Файл: Основы теории конфликтного поведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАДАНИЕ 4

Исходя из прочтенной ситуации можно сделать вывод о том, что у ученика и педагога нет взаимопонимания, что отражается в прогулах урока, закрытии ребенка на уроке.

Я считаю, что причинами могут быть следующие обстоятельства:

1. Несоблюдение индивидуального подхода в обучении учителем;

2. Завышенная самооценка обучающегося, так как по остальным предметам он отличник.

3. Ученик не воспринимает педагога, как авторитета в образовательном процессе;

4. Личная неприязнь ученика к учителю, что проявляется в невыполнении домашнего задания.

Одним из признаков конфликтного взаимодействия является отношения обучающегося к предмету: недисциплинированность, закрытость и замкнутость на уроке.

Классный руководитель намерен поговорить с учителем английского языка, но перед этим состоялся разговор с родителями, таким образом, можно говорить о том, что классный руководитель выполнил свои функции.

Рекомендации классному руководителю при разговоре с учителем – предметником:




  • Раскрыть её причины


  • Не допустить перехода в длительный конфликт


  • Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны


  • Найти пути предупреждения или погашения конфликта


Классный час 

«Трудности общения». 

Возрастная группа-13-14лет.

Цель: формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

- показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей;

- развивать умение анализировать конфликтные ситуации;

- выработать способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций путем принятия коллективного решения.

Форма: ситуативный практикум.

Подготовительная работа:

- проводился письменный опрос с целью выявления конфликтных ситуаций в жизни подростка;

- учащиеся подготовили инсценировки типичных конфликтных ситуаций;

- учащиеся выпустили информационную газету с советами по предотвращению конфликтов. 

Ход занятия



  1. Вступительное слово. Выступает учащийся.


- Тема сегодняшнего классного часа «Трудности общения».

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или другие предметы, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.

И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.


Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты в классе, школе, семье, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтных ситуациях. Этому мы попробуем сегодня научиться.

На сегодняшнем занятии присутствует школьный психолог. Она поможет нам разобраться в наших вопросах.

Учащиеся нашего класса высказались о том, какие проблемы существуют у них.

Итак, актуальные проблемы для нашего возраста:

- отношения между одноклассниками;

- отношения в семье;

- здоровье;

- учеба, отношение к учебе;

- свободное время;

- правила поведения.

2. Ситуативный практикум.

- Сейчас вашему вниманию будут представлены сценки, в которых обыгрываются определенные проблемы. После каждой сценки надо будет высказать свое мнение, как разрешить конфликт.

Учащиеся показывают сценки. Остальные обсуждают увиденное, предлагают пути выхода из конфликтной ситуации. Психолог и классный руководитель могут корректировать ход обсуждения.

3. Работа с психологом.

Психолог.

- Ребята! Как вы поступите, если узнаете, что ваш друг(подруга) за глаза рассказывал о вас плохое? Ответы учащихся.

— Вот и сейчас, да и в предыдущих сценках вы продемонстрировали частое использование «ТЫ-высказываний». А можно воспользоваться техникой «Я-заявления».

«Я-заявление» — это безопасный способ высказывания другому человеку своих чувств, того, что вы ощущаете и какими вы видите ваши отношения в будущем. В «Я-заявлении» говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего. Строится «Я-заявление» следующим образом: «Я чувствую … когда кто-то… потому что (я)…. Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы…»

Я чувствую…( используйте слова, которые точно описывают ваши чувства, не преувеличивая их).

Когда кто-то…( описывайте поведение точно(только то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется; не используйте обидных слов)

Потому что (я)….(будьте максимально конкретны; делайте упор на то, как это на вас влияет)

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы…(говорите прямо о своих желаниях)

И для нашего случая «Я-заявление» может звучать следующим образом:

«Я очень рассердился, когда узнал, что друг за глаза плохо говорил обо мне, потому что это некрасиво. Поэтому в следующий раз когда тебе что-то во мне не нравится, говори мне об этом прямо».

Давайте попрактикуемся в составлении «Я-заявлений». Для этого вспомним наши сценки, и я могу предложить несколько примеров конфликтных ситуаций. 



Примеры конфликтных ситуаций.

1. Во время перемены ты доделываешь задание по математике. Вдруг проходящий мимо одноклассник берёт твою линейку.

2. Ты сидишь за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает тебя.

3. Твоя подруга ушла в кино с девочками, не сказав тебе об этом.

Учащиеся работают в группах (по шаблонам «Я - заявления», предложенным психологом) и предлагают на всеобщее обсуждение свои предложения.

Рефлексия. Как вы думаете, что предпочтительнее использовать в общении: «Ты-сообщение» или «Я – заявление»? Что приятнее слышать? Что труднее сформулировать?

4. Итоги.

Психолог.

- Сегодня вы посмотрели на конфликтные ситуации с разных точек зрения и увидели, что каждая сторона, участвующая в конфликтной ситуации, видит её по-своему. Вы попытались найти способы разрешения конфликтных ситуаций. Узнали кое-что новое, что поможет в дальнейшем общении. Многое вы уже знаете, это показывает газета, выпущенная вами. Но знать и использовать эти знания в жизни, это не одно и то же. Поэтому желаю вам использовать имеющиеся у вас знания в вашем повседневном общении. И тогда трудностей будет меньше!

ЗАДАНИЕ 5

Демократический стиль, равноправие между педагогом и детьми.

Под словом «взаимодействие» обычно понимается процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь. 

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

При этом в ряде исследований указывается, что педагог не всегда придает особое значение общению в ходе организации учебно-воспитательного процесса. 

Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная. 

Составной частью профессиональной роли учителя является функция фасилитатора - человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию. 

Выступая в этой роли, педагог способствует повышению продуктивности учебной деятельности путём активизации процесса восприятия, представления, коммуникации. 

В этой роли чрезвычайно важна способность учителя к самовыражению, а также его собственная активность. 

При психологизированном подходе важна не передача знания сама по себе, а влияние учителя посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности учащихся. 


Результативность возможна лишь тогда, когда налажен контакт с теми, кому хочешь эти знания передать, когда сознательно и ответственно используются приёмы и методы психологического воздействия.

Педагогически обоснованное взаимодействие предполагает доброжелательный, взаимоприемлемый, взаимополезный, взаимообучающий и развивающий диалог педагога и воспитуемого. Быть светлым лучом для других, самому излучать знания и тепло – вот главное качество педагога.

В рамках этого взаимодействия между двумя сторонами педагогической деятельности складываются определённые отношения. Они могут быть отношениями сотрудничества, внимания, работы, а могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными отношениями.

Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки учителя. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. 

Значение установки в педагогическом взаимодействии трудно переоценить. 

Как образно заметил кинорежиссер А.П.Довженко «Даже глядя в лужу, можно увидеть отражение в ней чистого неба, прекрасных звезд, а можно - грязное дно». 

В качестве доказательства того, какой большой вклад могут внести учителя в развитие у ребенка положительной самооценки, приведем результаты одного эксперимента. 

Состоял он в следующем. 

Психолог протестировал школьников на уровень интеллекта, а затем наугад, независимо от результатов теста, выбрал из списка каждого пятого и объявилучителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. 

После чего в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей, в результате чего выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. 

Это и доказывает зависимость развития Я-концепции от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. 

Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. 

В психологии этот феномен носит название «эффект Пигмалиона». 


Суть его состоит в следующем: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Таким образом, позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения, являются важной стороной педагогического общения.

Весьма действенным в плане привлечения и удержания внимания, усиления психологического воздействия является приём персонификации, когда педагог использует человеческую способность сопереживать при восприятии информации.

Прием новизны заключается в том, что учитель в начале урока, беседы заинтриговывает своих питомцев сообщением какой-то новой для них информации.

Успешному овладению вниманием своих воспитанников поможет прием, использующий феномен психической заразительности.

Не менее эффективен и прием соучастия.

Психологические приемы, используемые педагогами на уроке можно условно разделить на следующие категории:

Непосредственно коммуникативные навыки: способность ведения дискуссии или ее регуляции; навык резюмирования, обобщения, постепенного подведения к ответу – создание условий для совершения «открытия» учащимися;

Паралингвистические категории (темп, тембр, интонации, паузы, нарочитость, громкость)

Особенности поддержки и похвалы

Особенности организации рефлексии

Анализ психологического состояния учащихся на уроке

Инструктирование учащихся

Создание мотивации, организация работы в группах

Соблюдение принципов возрастной психологии – соответствие форм работы возрасту учащихся и др.