Файл: Программа для клиента 79 лет с учетом будуйщей оценки ее эффективности в практическом задании 1 пояснительная записка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наблюдая за другими, дети постепенно приобретают все большую уверенность в том, какой же предмет они передают. Кроме того, это упражнение хорошо тренирует образную и тактильную память. В более сложном варианте каждый передает свой предмет. Следующий участник угадывает, что он получил.

4. Тропинка.

Дети змейкой идут за ведущим по воображаемой тропинке с препятствиями и повторяют все движения ведущего.

5. Совместная история:

а) из отдельных слов. Каждый из участников говорит по очереди по одному любому слову так, чтобы в результате получалась общая история. Перед тем как назвать свое слово, необходимо повторить все сказанные ранее слова;

б) из предложений. Упражнение аналогично предыдущему, разница в том, что каждый говорит целое предложение, а не одно слово. Непременное условие – повторение предыдущего ряда.

6. Слова-невидимки.

7. Птица – зверь – рыба.

Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику одно из трех слов. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее нельзя. Пример: птица – снегирь, рыба – лещ, рыба – карась, зверь – медведь и т.д.

8. Работа со сказкой-былью «Неизвестный цветок»(А.П. Платонов. Литература. Хрестоматия. 4 класс).


Занятие 5

ПАМЯТЬ

Цель занятия: тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти.

1. Корректурная проба.

2. Построение:

по росту, по первой букве имени, по первой букве фамилии, по цвету волос, по длине волос. Предварительно ведущий выстраивает детей по всем указанным признакам

(1 – от высокого к низкому,

2-3 – по алфавиту,

4 – от самоготемного до самого светлого,

5 – от длинных до коротких).

Детей просят запомнить свое место в разных вариантах построения. Затем дети расходятся по залу и по команде веду-

щего выстраиваются вновь. Ведущий чередует разные команды.

3. Буквы на спине. Игра в парах, узнать букву, написанную на спине рукой. Те пары, в которых оба узнали буквы, считаются самыми дружными.

4. Ниточки тепла.

5. «Кто есть кто? Что есть что?»

Дети вспоминают слова по признаку группы (овощи, фрукты, дикие животные, домашние, деревья и т.д.).

6. «Запомни порядок».

Водящий и «паровозики», нужно запомнить по именам кто как стоит в паровозике.


7. Чтение с остановкой. Притча «Три типа человека» (Методическое пособие для учителя. 4 класс, Алматы 2005 стр29).

8. Колечко.
Занятие 6

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

1. Корректурная проба.

2. Слова с заданной буквой.

Придумать слова, начинающиеся на букву «а», оканчивающиеся на букву «т», в котором третья от начала буква «С».

3. Составление историй из предложений.

4. Установление причинно-следственных связей.

Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами «из-за того, что …», « потому что…». Сегодня я очень замерз, потому что: … на улице мороз, долго гулял, … забыл надеть свитер. У мамы хорошее настроение, потому что … и т.д.

5. Совместная история.

6. Решение задач на спичках.

7. Работа с притчей «Два друга» (стр 67, методическое пособие для учителя 4 класса по «самопознание»).

8. Обыгрывание предмета.

Ведущий выбирает любой небольшой предмет: ручку, шарф и т.д. Пускает его по кругу. «Отныне этот предмет может играть роль чего угодно, только не свою собственную».

Каждый игрок должен представить его неким другим предметом и коротко обыграть его, т.е. совершить действие. Например, вы представляете, что у вас не ручка, а градусник.

Стряхнуть его, сунуть себе под мышку, посмотреть температуру. В конце выделяются лучшие игроки-актеры.
Занятие 7

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Составь предложение.

Даются начальные буквы (например В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении.

Нужно образовать различные предложения, например: «Всей семьей ели пирог».

2. Решение задач на спичках.

3. Перечислить объекты с заданным признаком:

красного, белого, зеленого цвета; круглой, овальной, треугольной формы.

4. Перечислить все возможные варианты использования кирпича за 8 минут. Это задание на гибкость мышления.

5. «Как можно помириться»

6. «У кого самое лучшее зрение».

Кто сумеет увидеть как можно больше хорошего в одном из учеников.

7. «Считалка».

«1, 2, 3, 4, 5, я хочу успешным стать. Буду я стараться, будет получаться». Выбирается ведущий, выходит за дверь, кто-то меняет позу, надо догадаться, кто это был.
Занятие 8

ВООБРАЖЕНИЕ

Цель занятия: тренировка способности фантазировать

, развитие креативных способностей.

1. Корректурная проба.

2. Внутренний мультфильм.

Ведущий рассказывает начало истории, а затем прерывает ее. Например: « Вы идете по дороге и видите впереди стены незнакомого волшебного города. Вы заходите в городские ворота и…», или « Вы выходите на прогулку в лес. Светит солнце, дует легкий ветерок. Вы выходите на опушку леса и…». Дети представляют продолжение истории. Можно использовать это упражнение в качестве аутотренинга, при нарастании утомления во время занятий. Интересно продолжить его рисованием увиденного.

3. Нарисовать увиденное.

4. Закончить сказку «Колобок» иначе, со счастливым концом.

5. На что похожи пятна чернил?

6. Дорисовать рисунки.

Предъявляются контуры элементов предметных изображений, например, силуэт дерева с одной веткой, кружок-голова с ушами, простые геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Детей просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Имеет значение степень оригинальности.

7. «Главная учебная сила».

У каждого есть какое-то умение или качество, позволяющее хорошо учиться. В этом качестве заключается его учебная сила. Ведущий просит подумать, что является учебной силой каждого, после этого ребята пытаются догадаться, какое сильное качество задумал каждый.

8. Работа со сказкой «Крошка Енот» Л. Муур (Литературное чтение. Хрестоматия. 2 класс).

Занятие 9

ВООБРАЖЕНИЕ

Цель занятия: тренировка способности фантазировать, креативных способностей.

1. На что похоже?

Разглядывание облаков, свеча капает на воду, морозные узоры на стекле, сложенный пополам лист бумаги с каплями

чернил на нем. Что вам напоминают увиденные образы?

2. Рисование настроения в цветах.

3. Сказка про Красную шапочку.

Предлагается изменить характер героев сказки, например серый волк – добрый, а Красная шапочка – невоспитанная злая девочка и рассказать сказку.

4. Зеркало.

5. Внутренний мультфильм.

6. Нарисовать увиденное.

7. Пианино.

8. Кричалка «Я очень хороший!»

9. Собираем добрые слова.

Занятие 10

КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Цель занятия: тренировка способности мыслить логически, приучение к стандартным мыслительным операциям.


1. Корректурная проба.

2. Закончить ряд цифр.

3. Исключение 4-го лишнего.

Предлагаются группы слов, три из которых объединены существенным признаком, а четвертое слово лишнее, не подходит по смыслу. Например: грузовик, электричка, автобус, трамвай; яблоко, черника, груша, слива.

4. Слова-невидимки.

5. Угадать предмет или животное по его признакам.

Дети задумывают предмет в отсутствие водящего и затем по очереди перечисляют его признаки: цвет, форму, место обитания и т.д. По этим признакам водящий угадывает задуманный объект.

6. Зеркало.

7. Колечко.

8. Работа со сказкой «Как Незнайка учёным был» (Литературное чтение. Хрестоматия. 2 класс).


Занятие 11

КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Цель занятия: тренировка способности мыслить логически, приучение к стандартным мыслительным операциям.

1. Птица – рыба – зверь.

2. Установление отношений.

Аналогии. Слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.

Школа – больница

Обучение – доктор, ученик, лечение, больной.

3. Переструктурирование слова.

Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове. Например, из слова «перелесок» получаются слова: перекос, песок, сок, село, кресло, склеп, плеск и т.д.

4. Дедукция.

Предлагаются мыслительные задачи такого типа: Иван моложе Сергея. Иван старше Олега. Кто старше Сергей или Олег?

5. Обобщения.

Назвать одним словом предметы, например, вилка, нож, ложка – это… или конкретизировать обобщающее понятие

фрукты – это…, транспорт – это…
6. Зеркало.

7. «Радость можно передать глазами»

8. Работа со сказкой. «Нужная вещь».


Занятие 12

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Цель занятия: тренировка способности к совместной деятельности, сотрудничеству.

1. Корректурная проба.

2. Ручеек.

В произвольном порядке разбиться на пары, встать парами друг за другом, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе пару. Новая пара становится сзади, а освободившийся заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д. По сути эта игра представляет социометрическую процедуру и оказывается эмоционально значимой для каждого.


3. Заколдованные.

4. Слова с заданной буквой.

5. «Котенок, который загрустил».

Дети по очереди играют роль котенка, который загрустил, а остальные разными способами стараются его утешить.

6. Испорченный телефон.

7. Тропинка.

Дети встают в затылок друг другу, впереди ведущий.

Участники идут змейкой по воображаемой тропинке, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые называет руководитель: перепрыгивает воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. По хлопку ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий ребенок.

8. Работа со сказкой «Сказка про котенка Ваську».

Занятие 13

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Цель занятия: тренировка способности к совместной деятельности, сотрудничеству.

1. Корректурная проба.

2. Комплименты.

Бросать мячик любому участнику круга со словами: «Мне нравится в тебе то, что ты…». Получивший мяч бросает его другому с теми же словами.

3. Тропинка.

4. Закончи предложение.

5. Работа со сказкой В. Бочарников «Драка» (Самопознание 4 класс стр90)

6. Ручеек.


Занятие 14

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

1. Корректурная проба.

2. Бег ассоциаций.

Первый участник называет любое слово, второй добавляет свое слово, третий придумывает предложение, включающее указанные два слова. Предложение должно иметь смысл. Затем он придумывает новое слово, а следующий пытается связать второе и третье слово в предложение и т.д.

Например: дерево, свет. «Забравшись на дерево, я увидел невдалеке свет из окна сторожки лесничего».

3. Составить предложение.

4. Решение задач на спичках.
5. Отгадать предмет по его признакам.

6. «Картинная галерея».

Дети рисуют страшного персонажа смешным.

7. Работа со сказкой «Маленькая Луна».
Занятие 15

ВНИМАНИЕ

Цель занятия: тренировка произвольного внимания, продолжение работы над развитием способностей взаимодействия.

1. Корректурная проба.

2. Что изменилось.

3. Синтез слов из звуков.

4. Запретное движение.

Звучит веселая музыка. Дети стоят полукругом, в центре – ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых запретное, например приседание. Дети должны повторить все действия, кроме запретного. Тот, кто ошибся, выбывает, а оставшиеся продолжают.