ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 3117
Скачиваний: 96
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
1 балл, если номер ключа и ответа ребенка совпадают (правильный выбор фрагмента); -
0 баллов, если номер ключа и ответа ребенка не совпадают (неправильно выбранный фрагмент).
Вычисляется количество набранных баллов в каждой серии, а также общая сумма баллов по всем матрицам.
В общей оценке результативности выполнения матрица А1 не учитывается или учитывается как правильно выполненная.
Модифицированный вариант
Оценка результативности выполнения модифицированного варианта осуществляется следующим образом:
-
правильный ответ с первой попытки оценивается в 1 балл (заносится в графу «1 выбор»); -
со второй попытки — 0,5 балла (заносится в графу «2 выбор»); -
с третьей попытки — 0,25 балла (заносится в графу «3 выбор»); -
неправильный ответ после третьей попытки и дополнительного анализа оценивается в 0 баллов.
Суммарный результат для каждого выбора в каждой серии отмечается в соответствующей графе протокола. Итоговый результат успешности выполнения равен сумме баллов, полученных за решение заданий всех трех серий (без учета выполнения матрицы A1), он заносится в соответствующую графу протокола.
Точно так же подсчитывается суммарное значение со второй и третьей попыток, которое отмечается в соответствующем разделе протокола. Суммируется и заносится в протокол количество решенных заданий (с трех попыток) матриц Ап, Аш АЬп, В8—В12.
Показатель успешности (SR - success rate) решения матричных задач может быть выражен как в абсолютных, так и относительных единицах (в процентах).
SR=X35∗100
где X — итоговая сумма баллов, полученных ребенком при решении заданий всех трех серий с первой -третьей попытки.
Суммарное количество баллов, полученных за решение 35 матриц, является основным показателем, отражающим уровень развития наглядно-образного (перцептивно-действенного) мышления.
Количество решенных аналогий (вне зависимости от количества попыток) (матрицы: А11, А12, АЬ12, В8-В12) может учитываться при дифференциации детей с трудностями обучения, а также в ситуации отграничения парциальных форм несформированности познавательной деятельности и тотального недоразвития.
Отдельный подсчет суммы «дополнительных» баллов, полученных за решение проб со второй и третьей попыток, может рассматриваться как отражение особенностей произвольного внимания или характеристик импульсивности ребенка. Количество проб, решенных со второй и третьей попытки, может рассматриваться и как характеристика «зоны ближайшего развития» в ее классической интерпретации.
Ключ
№ задания | Серия А | Серия АЬ | Серия В |
1 | 4 | 4 | 4 |
2 | 5 | 5 | 1 |
3 | 1 | 1 | 3 |
4 | 2 | 6 | 6 |
5 | 6 | 2 | 5 |
6 | 5 | 5 | 4 |
7 | 1 | 4 | 1 |
8 | 3 | 3 | 3 |
9 | 4 | 2 | 2 |
10 | 2 | 3 | 5 |
11 | 3 | 1 | 2 |
12 | 6 | 6 | 6 |
Интерпретация результатов
Основываясь на психологической интерпретации каждой серии заданий можно выявить те характеристики мышления, которые наиболее и наименее развиты у испытуемого.
Психологическая характеристика заданий теста по сериям
Серия А
Испытуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:
-
дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; -
идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.
Серия АЬ
Представляет собой промежуточный вариант, также построенный по принципу прогрессивности. Только здесь степень сложности, а также количество заданий на определение дополнения до целостности объектов и учета изменяющихся признаков возрастают, по сравнению с заданиями серии А. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).
Серия В
Помимо уже описанных типов заданий включает в себя задания по нахождению аналогии между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.
Общий количественный показатель правильности выполнения матриц необходимо сравнить с имеющимися нормативными данными. Ниже представлены различные нормативы, с которыми могут сопоставляться индивидуальные результаты.
При исследовании детей 4,5-11 лет (исследования 1983-1997 годов) г.Москвы и Московской области с помощью Цветных прогрессивных матриц Равена были получены следующие данные.
Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (г.Москва и Московская обл.)
Возраст ребёнка | Среднее значение (баллы) | Разброс (в баллах) |
4,5 - 5,5 лет | 14 | 8-22 |
5,5 - 6 лет | 17 | 12-24 |
6 - 6,5 лет | 18 | 13-27 |
6,5 - 7 лет | 20 | 14-29 |
7 - 7,5 лет | 22 | 15-30 |
7,5 - 8 лет | 23 | 16-31 |
8 - 8,5 лет | 24 | 17-32 |
8,5 - 9 лет | 26 | 18-34 |
9 - 10 лет | 29 | 20-35 |
10 - 11 лет | 32 | 21-35 |
Использование Цветных матриц Равена в практике диагностической работы с детьми дошкольного возраста позволило рассчитать нормативные показатели для выборки детей г.Ижевска и Удмуртской республики (исследования 2007-2009г.).
Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (г.Ижевск и УР)
| 5 лет | 6 лет | 7 лет |
Минимум | 5,5 | 8 | 17,5 |
Максимум | 36 | 36 | 36 |
X (среднее) | 21,1 | 24,5 | 24,8 |
Стандартное отклонение | 5,5 | 4,9 | 4,8 |
Диапазон средних значений | 10,1-26,7 | 19,6-29,5 | 20-29,7 |
N (выборка) | 125 | 90 | 18 |
Можно отметить некоторый рост средних значений относительно более ранних исследований, а также незначительную разницу в нормативных показателях детей 6 и 7 лет. Вероятно, Цветные матрицы Равена обладают наибольшей диагностической ценностью именно до этого возраста.
Оценка результатов выполнения Цветных прогрессивных матриц при модифицированном предъявлении (по Т.В.Розановой) Анализ распределения индивидуальных данных для учащихся 1—2 классов позволил определить четыре уровня успешности решения матричных задач.
Уровни успешности решения заданий «Цветные матрицы Равена»
Уровень успешности | Баллы | % правильно решённых заданий |
I уровень | 17 баллов и менее | менее 50% |
II уровень | 17,5 - 22,5 балла | 50-64,9% |
III уровень | 22,75 - 27,9 балла | 65 - 79,9% |
IV уровень | 28 и более баллов | 80 - 100% |
ля хорошо успевающих учеников 1-2 классов в 90% случаев отмечается III и IV уровни успешности. I и II уровень успешности решения матричных заданий встречаются у детей с отклонениями в развитии различного генеза. Сумма баллов, равная 13 и менее баллов, была отмечена только у детей с тотальным недоразвитием (умственной отсталостью).
По данным Л.И.Переслени, Т.В.Розановой, Дж.Равена нормативные показатели детей предшкольного возраста при оценке готовности к школьному обучению примерно совпадают с показателями детей первого года обучения. Вероятно, этот факт также свидетельствует в пользу применения для оценки невербальных способностей в младшем школьном возрасте уже не Цветных, а Чёрно-белых матриц Равена.
Нормативы выполнения Цветных матриц Равена детьми с нормальным и отклоняющимся развитием
Возраст | Категория испытуемых | Кол-во баллов |
6 лет | Норма | 26-35 |
ЗПР | 13-25 | |
УО | 0-12 | |
7 лет | Норма | 27-35 |
ЗПР | 16-26 | |
УО | 0-15 | |
8 лет | Норма | 29-35 |
ЗПР | 19-28 | |
УО | 0-18 | |
9 лет | Норма | 30-35 |
ЗПР | 20-29 | |
УО | 0-19 |
Но не менее информативным, чем количественная оценка, а, порой, более важным для построения прогноза является качественный анализ самого процесса выполнения заданий. Такой анализ может быть осуществлен, разумеется, только в том случае, если задания выполняются под наблюдением диагноста во время индивидуальной работы с ребенком.
Направления качественного анализа выполнения
Проведение любой стандартизированной методики, в том числе прогрессивных матриц Дж. Равена, может дать достаточно информации, помимо стандартной оценки. То есть, даже просто наблюдая за тем, как ребенок выполняет этот тест, можно почерпнуть для себя крайне важные сведения о специфике