Файл: Ано дпо "волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы" Программа профессиональной переподготовки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"
Программа профессиональной переподготовки
Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей имеющих нарушения различного генеза (340)
Дисциплина: Организация и содержание нейропсихологической диагностики в работе с детьми, имеющими различные повреждения головного мозга
Практическое задание 3, Модуль 3. Методы нейропсихологического обследования детей
Выполнил:
слушатель Меркотун Виктория Фаритовна
Преподаватель:
Штанько Ульяна Вячеславовна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2023
Задание 1. Используя материалы лекций 7-10 проанализируйте методы нейропсихологической диагностики в детском возрасте и заполните таблицу.
Диагностика ВПФ в детском возрасте
Исследуемые параметры | Методики диагностики | Выявляемые симптомы (на поражение какой зоны мозга указывают ошибки в выполнении теста) |
Праксис | Праксис позы по зрительному образцу Праксис поз по кинестетическому образцу | Не дифференцируются большой палец и мизинец, трудности в попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы, ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами и др. – дисфункция кинестетического анализатора, теменных отделов мозга. |
Динамический праксис: «Кулак-ребро-ладонь» Графическая проба «Заборчик» | Персеверации, трудности переключения с одного элемента на другой, замедленность выполнения действия, трудности запоминания программы - инертность в двигательной сфере, патология заднелобных отделов левого полушария. | |
Реципрокная координация: Тест на динамическую организацию двигательного акта. Пространственный праксис: Тест на пространственную и сомато-пространственную организацию движения рук. Проба Хэда. Конструктивный праксис. Тест на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства: Копирование фигур (из палочек, спичек). Копирование геометрических рисунков. Оральный праксис. Символический праксис. | Распад координированного движения рук-поражение мозолистого тела или парасагитальных отделов мозга. Замена правой руки на левую, ошибки пространственного расположения рук, путание левой и правой стороны и др.- связаны с дефектами движения рук в пространстве, нарушением пространственного гнозиса-дисфункция теменно-затылочных отделов мозга. Ошибки пространственного характера: неправильно располагает палочки внутри фигуры, путает право-лево, низ-верх, не воспроизводит всю фигуру-недоразвитие затылочных и теменно-затылочных отделов мозга. Элементы оральной апраксии при поражении нижних отделов сенсомоторной зоны и теменно-височных отделов и прилегающих к ней. Нарушение непроизвольного семантического уровня действий, действий ритуальных-подкорковый уровень двигательного анализатора. | |
Гнозис | Зрительный гнозис. Выбор картинки по слову, наименованию. Называние контурных, перечёркнутых изображений и конфликтных фигур. Выбор из трёх предметных картинок. Опознание и выбор букв, цифр, геометрических фигур. Дорисовывание: До целого. Предметных изображений. | Не узнаёт предметы, слабая организация восприятия словом - дисфункция средневисочных отделов левого полушария. Слабость вычленения существенных признаков - дисфункция лобных отделов. Слабая точность и дифференцированность восприятия предметов, знание их - дисфункция затылочных и лобных отделов мозга. Не сохранность перцепторного образа и образа представления-дисфункция затылочных отделов, лобных отделов. Нарушение конкретных предметных образов-представлений и образов восприятий- дисфункция или поражение затылочных отделов мозга или зоны ТРО. Нарушение пространственного восприятия предмета и образа предмета-поражение или дисфункция теменных или теменно-затылочных зон. |
Акустический гнозис. Неречевой слух. Слухомоторная координация А)Восприятие ритмов. Б)Воспроизведение ритмов. Тактильный гнозис. Тактильное опознание. Сомато-пространственный гнозис. Показ частей тела. 1.Локализация прикосновений: 2.Проба Ферстера. 3.Проекция локализации прикосновения. Зрительно-пространственный гнозис. Узнавание времени на схематических часах. Узнавание и называние римских, арабских чисел и букв. Цветовой гнозис. Разложи цветные фигурки. Положи по инструкции. Скажи, какого цвета. | Не узнавание неречевых звуков, музыкальных и песенных мотивов-дисфункция теменно-височных отделов правого полушария. Ошибки восприятия ритмов и их оценки – дисфункция верхне-височных отделов левого полушария. Ошибки воспроизведения - это ошибки моторики: лишние удары-заинтересованы теменно-височные отделы; недостаточность ударов, замедленность, персеверации и др. – заднелобные отделы. Ошибки узнавания предметов по кожно-кинестетическому ощущению-дисфункция зоны кожно-кинестетического анализатора и теменных отделов мозга. Нарушение схемы тела, понимания правого, левого в пространственных ощущениях и ориентировке в пространстве- дисфункции теменных и теменно-затылочных отделов левого и правого полушария. Ошибки в тесте-нарушение в понимании пространственного расположения стрелок и связи их положения со значением, т.е. с временем, о квазиопространственном нарушении- дисфункция теменно-затылочных отделов мозга левого и правого полушария. Ошибки в оценке пространственно-ориентировочных букв и цифр – дисфункция теменно-затылочных отделов как левого, так и правого полушария. Агнозия на цвета сочетается с агнозией лица - дисфункция затылочных отделов как левого, так и правого полушария, но преимущественно правого. Нарушение узнавания цвета сочетается с поражением затылочных отделов левого полушария. | |
Память | Воспроизведение событий. Слухоречевая память. 1)Повторение отдельных слов и повторение серий слов. 2) «Две группы по три слова» 3) Запоминание двух смысловых рядов. 4) Кривая памяти. Запоминание 10 слов. 5) Запоминание рядов цифр. Зрительная память. 1.Запоминание предметных картинок. 2. Опосредованное запоминание Методика «ДиаКор». Слухоречевая память: а) заучивание серий слов, сходных по звучанию и ритмически сгруппированных; б) заучивание серии слов с последующим выполнением задания объединить их в рассказ. Зрительная память: а) запоминание серии фигур в заданном порядке; б) запоминание 2 групп по 3 фигуры с последующим воспроизведением каждой из триад. Исследование двигательной памяти-тесты на запоминание серии положения пальцев на руке с последующим воспроизведением каждого положения противоположной рукой. | Нарушение процесса воспроизведения и процесса запоминания - дисфункция глубинных структур мозга или снижение корковой активности. Снижение объема запоминания, прочности, ретро-активное торможение –поражение средних отделов височной зоны. Ошибки воспроизведения: не воспроизводится 1-е предложение, а последующие – хорошо, это возникновение ретроактивного торможения- поражение средних отделов коры левой височной зоны мозга. Нарушение динамики запоминания и воспроизведения-разные ошибки говорят о топике поражения мозга. Страдает воспроизведение цифр в обратном порядке- при ранних правополушарных или двухсторонних органических поражениях. головного мозга. Страдает воспроизведение цифр в прямом порядке - при ранних левополушарных или двухсторонних органических поражениях головного мозга. Происходит расстройство активного внимания - снижение функционального состояния глубоких структур мозга. Нарушение в формировании функциональных мнестических систем – нарушение структур левого полушария мозга, как передних, так и особенно задних, при меньшей включенности структур задних отделов правого полушария. Ошибки в исполнении проб обусловлены недостаточным функционированием систем, обеспечивающих межполушарное взаимодействие и формирование кинестетической и кинетической схем движения. |
Внимание | Тест на произвольное внимание «Таблицы Шульте». Поиск заданной картинки(фигуры) среди ряда других. Тест на устойчивость внимания «Корректурная проба» Тест на связь слова с вниманием. | Снижение объёма внимания, скорости, подвижности, утомляемости, избирательности может быть связано с дефектами лобных систем мозга, если не обнаружатся специфические трудности восприятия картинок. Нарушение внимания влечёт несформированность непознавательных процессов, интеллекта, поведения. Нарушение регулирующей роли речи указывает на дисфункцию лобных или глубинных структур мозга. |
Мышление | Анализ игры. Наглядно-образное мышление. 1.Конструирование предметов без опоры на слово. 2. Конструирование с опорой на слово-наименование предмета 3. Метод дифференцирования предметов (объектов) 4. Понимание сюжетных картин 5. Понимание содержания сюжетных картин и нахождение последовательности картин в серии. Вербально-логическое мышление. 1.Понимание рассказов. 2. Решение математических задач. 3. Подбор противоположных понятий 4. Аналогии. 5. Классификация по: | Нарушение предметно-образного мышления – поражение затылочных отделов мозга либо патология лобных долей, если организация деятельности приводит ребёнка к выполнению задания. Если помощь не даёт результата-дисфункция височно-затылочных зон. Ошибки в тесте-дисфункция теменно-затылочных областей мозга или зоны ТРО, вторичные ошибки-дисфункция лобных зон мозга. Ошибки понимания: непонимание смысла, содержания, морали-дисфункция лобных долей левого полушария мозга. Трудности из-за нарушения памяти, ошибки из-за нарушения внимания, если при чтении по частям будут правильные ответы-сохранность лобных долей мозга и дисфункция средних височных отделов мозга, т.е. нарушение запоминания. Дефекты понимания словесной части задачи, нарушение арифметических счислительных операций – поражение теменных и теменно-затылочных зон мозга. Не может наметить схему план решения, не понимает в чём вопрос задачи – дисфункция лобных долей мозга. |
Речь | 1.Экспрессивная речь Спонтанная речь. Метод беседы. Диалогическая речь. Метод коротких вопросов и ответов. Автоматизированная речь. Повторная речь Активная речь. А) Рассказ по сюжетной картинке. Б) Собственное сочинение. Номинативная речь. А) Называние предметов по номинативным картинкам. Б) Понимание и называние частей тела. 2. Импрессивная речь. Метод понимания и выполнения вербальных инструкций. Понимание обращённой речи. Метод беседы. Понимание предметных слов. Метод показа названных объектов. 3. Понимание логико-грамматических конструкций. Тесты на понимание грамматических конструкций. | Неадекватные ответы - дисфункция заднелобных и лобных отделов. Соскальзывания на побочные ассоциации-дисфункция лобных отделов Трудности подбора слов, построения фразы, слов- дисфункция теменно-височных отделов. Литеральные парафазии, аграмматизмы -поражение и топика дисфункции мозговых зон. Ошибки повторения - дисфункция задне-лобных отделов мозга или общее снижение корковой активности. Литеральные и вербальные парафазии-дисфункция височных отделов. Контаминации, персеверации – дисфункция лобных и задне-лобных отделов. Ошибки в лексике, бедность, грамматика речи - поражение речевых зон, неадекватность понимания сюжета и смысла-поражение лобных зон Литеральные парафазии-дисфункция теменных и височных отделов левого полушария. Дефекты называния - дисфункция теменных отделов мозга. Нарушение понимания- дисфункция височных отделов. Нарушение понимания- дисфункция височных отделов. Забывание, замена, отказ, показ неадекватных картинок – патология левой височной зоны, 2-ой извилины. Непонимание грамматически связной речи – паталогия зоны ТРО левого полушария мозга. |
Эмоционально-волевая сфера | 1.Восприятие и оценка эмоционального содержания, картин, ситуаций. 2.Связь эмоциональных состояний с мимикой. 3.Операции с изображениями лиц. | Расстройства идентификации эмоциональных эталонов по знаку и модальности эмоций связаны с поражением правого полушария. |
Школьные навыки | 1.Диагностика речи и речевых процессов. 1)Диагностика письма 1.Идеограмное письмо. Речевые стереотипы. 2. Списывание. 3. Письмо под диктовку. 2)Диагностика чтения. 1. Идеограмное чтение. 2. Чтение букв разного шрифта. Чтение простых и сложных слов. Чтение предложений и короткого текста. Чтение про себя. 2. Диагностика счёта. 1) Простой счёт 2) Чтение чисел. 3) Разрядное строение чисел и нахождение цифры в разрядной сетке. 4)Счётные операции. 5)Операции в пределах одного десятка, с переходом через десяток. 6) Оптическое восприятие чисел и цифр. «Назови цифры» | Дефекты оптические, написания пространственно-ориентированных букв – дисфункция затылочных и теменных отделов коры левого полушария мозга. Замена одной буквы другой(фонематический слух)- верхне-височный отдел коры левого полушария. Ошибки логико-грамматические – патология теменно-затылочных отделов мозга. Литеральные и вербальные параграфии – теменные, либо височные отделы. Нарушение чтения слов (имя, фамилия и т.д.)-грубое поражение мозга, может быть поражение височных, либо теменно-затылочных отделов. Ошибки- дисфункция затылочных и теменно-затылочных отделов. Угадывающее чтение-дисфункция нижне-теменных и верхне-височных зон коры левого полушария. Нарушение понимания разрядного строения-дисфункция теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга. Непонимание арифметических действий, счёта в уме – дисфункция лобных и теменных отделов мозга. Первичная акалькулия. Нарушение пространственной ориентировки в счётных операциях - патология теменно-затылочных отделов. Вторичная акалькулия. Трудности в опознании цифр – дисфункция затылочных отделов мозга. |
Задание 2. Используя материалы лекции 11 распределите перечисленные ниже особенности левого и правого полушария.
Левое полушарие | Правое полушарие |
словесно-логический характер познавательных процессов | конкретно-образный характер познавательных процессов |
оперирование словами и знаками | оперирование образами |
ведущая модальность-аудиальная | ведущие модальности-визуальная и кинестетическая |
конвергентное мышление | дивергентное мышление |
сукцессивные функции | симультанные функции |
речь грамматически правильна | речь сбивчива, с запинками |
отвечает за логику | отвечает за интуицию |
математики, инженеры | художники, писатели, дизайнеры |
речь монотонна | речь экспрессивна |
легче писать текст | легче диктовать текст |
рационально | иррационально |
| |