Файл: Учебное пособие для организаций г о. Тольятти 2018 Департамент общественной безопасности г о. Тольятти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 593

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дежурно-диспетчерская служба организации (ДДС) создается с целью приема, учета и анализа поступающей информации об обстановке, касающейся деятельности организации, а также событий оказывающих или могущих оказывать соответствующее влияние на ее производственную деятельность, устойчивое функционирование, работу персонала и т.д.

Поэтому, основными задачами дежурно-диспетчерской службы будут:

  • Прием сообщений о происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного и техногенного характера;

  • Передача сообщений (информации), распоряжений соответствующим должностным лицам и аварийной службе организации, в компетенцию которых входит организация локализации и ликвидации ЧС;

  • Сбор, регистрацию и анализ полного объема информации о текущем состоянии систем жизнеобеспечения организации.

10.2. ОБЯЗАННОСТИ ПЕРСОНАЛА ДЕЖУРНО—ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

Дежурный диспетчер должен знать:

  • Утвержденный порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС.

  • Критерии информации и табель срочных донесения в области защиты населения и территорий от ЧС.

  • Карту-схему организации и города и уметь хорошо ориентироваться по ней.

  • Порядок оповещения рабочих и служащих в рабочее и нерабочее время.

  • Систему жизнеобеспечения объекта.

  • Основные функции и возможности аварийной службы объекта.

  • Поступившие распоряжения, приказы и другие документы вышестоящих органов управления в части касающейся работы дежурного диспетчера.

  • Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

  • Порядок составления ежедневной и еженедельной информации, представляемой для доклада в вышестоящие органы.

  1. В режиме повседневной деятельности

  • Проверять состояние связи и порядок взаимодействия с АСС и АСФ

  • Принимать текущую информацию независимо от источника информации; анализировать ее и оценивать по «Критериям информации о ЧС», учитывая ее в отдельном журнале

  • При приеме дежурства уточнять у прежнего дежурного неисполненные или находящиеся на контроле заявки и добиваться их исполнения или уточнять причины невыполнения


  • При получении информации об авариях в системах водо-, тепло-, газо-, энергоснабжения, регистрировать информацию в журнале и передавать ее соответствующим должностным лицам, осуществлять контроль за ходом устранения неисправностей и аварийных ситуаций

    1. В режиме повышенной готовности

    • Знать инструкцию о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера

    • Принимать, анализировать и оценивать достоверность любой поступающей текущей информации

    • С получением информации об угрозе возникновения ЧС немедленно докладывать руководителю объекта, дежурному ЕДДС, оценивать ее по критериям о ЧС

    • Выполнять все распоряжения диспетчера ЕДДС по координации совместных действий по предотвращению ЧС

    • Полученную информацию (донесение) об угрозе ЧС передать в письменном виде (донесение по форме 1/ЧС) в вышестоящий орган управления ГО ЧС

    • Знать силы и средства, привлекаемые для предупреждения угрозы ЧС 3. В режиме чрезвычайной ситуации

    • Принимать сообщения о возникновении ЧС, регистрировать их в журнале учета и немедленно докладывать руководителю объекта экономики и дежурному ЕДДС

    • Анализировать и оценивать достоверность оперативной информации по критериям о ЧС, определять ее масштаб, уточнить состав сил и средств, привлеченных для ликвидации ЧС

    • Всю полученную информацию докладывать дежурному ЕДДС

    • Организовать взаимодействие с ДДС других организаций, силами и средствами привлеченными к ликвидации ЧС

    • Организовать сбор и обмен оперативной информацией между привлеченными к ликвидации ЧС силами и средствами

    10.3. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПЕРСОНАЛА ДЕЖУРНО- ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    Дежурный диспетчер должен:

    При повседневной деятельности:

    • осуществлять прием, оформление и анализ сообщений о деятельности организации, происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного и техногенного характера;

    • осуществлять передачу сообщений (информации), распоряжений, соответствующих руководителей должностным лицам и аварийным службам, в компетенцию которых входит организация локализации и ликвидации ЧС;

    • обеспечивать своевременную передачу поступивших заявок по вопросам жизнеобеспечения организации соответствующей аварийной службе и контролировать ход их выполнения;

    • контролировать состояние исправности имеющихся средств связи и обработки информации. О возможных неисправностях немедленно докладывать руководителю или его заместителю, принимать меры к их устранению;

    • своевременно информировать потребителей электроэнергии, тепло-, газо- и водоснабжения о намеченных плановых работах, связанных с изменениями в системе жизнеобеспечения объекта, а также о возникающих аварийных ситуациях:

    • при заступлении на дежурство ознакомиться с обстановкой, произошедшими за прошедшие сутки аварийными ситуациями, выполняемыми и планируемыми за аварийными работами, поставленными на контроль исполнения задачами;

    • составлять к установленному времени ежесуточную информацию о возникновении ЧС (угрозах ЧС), чрезвычайных происшествиях, функционировании системы жизнеобеспечения организации, зарегистрированных дежурной службой.


    При получении информации об угрозе возникновения ЧС:

    • уточнить первоначально поступившие сведения (примерный район угрозы возникновения ЧС, время, ожидаемые последствия и т.д.);

    • не позднее 5 минут после получения сообщения доложить полученную информацию об угрозе ЧС руководству организации, ЕДДС района и т.д.;

    • не позднее 20 минут с момента получения информации об угрозе ЧС передать донесение по форме 1/ЧС (2/ЧС) (в последующем обстановку уточнять и докладывать каждые 4 часа, при резком ухудшении обстановки докладывать немедленно):

    • по указанию руководителя организацииоповестить по всем имеющимся средствам оповещения и связи рабочих и служащих, а также вблизи проживающее население о предполагаемой ЧС и ее последствиях:

    • дать предварительные указания аварийной службе по подготовке к действиям в ЧС;

    • уточнить состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации предполагаемой ЧС, маршруты движения и способы связи с ними;

    - организовать обмен информацией с ЕДДС района, дежурным УВД и т.д.

    При возникновении чрезвычайной ситуации :

    • записать в рабочую тетрадь время возникновения ЧС (получение сигнала о

    ЧС):

    • не позднее 5 минут сообщить руководству организации, дежурному ЕДДС района о возникновении ЧС;

    • оповестить о произошедшей ЧС:

    • пожарную службу по тел. 01

    • работников организации;

    • дежурного по УВД по тел. 02;

    • скорую помощь по тел.03;

    • дежурного по управлению (отделу) ГО ЧС по тел. и т.д.

    • уточнить первоначальные сведения о ЧС (дата, время, место, вид ЧС, источники ЧС, количество пострадавших, характеристика, масштаб и причина ЧС, предварительный ущерб и т.д.);

    • организовать первичные работы по ликвидации ЧС:

    • отключить основное освещение;

    • организовать тушение пожара;

    • организовать ликвидацию прорыва на и т.д.

    • при необходимости оповестить и вызвать аварийно-технические команды (службы газоснабжения, службы энергетики, водоканал)

    • оценить сложившуюся обстановку в районе ЧС и доложить руководителю организации, дежурному ЕДДС района предложения о привлечении сил и средств для ликвидации ЧС;

    • по указанию руководителя объекта направить в район ЧС сил и средств, указав район ЧС, маршрут движения, основную задачу:

    • с использованием всех средств оповещения и связи довести до населения, находящегося в районе ЧС порядок его действий;

    • организовать постоянный обмен информацией о сложившейся обстановке с ЕДДС района;

    • определить по критериям принадлежность ЧС, составить донесение по форме 2/ЧС и передать в вышестоящий орган управления не позднее 20 минут с момента возникновения ЧС (последующие донесения по форме 3/ЧС и 4/ЧС представляются в сроки, указанные в табеле срочных донесений);

    • осуществлять сбор информации с места ЧС о развитии обстановки, задействованных силах и средствах и их потребности, а также о ходе выполнения работ и докладывать руководителю организации;

    • своевременно докладывать руководителю организации, дежурному ЕДДС о выполненных мероприятиях;

    • довести вновь заступившему диспетчеру обстановку по ЧС, объем выполненных работ, количество и состав привлеченных сил и средств, их последующие потребности:

    • о ЧС, связанных с авариями на химически опасных объектах докладывать независимо от масштабов аварии.


    При получении сообщения об аварии (угрозе аварии) на химически опасном

    объекте с выбросом АХОВ:

    • убедиться в достоверности полученного сообщения и при этом уточнить;

    • время аварии, вид и количество АХОВ, попавшего в окружающую среду;

    • вид аварии, состояние аммиачно-холодильной установки (емкости, сосуда), источника выброса АХОВ;

    • текущее состояние дел, выброс продолжается или прекратился);

    • привлеченные для локализации силы и средства;

    • количество пораженных (погибших);

    • проведенные мероприятия по оповещению персонала объекта и населения, попадающего в зону заражения.

    • доложить о ЧС руководителю организации, дежурному ЕДДС района;

    • произвести запись в журнале учета прохождения сигналов:

    • доложить о выполненных мероприятиях руководителю объекта, дежурному ЕДДС района.

    10.4. ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ Документация на стенде или под стеклом в помещении дежурного:

    • инструкция диспетчеру на случай возникновения ЧС;

    • инструкция диспетчеру на случай пожара на объекте:

    • схема оповещения должностных лиц в рабочее и нерабочее время;

    • справочник телефонов:

    • приказ (выписка из приказа) или график ответственных на праздничные дни.

    Документация дежурного (отдельная папка):

    • журнал учета аварий и ЧС;

    • рабочая тетрадь;

    • формализованные бланки донесений (по форме 1/ЧС - 4/ЧС);

    • выписка из табеля срочных донесений;

    • критерии ЧС (выписка);

    • порядок сбора и передачи донесений.

    Документация, находящаяся у начальника ДДС:

    • книга инструктажа дежурных (диспетчеров) о порядке действий в случае возникновения ЧС и по соблюдению мер безопасности;

    • журнал учета занятий с должностными лицами ДДС;

    244

    - ведомость сдачи зачетов по знанию порядка действий при возникновении

    ЧС.

    10.5. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СООБЩЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ ВЗРЫВА


    1. При получении сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства будьте выдержанными и вежливыми, не прерывайте говорящего. При наличии магнитофона, подключенного к телефону, запишите разговор.

    2. Постарайтесь сразу дать знать об угрозе своему коллеге, одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить на телефонный узел по

    одному из номеров , , о поступившем телефонном

    звонке для определения номера телефона, по которому звонит предполагаемый террорист. Если этого сделать невозможно, то по окончании телефонного разговора не кладите телефонную трубку на аппарат, положите ее рядом, позвоните с другого аппарата на телефонный узел и установите номер телефона звонившего.

    1. Постарайтесь получить во время телефонного разговора ответы на следующие вопросы:

  • когда взрывное устройство должно взорваться:

  • где находится взрывное устройство сейчас:

  • как оно выглядит:

  • с какой целью подложено взрывное устройство:

  • каковы требования:

  • Вы один или Вас несколько человек.

    1. Для аналитической оценки и принятия дальнейших действий существенную помощь окажут личные выводы и оценки:

    • личность говорящего (мужчина, женщина, подросток, возраст):

    • голос: громкий, тихий, мягкий, высокий, низкий, резкий, приятный, возбужденный, др. особенности:

    • акцент: местный, неместный, иностранный, региональный, какой национальности;

    • речь: быстрая, медленная, внятная, разборчивая, искаженная:

    • дефекты речи: заикается, говорит «в нос», шепелявит, картавит;

    • язык: отличный, хороший, посредственный, плохой, непристойный;

    • манера разговора; спокойная, сердитая, разумная, неразумная, последовательная, осторожная, эмоциональная, насмешливая, назидательная.

    • фон, шум, прослушиваемый в телефонной трубке; конторский машины, заводское оборудование, движение поезда, шум летательных аппаратов, животные, тихие голоса, уличное движение и другие шумы и звуки.

    5. Используя средства связи доложите:

    • руководителю организации;

    • оперативному дежурному по УВД ( );

    • оперативному дежурному ЕДДС: (01):

    • оперативному дежурному по отделу Управления ФСБ РФ по

    РО ( );

    • дежурному Управления ГОЧС города, района.

    Не сообщайте полученную информацию никому, кроме тех, кому об этом необходимо знать, чтобы не вызвать панику и исключить непрофессиональные действия по обнаружению взрывного устройства.