Файл: Реферат по дисциплине научноисследовательская работа студентов тема Эксперимент и экспериментальноаналитический метод.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ
Б.П. БУГАЕВА»
ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОТРЫВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ (ЛЭиБП)
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ТЕМА: «Эксперимент и экспериментально-аналитический метод»
ВЫПОЛНИЛ:
Студент гр. ОАД 19-1
Сальников И.С.
ПРОВЕРИЛ:
Доцент Василевская Т.М.
Ульяновск 2023
Содержание
Введение 3
1.Эксперимент как метод научного исследования 4
2.Основные задачи эксперимента 5
3.Основные виды эксперимента 8
4.Методика экспериментального исследования 10
5.Экспериментально-аналитический метод 13
Заключение 16
Список использованных источников 17
Введение
Экспериментатор (от латинского experimentalum - эксперимент, опыт) - метод изучения явления в контролируемых условиях. Она отличается от наблюдения тем, что предполагает активное взаимодействие с исследуемым объектом. Как правило, эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотез, установления причинно-следственных связей между явлениями.
Евгений, вы сами почитайте, что здесь написано: «Экспериментатор – метод????, Она?!!!».
Дальше первый рисунок 10, реферат заканчивается рисунком 1.
Весь текст реферата надо переписывать.
Отправьте реферат этому замечательному человеку Сальникову, пусть включит свое внимание, не правьте сами.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что люди постоянно экспериментируют, это помогает в исследованиях и возможности чего-то нового [4].
Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. Основной целью эксперимента является выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.
В данной работе будут рассмотрены основные понятия науки планирования эксперимента: задачи, виды, цели, стратегия, тактика, методика экспериментов; определение и виды факторов, их выбор и требования к ним, а также методы, способы и средства измерений.
-
Эксперимент как метод научного исследования
Экспериментальный метод научного исследования – детище Нового времени. Его становление явилось революционной вехой в развитии человеческого познания, и прежде всего, естествознания. Многие историки науки вполне справедливо считают, что именно систематическое применение экспериментального метода знаменовало собой возникновение опытной науки в современном смысле этого слова, пришедшей на смену античному умозрению и средневековой схоластике.
Основателем и пропагандистом эксперимента как самостоятельного метода научного исследования явился Г.Галилей. Опираясь на метод физического эксперимента, он опроверг начала аристотелевской физики и заложил основы классической механики, которая позже получила свое полное развитие в трудах И. Ньютона. Возникнув в недрах физики, экспериментальный метод постепенно расширял сферу своего применения, найдя широкое распространение в химии, биологии, физиологии и других естественных и технических науках. В наше время он все больше проникает и в обществознание (экономика, социология, психология и др.). В методологическом арсенале современной науки эксперименту отводится важнейшая роль как основному общенаучному методу эмпирического исследования [3].
-
Основные задачи эксперимента
Принято выделять следующие задачи и условия проведения эксперимента:
1. Конкретизация проблемы на основе изучения связанной с ней научной литературы и практики для сужения поля эксперимента и его задач.
2. Уточнение и конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками и взглядами.
3. Выбор методов психолого-педагогической диагностики изучаемого процесса, критериев, по которым будет оцениваться результат.
4. Разработка методик формирующего эксперимента, упорядочивающего процесс психолого-педагогического развития свойств, качеств и др.
5. Разработка плана и программы эксперимента, четкая формулировка задач.
6. Проведение эксперимента с непрерывной циркуляцией информации между исследователем и объектом изучения, что позволяет вскрыть возможные затруднения, неожиданные факты, важные аспекты, динамику исследуемых явлений.
7. Обработка и анализ результатов в соответствии с целями и задачами исследования по выбранным критериям.
8. Формулировка выводов и практических рекомендаций, их преимущества перед традиционными решениями.
Гипотеза – научно-обоснованное, развернутое предположение, в котором максимально подробно изложена проблема работы, пути и способы ее решения. Гипотезы бывают описательные (предполагается существование какого-либо явления), объяснительные (вскрывающие причины явления) и описательно-объяснительные [5].
Важнейшую роль в успехе экспериментальных исследований играет формулирование гипотезы, т. е. утверждение предположительного характера, научное суждение, для проверки которого требуются веские основания научно-теоретического и практического характера. В формулировке гипотезы необходимо отразить обе эти стороны. Известные и очевидные утверждения не могут быть гипотезами. Гипотеза утверждает какую-то новую мысль и считается нетривиальной, если противоположное ей по смыслу суждение столь же правдоподобно до экспериментальной проверки, как и сама гипотеза, – это один из приемов проверки обоснованности выдвижения положения в качестве гипотезы.
К формулировке гипотезы предъявляется ряд требований:
– ее содержание не должно быть очевидным и не должно включать в себя слишком много положений.
– она не должна содержать ценностные суждения;
– она должна быть логически простой и стилистически оформленной;
– гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. быть доказуемой экспериментальным путем;
– гипотеза должна объяснять весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения;
– как правило, гипотеза должна строиться на ряде гипотез (рис. 10).
Рис. 10. Построение гипотезы
Примеры:
1. Величина автотранспортной нагрузки в значительной степени влияет на экологическое состояние территории колледжа.
2. Уровень экологической культуры современных студентов значительно не отличается от уровня студентов конца двадцатого века.
3. Применение автоматических коробок передач на автомобилях улучшит их эксплуатационные свойства (динамичность, топливная экономичность) [2].
Обычно модель представляет собой сравнительно упрощенное математическое отображение реального технического устройства
, позволяющее при аппаратном сравнении измеренных показателей устройства с показателями математической модели определить их адекватность и таким образом сделать вывод об исправности устройства или обнаружить некоторую неадекватность и получить информацию об элементе (узле) с отклонениями от идеала, т. е. обнаружить отказ соответствующего элемента (узла). Это обеспечивается идентифицируемостью – возможностью определения соответствия математической модели реальному объекту по измеряемым входным и выходным его сигналам (процессам); управляемостью – возможностью объекта измерений и контроля откликаться на изменения входных сигналов соответствующими изменениями параметров; наблюдаемостью – возможностью по входному сигналу получить необходимую информацию о процессах и параметрах внутри объекта.
-
Основные виды эксперимента
Эксперимент – важнейшая составная часть научных исследований. Его основой является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. Основными целями эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.
Они различаются:
1) по способу формирования условий (естественный и искусственный).
Естественный эксперимент предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта исследования.
Искусственный эксперимент предполагает формирование искусственных условий;
2) по целям исследования (преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие).
Преобразующий эксперимент включает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами. Исследователь преднамеренно создает условия, которые должны способствовать формированию новых свойств и качеств объекта.
Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений [1].
Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий над объектом исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.
Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.
Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Это согласие приводит к затруднению, какую именно из гипотез считать правильной. Решающий эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другой;
3) по организации проведения (лабораторные, натурные и т. д.).
Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, специальных моделирующих установок, стендов и т.д. Чаще всего в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его образец (модель).
Натурный эксперимент проводится в естественных условиях и на реальных объектах. В зависимости от места проведения испытаний он бывает производственным, полевым, полигонным и т. д.;
4) по структуре изучаемых объектов и явлений (простые, сложные).
Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции.
Сложный эксперимент изучает явления или объекты с разветвленной структурой и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих сложные функции.
-
Методика экспериментального исследования
Методика – совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования.
При разработке методики проведения эксперимента необходимо предусматривать:
– проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемым объектом или явлением с целью определения исходных данных (гипотез, выбора варьирующих факторов);
– создание условий, в которых возможно экспериментирование (подбор объектов для воздействия, устранение влияния случайных факторов);
– определение пределов измерений;
– систематическое наблюдение за ходом развития изучаемого явления и точные описания фактов;
– проведение систематической регистрации измерений и оценок фактов различными средствами и способами;