Файл: Управлениевыступает в качестве осознанной, целенаправленной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль государства в экономике.
В первой половине XIX в. резко сократилось государственное вмешательство в экономику. Банкиры, владельцы промышленных предприятий настойчиво отстаивали свободу предпринимательства. По их мнению, роль государства должна была ограничиться лишь охраной общих условий, благоприятствующих развитию хозяйственной жизни страны (пути сообщения, средства связи, поддержание устойчивости денежного обращения), и защитой их внешних интересов.
Однако во второй половине XIX в. возрастает роль государства в управлении колониями, а войны
(например, франко-прусская 1870-1871 п.) содействуют получению страной-победительницей огромных военных контрибуций. Государственное вмешательство в экономическую жизнь заключал ось также во введении фабричного и государственного законодательства страхования рабочих.
Старые государственные предприятия еще сохраняются, прежде всего, в военной области, но уже теряют свое былое значение. Государственные земли, недра, леса постепенно переходят в частные руки.
Во владении государства остаются только транспорт и дороги, имеющие важный стратегический характер.
Наиболее сильное влияние государства на экономику было в Германии. Здесь происходило огосударствление железных дорог, была введена табачная монополия.
К началу ХХ столетия происходит сращивание крупнейших монополий с государственным аппаратом.
Государственные чиновники возглавляли монополистические объединения. В некоторых случаях монополии наделяются функциями государственной власти. Нередко государственные и частные монополии переплетались между собой.
Всемирно известные учёные в области экономической мысли и управления эпохи промышленного переворота:
Ада́м Смит (
англ.
Adam Smith
; родился
5
(16) июня
1723
,
Керколди
,
Шотландия
,
Королевство Великобритания
)
—
шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории
Смит изложил логичную систему
, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования. Смит сформулировал концепции «
экономического человека
» и «
естественного порядка
». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде.
Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своѐ поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.
Жан-Батист Сэй (
фр.
Jean-Baptiste Say
, произносится:
5 января
1767
,
Лион
—
15 ноября
1832
,
Париж
)
—
французский экономист, представитель классической школы политэкономии.
В
1803
г. опубликовал «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства», где изложил гипотезу
, что перепроизводство товаров и экономические кризисы невозможны. Производство приносит доходы, на которые покупаются товары соответствующей стоимости.
Совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению
(
Закон Сэя
). Важность Сэя заключалась в популяризации идей
Адама Смита и призыве к сохранности акцента на полезности и спросе, а не на затратах и предложении.
Дави́д Рика́рдо (
англ.
David Ricardo,
18 апреля
1772
,
Лондон
—
11 сентября
1823
, Гатком-Парк) — английский экономист, классик политической экономии
, последователь и одновременно оппонент
Адама Смита
, выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению
, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. Развил идеи
Адама Смита о том, что стоимость товаров определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта стоимость распределяется между различными классами общества
1 2 3
Антуа́н Огюсте́н Курно́ (
фр.
Antoine Augustin Cournot;
28 августа
1801
, Гре —
30 марта
,
1877
, Париж) —
французский экономист
, философ и математик
Родился в
Гре
28 августа
1801
. Учился в лицее в
Безансоне
, в
1821
поступил в
Высшую нормальную школу
Парижа
, в
1823
получил степень лиценциата в области науки, в
1827
— в области права.
Родоначальник математического направления в политической экономии, был ректором академии в
Гренобле
, затем в
Дижоне
. Его теория случая совершенно оригинальна, он первый с успехом приложил математические методы к политической экономии. Главным вкладом Курно в экономическую науку является Исследование математических принципов теории богатства (1838).
Анри́ Сен-Симо́н (Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон, фр.
Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-
Simon, 17.10.1760,
Париж
— 19.05.1825, Париж) — французский философ
, социолог
, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма
. Главные произведения Сен-
Симона: «Письма женевского жителя к своим современникам» (1802 г.), «Катехизис индустриалов»
(1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.).
фр.
Antoine Augustin Cournot;
28 августа
1801
, Гре —
30 марта
,
1877
, Париж) —
французский экономист
, философ и математик
Родился в
Гре
28 августа
1801
. Учился в лицее в
Безансоне
, в
1821
поступил в
Высшую нормальную школу
Парижа
, в
1823
получил степень лиценциата в области науки, в
1827
— в области права.
Родоначальник математического направления в политической экономии, был ректором академии в
Гренобле
, затем в
Дижоне
. Его теория случая совершенно оригинальна, он первый с успехом приложил математические методы к политической экономии. Главным вкладом Курно в экономическую науку является Исследование математических принципов теории богатства (1838).
Анри́ Сен-Симо́н (Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон, фр.
Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-
Simon, 17.10.1760,
Париж
— 19.05.1825, Париж) — французский философ
, социолог
, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма
. Главные произведения Сен-
Симона: «Письма женевского жителя к своим современникам» (1802 г.), «Катехизис индустриалов»
(1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.).
Джон Стю́арт Милль (
англ.
John Stuart Mill;
20 мая
1806
,
Лондон
—
8 мая
1873
,
Авиньон
) — британский философ, экономист и политический деятель. Внес значительный вклад в обществознание
,
политологию и политическую экономию
. Внес основополагающий вклад в философию либерализма
. Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю
[3]
. Являлся сторонником этического учения утилитаризма
. Существует мнение, что Милль являлся наиболее заметным англоязычным философом XIX века
[4]
Карл Генрих Маркс (
нем.
Karl Heinrich Marx;
5 мая
1818
,
Трир
—
14 марта
1883
,
Лондон
)
—
немецкий философ
, социолог
, экономист
, писатель
, поэт
, политический журналист
, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм
, в экономике — теорию прибавочной стоимости
, в политике — теорию классовой борьбы
Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «
марксизм
». Автор таких работ, как «
Манифест коммунистической партии
»
(
впервые опубликован в 1848 году), «
Капитал
» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником
Фридрихом Энгельсом
Маркс умер, не успев окончательно обработать свой огромный труд о капитале. Вчерне, однако, он был уже готов, и вот Энгельс после смерти друга принялся за тяжёлый труд обработки и издания II и III тома
«Капитала». В 1885 г. он издал II, в 1894 г. III том (IV том он не успел обработать*). Работы над этими двумя томами потребовалось очень много. Австрийский социал-демократ Адлер верно заметил, что изданием II и
III томов «Капитала» Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал своё собственное имя.
Ф. Тейлор родился в Филадельфии в 1856 г. в 1874 г. поступил на юридический факультет Гарвардского университета в 1878 г. Тейлор перешел на работу в Мидвэльскую сталелитейную компанию сначала разнорабочим, затем стал лекальщиком и механиком
1883 г. получил высшее техническое образование и диплом инженера-машиностроителя в Технологическом институте Стивенса
С 1895 г. Тейлор приступил к проведению регулярных экспериментов по научной организации труда. он оформил около 100 патентов на различные изобретения.
с 1895 г. Тейлор приступил к проведению регулярных экспериментов по научной организации труда. он оформил около 100 патентов на различные изобретения.
В 1906 г. он стал президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. учредил «Общество содействия научному менеджменту», которое после его смерти в 1915 г. получило название «Общество
Тейлора».
Целью написания книги «Принципы научного менеджмента» (1914) было изложение основных положений менеджмента, в которых нуждалась
«интеллектуальная революция». В ней были поставлены следующие задачи:
На простых примерах показать потери, которые допускаются в стране из-за неэффективности.
Убедить читателя в том, что средство, позволяющее избежать этих потерь, заключается в системном менеджменте, а не в бесполезном поиске каких-то рабочих особого склада.
Доказать, что лучший менеджмент — это подлинная наука, основанная на определенных законах, правилах и принципах.
Убедить также, что принципы научного менеджмента применимы ко всем видам человеческой деятельности и, если их использовать правильно, они дадут поразительные результаты.
В своей работе Л. Гилберт «Психология менеджмента» (1914)
она дала более конкретное определение предельной системы как
типа менеджмента, который является «наукой и был
выработан путем исследований и экспериментирования». По ее
мнению, любое исследование менеджмента, если оно претендует
на научность, должно проводиться на основе анализа и синтеза.
Посредством
анализа
выделяется
один
из
аспектов
менеджмента, например труд, который разбивается на основные
элементы. В процессе синтеза элементы вновь воссоединяются,
но в этот комплекс входят уже лишь те элементы, которые
необходимы для выполнения данного задания. Подобный подход
создает достаточную логическую основу для изучения трудовых
движений.
Правильно
понятый
научный
менеджмент
способствует росту благосостояния рабочих за счет повышения
зарплаты, уменьшения усталости и общего улучшения условий
труда.
Обобщение полученных результатов исследований и жизненного опыта было
приведено во второй монографии Эмерсона «Двенадцать принципов эффективности»
(1912).
Эмерсон скромно заявил, что не открывает ничего нового, так как эти
принципы действуют уже в течение многих миллионов лет в различных формах
природы и жизни, что они просты, понятны и элементарны. 12 принципов
эффективности заключаются в следующем:
1) четко сформулированные идеалы и цели организации;
2) здравый смысл в принятии решений;
3) привлечение экспертов по принимаемым решениям;
4) дисциплина в работе;
5) честность в ведении дел;
6) прямой, адекватный и постоянный учет;
7) диспетчеризация (или календарное планирование);
8) использование стандартов и графиков;
9) стандартизация условий;
10) стандартизация операций;
11) стандартные инструкции;
12) скалярность.
Теория М. Вебера
Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:
1. В области экономической организации – организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли посредством систематических бухгалтерских процедур.
2. В религии – развитие теологии интеллектуальной стратой, исчезновение магии и замену роли религиозных таинств личной ответственностью.
3. В области права – вытеснение практики выработки законов на основании произвольного прецедентного права практикой дедуктивного правового мышления на основании универсальных законов.
4. В политике – уход в прошлое традиционных норм легитимности и замену харизматического лидерства партийной машиной.
5. В области морали – больший акцент на дисциплине и воспитании.
6. В науке – снижение роли индивидуального новаторства при развитии практики коллективных исследований, координируемых экспериментов и при определении политики в области науки государством.
7. В обществе в целом – распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования.