Файл: Табатчикова Анастасия пнк321 Школьный возраст.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Табатчикова Анастасия ПНК-321

Школьный возраст

В школьном периоде у детей закладываются все основные психические процессы, начинает формироваться личность, интеллект и потребность в социальных связях. Ведущую роль во всех этих процессах отыгрывает общение с родителями и учебная деятельность. Кроме того, огромное значение для всестороннего развития личности имеют трудовые, игровые, творческие и спортивные занятия, которые проводятся в школе. С их помощью ребенок приобретает все новые навыки и знания, а также закрепляет свои достижения. Воспитание в школьном возрасте строится вокруг процессов мышления, которые становятся у ребенка доминирующими. Наглядно-образное восприятие информации заменяется словесно-логическим, поэтому школьники способны усваивать все более сложную информацию. Главным мотивом в учебном процессе является получение высоких отметок. Хорошая успеваемость становится для ребенка предметом гордости, тогда как плохая может стать причиной переживаний, плохого поведения и трудностей в коллективе. Переход к школьному обучению сопровождается периодом адаптации, когда дети сталкиваются с необходимостью быть дисциплинированными, сдержанными и организованными.

Проблемы детей школьного возраста могут начинаться именно в этом периоде, так как поступление в школу является первой крупной жизненной переменой. Так, первоклассник чувствует серьезность своей новой социальной роли, что связано с изменением распорядка дня и необходимостью подготовки к урокам. Если в семье есть дети младше, то новоявленный школьник, как правило, чувствует свое превосходство, ведь он занимается важным делом, которое недоступно малышам.

К возрасту шести-семи лет скачок роста заканчивается. Увеличение роста и веса происходит постепенно, однако активно развивает мышечная масса, нервная система и головной мозг. Ведущая деятельность в школьном возрасте – школьное обучение и самообразование. Задачей программы 1-4 классов является развитие мыслительных процессов у ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей.


На формирование личности школьный возраст влияет посредством завязывания новых отношений с коллективом и учителями. На данном этапе развития у школьника существует множество возможностей для формирования позитивных черт характера и высоких нравственных качеств. Податливость и доверчивость младших школьников, для которых учитель становится новым авторитетом, является отличным основанием для становления положительного характера личности.

Кризисные периоды у школьника

Кризис перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

В шести-семилетнем возрасте ребенок сталкивается с проблемой адаптации к новой социальной роли. Начало школьного обучения у многих детей ассоциируется с окончанием поры игр и развлечений. Большинство родителей действительно уделяют мало времени отдыху ребенка, не забывая при этом критиковать его за неудачи в школе. Таким образом, у детей формируется постоянное чувство вины и неуверенность, которые порождают безынициативность. Равнодушное или чрезмерно суровое отношение со стороны учителей и коллектива, как правило, становится причиной формирования комплекса неполноценности и слабой воли. Вследствие этого ребенок теряет интерес к обучению и боится выйти из-под опеки родителей.

Кризис перехода от младшего к среднему школьному возрасту.

Развитие ребенка школьного возраста в этом периоде связано с возникновением интереса к самореализации. Мотивацией для хорошей успеваемости становится чувство долга, которое может угнетающе действовать на психику ребенка. Данное обстоятельство часто усугубляется наказаниями за плохие отметки, проблемами в коллективе и невнимательным отношением педагогов. Желание искупить свою вину делает школьника невротичным, капризным, а иногда становится причиной агрессивного поведения. Жесткое воспитание в этом возрасте формирует у ребенка способности к манипуляции, лицемерию, угодничеству, а также криминальные наклонности.

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.



С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

  • Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.

  • Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.

  • Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).

  • Мотивация достижения становится доминирующей.

  • Происходит смена референтной группы.

  • Происходит смена распорядка дня.

  • Укрепляется новая внутренняя позиция.

  • Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.



Физиологические особенности младших школьников

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физичес­кого роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.

Основные новообразования младшего школьного возраста
— произвольность
— внутренний план действия
— рефлексия

Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.


По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.

Познавательные процессы

Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.

Восприятие

1. Наиболее типичной чертой восприятия учащихся 1-го и отчасти 2-го класса является его малая дифференцированность. Начиная со 2-го класса, у школьников процесс восприятия понемногу усложняется, все в большей степени в нем начинает преобладать анализ. В отдельных случаях восприятие приобретает характер наблюдения. Младшие школьники легко путают объемные предметы с плоскими формами, часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно.

2.Следует иметь в виду и тот факт, что ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов.

3. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется — окраску, величину, форму и т. п.

4. Особенности восприятия сюжетной картинки таковы: младшие школьники используют картинки как средство, облегчающее запоминание. При запоминании словесного материала на всем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.

5. Младшие школьники не умеют еще в должной степени 
управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, полноценно, самостоятельно работать с наглядными пособиями.

Память

1. Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также — все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

2. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.

3. Возникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию.

4. Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет.

5. Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. При этом в начале младшего школьного возраста (7—8 лет) способность к заучиванию еще мало чем отличается от способности к заучиванию у дошкольников, и лишь в 9—11 лет (т. е. в III—V классах) школьники обнаруживают явное превосходство.

6. Взрослый должен использовать следующие приемы для развития произвольного запоминания:

  • давать ребенку способы запоминания и воспроизведения того, что нужно выучить;

  • обсуждать содержание и объем материала;

  • распределять материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.);

  • учить контролировать процесс запоминания;

  • фиксировать внимание ребенка на необходимости понимания;

  • учить ребенка понимать то, что он должен запомнить;

Мышление

1. В младшем школьном возрасте основной вид мышления — наглядно-образное. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.

2. Формируются элементы понятийного мышления и мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, которые необходимы для соответствующей переработки теоретического содержания. Преобладающим является практически действенный и чувственный анализ. Это означает, что учащиеся сравнительно легко решают те учебные задачи, где можно использовать практические действия с самими предметами или находить части предметов, наблюдая их в наглядном пособии.