Файл: Методические рекомендации для проведения интегрированных занятий по образовательной области По знавательное развитие.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составление задач
Воспитатель демонстрирует детям рис. 63 и объясняет, что сейчас они научатся составлять и решать задачи. Задача – это математическое задание, в котором есть условие и вопрос, нужно составить решение и получить от- вет. Что такое условие? Условие – это то, что уже известно. Что такое вопрос задачи? Вопрос – это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти. Что такое решение задачи? Решение – это то, что можно сложить, объединить, прибавить или нужно узнать, сколько осталось (можно вычитать). Что такое ответ задачи? Ответ задачи – это то, что получилось и известно нам. Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно по- ставить? Минус. Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметиче- ский знак нужно поставить? Плюс. Ответ записывается после знака «рав- но». Например, пешеходы переходят дорогу на зеленый сигнал светофора по регулируемому пешеходному переходу. Вопрос: «Сколько взрослых и детей переходят дорогу?» Воспитатель предлагает детям сначала составить вопрос, в котором нужно определить, сколько взрослых пешеходов пере- ходит дорогу. Дети проводят вычисление и озвучивают ответ: 5 взрослых пешеходов. Сколько детей переходит дорогу? Ответ: 1 ребенок. Воспита- тель задает вопрос: «Вместе пешеходов стало больше или меньше, какой арифметический знак нужно поставить?» Дети отвечают: пешеходов стало больше на один, значит, нужно поставить знак сложения «плюс». Воспита- тель проговаривает решение вслух: пять плюс один равно шесть. Полный ответ задачи: на зеленый сигнал светофора по регулируемому пешеходному переходу переходят дорогу 6 пешеходов. Дети записывают решение цифра- ми и проговаривают вслух полный ответ.
Вариант составления задачи
Условие: количество пешеходов – 5 взрослых и 1 ребенок.
Вопрос: сколько всего пешеходов?
Рис. 63. Задача на сложение (регулируемый пешеходный переход)
Воспитатель демонстрирует детям рис. 63 и объясняет, что сейчас они научатся составлять и решать задачи. Задача – это математическое задание, в котором есть условие и вопрос, нужно составить решение и получить от- вет. Что такое условие? Условие – это то, что уже известно. Что такое вопрос задачи? Вопрос – это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти. Что такое решение задачи? Решение – это то, что можно сложить, объединить, прибавить или нужно узнать, сколько осталось (можно вычитать). Что такое ответ задачи? Ответ задачи – это то, что получилось и известно нам. Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно по- ставить? Минус. Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметиче- ский знак нужно поставить? Плюс. Ответ записывается после знака «рав- но». Например, пешеходы переходят дорогу на зеленый сигнал светофора по регулируемому пешеходному переходу. Вопрос: «Сколько взрослых и детей переходят дорогу?» Воспитатель предлагает детям сначала составить вопрос, в котором нужно определить, сколько взрослых пешеходов пере- ходит дорогу. Дети проводят вычисление и озвучивают ответ: 5 взрослых пешеходов. Сколько детей переходит дорогу? Ответ: 1 ребенок. Воспита- тель задает вопрос: «Вместе пешеходов стало больше или меньше, какой арифметический знак нужно поставить?» Дети отвечают: пешеходов стало больше на один, значит, нужно поставить знак сложения «плюс». Воспита- тель проговаривает решение вслух: пять плюс один равно шесть. Полный ответ задачи: на зеленый сигнал светофора по регулируемому пешеходному переходу переходят дорогу 6 пешеходов. Дети записывают решение цифра- ми и проговаривают вслух полный ответ.
Вариант составления задачи
Условие: количество пешеходов – 5 взрослых и 1 ребенок.
Вопрос: сколько всего пешеходов?
Рис. 63. Задача на сложение (регулируемый пешеходный переход)
48
Решение: нужно прибавить – арифметический знак «+».
Ответ: на зеленый сигнал светофора по регулируемому пешеходному переходу переходят дорогу 6 пешеходов.
Воспитатель предлагает серию рисунков для составления задач на сло- жение и вычитание. Дети закрепляют умение составлять и решать ариф- метические задачи: выделять в задаче условие, задавать вопрос, вычислять ответ и записывать решение с помощью цифр и знаков, проговаривая вслух развернутый ответ на вопрос задачи (задачи на сложение: рис. 63–66, задачи на вычитание: рис. 67–69).
Вариант составления задачи
Условие: по велопешеходной дорожке идут 3 пешехода и едут 3 велоси- педиста.
Вопрос: сколько участников дорожного движения двигается по велопе- шеходной дорожке?
Решение:
Ответ: по велопешеходной дорожке двигаются 6 участников дорожного движения.
5
+
1
=
6
Рис. 64. Задача на определение количества пешеходов и велосипедистов
3
+
3
=
6
49
Вариант составления задачи
Условие: на месте остановки автобуса стояли 4 человека, а 3 человека сидели.
Вопрос: сколько пешеходов находилось на остановке?
Решение:
Ответ: на остановке находилось 7 пешеходов.
Вариант составления задачи
Условие: во время каникул дети собрались на экскурсию в музей.
В школьный автобус заходят 3 мальчика и 6 девочек.
Рис. 65. Задача на сложение (место остановки маршрутных
транспортных средств)
Рис. 66. Задача на сложение (посадка пассажиров в автобус)
4
+
3
=
7
50
Вопрос: сколько пассажиров заходит в школьный автобус?
Решение:
Ответ: в автобус заходят 9 пассажиров.
Вариант составления задачи
Условие: осенним вечером (в темное время суток) 4 школьника перехо- дили дорогу по пешеходному переходу. У 2 школьников на одежде и рюкза- ках были световозвращающие элементы (фликеры).
Вопрос: сколько пешеходов заметны для водителей на пешеходном пе- реходе в темное время суток?
Решение:
Ответ: в темное время суток для водителей на пешеходном переходе заметны 2 пешехода, которые используют световозвращающие элементы
(фликеры) на одежде.
3
+
6
=
9
Рис. 67. Задача на вычитание (переход дороги в темное время суток)
4
-
2
=
2
51
Вариант составления задачи
Условие: в парк для прогулки на велосипедах пришли 8 человек. На пар- ковке стояло 6 велосипедов.
Вопрос: сколько велосипедов не хватает?
Решение:
Ответ: для прогулки в парке не хватает 2 велосипедов.
Вариант составления задачи
Условие: в автобусе было 7 сидений. 4 сидения заняли пассажиры.
Вопрос: сколько еще свободных мест осталось для пассажиров в авто- бусе?
Рис. 68. Задача на вычитание (велосипедисты)
8
-
6
=
2
Рис. 69. Задача на вычитание (пассажиры)
52
Решение:
Ответ: в автобусе осталось 3 свободных места.
7
-
4
=
3
53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактический материал, представленный в методических рекомен- дациях по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах, интегрирован целевыми ориентирами образовательной програм- мы «От рождения до школы» [8] и целевыми ориентирами вариативного модуля к образовательной области «Познавательное развитие» для главы
«Формирование элементарных математических представлений» по разделу
«Количество и счет» [6].
По разделу «Количество и счет» для детей подготовительной к школе группы разработано 11 занятий. Обучение детей начинается с усвоения по- нятия «множество», порядка его создания, разделения на части и их воссое- динения, установления отношений между целым множеством и его частью, сравнения разных частей множества на основе счета, определения большей или меньшей части множества или их равенства. Только после усвоения детьми перечисленных действий с множествами переходят к обучению их счету до 10, сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10, формированию умения понимать отношения рядом стоящих чисел. Детей учат считать в прямом и обратном порядке, отсчитывать предметы из большего количе- ства по заданному числу, знакомят с цифрами от 0 до 9. Дети знакомятся с решением задач на сложение и вычитание в пределах 10 при использовании знаков действий. Данные конспекты занятий представляют воспитателям образцы по разработке занятий на основе учебно-методического пособия
«Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах», вариативный модуль к образователь- ной области «Познавательное развитие» [6] и дают возможность для даль- нейшей творческой работы в этой образовательной области.
54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмадиева, Р. Ш. Концепция обеспечения безопасности жизнедея- тельности на дорогах в Республике Татарстан до 2020 года / Р. Ш. Ахмади- ева. – Казань : ГУ «НЦБЖД», 2010. – 28 с.
2. Большой толковый словарь русского языка. В 2-х томах / Главный ре- дактор С. А. Кузнецов. – Москва : Русское слово, 2020. – 1504 с.
3. Колесникова, Е. В. Математика для детей 5–6 лет : методическое по- собие / Е. В. Колесникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ТЦ «Сфера»,
2019. – 96 с. – (Серия «Математические ступеньки»).
4. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических пред- ставлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – Алма-Ата :
Мектеп, 1982. – 303 с.: ил.
5. Метлина, Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. – Москва :
АРКТИ, 2012. – 228 с.
6. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях пра- вилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образо- вательной области «Познавательное развитие») : учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Соста- вители : Р. Ш. Ахмадиева, Н. С. Аникина, Л. Р. Габдурахманов,
Р. Н. Минниханов, В. Н. Попов; Под общей редакцией Р. Н. Миннихано- ва. – Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2017. – 248 с.
7. Обучение дошкольников числам и счету / Автор стихов О. В. Журав- лева; Автор идеи В. Н. Попов, Н. И. Рахматуллина; Художник Ю. А. Щетин- кина. – Казань : ГБУ «НЦБЖД», 2019. – 28 с.
8. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного об- разования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофее- вой. – 5 изд. (инновационное), испр. и доп. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2019. – 336 c.
9. Петерсон, Л. Г. Игралочка – ступенька к школе. Математика для де- тей. В 3 частях / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – 3-е изд., стереотип. –
Москва : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2019. – 96 с. : ил.
10. Попов, В. Н. Транспортные средства / В. Н. Попов; Под редакцией к. т. н. Р. В. Рамазанова. – Казань : ГБУ «НЦБЖД», 2015. – 36 с.
11. Развитие элементарных математических представлений у детей до- школьного возраста : материалы курса повышения квалификации / ООО УЦ
«Профакадемия». – Москва, 2019. – URL: http://212.5.114.47/portal/ (дата об- ращения: 21.09.2020). – Режим доступа: для авторизированных пользовате- лей. – Текст: электронный.
55 12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь- ного образования. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. –
32 с.
13. Шаурко, И. В. Теория и методика формирования элементарных мате- матических представлений у детей дошкольного возраста : Модуль 2 : курс лекций / И. В. Шаурко, З. К. Левчук. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машеро- ва, 2018. – 42 с.
14. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития до- школьников: учебное пособие / Е. И. Щербакова. – Москва : Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство
НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.
15. Щетинина, А. М. Формирование умственных действий у дошколь- ников : методическое пособие / А. М. Щетинина, Н. П. Смирнова. – Мос- ква : Сфера, 2011. – 128 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РАЗДЕЛА «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ»
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6–7 ЛЕТ)
Ахмадиева Роза Шайхайдаровна
Аникина Наталья Сергеевна
Габдурахманов Линар Ринатович
Минниханов Рифкат Нургалиевич
Попов Валерий Николаевич
Рахматуллина Нэлли Ильгизаровна
Под общей редакцией Р.Ш. Ахмадиевой
Редактор: С.Г. Галиева
Компьютерная верстка: Л.А. Ризванова
Корректор: А.Н. Ситдикова
Издательство ГБУ «НЦБЖД»
420059 г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 5
Подписано в печать 2022. Заказ №
Формат 60х84/16
Тираж 2 000 экз.
Отпечатано в ООО «Фолиант» г. Казань, ул. Профсоюзная, 17в foliantkazan@mail.ru