Файл: Дипломная работа государственные пенсии, порядок финансирования, виды, круг лиц, имеющих право на государственные пенсии.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 10605
Скачиваний: 171
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
перерасчет размера страховой пенсии, в том числе по инвалидности, и фиксированной выплаты к ней; перерасчет размеров пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности, установленных гражданам из числа космонавтов в связи с установлением им I группы инвалидности либо достижением ими возраста 80 лет;
возобновление выплаты страховой пенсии после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление выплаты;
возобновление выплаты накопительной пенсии после ее приостановления по истечении срока действия вида на жительство иностранца;
повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности проживающим в сельской местности и проработавшим не менее 30 лет в сельском хозяйстве16.
Таким образом, стоит сделать следующие выводы, пенсионная система в России требует дальнейшего реформирования. Эффективность этого процесса зависит от конкретных условий и факторов, а также от экономической ситуации в стране и соответствующей экономической политики.
Задача государства-члена - разработать и реализовать меры по повышению эффективности своей деятельности. Мы считаем, что улучшение системы - это неотъемлемая часть улучшения экономики в целом.
Осуществление намеченных мероприятий по зрелость пенсионной системы требуется, чтобы сопровождать информационную кампанию крупномасштабной поощрять работающих граждан активно участвовать в формировании своих пенсионных прав на будущую пенсию и предоставить объективную информацию о состоянии и перспективах развития права на социальное обеспечение.
Реализация предложенных мер обеспечит достаточно высокий рост пенсий для старшего поколения и создаст предпосылки для получения достойной пенсии по сравнению с нынешним поколением.
1.2 Круг лиц, имеющих право на получение пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости(инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Застрахованные лица — это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
К ним относятся:
- граждане РФ;
- постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;
- иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Из числа граждан РФ, указанных иностранных граждан и лиц без гражданства, застрахованными являются лица:
1) работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
4) работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании (если иное не предусмотрено международным договором РФ);
5) являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
6) священнослужители;
7) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании (например, физические лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию):
а) в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем;
б) в целях уплаты страховых взносов за себя, если это физическое лицо постоянно или временно проживает на территории РФ и на него не распространяется обязательное пенсионное страхование).
Право на государственную пенсию имеют:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) граждане из числа космонавтов;
7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;
8) нетрудоспособные граждане17.
Разграничение правового регулирования осуществляется в зависимости от статуса военнослужащего. По нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (военнослужащие-призывники).
Поэтому же Закону осуществляется пенсионное обеспечение членов семей погибших (умерших) военнослужащих-призывников. Кроме того, положения данного Закона распространяются на иностранных граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и членов их семей. Пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, других приравненных к ним по пенсионному обеспечению категорий служащих и членов их семей осуществляется по нормам Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. В Законе дано подробное перечисление подпадающих под его действие лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная и иная приравненная к ней служба. Различие между двумя указанными категориями военнослужащих заключается в том, что в первом случае военная служба осуществляется во исполнение конституционной обязанности по защите Отечества (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву); а во втором - военная служба является профессиональной деятельностью (военнослужащие, проходящие военную службу по контракту)18.
К категории граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, отнесены граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это довольно детализированная по десяти группам категория граждан. Дифференциация по группам связана с состоянием здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации, с разными этапами проведения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, работой или проживанием на территории, подвергшейся радиационному загрязнению.
Основной проблемой пенсионного обеспечения остается размер пенсий, который, несмотря на свое постепенное возрастание, несовершенен. И действительно, уровень жизни наших пенсионеров несопоставим с уровнем жизни европейцев. Такое несовершенство связано с нерациональным использованием бюджетных средств.
При составлении бюджета на очередной финансовый период государству необходимо сбалансировать пенсионные поступления и выделять больше денежных средств на выплату пенсий. В связи с тем, что по мере постепенного возрастания размера пенсий или же, в другой ситуации, заработной платы, возрастают цены на продукты питания и другие необходимые товары, в обществе появляется нестабильность. В большей степени это обусловлено инфляцией, которая существует в России на протяжении нескольких лет на примерном уровне 11-12%
19.
Таким образом, в заключении следует сказать, что государственные пенсии на территории нашей страны урегулированы нормами права, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. Пенсионная система функционирует стабильно и рационально. Но для более эффективной пенсионной деятельности необходимо внести некоторые изменения в нормативную базу, что приведет к существенным улучшениям.
Глава 2. Порядок финансирования и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
2.1 Порядок финансирования государственных пенсий на примере Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Социальный фонд России направит в 2023 году свыше 9,5 трлн рублей на выплаты пенсий и 1,9 трлн рублей - на различные меры поддержки семей с детьми, сообщили в Минтруде России.
Социальный фонд с 1 января 2023 года обеспечивает все те меры поддержки и страховые выплаты, которые сейчас администрируют Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
В общей сложности расходы Социального фонда составят более 13,5 трлн рублей. Это выплата пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячных денежных выплат, универсального пособия и других мер поддержки семей с детьми.
По его словам, помимо прямых денежных выплат гражданам Социальный фонд будет обеспечивать граждан с инвалидностью средствами технической реабилитации, финансировать программу субсидирования найма, пилотные проекты в сфере комплексной реабилитации и социальные программы.
Как и было обещано при принятии закона о Социальном фонде, при проектировании бюджета не был использован принцип перекрестного финансирования. То есть, доходы и расходы по каждому из видов страхования учитываются отдельно. Средства от одного вида страхования не используются для финансирования расходов по другому виду страхования20.
Расходы Социального фонда в 2023 году составят более 13,5 трлн рублей, из них на выплату пенсий Фонд направит свыше 9,5 трлн рублей, на меры поддержки семей с детьми - свыше 1,9 трлн рублей. На выплату больничных, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком - порядка 840 млрд рублей, страховые выплаты в связи с несчастными случаями на производстве и обеспечение предупредительных мер - порядка 130 млрд рублей, на ежемесячные денежные выплаты льготных категориям граждан - порядка 500 млрд. Фонд профинансирует направление на санаторно-курортное лечение, предоставление технических средств реабилитации, мероприятия по комплексной реабилитации-абилитации детей с инвалидностью и другие меры социальной поддержки.
Рис. 1. Доходы Социального Фонда РФ
В первую очередь как работодателю, так и работнику важно знать основную краткую информацию о правовом положении нового Единого социального фонда. В общем виде она звучит так:
1. Единый фонд создается при Правительстве России. Оно осуществляет от имени нашей страны функции и полномочия его учредителя (ст. 2 Закона № 236-ФЗ).
2. Организационно-правовая форма СФР – государственный внебюджетный фонд (тип государственного учреждения).
3. СФР обладает бланками государственного образца, вправе иметь символику в виде герба, эмблемы и др. (п. 1. ч. 8 ст. 1, ч. 26 ст. 2 Закона № 236-ФЗ).
4. Органы управления Единого фонда страхователя – его Председатель и Правление (ч. 21 ст. 2, ст. ст. 6 и 7 Закона № 236-ФЗ). Председатель – единоличный орган управления. Его назначает на должность и освобождает от нее Правительство России по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Правление СФР – коллегиальный орган численностью 35 человек. Его Председатель – председатель Единого фонда по должности.
5. Контроль за финансовой деятельностью СФР осуществляет специальная контрольно-ревизионная комиссия (ст. 12 Закона № 236-ФЗ).
Правопреемственность фондов. Новый Единый социальный фонд будет правопреемником ПФР и ФСС России. Так, СФР создают для осуществления государством (ст. 1 Закона № 236-ФЗ)
пенсионного обеспечения;
обязательного пенсионного страхования;
обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
социального обеспечения;
предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан;
иных государственных функций и полномочий, возложенных на Единый фонд страхователя по законодательству России.
Для исполнения своих функций за Единым фондом со дня его создания будут сохранены присвоенные ПФР (ч. 2 ст. 18 Закона № 236-ФЗ):
основной государственный регистрационный номер;
идентификационный номер налогоплательщика;
код причины постановки на учет;
код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления.
Социальный фонд России – единая централизованная система с вертикальной подчиненностью (ч. 20, 22 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Следовательно, Единый фонд страхователя имеет свою структуру. В нее входят территориальные органы, обособленные подразделения и подведомственные учреждения (ст. 8 Закона № 236-ФЗ). Решение об их создании, реорганизации, ликвидации принимает Председатель Единого фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.