Файл: Двигательные задания, игры, упражнения для развития основных движений детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Двигательные задания, игры, упражнения для развития основных движений детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Упражнения и игры для детей 2 – 3 лет

Лови мяч. Дети стоят полукругом, воспитатель с мячом в руках напротив на расстоянии 1 м. Называя ребенка, воспитатель бросает ему мяч. Тот ловит и перебрасывает мяч воспитателю, стараясь точно его направить.

Правила: ловит мяч названный воспитателем ребенок; бросать мяч двумя руками одновременно снизу или от груди.
Доползти до погремушки. На одной стороне площадки положено 5 – 6 погремушек (веточек, шишек, ленточек). 5 – 6 детей встают на четвереньки, на линии, расположенной в 3 – 4 м от предметов, и ползут к ним указанным педагогом способом. Доползают до погремушки, берут её, встают и гремят над головой. Кладут на землю. Затем упражнение выполняют другие дети.

Правила: ползти указанным способом; подняв погремушку вверх, хорошо потянуться.

Усложнение: ползти между двух линий, шнуров.
Нам весело. Детям раздают платочки (ленточки, погремушки). Воспитатель предлагает, ходить по всей площадке в разных направлениях помахивая платочками.

Правила: идти не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу, видеть свободное место и стараться пройти туда. Не опускать голову, смотреть на платочек.

Усложнение: идти в колонне друг за другом.
Воробышки и автомобиль. Дети встают за линию, начерченную на земле или обозначенную палочками,— это дом. Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне. Дети — воробышки перепрыгивают линию и бегают в разных направлениях по площадке. На слова воспитателя «автомобиль едет, летите в гнезда» воробышки бегут в дом.

Правила: бегать в разных направлениях, не наталкиваясь; находить свой домик, действовать по сигналу.
Солнечные зайчики

Содержание игры. Воспитатель пускает с помощью зеркала солнечных зайчиков и одновременно произносит текст стихотворения А. Бродского:

Скачут побегайчики —             Прыг, прыг по углам,

Солнечные зайчики,                  Были там — и нет их там.

Мы зовем их — не идут.           Где же зайчики? Ушли.


Были тут — и нет их тут.          Мы нигде их не нашли.    

В соответствии со словами текста дети манят зайчиков, разводят руки в стороны, прыгают за солнечными зайчиками. Взрослый направляет зайчиков в разные стороны комнаты.
Упражнения и игры для детей 3 – 4 лет

Попади в круг. Дети стоят по кругу на расстоянии 2 – 3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1- 1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечет тех, кто сумел попасть.

Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться, попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.
Через обруч к погремушке (флажку, ленточке). Обозначается исходная линия. На расстоянии 3м от нее по числу играющих ставятся большие стулья или к двум стульям прикрепляется вертикально к полу обруч. За ними через 2 м. лежат ленточки, флажки. Дети ползут от исходной линии на четвереньках, проползают между ножками стула или в обруч, доползают ленточки, берут ее, машут над головой, кладут на место и возвращаются. Упражнения выполняют следующие.

Правила: ползать указанным воспитателем способом; подползая, не задевать ножки стула или обруч; ползти до ленточки.
Лошадки. Дети идут небольшой группой или колонной, высоко поднимая колени. После 4 – 5 м такой ходьбы вновь идут свободно в разных направлениях. Затем по сигналу идут высоким шагом.

Правила: при ходьбе высоко поднимая колени ногу ставить на опору с носка; не топать.
Мыши и кот. Дети — мышки на одной стороне площадки, кот — воспитатель — на другой. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль кота исполняет ребенок.

Усложнение: мышки подлезают под натянутой веревкой.
Прыжковые упражнения

1.  Прыжки  на  месте на обеих ногах,  поворачиваясь постепенно вокруг себя на 360°, руки на поясе.

2.  Прыжки на месте — ноги вместе, ноги врозь.



3.  Прыжки   на   обеих  ногах,   продвигаясь  вперед  на 1,5—2 м.

4.  Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек»  (шириной 35—50 см).

5.  Прыжки   в  глубину  с  невысоких  предметов   (10— 15 см).
Упражнения и игры для детей 4 – 5 лет

Брось дальше.Несколько детей встают у линии. Им предлагается бросить мяч как можно дальше. Если даны большие мячи, дети бросают их обеими руками от груди или из-за головы. Маленькие мячи бросают поочередно правой и левой рукой. Отмечается тот, кто сумел бросить мяч дальше других.
Проползи в тоннель. На стульчики кладутся 5 – 6 реек. Можно поставить в ряд столько же дуг, расстояние между ними 1 м. Дети ползут на четвереньках друг за другом, проползают в тоннель, доползают до конечной линии, встают и подпрыгивают вверх до колокольчика, подвешенного выше поднятых рук.

Правила: подползать не задевая; при подползании не наталкиваться друг на друга.
Великаны – карлики. Дети идут в колонне то широкими шагами по сигналу «великаны», то мелкими на сигнал «карлики».

Правила: уметь чередовать ходьбу широким и мелким шагом.
Мы веселые ребята. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой, на противоположной стороне также обозначается линия. Сбоку от детей, примерно на середине между линиями, находится ловишка.

Дети говорят:

«Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три, лови!»

После этого дети перебегают на другую сторону, ловишка салит, дотрагиваясь до бегущих. После 2-3 перебежек подсчитывают пойманных, выбирают нового ловишку. Игра повторяется.
Прыжковые упражнения

1.  Прыжки на месте на обеих ногах,  руки на поясе, поворачиваясь на 90° за один прыжок.

2.  Прыжки на месте — ноги скрестно и с ноги на ногу.

3.  Прыжки на месте, энергично отталкиваясь обеими ногами и пытаясь достать предмет (шарик, погремушку), подвешенный на 5—8 см выше поднятой вверх руки ребенка.

4.  Прыжки   последовательно   через   2—3   веревочки, которые лежат параллельно на расстоянии 30 см друг от друга, или из обруча в обруч с плоским ободом (3—4-обруча).

5.  Прыжки   на   обеих  ногах,   продвигаясь  вперед   на 2,5—3 м.

6.  Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек»   (шириной 50—70 см),  приземляясь на мягкую опору (коврик, песок).

Упражнения и игры для детей 5 – 6 лет


Попади в цель.4обруча связывают и кладут в центре круга, за чертой которого стоят дети.

Каждый по очереди бросает в обруч мячом, мешочком с горохом или шишками. Попадание в центр между связанными обручами дает три очка, а сами обручи – по одному. Выигрывает тот, кто первым наберет условное количество очков.

Правила: бросать предметы по очереди любым способом – снизу, от плеча.
Пожарные на учении. Дети стоят лицом к гимнастической стенке на расстоянии 4 – 5 шагов от неё в 3 – 5 колоннах (по числу пролётов). На каждом пролёте наверху подвешен колокольчик (погремушка). По сигналу дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают на неё и звонят. Затем слезают и идут в конец колонны. Отмечают того, кто позвонил первым. Бегут следующие дети. Подсчитывается, в какой колонне больше выигравших.

Правила: влезать установленным способом (произвольно или чередующимся шагом); не пропускать перекладин; спускаться до конца, не спрыгивать.
Шишка – камешек. Дети идут в колонне. У первого в руках шишка, у последнего – камешек. На сигнал педагога «шишка» продолжают идти вперёд за первым, на сигнал «камешек» поворачиваются и идут за последним.

Правила: чётко и быстро выполнять повороты не останавливаясь.
Гуси-лебеди. На одном конце площадки отмечаетсядом, где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома — логово волка. Остальное место площадки — луг. Назначаются или выбираются пастухи волк, онизанимают свои места. Гуси пасутся на лугу,

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси. Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да,да, да!

Пастух. Так летите!

Гуси. Нам нельзя, Серый волк под горой Не пускает нас домой…

Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите!

Гуси, вытянув руки в стороны, летят домой, а волк выбегает и старается поймать (осалить) гусей.

Правила: пойманным считается тот, до кого дотронулся волк, подсчитываются пойманные гуси, назначается новый волк и пастух.

Усложнение: волк должен подлезть под дугу или в обруч.
Прыжковые упражнения

1.  Прыжки  на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90 и  180° за один прыжок.

2.  Прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед до 3 м.

3.  Прыжки на месте, стараясь достать предмет, подвешенный  на   10—12 см  выше поднятой вверх руки ребенка.

4.  Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек»  (шириной 70—80 см).


5.  Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 4 м.

6.  Прыжки с высоты 30—35 см (бревно, скамейка, куб) в обозначенное место  (лист бумаги или лента, положенная на коврик в 50 см от места отталкивания).
Упражнения и игры для детей 6 – 7 лет

Кто быстрее. Двое играющих стоят напротив друг друга на расстоянии 10 м. Между ними в кругу стоит городок или высокий кубик. Дети стараются сбить его мячом. Тот, кому это удалось, передвигает городок на один шаг ближе к себе. Выигрывает тот, кто ближе переставит предмет к себе.

Смелые верхолазы. Движение выполняется на лестницах, имеющих свободный доступ с обеих сторон. Дети (по числу имеющихся пролётов) влезают по лестнице, перелезают через верх и спускаются с противоположной стороны. Отмечаются ритмичность и ловкость движений.

Правила: влезать и слезать, не пропуская перекладин, начиная и заканчивая движение на самой первой; перелезая вверху, поворачиваться и перехватывать руками, не отпуская их.

Построй шеренгу, круг, колонну.  Дети свободно ходят в разных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом стараются быстро построиться в колонну, шеренгу, круг. Надо указать заранее, в каком месте можно встать в колонну или шеренгу. Круг, желательно строить вокруг какого – нибудь ориентира.

Правила: строиться нужно быстро, не толкаясь, находя своё место, соблюдать равнение в колонне, шеренге.

Усложнение: распределить детей на 3-4 подгруппы, побеждает та команда, которая быстрее и лучше выполнит построение по сигналу.

Салки — не попади в болото. На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать,- болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.

Правила: осаленный ловишкой или попавший в болото считается пойманным и выбывает из игры до подсчета осаленных.

 

Прыжковые упражнения

1.  Прыжки на месте, руки на поясе, поворачиваясь на 180° за один прыжок.

2.  Прыжки   на   месте  и  с  разбега, стараясь достать предмет, подвешенный на 15—20 см выше поднятой вверх руки ребенка.

3.  Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 5 м

4.  Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек»  (шириной 90—100 см).