Файл: По учебному курсу Методика ознакомления с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родители затрудняются определить формы приобщения детей к ознакомлению с окружающим миром. Чем руководствоваться при выборе форм для детей с ограниченными возможностями здоровья? Конкретизируйте в соответствии с различными нарушениями.
Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Имеющиеся нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психо-физические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.
Развитие познавательно - исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребёнок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания (дети с ДЦП, умственная отсталость).
Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями), это обусловлено низким
исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
Имеющиеся нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ.
Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Её задачи и содержание определяются с учётом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в более замедленном темпе её поэтапного становления, ограничении возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их предметной деятельности. Особенности звуковой стороны речи отражают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп речи). Они составляют особый пласт специальной логопедической работы с детьми с нарушениями опорно -двигательного аппарата (ДЦП), минимальными дизартрическими расстройствами. Для детей с речевыми нарушениями работу по этой образовательной области необходимо выстраивать индивидуально.
Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий. Например, грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. В норме дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. Для развития связной речи, освоения грамматических форм у детей с ОВЗ создаем специальные условия - разработки грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности и др. Преодоление нарушений звукопроизношения, наблюдаемых у детей с ОВЗ различных категорий, возможно при помощи специалиста, учителя-логопеда; учителя-дефектолога.
Кейс-задача 3. Учителю-дефектологу необходимо провести консультацию с воспитателями и родителями по вопросам использования ознакомления с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья в их духовно-нравственном, эстетическом развитии. Какова роль коррекционно-развивающей образовательной среды в этом процессе?
Особенности образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ состоят в необходимости индивидуально-дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания занятий, циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетов возможностей конкретной группы и каждого ребенка.
Программой предусмотрена система учета динамики развития детей, образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, связанные с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
карты развития ребенка.
В исправлении недостатков психофизического и речевого развития у детей с ОВЗ большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя группы, музыкального руководителя, педагога-психолога и инструктора по физической культуре. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ОВЗ. Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, цель которой состоит в организации.
Педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы педагогов.
Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: психолого-педагогический консилиум учреждения, педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др. Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого медико педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с ОВЗ.
Коррекционная работа в образовательном процессе протекает в ходе
непосредственной образовательной деятельности, которую осуществляют все педагоги, работающие с группой воспитанников. Они проводят:
1. Индивидуальные, подгрупповые и групповые игровые коррекционно-развивающие занятия.
2. Комплексные коррекционно-развивающие занятия с включением детей в разные виды деятельности и с участием разных специалистов.
3. Комплексные занятия с участием детей и их родителей.
4. Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия с использованием игр с водой и песком, театрализованной игры, музыки и движения.
5. Индивидуальные и групповые свободные игры и занятия с детьми основанные на конструктивной, изобразительной, музыкальной, трудовой и др. деятельности детей.
Вся деятельность планируется в системе и находит отражение в следующих документах:
- перспективный комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога и воспитателей с группой воспитанников, - план коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с подгруппами,
- план индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с каждым воспитанником группы, - план коррекционно-образовательной деятельности воспитателей с подгруппами, - план работы по взаимодействию с семьями.
Основная коррекционная работа с дошкольниками с ОВЗ осуществляется в образовательном процессе, поэтому особое значение приобретают средства, которые применяются в его организации и придают ей определенное своеобразие. К ним относятся:
- индивидуальный и дифференцированный подход (индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности);
- активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе;
- сниженный темп обучения;
- структурная простота содержания;
- повторность в обучении.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей в дошкольном учреждении осуществляется через широкое использование индивидуальных и групповых форм его организации, которые обеспечивают возможность реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ, разрабатываемых для каждого ребенка.
Применение этих форм является обязательным в каждой возрастной группе: для них определено время в режиме дня; достаточное количество специалистов обеспечивает возможность проведения занятий с подгруппами детей.
В основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода лежит педагогическая диагностика.
Сочетание возможностей использования групповых и индивидуальных форм образовательного процесса позволяет в наибольшей мере учитывать индивидуальные особенности воспитанников и обеспечивает тем самым возможность создания и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.
Индивидуальные занятия проводят с детьми все специалисты, однако особую роль в реализации программного содержания психолого-педагогической работы играет индивидуальная работа, которую проводит учитель-дефектолог.
После завершения психолого-педагогического обследования учитель-дефектолог создает план-программу индивидуальной работы с каждым ребенком на месяц. В нем отражаются основные направления работы, ее задачи и содержание. В качестве приоритетных для индивидуальных занятий, выступает работа по таким образовательным областям как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», хотя другие области также находят отражение («Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»). Выбор содержания осуществляется таким образом, чтобы обеспечивать не только формирование конкретных умений и навыков у дошкольника с ОВЗ, но и личностных качеств и навыков нормативного поведения. Каждое индивидуальное занятие проводится в форме игры, с которой могут сочетаться и другие виды деятельности, например, рисование, конструирование, музыкальная деятельность и др.
Каждый ребенок посещает обязательно 2-3 индивидуальные занятия в неделю. Учитель-дефектолог обязан провести ежедневно занятия с 5-6-тью воспитанниками. С учетом динамики развития и психофизического состояния ребенка учитель-дефектолог может вносить коррективы в созданный план работы.
В процессе организации педагогами совместной деятельности с детьми коррекционно-развивающая работа организуется во всех возрастных группах на основе использования всех видов игр, конструирования, рисования, лепки, музыкальной и трудовой деятельности. Это индивидуальная деятельность детей в условиях групповой комнаты либо небольшими группами (4-6 человек) в музыкальном зале. Такая деятельность стимулирует развитие двигательного, эмоционального и познавательного компонентов личности, позволяет целенаправленно активизировать психомоторное развитие ребенка в этих направлениях
Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Имеющиеся нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психо-физические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.
Развитие познавательно - исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребёнок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания (дети с ДЦП, умственная отсталость).
Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями), это обусловлено низким
исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
Имеющиеся нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ.
Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Её задачи и содержание определяются с учётом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в более замедленном темпе её поэтапного становления, ограничении возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их предметной деятельности. Особенности звуковой стороны речи отражают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп речи). Они составляют особый пласт специальной логопедической работы с детьми с нарушениями опорно -двигательного аппарата (ДЦП), минимальными дизартрическими расстройствами. Для детей с речевыми нарушениями работу по этой образовательной области необходимо выстраивать индивидуально.
Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий. Например, грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. В норме дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. Для развития связной речи, освоения грамматических форм у детей с ОВЗ создаем специальные условия - разработки грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности и др. Преодоление нарушений звукопроизношения, наблюдаемых у детей с ОВЗ различных категорий, возможно при помощи специалиста, учителя-логопеда; учителя-дефектолога.
Кейс-задача 3. Учителю-дефектологу необходимо провести консультацию с воспитателями и родителями по вопросам использования ознакомления с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья в их духовно-нравственном, эстетическом развитии. Какова роль коррекционно-развивающей образовательной среды в этом процессе?
Особенности образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ состоят в необходимости индивидуально-дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания занятий, циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетов возможностей конкретной группы и каждого ребенка.
Программой предусмотрена система учета динамики развития детей, образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, связанные с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
карты развития ребенка.
В исправлении недостатков психофизического и речевого развития у детей с ОВЗ большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя группы, музыкального руководителя, педагога-психолога и инструктора по физической культуре. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ОВЗ. Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, цель которой состоит в организации.
Педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы педагогов.
Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: психолого-педагогический консилиум учреждения, педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др. Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого медико педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с ОВЗ.
Коррекционная работа в образовательном процессе протекает в ходе
непосредственной образовательной деятельности, которую осуществляют все педагоги, работающие с группой воспитанников. Они проводят:
1. Индивидуальные, подгрупповые и групповые игровые коррекционно-развивающие занятия.
2. Комплексные коррекционно-развивающие занятия с включением детей в разные виды деятельности и с участием разных специалистов.
3. Комплексные занятия с участием детей и их родителей.
4. Индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия с использованием игр с водой и песком, театрализованной игры, музыки и движения.
5. Индивидуальные и групповые свободные игры и занятия с детьми основанные на конструктивной, изобразительной, музыкальной, трудовой и др. деятельности детей.
Вся деятельность планируется в системе и находит отражение в следующих документах:
- перспективный комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога и воспитателей с группой воспитанников, - план коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с подгруппами,
- план индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с каждым воспитанником группы, - план коррекционно-образовательной деятельности воспитателей с подгруппами, - план работы по взаимодействию с семьями.
Основная коррекционная работа с дошкольниками с ОВЗ осуществляется в образовательном процессе, поэтому особое значение приобретают средства, которые применяются в его организации и придают ей определенное своеобразие. К ним относятся:
- индивидуальный и дифференцированный подход (индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности);
- активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе;
- сниженный темп обучения;
- структурная простота содержания;
- повторность в обучении.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей в дошкольном учреждении осуществляется через широкое использование индивидуальных и групповых форм его организации, которые обеспечивают возможность реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ, разрабатываемых для каждого ребенка.
Применение этих форм является обязательным в каждой возрастной группе: для них определено время в режиме дня; достаточное количество специалистов обеспечивает возможность проведения занятий с подгруппами детей.
В основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода лежит педагогическая диагностика.
Сочетание возможностей использования групповых и индивидуальных форм образовательного процесса позволяет в наибольшей мере учитывать индивидуальные особенности воспитанников и обеспечивает тем самым возможность создания и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.
Индивидуальные занятия проводят с детьми все специалисты, однако особую роль в реализации программного содержания психолого-педагогической работы играет индивидуальная работа, которую проводит учитель-дефектолог.
После завершения психолого-педагогического обследования учитель-дефектолог создает план-программу индивидуальной работы с каждым ребенком на месяц. В нем отражаются основные направления работы, ее задачи и содержание. В качестве приоритетных для индивидуальных занятий, выступает работа по таким образовательным областям как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», хотя другие области также находят отражение («Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»). Выбор содержания осуществляется таким образом, чтобы обеспечивать не только формирование конкретных умений и навыков у дошкольника с ОВЗ, но и личностных качеств и навыков нормативного поведения. Каждое индивидуальное занятие проводится в форме игры, с которой могут сочетаться и другие виды деятельности, например, рисование, конструирование, музыкальная деятельность и др.
Каждый ребенок посещает обязательно 2-3 индивидуальные занятия в неделю. Учитель-дефектолог обязан провести ежедневно занятия с 5-6-тью воспитанниками. С учетом динамики развития и психофизического состояния ребенка учитель-дефектолог может вносить коррективы в созданный план работы.
В процессе организации педагогами совместной деятельности с детьми коррекционно-развивающая работа организуется во всех возрастных группах на основе использования всех видов игр, конструирования, рисования, лепки, музыкальной и трудовой деятельности. Это индивидуальная деятельность детей в условиях групповой комнаты либо небольшими группами (4-6 человек) в музыкальном зале. Такая деятельность стимулирует развитие двигательного, эмоционального и познавательного компонентов личности, позволяет целенаправленно активизировать психомоторное развитие ребенка в этих направлениях