Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальностей 136 05 01 Машины и оборудование лесного комплекса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
− разместить пилу и инструменты на хранение либо подготовить их к транспортировке;
− проверить наличие подпиленных, но не приземленных, завис- ших деревьев, приземлить их с помощью трактора;
− при необходимости снять спецодежду и обувь, удалить грязь и поместить на сушку и хранение;
− выполнить гигиенические процедуры, осмотром (самоосмот- ром) убедиться в отсутствии на теле и одежде клещей, при наличии
− удалить их;
− в случае выявления нарушений инструкции по охране труда и технологии сообщить мастеру для их устранения.

25
2. ÒÐÅËÅÂÊÀ ÕËÛÑÒΠÒÐÅËÅÂÎ×ÍÛÌÈ
ÌÀØÈÍÀÌÈ Ñ ÊÀÍÀÒÍÎ-×ÎÊÅÐÍÛÌ ÎÁÎÐÓÄÎÂÀÍÈÅÌ
2.1. Íàçíà÷åíèå îïåðàöèè
Рекомендации по выполнению операции трелевка древесины ма- шинами с канатно-чокерным оборудованием разработаны на основа- нии продолжительного производственного опыта эксплуатации треле- вочных машин с данным типом технологического оборудования оте- чественного и зарубежного производства.
2.2. Îðãàíèçàöèÿ ðàáîò
Работа трелевочного трактора разрешается на подготовленных трелевочных волоках. При подготовке трелевочного волока убира- ют деревья, крупные камни и валежник, вырубают кустарник и под- рост, срезают пни и кочки заподлицо с землей, засыпают ямы, за- стилают заболоченные участки, устраивают и планируют волоки на косогорах. Ширина подготовленного волока зависит от вида рубки, применяемого оборудования и не должна превышать 4 м. Волоки, проложенные по косогору, должны быть шириной 7 м. Трелевка древесины по склонам разрешается в пределах величин на подъем и на спуск, указанных в руководствах по эксплуатации применяемых машин. Волоки, проложенные поперек склона горы, в поперечном сечении должны быть горизонтальными. На склонах трактор дол- жен находиться вне опасной зоны самостоятельного движения де- ревьев (хлыстов).
Перед началом работы тракторист и чокеровщик получают от мастера (бригадира) указания, с какой пасеки необходимо начать тре- левку и последовательность перехода на другие пасеки.
Трелевка тракторами в радиусе 50 м от места валки не разрешает- ся. На склонах это расстояние должно быть не менее: по горизонтали
(поперек склона)
− 60 м; вдоль склона (к подошве холма), на уклонах до 15°
− 60 м; на уклонах свыше 15° − до подошвы холма. Исключе- ние составляет организация трелевки деревьев (хлыстов), когда вальщик одновременно является и чокеровщиком. Между вальщиком и трактористом должна быть установлена надежная двусторонняя


26 сигнализация. При таком способе организации труда тракторист обязан остановить трактор у границы опасной зоны и подать вальщи- ку установленный сигнал, и только по получении разрешения валь- щика заезжать в опасную зону валки к месту сбора пачки деревьев или хлыстов.
Для подтаскивания деревьев (хлыстов) трактор необходимо уста- навливать на волоке так, чтобы его продольная ось совпадала с на- правлением движения пачки, а отклонение составляло не более 15°.
Для набора пачки тракторист должен опустить щит, подать трак- тор назад, чтобы щит врезался в грунт, а после этого затормозить трактор.
При подтаскивании деревьев (хлыстов) тракторист должен вни- мательно следить за их движением и сигналами чокеровщика (реко- мендуемая сигнализация приведена в таблице).
Рекомендуемые звуковые сигналы
между трактористом и чокеровщиком при трелевке древесины
Сигнал
Способ подачи сигнала
Дублирование сигнала
Стоп
Круговое вращение перед со- бой флажком или руками
Не дублируется
Вперед
Взмахи над головой по полу- кругу рукой или флажком
Один длинный звуковой сигнал
Назад
Взмахи на уровне бедер по по- лукругу рукой или флажком
Два длинных звуковых сигнала
Ослабить канат
Скрестить руки или флажки на уровне живота
Два коротких звуковых сигнала
Натянуть канат
Скрестить руки или флажки над головой
Один короткий сигнал
Примечание. Если сигнал непонятен, тракторист не должен предпринимать никаких действий до повторения его чокеровщиком.
Чокеровку деревьев (хлыстов) необходимо производить на рас- стоянии 0,5
−0,7 м от комлевого среза или на расстоянии 0,9−1,2 м от торца вершины.
Перед началом движения груженого трактора тракторист обязан выключить привод лебедки и затянуть тормоз барабана. При движе- нии с пачкой необходимо избегать крутых поворотов и препятствий
(высокие пни, валуны, ямы и др.).
В процессе трелевки тракторами чокеровщику или лицу, вы- полняющему его функции, запрещается: находиться в 10-метровой опасной зоне вокруг формируемой пачки деревьев (хлыстов) и бли-

27
же 10 м от конца пачки во время ее перемещения на погрузочный пункт движущегося с ней трактора; освобождать зажатые между пнями деревья (хлысты) во время движения и при натянутом тяго- вом канате лебедки трактора; переходить через движущийся канат, поправлять сцепку деревьев (хлыстов), отцеплять или прицеплять деревья (хлысты) во время движения каната или трактора; ездить на тракторе вне кабины и на трелюемой пачке; отцеплять деревья
(хлысты) до сброски пачки на землю и ослабления грузового каната лебедки трактора.
2.3. Òåõíèêà áåçîïàñíîñòè
Приступая к работе, оператор трелевочной машины должен убе- диться в исправности узлов трактора и технологического оборудова- ния. Проверке подлежат: звуковой сигнал, приборы освещения, остек- ление, крепление технологического оборудования, исправность каната и чокеров. Проверяется также наличие огнетушителя, аптечки и тер- моса с питьевой водой.
Перед запуском двигателя тракторист обязан убедиться в том, что рычаги переключения передачи и включения привода лебедки нахо- дятся в нейтральном положении. При подогреве двигателя перед пус- ком при низках температурах воздуха необходимо соблюдать осто- рожность во избежание пожара и ожогов тела. Не разрешается поль- зоваться открытым огнем.
После запуска двигателя тракторист должен убедиться в исправ- ности органов управления технологическим оборудованием. Техноло- гическое оборудование должно обеспечивать трелевку древесины в полупогруженном или полуподвесном состоянии.
В процессе движения трактора по лесосеке необходимо следить за тем, чтобы щит и бульдозерный отвал (толкатель) находились в транспортном положении.
При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давле- нии масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить трактор и выключить двигатель. Далее необходимо выявить неисправность и принять меры к ее устранению.
Открывать крышку радиатора для контроля уровня охлаждаю- щей жидкости необходимо с особой осторожностью, остерегаться ожогов.


28
При необходимости устранения возникшей неисправности в про- цессе работы и проведения технического обслуживания тракторист обязан выключить двигатель трактора.
В случае возникновения пожара для тушения пламени необходи- мо использовать огнетушитель, находящийся в кабине.
При заклинивании входной дверцы необходимо выдавить или вы- бить лобовое стекло и покинуть кабину.
Подтаскивание деревьев (хлыстов) прекращается немедленно, ес- ли они уперлись в щит, дерево, пень. После выключения лебедки сле- дует ослабить канат и освободить зацепившиеся деревья (хлысты).
Работа должна быть прекращена во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде и густом тумане (видимость менее 50 м).
О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера.
Каждый рабочий должен уметь оказывать доврачебную помощь.
Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия. После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.
По окончании работы тракторист обязан:
− намотать тяговый канат на барабан лебедки;
− очистить трактор от грязи;
− поставить трактор в отведенное для стоянки место;
− опустить щит и бульдозерный отвал;
− затормозить трактор;
− остановить двигатель;
− при отрицательных температурах воздуха слить воду из систе- мы охлаждения, остерегаясь при этом ожогов тела.
Чокеровщик обязан осмотреть комплект чокеров и неисправные сдать мастеру или бригадиру-механику для их ремонта.
Снять и поместить на хранение спецодежду, обувь и предохрани- тельные приспособления. Убедиться в отсутствии на теле клещей, при наличии
− удалить их, выполнить гигиенические процедуры.
1   2   3   4   5   6   7

2.4. Ñõåìû ðàçðàáîòêè ëåñîñåê
ñ èñïîëüçîâàíèåì òðåëåâî÷íûõ ìàøèí
ñ êàíàòíî-÷îêåðíûì îáîðóäîâàíèåì
В подразделе приведены схемы разработки лесосек, наиболее приемлемые для лесного комплекса Беларуси (рис. 2.1–2.7).

29
Рис. 2.1. Схема разработки лесосек с сохранением подроста при валке леса на подкладочное дерево бензопилой и трелевке тракторами
Не менее 50 м
Зона безопасности
Лесовозный ус
Зона безопасности
29

30
Рис. 2.2. Схема разработки лесосек при попородной заготовке леса с трелевкой деревьев за вершины
Лесовозный ус
Зона безопасности
30

31
Рис. 2.3. Схема разработки порослевого происхождения при валке леса бензопилами и трелевкой тракторами
Лесовозный ус
Зона безопасности
Зона безопасности
31

32
Рис. 2.4. Схема разработки лесосеки методом узких лент с сохранением подроста при валке деревьев бензопилой и трелевке хлыстов трелевочными тракторами
32

33
Рис. 2.5. Схема разработки лесосек с двухъярусными насаждениями и заготовкой хлыстов при валке бензопилами и трелевке тракторами
Лесовозный ус
Зона безопасности
33

34
Рис. 2.6. Разработка лесосек способом узких пасек:
1 – зона безопасности, не менее двукратной длины дерева;
2 – вырубленный участок лесосеки с сохраненным подростом;
3 – вальщик с бензомоторной пилой с лесорубом на валке деревьев;
4 – ствол поваленного дерева; 5 – неразработанный участок пасеки; 6 – волок;
7 – обрезка (обрубка) сучьев на волоке; 8 – формирование пачки хлыстов;
9 – трелевочный трактор; 10 – трелевка на погрузочную площадку;
11 – погрузочная площадка; 12 – челюстной погрузчик;
13 – лесовозный автомобиль до 30 м
4 м не менее
50 м
1
2
3
4
5
5
6
7
8
9
10
13
12
11

35
Рис. 2.7. Схема освоения пасек на переувлажненных грунтах и при глубоком снеге
40
−50 м
4 м
Вол ок
Зона безопасности

36
2.5. Ñõåìû ðàçðàáîòêè ëåñîñåê ñ èñïîëüçîâàíèåì
ïîãðóçî÷íî-òðàíñïîðòíûõ ìàøèí (ôîðâàðäåðîâ)
Согласно схеме (рис. 2.8) валка деревьев, обрезка сучьев и рас- кряжевка хлыстов на сортименты осуществляется бензиномоторными пилами начиная с ближнего конца пасеки, ширина которой составляет
25 м. На пасеке для удобства работы мотористов намечают по две сортиментные полосы шириной 4 м каждая и по две полосы, свобод- ные от сортиментов шириной 6,5 м.
Рис. 2.8. Схема разработки лесосеки с использованием бензиномоторных пил на валке деревьев, обрезке сучьев и раскряжевке хлыстов на сортименты:
1
− свободная от сортиментов полоса; 2 − сортиментная полоса; 3 − сортименты;
4
− погрузочно-транспортная машина (форвардер); 5 − пасечный трелевочный волок; 6
− бензиномоторная пила на обрезке сучьев и раскряжевке; 7 − лесосеч- ные отходы; 8
− пни; 9 − магистральный трелевочный волок; 10 − растущее дере- во; 11
− хлысты; 12 − зона безопасности; 13 − бензиномоторная пила на валке де- ревьев; 14
− лесовозный ус; 15 − погрузочный пункт (верхний склад); 16 − штабе- ля сортиментов; 17
− лесовозный автопоезд


37
Пасечный трелевочный волок имеет ширину 4 м и располагается по середине пасеки. Валка деревьев выполняется на всей пасеке таким образом, чтобы сучья и ветви после обрезки располагались на волоке или вблизи него.
В процессе раскряжевки хлысты ориентируются так, чтобы по- лучаемые сортименты находились на сортиментной полосе для удобства последующей погрузки их на форвардер. В соответствии со схемой (рис. 2.9) на лесосеке размером 100×300 м работает ма- лая комплексная бригада.
Рис. 2.9. Схема разработки лесосеки с использованием бензиномоторных пил на валке деревьев и сучкорезно-раскряжевочной машины (процессора) на обрезке сучьев и раскряжевке хлыстов на сортименты:
1
− свободная от сортиментов полоса; 2 − сортиментная полоса; 3 − сортименты;
4
− погрузочно-транспортная машина (форвардер); 5 − пасечный трелевочный волок; 6
− пни; 7 − лесосечные отходы; 8 − сучкорезно-раскряжевочная машина
(процессор); 9
− магистральный трелевочный волок; 10 − зона безопасности;
11
− поваленное дерево; 12 − растущее дерево; 13 − бензиномоторная пила на валке деревьев; 14
− лесовозный ус; 15 − погрузочный пункт (верхний склад);
16
− штабеля сортиментов; 17 − лесовозный автопоезд
По данной технологии ширина пасеки составляет 25 м. Валка де- ревьев начинается с ближнего конца пасеки и выполняется с исполь- зованием бензиномоторной пилы. Вальщик за один проход выполняет

38 валку деревьев на всей пасеке. Очистка поваленных стволов деревьев от сучьев и раскряжевка хлыстов на сортименты выполняется навес- ным процессором, агрегатируемым с трактором МТЗ-82Л.
В виду того, что процессорная головка не полноповоротная, чтобы обработать деревья, лежащие по обе стороны от пасечного волока, процессор делает два хода по одному волоку.
Сбор и погрузку сортиментов, транспортировку их на погру- зочный пункт и последующую штабелевку выполняет погрузочно- транспортная машина (форвардер). Расстояние между работающи- ми на лесосеке машинами составляет 50 м.
Лесосека, представленная на рис. 2.10, имеет ширину до 100 м.
Рис. 2.10. Схема разработки лесосеки с использованием валочно-сучкорезно-раскряжевочной машины (харвестера):
1 – пасека; 2 – пасечный трелевочный волок; 3 – растущее дерево;
4 – сортименты; 5
− погрузочно-транспортная машина (форвардер);
6
− лесосечные отходы; 7 − пни; 8 − магистральный трелевочный волок;
9
− промежуточный коридор; 10 − зона безопасности; 11 − поваленное дерево;
12
− валочно-сучкорезно-раскряжевочная машина (харвестер); 13 − лесовозный ус;
14
− погрузочный пункт; 15 − штабель сортиментов; 16 − лесовозный автопоезд