть на интерактивной доске рис. 5 и определить, в каких количественных отношениях находятся виды транспортных средств, составляющие части множества. Воспитатель дол- жен объяснить детям, что такое количественные отношения между ча- стями множества. Это значит – какое количество транспортных средств находится в каждой части множества и в каких отношениях они находят- ся между собой. Эти отношения выражаются словами «меньше на…»,
«больше на…», «равны между собой». После рассмотрения рисунка дети должны сделать выводы и определить количественные отношения между частями множества:
– водных судов больше на одно, чем самолетов и вертолета;
– водных судов меньше на одно, чем легковых автомобилей и автобусов;
14
– легковых автомобилей и автобусов больше на одно транспортное сред- ство, чем водных судов, и больше на два транспортных средства, чем само- летов и вертолета;
– в части множества (группе) количество самолетов меньше, чем в двух других группах (частях) множества;
– количество легковых автомобилей и автобусов больше каждой группы водных судов и самолетов.
Определение отношений между целым множеством
и каждой его частью на основе счета
Воспитатель предлагает детям определить количество всех транспорт- ных средств, составляющих множество (рис. 6). Для выполнения этой зада-
Пассажирский теплоход
Микроавтобус
Самолет
Грузовой теплоход
Легковой автомобиль
Самолет
Грузовой теплоход
Легковой автомобиль
Автобус
Водные транспортные средства
Наземные транспортные средства
Воздушные транспортные средства
Рис. 5. Определение количественных отношений
между частями множества
15
чи дети считают количество всех транспортных средств: легковых автомо- билей, водных судов, самолетов – и получают результат – 9.
Воспитатель спрашивает детей, можно ли определить, в какой строке количество транспортных средств больше, чем в других строках, сравнивая верхнюю, среднюю и нижнюю строки. Дети методом пар определяют, что количество легковых автомобилей больше, чем количество водных судов и самолетов. Количество водных судов больше, чем самолетов.
Воспитатель объясняет детям, что для удобства определения количества предметов люди применяют предметы-заместители, и предлагает приме- нить в качестве предметов-заместителей геометрические фигуры: квадрат красного цвета, треугольник зеленого цвета и круг синего цвета (рис. 7).
Воспитатель просит детей подумать и сказать:
– Что общего есть между количеством легковых автомобилей и геоме- трической фигурой – квадратом? (Количество легковых автомобилей равно
4, и у квадрата тоже 4 стороны.)
Рис. 6. Определение отношений между целым множеством и его частями
16
– Что общего есть между количеством водных судов и геометрической фигурой – треугольником? (Количество водных судов равно 3, и у треуголь-
ника тоже 3 стороны.)
Воспитатель предлагает детям построить ряд из всех геометрических фигур, являющихся предметами-заместителями транспортных средств, вхо- дящих во множество, и просит объяснить, из каких геометрических фигур составлен ряд. Почему нельзя изменить количество геометрических фигур?
Что определяют все геометрические фигуры? (Количество легковых ав-
томобилей, водных судов и самолетов, составляющих множество.)
Обозначая количество каждого предмета-заместителя (квадрат, тре-
угольник, круг) числом 1, которое определяет количество одного предме- та-заместителя, можно определить количество всех геометрических фигур, равное 9. Воспитатель объясняет детям, что число 9 определяет количество всех видов транспортных средств, составляющих множество (рис. 6), и ко- личество предметов-заместителей геометрических фигур также равно 9.
Рассматривая первую строку на рис. 7, дети должны увидеть, что эта строка составлена из трех геометрических фигур: квадрата, треугольника и круга.
Один квадрат заменяет один легковой автомобиль. Четыре квадрата заме- няют четыре легковых автомобиля, составляющих одну часть множества.
Один треугольник заменяет одно судно. Три треугольника заменяют три во- дных судна. Один круг заменяет один самолет. Два круга заменяют два са- молета. Значит, наше множество состоит из трех частей. Множество (все – легковые автомобили, водные суда и самолеты) всегда больше любой его части. Количество легковых автомобилей, водных судов и самолетов раз- ное. Определите, чего больше: легковых автомобилей или водных судов?
Самолетов или водных судов?
Выравнивание частей множества
Чтобы части множества были равны, они все должны состоять из трех транспортных средств. Воспитатель спрашивает детей: «Как можно выров- нять (сделать равными) все три части множества?» Рассматривая рис. 6,
1 1
1 1
1 1
1 1
1 1+1+1+1+1+1+1+1+1=9
Рис. 7. Определение отношений между целым множеством и его
частями с применением предметов-заместителей
17
дети делают вывод, что к воздушным транспортным средствам нужно доба- вить (прибавить) одно воздушное транспортное средство (самолет), а что- бы количество транспортных средств множества осталось прежним, нуж- но убрать одно транспортное средство из той части, которая больше всех.
Эта часть множества состоит из наземных транспортных средств (рис. 8).
Воспитатель показывает детям множество, изображенное на рис. 9, с тремя равными частями и просит их доказать способом составления пар, что все три части множества из наземных, водных и воздушных транспорт- ных средств равны между собой.
1+1+1=3 1+1+1=3 1+1+1=3
Рис. 8. Множество, состоящее из трех равных частей
Рис. 9. Множество из трех равных частей
18
Определение и обозначение стрелками связи между
видом транспортного средства и средой, в которой он движется
Воспитатель просит детей определить среду, в которой осуществляется движение автобуса, теплохода, самолета, обсуждая с детьми понятие «виды среды»: наземная, воздушная, водная. Наземная среда состоит из дороги и других мест (поля, леса, горы, овраги), водная среда – из рек и морей, воз- душная среда – из воздуха, а видимое над землей воздушное пространство называется небом.
Воспитатель просит детей ответить на вопрос: «Где движутся автомоби- ли, плывут теплоходы и др. суда, летят самолеты, вертолеты?» – и показать стрелками на рис. 10.
1.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ КОЛИЧЕСТВЕННОГО
И ПОРЯДКОВОГО СЧЕТА В ПРЕДЕЛАХ 10
Целевые ориентиры
Используя в качестве счетного материала модели (изображения) транс- портных средств, совершенствовать навыки количественного и порядково- го счета в пределах 10.
Рис. 10. Три среды, в которых движутся транспортные средства
19
Задачи
Образовательные
1. Учить детей понимать различие между порядковым и количествен- ным счетом в пределах 10.
2. Учить детей на основе ряда, составленного из различных моделей
(изображений) транспортных средств, определять количество в соответ- ствии с поставленной задачей.
Развивающие
Развивать у детей понятие, что порядковый счет одновременно отражает и количество отсчитанных предметов ряда.
Воспитательные
Развивать у детей понимание, что порядковый счет указывает место и последовательность по принятому порядку счета, а количество характери- зует предметы и явления со стороны величины, объема, числа.
Ход ООД
Воспитатель объясняет детям, что такое порядковый и обратный счет.
Порядковый счет указывает место нахождения в ряду какого-либо предмета по порядку. Если из какого-либо количества предметов убрать один, то по- лучим порядковое число без одного предмета (рис. 11–14).
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Рис. 11. Порядковый счет до 10
10 9
8 7
6 5
4 3
2 1
Рис. 12. Обратный счет от 10