Файл: Принцип дифференциации системы специального образования в рф. Набиева А. И.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип дифференциации системы специального образования в РФ.

Выполнила: Набиева А.И. 

               Развитие и дифференциация системы специального образования в России имеет 4 периода эволюции. Введя всеобщее образование и столкнувшись на практике с больше числом неуспевающих детей, вопреки государственному указу в СССР был создан ряд спец. школ для детей с отставанием в развитии и нарушающих учебную дисциплину. На содержание и финансирование этих школ требовались большие экономические затраты. Из-за этого, а также из-за ВОВ рост сети спец. школ был остановлен. К 1950 году количество школ равнялось довоенному. Постановление о всеобщем обучении гласило, что дети с отклонениями в развитии должны обучаться по тем же нормам (единый гос. стандарт), что и нормально развивающиеся дети. Для детей с отставанием в развитии была создана вспомогательная школа, задача которой заключалась в обучении таких детей гос. стандарту при помощи спец методов обучения. Открывается новая отечественная наука – Дефектология, которая занимается изучением аномального ребенка.                Развитие и дифференциация системы специального образования в России имеет 4 периода эволюции. Введя всеобщее образование и столкнувшись на практике с больше числом неуспевающих детей, вопреки государственному указу в СССР был создан ряд спец. школ для детей с отставанием в развитии и нарушающих учебную дисциплину. На содержание и финансирование этих школ требовались большие экономические затраты. Из-за этого, а также из-за ВОВ рост сети спец. школ был остановлен. К 1950 году количество школ равнялось довоенному. Постановление о всеобщем обучении гласило, что дети с отклонениями в развитии должны обучаться по тем же нормам (единый гос. стандарт), что и нормально развивающиеся дети. Для детей с отставанием в развитии была создана вспомогательная школа, задача которой заключалась в обучении таких детей гос. стандарту при помощи спец методов обучения. Открывается новая отечественная наука – Дефектология, которая занимается изучением аномального ребенка.    Изменения внутренней политики государства, пришедшиеся на конец 50-х — начало 60-х. незамедлительно привели к быстрому росту сети специальных школ, особенно вспомогательных школ для умственно отсталых детей.   Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» (1959) ввел обязательное 8-летнее образование. В 1966 г. советская школа перешла на новое содержание образования и на 10-летний срок обучения. По понятным причинам преобразования общеобразовательной школы не могли не отразиться на специальной.       Последние оказались в зоне особого внимания государства в силу пандемии полиомиелита, охватившей мир в конце 50-х гг. Достаточно скоро медики нашли средство от этой болезни, ее волну удалось сбить. Однако новый вид специальных образовательных учреждений — школ-интернатов для детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата, открытых в годы всплеска полиомиелита, упразднять не стали.      С конца 70-х — начала 80-х ГГ. В массовых школах начинают открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития. В конце 80 – х г.г. массовых школах начинают открываться первые отдельные экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых. К 1990 г. общее число специальных школ составило 2789 (ок. 575 тыс, учащихся). Интенсивно развивается сеть дошкольных учреждений, в них воспитывается более 300 тыс, детей с отклонениями в развитии.     Повторим, обучение в специальных школах носило цензовый характер. Положительным последствием ценза являлась возможность выпускников спецшкол продолжить свое образование и получить как среднее техническое, так и высшее образование. Как и каждый человек в СССР, они могли трудоустроиться. Негативным же последствием ценза стало закономерное в этом случае с «вытеснение» из образовательной системы детей с глубокими нарушениями интеллекта, эмоциональной сферы, сложной структурой дефекта.    Во всех регионах страны система отличалась структурным и содержательным единообразием, так как ее заказчиком и устроителем являлось исключительно государство. Специальные образовательные учреждения, дефектологические кадры, центры их подготовки размещались по территории СССР крайне неравномерно, преимущественно в европейской части страны.   Предполагая и требуя от педагогов названных учреждений наличия высшего дефектологического образования, государство на протяжении десятилетий удовлетворялось системой, где число таких учителей в среднем по стране никогда не превышало 15%. Благополучно ситуация выглядела лишь в столичных городах.                   Отсутствие в СССР закона, гарантирующего право на специальное образование всем категориям нуждающихся детей; не укомплектованность специальных образовательных учреждений кадрами специалистов-дефектологов; далеко не полный охват специальным образованием нуждающихся в нем детей; крайне неравномерное распределение по территории

страны специальных образовательных учреждений, дефектологических кадров, центров их подготовки; отставание уровня дифференциации государственной системы подготовки дефектологических кадров от уровня дифференциации системы специального образования детей с различными нарушениями в развитии позволяют говорить о логической и структурной незавершенности к началу 90-х гг. в развитии отечественной системы специального образования.

Благодарю за внимание!


z