Файл: Методические рекомендации для проведения интегрированных занятий по образовательной области По знавательное развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Рис. 44. Множество из легковых автомобилей
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Рис. 45. Множество из грузовых автомобилей самосвалов

37
«один». Дети должны понять, что они определяют количество легковых ав- томобилей в группе (множестве), изображенной на рис. 44, и количество грузовых автомобилей в группе, изображенной на рис. 45. При обучении детей обратному определению количества легковых и грузовых автомоби- лей воспитатель задает детям вопрос: «Было двадцать легковых автомоби- лей, убрали один, сколько легковых автомобилей осталось?» Эту операцию выполняем до конца, пока не уберем все автомобили.
Воспитатель предлагает детям сравнить два множества (рис. 44 и 45) из легковых и грузовых автомобилей и определить, в котором автомобилей больше и на сколько.
1.9. КОМБИНАЦИИ СОСТАВА ЧИСЛА 10
Целевые ориентиры
Используя в качестве предметов счета модели транспортных средств, создавать различные множества в пределах 10 и на их примерах объяснять детям состав числа 10. Используя ряд, составленный из одинаковых и раз- личных моделей транспортных средств в пределах 10, объяснить и показать детям различные комбинации состава числа 10.
Задачи
Образовательные
1. Учить детей из двух равных групп (множества) по 5 одинаковых моде- лей грузовых автомобилей составлять разные по количеству группы состава числа 10, добавляя по 1 грузовому автомобилю к одной группе из количе- ства другой.
2. Учить детей группировать одинаковые модели грузовых автомобилей в различных вариантах для изучения и понимания состава числа 10. Напри- мер, 5+5, 6+4, 7+3, 8+2, 9+1.
Развивающие
Развивать у детей способность к определению разных количественных составов числа 10. Например, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.
Воспитательные
Развивать у детей способность к самостоятельному определению соста- ва числа 10 из двух чисел с опорой на пальцы рук.
Ход ООД
Воспитатель показывает детям множество из 10 грузовых автомоби- лей, изображенное на рис. 46, и объясняет, что из этого множества можно

38
получить различные варианты состава числа 10. На рис. 46 множество из грузовых автомобилей разделили на две равные части: 5+5=10. Если к ле- вой части множества добавим грузовой автомобиль из правой части множе- ства, то получим две неравные части множества: 6+4=10 (рис. 47).
Воспитатель объясняет детям, что числовой состав группы (множе- ства) из 10 грузовых автомобилей может иметь много вариантов. На рис.
47–51 приведены различные варианты групп из 10 грузовых автомобилей
(5+5=10), (6+4=10), (7+3=10), (8+2=10), (9+1=10). Воспитатель просит де- тей обратить внимание, что количество (сумма) грузовых автомобилей двух частей группы всегда остается тем же – 10 грузовых автомобилей. Изменя- ется только количество грузовых автомобилей в двух частях группы.
Рис. 46. Множество из 10 грузовых автомобилей
5+5=10
Рис. 47. Множество из 10 грузовых автомобилей, разделенное
на две равные части
6+4=10
Рис. 48. Множество грузовых автомобилей, состоящее из двух частей


39
Воспитатель задает детям вопросы:
– На сколько частей можно разделить множество, изображенное на рис. 46? (На десять.)
– Сколько грузовых автомобилей будет в каждой части множества при разделении его на 10 частей? (По одному грузовому автомобилю.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть варианты при делении груп- пы из 10 грузовых автомобилей на три части (рис. 52–54). При рассмотре- нии этих рисунков дети должны понять, что при разделении множества на части от 2 до 10 частей количество грузовых автомобилей в группе не ме- няется, остается одинаковым. Изменяется только количество автомобилей в каждой части группы.
7+3=10
Рис. 49. Множество грузовых автомобилей, состоящее из двух частей
8+2=10
Рис. 50. Множество грузовых автомобилей, состоящее из двух частей
9+1=10
Рис. 51. Множество грузовых автомобилей, состоящее из двух частей

40
1.10. СОЗДАНИЕ, ДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ МНОЖЕСТВА
ИЗ 10 ЭЛЕМЕНТОВ
Целевые ориентиры
Используя в качестве предметов счета модели транспортных средств, создать различные множества в пределах 10 и на их примере учить раскла- дывать множество на две равные и неравные части.
Задачи
Образовательные
1. Используя в качестве счетного материала модели транспортных средств, учить детей создавать разные по количеству группы в пределах 10 предметов.
1+2+7=10
Рис. 52. Множество из 10 автомобилей, разделенное на три части
2+3+5=10
Рис. 53. Множество из 10 автомобилей, разделенное на три части
3+3+4=10
Рис. 54. Множество из 10 автомобилей, разделенное на три части

41 2. На примере созданной группы из моделей транспортных средств, раз- личных видов транспорта в пределах 10 учить раскладывать множество на две части (и более в пределах 10) и объединять части в одну группу (мно- жество).
Развивающие_Развивать_у_детей_способность_делить_группу_(множество)_предметов_на_разные_части.Воспитательные'>Развивающие
Развивать у детей способность делить группу (множество) предметов на разные части.
Воспитательные
Развивать умение самостоятельно анализировать группу транспортных средств по составу.
Ход ООД
Воспитатель просит детей рассмотреть рис. 55 и объяснить, что они ви- дят на этом рисунке. Дети объясняют, что на рисунке изображены: три вер- толета, три легковых автомобиля и четыре лодки – всего десять транспорт- ных средств. Вертолеты относятся к воздушным транспортным средствам, легковые автомобили – к наземным, лодки – к водным.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что все транспортные средства находятся в своих клетках, и каждое составляет одну часть от всей группы транспортных средств. Всего три группы различных транспортных средств.
Воспитатель показывает детям рис. 56 и просит детей объяснить, что изменилось на этом рисунке по сравнению с рис. 57. Количество воздуш- ных, наземных и водных транспортных средств не изменилось, а измени- лось только расположение этих транспортных средств. На предыдущем рисунке они находились по отдельности, каждый в своей ячейке, и пред- ставляли отдельные множества различных транспортных средств. А на рис. 58 все три отдельные группы объединили в одной большой клетке и создали одну группу из десяти транспортных средств различных видов транспорта.
Рис. 55. Три группы из различных видов транспортных средств


42
Воспитатель показывает детям рис. 57 и 58, на которых изображено так- же три множества воздушных, наземных и водных транспортных средств и их объединение в одно множество. Различие состоит только в том, что изменилось количество транспортных средств в каждой части группы (мно- жестве). Вертолетов стало больше на один, легковых автомобилей – меньше на один, количество лодок осталось прежним.
Рис. 56. Объединение трех частей в одну группу
Рис. 57. Три группы из различных видов транспортных средств
Рис. 58. Объединение трех частей в одну группу

43
1.11. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
В ПРЕДЕЛАХ 10 ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗНАКОВ ДЕЙСТВИЙ
Целевые ориентиры
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифме- тические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользо- ваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения рав - но (=).
Задачи
Образовательные
1. Используя модели (изображения) одинаковых моделей транспортных средств, учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (определять сумму).
2. Используя множество, составленное из одинаковых моделей транс- портных средств разного цвета, учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на вычитание в соответствии с заданием педагога
(вычитаемое меньше остатка).
3. Учить детей при решении задач пользоваться знаками арифметиче- ских действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Развивающие
Развивать у детей способность к выполнению простых вычислительных действий с предметами.
Воспитательные
Развивать у детей способность к самостоятельному выполнению про- стых арифметических действий.
Основные термины и понятия
Вычитание – обратное сложению математическое действие по данной сумме, состоящей из двух слагаемых, и одному из слагаемых определяется другое слагаемое [2, с. 107].
Вычитаемое – число или выражение, которое вычитается из другого
[2, с. 188].
Сложение – обратное вычитанию математическое действие, посред- ством которого из двух или нескольких чисел или величин получают новое, содержащее столько единиц (или величин), сколько было во всех данных числах (величинах) вместе [2, с. 1211].


44
Ход ООД
Сложение предметов
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рис. 59 и просит объяснить, что они видят на этом рисунке. Выслушав ответы детей, воспитатель спра- шивает их:
– В скольких ячейках находятся лодки? (В трех.)
– Сколько лодок находится в каждой ячейке? Почему в третьей ячейке лодок стало больше, чем в двух других? (Потому что в третью ячейку по-
местили лодки из первой и второй ячеек.)
Воспитатель объясняет детям, что такое действие называется сложени- ем. Применяя вместо лодки предмет-заместитель – квадрат красного цве- та по числу лодок в каждой ячейке и складывая квадраты красного цвета из первой и второй ячеек, получим общее количество квадратов в третьей ячейке. Количество лодок и квадратов в ячейках обозначается цифрами, за- писывая эти цифры со знаком сложения, получим: 4+2=6.
На рис. 60 показано сложение разных транспортных средств и разных предметов-заместителей. Только цифры, обозначающие количество скла- дываемых разных транспортных средств, остались теми же. Изменяя коли- чество транспортных средств и предметов-заместителей в каждой ячейке, необходимо выполнить действия сложения в пределах 10.
+
=
+
=
4
+
2
=
6
Рис. 59. Сложение одинаковых предметов

45
Вычитание предметов
Воспитатель показывает детям рис. 61 и объясняет действие вычитания.
На рисунке изображены три ячейки. В первой изображены четыре лодки, во второй – две лодки и в третьей – две лодки. Из первой ячейки вычитаем количество лодок, которое изображено во второй ячейке. Действие вычита- ния понимается как уменьшение количества лодок в первой ячейке на ко- личество лодок во второй ячейке. Результат этого действия (разность), или остаток лодок в первой ячейке, изображен в третьей ячейке.
На рис. 62 показан следующий пример вычитания, когда в первой ячейке изображено 5 (пять) лодок, во второй ячейке – 1 (одна) лодка. Ко- личество лодок в первой ячейке уменьшается на количество лодок во вто- рой ячейке.
Воспитатель объясняет детям, что при выполнении действий сложе- ния и вычитания применяются знаки, обозначающие эти действия. Знак +
(плюс) обозначает сложение (прибавление) предметов. Знак – (минус) обо- значает вычитание (уменьшение) количества предметов из первой ячейки.
Знак = (равно) обозначает результат выполненного действия, то есть, какое количество предметов стало в результате сложения (прибавления) предме- тов, находящихся во второй ячейке, к предметам в первой ячейке. Или в ре- зультате уменьшения группы предметов из первой ячейки на определенное количество предметов, обозначенное во второй ячейке предметов.
+
=
+
=
4
+
2
=
6
Рис. 60. Сложение разных предметов


46

=

=
4

2
=
2
Рис. 61. Вычитание предметов

=

=
5

1
=
4
Рис. 62. Вычитание предметов

47
8>
1   2   3   4