Файл: Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и во внеклассной работе с использованием икт по теме Великая Отечественная война.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из выступления Ч. Линдберга (23 апреля 1941 г.)

«Я не думаю, чтобы Англия и Франция имели сколько-нибудь значительные шансы на выигрыш. Франция уже потерпела поражение, и, несмотря на пропаганду и неразбериху последних месяцев, сейчас очевидно, что Англия также терпит поражение…Но англичане с отчаянием цепляются за последнюю надежду. Они надеются уговорить нас послать еще раз американские экспедиционные силы в Европу и разделить с Англией как военные, так и финансовые последствия поражения. Я не виню Англию… за то, что она просит нашей помощи. Но мы знаем, что она объявила войну при таких обстоятельствах, которые привели к поражению всех присоединившихся к ней стран, начиная с Польши и кончая Грецией. Мы знаем, что, находясь под влиянием отчаяния, вызванной войной, Англия обещала всем этим странам вооруженную помощь, которую она не смогла им оказать. Мы знаем, что она ввела их в заблуждение и нас относительно ее готовности к войне, ее военной мощи и перспектив войны…

Мы , американцы, имеем право думать всего о благополучии Америки… ничто не мешает нашей стране следовать политике, которая приведет нас к успеху, - к политике, которая даст нам возможность следовать нашему образу жизни и развивать нашу цивилизацию… Она была воплощена в доктрине Монро… Эта политика сейчас является политикой комитета «Америка прежде всего». Мы должны, пока это еще не поздно, снова обратить наши взоры на свою собственную страну и проникнуться верой в ее предначертание…

В военном отношении Соединенные Штаты географически занимают лучшее положение, чем какая-либо другая страна в мире. Даже в условиях нашей теперешней неподготовленности ни одна иностранная держава не смогла бы осуществить вторжение в нашу страну. Для нашей страны вступление в войну не является неизбежным…»
Вопросы для учащихся


  1. В чем заключается сущность противоречий между позицией Рузвельта и позицией Линдберга? Есть ли черты сходства в этих позициях?


  2. На чем основывается уверенность в необходимости оказывать помощь Европе, выраженная Рузвельтом?


  3. Как вы думаете, в чем уязвимость позиций Линдберга?


  4. Чья точка зрения в США победила (воспользуйтесь учебником для аргументированного ответа на этот вопрос)?


  5. Можно ли считать, что политика США на данном этапе войны ведет к созданию антифашистской коалиции?



В развитии творческой деятельности при изучении и использовании иллюстраций можно применять следующие виды заданий:

  • Реконструкция исторической среды на основе иллюстративного материала в игровой деятельности. (Например, используя иллюстрации разыграть мини-спектакль на тему: «Хождение в народ» или самостоятельно придумать игровое лото с использованием иллюстраций и исторических событий);

  • Выработать собственные оценочные критерии по отношению к иллюстративному материалу с точки зрения исторического познания (Например, доказать, что художник Репин в своей работе «Утро стрелецкой казни» допустил историческую ошибку);

  • Составить буклет с «авторским» описанием иллюстраций.

( Например, репродукции картин посвященных Великой

Отечественной войне.);
Во внеклассной деятельности по предмету для развития творческих способностей учащихся хорошо использовать исторические вечера и внеклассные мероприятия. Наиболее удачно ежегодно проходят состязания учащихся 5-х классов по теме: «Древний Восток» и «Мифы Древней Греции». Ребята готовят костюмы страны, которую они «представляют», придумывают девиз, готовят рекламу, которая отражает особенности культуры этой страны, придумывают вопросы и задания своим соперникам. На мероприятии по «Мифам Древней Греции» учащиеся ставят театральные постановки по мифам, которые готовят самостоятельно. Аналогично проводился исторический вечер в 7-х классах «Великие географические открытия». Каждому классу было предложено представить в виде мини - спектакля одного из выдающихся первооткрывателей (Васко да Гама, Христофор Колумб, Бартоломео Диаш, Фернандо Магеллан). Ребята готовились к этому мероприятию почти месяц. Изучали материал, придумывали сценарии (некоторые даже в стихах), готовили костюмы, реквизит, подбирали нужную мелодию, репетировали.

Развитие творческих способностей у учащихся можно использовать при проведении исследовательских работ. Например, составить фото – стенд «Няндома – вчера и сегодня». Учащимся придется найти старые фотографии наиболее значимых зданий, достопримечательностей города и самим сфотографировать эти исторические места сегодня. Или принять участие в конкурсах и конференциях. Так в этом году учащиеся 7Б класса Маслов Дима и Кучумов Юра впервые работали над рефератами и выступали с работами на первых районных краеведческих чтениях школьников, который проводился в Доме Творчества. Ученицы 9А класса Корчевская Анна заняла второе место на районной научно-практической конференции старшеклассников с рефератом по теме: «Деятельность Няндомского военного комиссариата в годы Великой Отечественной войны», Пащенко Катя выступила по теме: «Почетные граждане города Няндомы» и заняла призовое место. Обе ученицы провели большой объем исследовательской работы: изучили краеведческий материал и документы по теме, провели углубленное интервью, оформили презентацию своей работы. В следующем году мы планируем начать исследовательскую работу по теме: « Церковь и власть в 30- 40-е годы».



Творческие способности учащихся наиболее успешно реализуются в преподавании элективных курсов. Можно предложить учащимся написать рефераты, подготовить и провести в классах лекции, подготовить и оформить выставку книг, документов, собрать подборку из материалов периодической печати, разработать творческие проекты (компьютерные презентации). Например, в этом году в 9-х классах проводился элективный курс по теме: «Великая Отечественная война». Ребята разработали лекции на темы :

  • Герои Брестской крепости;

  • Московская битва;

  • Блокада Ленинграда;

  • Сталинградская битва;

  • Огненная дуга;

  • Антигитлеровская коалиция;

  • На оккупированной территории;

  • Наш край в истории Великой Отечественной войны;

  • Города – герои и помогают классным руководителям в проведении классных часов, посвященных 60-летию Победы над фашизмом и мне, учителю истории, когда изучаем эти темы на уроках.

Другим ребятам предложено разработать и составить компьютерные презентации по темам: «Няндома в годы Великой Отечественной войны», «Герои – земляки», «Сильные духом» (материал о героях Великой Отечественной войны), «Города – герои», «Пионеры – герои».

Две ученицы занимались изучением краеведческого материала по темам: «Деятельность Няндомского комиссариата в годы Великой Отечественной войны» и «Няндомское депо в годы Великой Отечественной войны».

На занятиях учащиеся анализировали события, происходившие в годы войны, рассматривали различные точки зрения на те или иные события, аргументировали свою позицию. Помогали учителю разнообразить видеотеку по теме «Великая Отечественная война», оформить стенд и выставку книг в кабинете истории.

На элективном курсе « Выдающиеся политические лидеры России ХХ века» учащиеся оформляют материал в папки, которые ученики в последствии могут использовать для подготовки к реферату по предмету или сообщению на уроках истории. Это и материал, который ребята нашли в литературе по истории, из библиографических справочников, из материалов периодической печати и автобиографии.