Файл: Проблемы гуманизма в современной философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе на тему: «Проблемы гуманизма в современной философии»
Современные философия и культурология не дают однозначного определения понятию «гуманизм». Чаще всего под гуманизмом принято понимать комплекс идей, связанных с признанием человека высшей ценностью.

Термин «гуманизм» впервые ввел  древнеримский философ и оратор Цицерон. Под гуманизмом античный философ понимал высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с человечностью. Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории человечества. В основе христианской, мусульманской и буддистской этики так же лежат принципы гуманизма. Гуманистические идеи как направление в культуре зародились в XIV—XV вв., в Италии получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв.

В отношении атеизма гуманизм не ограничивается теоретической критикой религии, а видит пути избавления человечества от духовного гнета религии прежде всего в преобразовании общественного бытия людей, в ходе которого изменяется и их общественное сознание. Вместе с тем атеизм есть отрицание объективных ценностей, а значит ценности гуманизма не изменились, они стали отрицаться. В этом отношении он представляет собой разновидность нигилизма и эгоизма. Все становиться относительным, произвольным и субъективным. Любое явление может быть правильным или неправильным в зависимости от точки зрения.

Рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением прежде единой психологии на ряд школ. Главные разногласия между представителями школ были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения. В этот период новые открытия и достижения в естественных науках проявили неудовлетворительность механистических и натуралистических толкований природы человека.

Философская антропология, по замыслу ее основателя Макса Шелера и его последователей должна была синтезировать в себе все существующие знания о человеке и стать общей теорией, объясняющей природу и сущность человека. Исходной для них стало учение Ницше о человеке, как биологически ущербном, непригодном для животной жизни существе.
Со временем были выделены следующие виды научных знаний, которые способствовали развитию современной антропологии как философского направления и отдельной науки – знание эмпирическое, метатеоритическое, теоритическое, синтетическое, аналитическое, выводное, предпосылочное, номотетическое, идеографическое.
номотетическое, идеографическое.

Определяющей чертой антропологических философских систем является иррационализм, полагающий, что познавательные возможности человека определяются не одним разумом, что здесь важная роль принадлежит бессознательному, чувствам, интуиции, воображению. Истоки этих философских направлений восходят к «философии жизни» XX века. В современных учениях отразились следующие проблемы: отчуждения человека, проблемы бытия мира и человека, человек – уникальное существо, существование и сущность человека. Бытие и ничто, абсурдность, свобода, природа и значение выбора, роль пограничного опыта, отчуждение, смысл и значение коммуникации.

Одна из главных тенденций современного мира - все больше и больше закрываться в себе. Формирование все большей зависимости от чужого мнения, а следовательно потеря личной свободы.

Современный гуманизм соединяет разнородные взгляды, идеи и теории разных эпох. Смысл такого гуманизма заключается в подмене одних логических оснований другими или на авторскую эклектику.  Следовательно проблемы гуманизма были, есть и будут актуальными в любой временной точке. Поэтому, чтобы сохранить себя в этом мире и устроить свою свободную жизнь, нужно понять себя, свой внутренний мир, свои возможности, способности, волю.