Файл: Экзаменационные билеты по дисциплине бд. 03 Родная (русская) литература Билет 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контрольно - измерительные материалы для проведения итоговой аттестации.

Экзаменационные билеты по дисциплине БД.03 «Родная (русская) литература»:

Билет №1

1. Рассмотрите, какую роль сыграла древнерусская литература в становлении русской классики? Перечислите основные жанры древнерусской литературы.

Билет №2

1. Аргументируйте слова М. Горького: «Начало искусства слова - в фольклоре». Какова роль устных источников в формировании русской словесности?

Билет №3

1. Докажите, что литература является важной составляющей частью духовной культуры народа.

Билет №4

1. Рассмотрите литературу как «искусство слова». Каковы, на ваш взгляд, основные функции и задачи «Литературы» в формировании личности?

Билет №5

1. Летописи как письменные источники русской словесности. Искусство летописания. «Повесть Временных лет».

Билет №6

1. Охарактеризуйте «Слово о полку Игореве» как уникальный памятник древнерусской культуры.

Билет №7

1. Аргументируйте тезис, что «Литература – это человековедение». Приведите примеры.

Билет № 8

1. Укажите на истоки формирования русской классической литературы. Аргументируйте.

Билет № 9

1. Дайте общую характеристику русской литературы YIII века.

Билет №10

1. Рассмотрите основные этапы становления русской классической литературы.

Билет №11

1. Рассмотрите, когда возник «классицизм» в России? Каковы особенности классицизма как литературного направления? Кто из русских поэтов является основоположником классицизма?

Билет №12

1. Дайте определение понятию «сентиментализм» и расскажите об основных чертах этого литературного направления. Кто из русских писателей является основоположником сентиментализма?
Билет №13

1. Дайте определение «романтизму» как литературному направлению и расскажите об основных его особенностях. Кто из русских поэтов является основоположником романтизма?

Билет №14

  1. Аргументируйте, почему первая половина XIX века получила название «Золотой век» русской литературы? Приведите примеры.

Билет №15

1. Рассмотрите основные темы и мотивы поэзии А.С. Пушкина.

Билет №16

1. Рассмотрите, какое влияние оказали А.С. Пушкин и его творчество на развитие русской поэзии и русского литературного языка?

Билет №17

  1. Рассмотрите тематическое и жанровое своеобразие русской литературы второй половины XIX века.


Билет №18

1. Раскройте тематику и проблематику творчества А.П. Чехова.

Билет №19

  1. Рассмотрите жизнь и творчество М.В. Ломоносова с позиции лингвиста и «пиита» (поэта). Каков его вклад в Российскую словесность?

Билет №20

1. Охарактеризуйте теорию «Трёх штилей» в творческом наследии

М.В. Ломоносова.

Билет №21

1. Проанализируйте, в чём выражается новаторство А.П. Чехова как драматурга в пьесе «Вишневый сад».

Билет №22

1. Рассмотрите основные этапы творчества одного из поэтов «Пушкинской поры» (по выбору).

Билет № 23

1. Рассмотрите основные этапы жизни и творчества Д.И. Фонвизина.

Билет №24

1. Проанализируйте, даёт ли комедия «Недоросль» основание полагать, что Д.И. Фонвизин, как сказал о нём А.С. Пушкин, - «сатиры смелый властелин, друг свободы»?

Билет №25

1. Определите тональность творчества М.Ю. Лермонтова. Сравните с тональностью творчества А.С. Пушкина. Чья поэзия Вам ближе?

Билет№26

1. “Штрихи к портрету”. Рассмотрите многогранность таланта

М.В. Ломоносова.

Билет №27

  1. Рассмотрите последние годы жизни Л.Н. Толстого. В чём причины его ухода из Ясной Поляны?

Билет №28

1. Раскройте смысл тезиса: «А. С. Пушкин – солнце русской поэзии». Докажите верность сказанного.

Билет №29

1. Проанализируйте проблему: «Пути и судьбы русской интеллигенции» через творчество писателей II-ой половины XIX века.

Билет№30

1. Аргументируйте, чьё творчество Вам ближе: А.С. Пушкина или

М.Ю. Лермонтова - и почему?

Билет№31

1. Рассмотрите последние годы жизни Л.Н. Толстого. В чём, по-вашему, выражаются причины духовного кризиса в мировоззрении Л.Н.Толстого?

Билет№32

1. Рассмотрите тему: как решает проблему нравственной ответственности личности в своём творчестве Ф.М. Достоевский? (роман «Преступление и наказание»).

Билет№33

1. Рассмотрите, какую роль сыграло крещение Руси в распространении письменных источников? Какова значимость этого деяния для русской культуры в целом?

Билет№34

  1. Перечислите основные достижения русской литературной классики

(19 век).

Билет№35

1. Рассмотрите особенности мировоззрения и авторской позиции

Ф.М. Достоевского (на примере романа «Преступление и наказание»).




Дополнительные вопросы для экзамена по дисциплине

БД.03 Родная (русская) литература:

1.Аргументируйте слова М. Горького «Начало искусства слова – в фольклоре».

2.Как вы понимаете слова В. Ходасевича «Чтобы понять писателя, надо, прежде всего, его правильно прочесть».

3.Какова была роль первых летописей для дальнейшего становления русской литературы?

4. Перечислите жанровое разнообразие древнерусской литературы.

5.Какова основная тема и в чём заключается пафос «Слова о полку Игореве»?

6. Назовите основные литературные журналы и литературные объединения I- ой половины XIX века.

7. Перечислите основные литературные журналы II- ой половины XIX века.

8. М.В.Ломоносов как создатель русской словесности.

9. Перечислите основные литературные направления к.XYIII века – н.XIX

10. К какому литературному направлению относилось творчество Г.Р.Державина?

11. К какому литературному направлению относилось творчество В.А.Жуковского?

12. К какому литературному направлению относилось творчество Н.М.Карамзина?

13. Кто в русской литературе является «певцом романтизма»?

14. Кто из русских поэтов являются представителями классицизма?

15. Перечислите поэтов «Пушкинской поры».

16. Какой жанр занял ведущее место в литературе второй половины XIX

века?

17. Почему В.Г. Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «Энциклопедией русской жизни»?

18. Какова роль А.С. Пушкина в становлении русской литературной классики?

19. Перечислите жанровое и тематическое разнообразие творчества А.С.Пушкина.

20. Охарактеризуйте ведущий литературный жанр в творчестве М.В. омоносова.

21. Кто является зачинателем сентиментализма в русской литературе?

22. Перечислите основные темы и проблемы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

23. В чем значимость творчества Д.И. Фонвизина как драматурга?

24. Перечислите тематическое и жанровое разнообразие творчества В.А.Жуковского.

25. В чём заключается значимость «Слова о полку Игореве» как памятника древнерусской литературы?

26. Назовите основные темы поэзии А.С.Пушкина.

27. Назовите основные темы поэзии М.Ю.Лермонтова.

28.В чем заключается специфика подхода к изображению человека в творчестве Ф.М. Достоевского?

29. В чем заключаются и как выражаются причины духовного и мировоззренческого кризиса в творчестве Л.Н.Толстого?


30. А.П.Чехов как образец русского интеллигента. Аргументируйте жизнью и творчеством. с


Критерии оценивания устного ответа по теоретическому вопросу:

В критерии оценки уровня подготовки обучающегося входят:

  • уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;

  • обоснованность, четкость, краткость и культура изложения ответа.

Уровень подготовки студента оценивается в баллах:

5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Оценка "отлично" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание философского материала, умение использовать философско-мировоззренческие положения для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение философской терминологией; анализ философского произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы.

Оценка "хорошо" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание философского материала, умение анализировать философский материал, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов.

Оценка "удовлетворительно" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ материала подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов.

Оценка "неудовлетворительно" ставится, если ответ обнаруживает незнание материала и неумение его анализировать, в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и вывода.


]

Список рекомендуемой литературы:

Учебная литература:

1. Лебедев, Ю.В. Литература, 10класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч., ч. 1 / Ю.В. Лебедев. – 8-е изд. – Москва: Просвещение, 2020. 367с.: ил. – ISBN 978-5-09-074690-8 – Текст: непосредственный.

2. Лебедев, Ю.В. Литература, 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч., ч. 2 / Ю.В. Лебедев. – 8-е изд. – Москва: Просвещение, 2020. 367с.: ил. – ISBN 978-5-09-074691-5 – Текст: непосредственный.

3. Сухих, И.Н. Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2ч. ч. 1 / И.Н. Сухих. – Москва: Академия, 2019. – 240с. – ISBN 978-5-4468-8644-9 – Текст: непосредственный.

4. Сухих, И.Н. Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2ч. ч. 2 / И.Н. Сухих. – Москва: Академия, 2019. – 272с. – ISBN 978-5-4468-8645-6 – Текст: непосредственный.

3. Интернет-ресурсы:

1. Российская литературная сеть [Электронный ресурс]  /  http://www.rulib.net (дата обращения 05.04.2023)

2. Русская портретная галерея [Электронный ресурс] http:// www.rulex.ru/ portgal.htm (дата обращения 05.04.2023)

3. «Слова» - поэзия серебряного века [Электронный ресурс] http://slova.org.ru (дата обращения 05.04.2023)

4. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]- http://window.edu.ru (дата обращения 05.04.2023).