Файл: Методические рекомендации для проведения интегрированных занятий по образовательной области По знавательное развитие.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20 9
8 7
6 5
4 3
2 1
Рис. 13. Обратный счет от 9
1 3
2 5
4
Рис. 14. Определение количества автобусов
7 6
8
Рис. 15. Количественный счет
21
Количественный счет показывает количество предметов, находящихся в ряду (рис. 14–16).
Воспитатель просит детей рассмотреть и определить количество автобу- сов на рис. 14 и количество легковых автомобилей на рис. 15–16. При опреде- лении количества транспортных средств в каждой ячейке воспитатель объяс- няет детям, что при определении количества транспортных средств неважно, с какого транспортного средства идет счет. Главное, не считать один и тот же легковой автомобиль или автобус два раза. Ни одно транспортное средство не должно быть пропущено. Первым при счете называется число 1. Числа, используемые при счете, следуют одно за другим, без пропусков и повторов.
1.5. ВЫПОЛНЕНИЕ СЧЕТА ПРЕДМЕТОВ В ПРЕДЕЛАХ 20
Целевые ориентиры
Используя в качестве счетного материала модели транспортных средств различных видов транспорта, познакомить со счетом в пределах 20 без дей- ствий с числами.
Задачи
Образовательные
1. Учить детей порядковому счету в пределах 20.
2. Учить детей количественному счету в пределах 10.
Развивающие
Развивать у детей понятие, что число 10 состоит из десяти любых пред- метов и образует один десяток.
9 10
Рис. 16. Количественный счет
22
Воспитательные
Развивать у детей способность к самостоятельным вычислительным действиям в пределах 10.
Ход ООД
Воспитатель показывает детям рисунок с изображением десяти легко- вых автомобилей и рисунок из десяти предметов-заместителей в виде счет- ных палочек и просит определить их общий признак. В качестве общего признака выступает количество предметов, которое определяется числом 10.
Воспитатель объясняет детям, что число 10 или один десяток образует- ся в результате сложения (прибавления к одному предмету еще по одному предмету девять раз) до десяти предметов. На рис. 17 изображены десять легковых автомобилей и десять счетных палочек.
Счетные палочки выступают в роли предметов-заместителей легковых автомобилей. Каждому легковому автомобилю соответствует одна счетная палочка (рис. 18).
На рис. 19 приведено изображение четырех множеств по десять предме- тов из легковых автомобилей и счетных палочек. Два множества по десять легковых автомобилей образуют одно множество из двадцати легковых ав- томобилей или два десятка. Два множества из счетных палочек образуют одно множество из двадцати счетных палочек или два десятка.
Воспитатель объясняет детям, что число 10 состоит из двух цифр и на- зывается двузначным числом, в котором цифра 1 представляет один деся- ток. Прибавляя к одному десятку по одному предмету, образуем новое чис- ло из 10+1=11 (одиннадцать), 11+1=12 (двенадцать) и т. д.
10 = 1 десяток
10 = 1 десяток
Рис. 17. Представление понятия «один десяток» предметов
Рис. 18. Применение предметов-заместителей для счета
легковых автомобилей
23
Воспитатель должен объяснить детям, что определение количества предметов больше 10 в каком-то множестве ведется от базового количества
10 предметов. После определения количества предметов первого десятка идет определение количества предметов, составляющих второй десяток, с добавлением к количеству 10 предметов первого десятка. Детей нужно учить воспринимать количество 10 предметов и количество предметов вто- рого десятка, которое прибавляют к 10 предметам первого десятка.
10+10=1 дес.+1 дес.=2 дес.
10+10=1 дес. +1 дес.=2 дес.
Рис. 19. Графическое представление понятия «два десятка»
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Рис. 20. Порядковый счет до 20
10 + 1 = 11 Одиннадцать
10 + 2 = 12 Двенадцать
10 + 3 = 13 Тринадцать
10 + 4 = 14 Четырнадцать
10 + 5 = 15 Пятнадцать
10 + 6 = 16 Шестнадцать
10 + 7 = 17 Семнадцать
10 + 8 = 18 Восемнадцать
10 + 9 = 19 Девятнадцать
10 + 10 = 20 Двадцать (два десятка)
Рис. 21. Пример образования числительных второго десятка
24
1.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ЧИСЛА 20
Целевые ориентиры
Знакомить с числами второго десятка, используя игрушечные моде- ли транспортных средств различных видов транспорта. Объяснить детям: два множества, составленные из транспортных средств различных видов транспорта по десять единиц в каждом, составляют 20; показать порядок возрастания числового ряда от 10 до 20. Десять составляет базовый ряд, а прибавление к 10 по одному транспортному средству образует новый чис- ловой ряд – 11, 12, 13, … 19, 20.
Задачи
Образовательные
1. Учить детей написанию двузначных чисел в пределах 20.
2. Учить детей сравнению двух множеств до 10 транспортных средств методом пар из двух или трех элементов каждого.
3. Учить детей сравнению двух множеств, составленных из различных транспортных средств по 20 единиц. Уменьшая одно множество, учить де- тей определять, которое больше и которое меньше.
Развивающие
Учить детей позиционному пониманию двузначного числа.
Воспитательные
Развивать у детей способность к сравнению двух групп предметов до 10 и 20 единиц.
Ход ООД
Воспитатель просит детей рассмотреть рис. 23, на котором представле- ны в первой строке множества предметы (круги), образующие различные числовые количества от одного до десяти, а во второй строке – обозначения этого количества предметов при помощи цифр от 1 до 10.
+
=
Рис. 22. Наглядное представление сложения 10 и 1 с применением
счетных палочек
25
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рис. 24–33, на которых пред- ставлен макет образования чисел второго десятка от 11 до 20. Воспитатель просит детей обратить внимание, что в первом столбце количество пред- метов всегда остается постоянным до образования числа 19, а во втором столбце количество предметов изменяется от 1 до 10.
С прибавлением одного предмета к десяти предметам образуется новое число, состоящее из десяти предметов, одного десятка и какого-то количе- ства прибавленных предметов. В результате добавления (прибавления) к одному десятку какого-то количества предметов образуются новые количе- ства предметов, обозначаемые числительными: одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать и т. д. до образования двух десятков, которые обозначаются числом 20.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Рис. 23. Обозначение количества предметов с помощью цифр
26
+
=
10
+
1
=
11
Рис. 24. Макет образования числа 11
+
=
10
+
2
=
12
Рис. 25. Макет образования числа 12
+
=
10
+
3
=
13
Рис. 26. Макет образования числа 13
27
+
=
10
+
4
=
14
Рис. 27. Макет образования числа 14
+
=
10
+
5
=
15
Рис. 28. Макет образования числа 15
+
=
10
+
6
=
16
Рис. 29. Макет образования числа 16
28
+
=
10
+
7
=
17
Рис. 30. Макет образования числа 17
+
=
10
+
8
=
18
Рис. 31. Макет образования числа 18
+
=
10
+
9
=
19
Рис. 32. Макет образования числа 19
29
Воспитатель просит детей обратить внимание, что на рисунках изобра- жены четыре столбца. В первом столбце две ячейки, в одной всегда десять предметов или один десяток, во второй ячейке ниже приведено цифровое обозначение количества кругов в первой ячейке. Во втором столбце количе- ство предметов меняется и может быть от 1 до 10.
В третьем столбце три ячейки, в верхней ячейке всегда десять предме- тов или один десяток, как и в первом столбце. А в нижней ячейке количе- ство предметов всегда равно количеству предметов из второго столбца. Это объясняется тем, что мы соединяем (прибавляем) количество предметов из первого и второго столбцов вместе и получаем новое количество (число) предметов в третьем столбце.
Сравнение двух множеств до 10 транспортных средств методом
парного сравнения из двух или трех элементов каждого
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рис. 34, 35 с изображением равных и неравных групп из легковых автомобилей и просит определить, на каком рисунке изображено равное количество, а на каком – неравное.
1 2 3 4
+
=
10
+
10
=
20
Рис. 33. Макет образования числа 20
=
10
=
10
Рис. 34. Сравнение двух множеств
30
Сравнение двух множеств до 20 транспортных средств
методом пар
Воспитатель предлагает детям рассмотреть два рисунка с изображением равных и неравных множеств до двадцати транспортных средств и просит определить, на каком рисунке изображено равное множество, а на каком – неравное.
<
9
<
10
Рис. 35. Сравнение двух множеств
>
20
>
18
Рис. 36. Сравнение двух множеств транспортных средств
в пределах двадцати единиц
31
1.7. УМЕНЬШЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ
НА ОДНУ ЕДИНИЦУ
Целевые ориентиры
Используя в качестве счетного материала модели (рисунки) транспорт- ных средств, закреплять понимание отношений между числами натураль- ного ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и умень- шать каждое число на 1 (в пределах 10).
Задачи
Образовательные
Учить детей сравнивать две-три группы предметов, составленных из одинаковых транспортных средств разных видов транспорта (водный и на- земный) в пределах 10.
Развивающие
Развивать у детей способность к сравнению групп предметов путем определения их количества в каждой группе.
=
20
=
20
Рис. 37. Сравнение двух равных множеств
32
Воспитательные
Развивать у детей способность к самостоятельной работе по определе- нию количества предметов.
Ход ООД
Воспитатель показывает детям рис. 38–40 с изображениями транспорт- ных средств и объясняет, что при увеличении их количества увеличивается и само число, обозначающее это количество, написанное цифрами. Напри- мер, на рис. 38 количество парусных лодок в каждой клетке увеличивается на одну. Если в первой клетке всего пять парусных лодок и это количество обозначается цифрой 5, то при увеличении в следующей клетке количества парусных лодок на одну изменяется и число, обозначающее это количе- ство, – 6. Так же и в третьей клетке при увеличении количества парусных лодок на одну изменяется и число, обозначающее это количество. На рис.
39 изображены наземные и водные транспортные средства, количество ко- торых (рис. 39) уменьшается, а на рис. 40 увеличивается на одно транспорт- ное средство во второй и третьей клетках.
5 6
7
Рис. 38. Увеличение количества парусных лодок на одну
4 3
2
Рис. 39. Уменьшение количества транспортных средств различных видов
33
Воспитатель объясняет детям, что при уменьшении или увеличении ко- личества каких-либо предметов также происходит и изменение цифр, обо- значающих это количество.
Воспитатель просит детей ответить на вопрос: «Одинаковые транспорт- ные средства в каждой ячейке или нет?» Дети отвечают, что во всех ячейках транспортные средства одинаковы.
Воспитатель благодарит (хвалит) детей и говорит, что при определе- нии количества любых предметов на результат счета не влияют ни размер, ни вид транспортного средства, ни форма транспортного средства. Любой предмет обозначается числом 1. Если взять любое число от 2 до 10, то у каждого числа есть сосед слева и справа. Число слева меньше на один, а число справа больше на один. Например, число 5 имеет соседа слева – чис- ло 4, а соседа справа – число 6.
8 9
10
Рис. 40. Увеличение количества наземных
и водных транспортных средств
34
1.8. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 10
Целевые ориентиры
Учить детей называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), определять последующее и предыдущее число от чисел цифрового ряда начиная с 2 до 9, определять в этом ряду пропущенное число.
Задачи
Образовательные
1. Учить детей с помощью множества, составленного из одинаковых моделей (изображений) транспортных средств, называть их количество в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10.
2. Учить детей с помощью двух множеств, составленных из одинаковых моделей (изображений) транспортных средств, называть их количество в возрастающем и убывающем порядке в пределах 20.
Развивающие
Развивать у детей способность к определению количества предметов в группе (множестве) и сравнивать между собой две группы предметов.
Воспитательные
Развивать у детей способность к самостоятельным вычислительным действиям с одной и двумя группами предметов.
Ход ООД
Воспитатель показывает детям рис. 41 с изображениями легковых авто- мобилей и предлагает определить их количество в каждой клетке. Во время
1 2
3 4
5 6
Рис. 41. Определение количества легковых автомобилей
35
определения количества легковых автомобилей, находящихся в клетках, дети произносят вслух названия числительных, обозначающих это количество.
Воспитатель просит детей посмотреть на строку под изображениями легковых автомобилей и объяснить, что обозначают цифры в этой строке.
Дети должны сделать вывод, что цифры в этой строке обозначают ко- личество легковых автомобилей в каждой клетке, которое они определили.
Воспитатель показывает детям рис. 42 с изображениями легковых авто- мобилей и просит детей продолжить определение их количества в каждой клетке.
Воспитатель задает детям вопрос: «На сколько автомобилей увеличива- ется их количество в следующей клетке?» (На один.)
Так как цифры 7 и 8 обозначают количество автомобилей, можно сде- лать вывод, что число 7<8 также на число 1, а число 8>7 также на число 1.
В нашем ряду чисел, определяющих количество легковых автомобилей от 1 до 10, число, находящееся в клетке слева, всегда меньше числа, находяще- гося справа, на число 1.
Воспитатель показывает детям рис. 44 и 45, на которых изображены два множества из легковых и грузовых автомобилей, и предлагает детям посчи- тать их количество в каждой группе. Счет дети должны начинать со слова
7 8
Рис. 42. Определение количества легковых автомобилей
9 10
Рис. 43. Определение количества легковых автомобилей