Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальностей 136 05 01 Машины и оборудование лесного комплекса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52
– проверка систем, обеспечивающих безопасность работы крана;
– проверка исправности стропных комплектов;
– осмотр штабелей лесоматериалов, с которыми предстоит ра- ботать.
4.5.2. Вспомогательные работы
К вспомогательным работам, выполняемым на кране, относятся:
– маневрирование краном с целью удобной подачи стропного комплекта к пакету лесоматериалов;
– включение электроснабжения крана при его отключении из-за перегрузки;
– осмотр механизмов крана, которые по каким-то причинам от- казали;
– уточнение схем выгрузки древесины с автопоездов и ее отгруз- ки потребителю.
4.5.3. Основные работы
К основным работам на участке выгрузки и отгрузки древесины краном ККЛ-16 относятся:
– подача стропного комплекта к пакету лесоматериалов;
– строповка пакета лесоматериалов (хлысты, сортименты);
– перенос пакета лесоматериалов к месту укладки, погрузки;
– отцепка стропного комплекта;
– уборка стропного комплекта на безопасную высоту;
– перемещение крана к месту вероятного появления автопоезда.
4.5.4. Заключительные работы
В конце рабочей смены крановщик и стропальщики останавлива- ют работу крана ККЛ-16. При этом все рабочие механизмы крана должны быть поставлены в нерабочее положение и обесточены.
Все инструменты подвергаются очистке и укладываются на мес- тах хранения в установленном порядке.
Рабочие места крана и стропальщиков очищаются от мусора и кусковых отходов.
4.5.5. Связь и сигнализация
Кабина крановщика должна быть оборудована звуковой сигнали- зацией, обеспечивающей связь между крановщиком и стропальщика- ми, а также рабочими, которые могут быть занятыми в операциях, вы- полняемых краном.

53
Звуковые сигналы могут передаваться различными способами.
Речевые сигналы – однословные предупреждения.
Неречевые сообщения:
– звонок,
– гудок,
– сирена,
– музыкальный тон и т. д.
Такие сигналы должны быть:
– легкослышимы на фоне шума или другого звукового сигнала
(по возможности они должны быть более чем на 10 дБ выше общего шума);
– отличимы от других звуковых сигналов.
Эта связь осуществляется установкой электрического звонка на кабине крановщика.
4.5.6. Управление участком выгрузки и отгрузки лесопро-
дукции
Участок выгрузки и отгрузки лесопродукции является самостоя- тельным звеном в работе лесного склада, т. к. автономно работает с лесоматериалами согласно договорам с потребителями. Целесооб- разной представляется следующая структура управления участком выгрузка – отгрузка лесопродукции (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Структура управления участком выгрузка – отгрузка лесопродукции
Мастер участка находится в непосредственном подчинении ди- ректора лесхоза. Права и обязанности его регламентируются уставом
Негорельского учебно-опытного лесхоза.
Мастер участка
Бригадир
(крановщик)
Рабочие
Ремонтники


54
4.5.7. Техническое обслуживание участка работы крана
ККЛ-16
Техническое обслуживание, ремонт и обследование крана долж- ны соответствовать требованиям «Госгоратомтехнадзора». При этом в дирекции Негорельского УОЛХ должны храниться соответствующие документы.
Отгрузка лесопродукции может осуществляться, как правило, со- гласно пожеланию потребителя россыпью, в контейнерах, полужестких стропах. Пакет лесоматериалов, сформированный под транспортное средство, позволяет увеличить статическую нагрузку на транспортное средство и сэкономить на выгрузке лесоматериалов. Контейнеры могут быть выполнены в любой форме согласно заказу потребителя.
Ремонтные работы на кране ККЛ-16 должны осуществляться спе- циализированными монтажными организациями (перечень в Минлес- хозе РБ и концерне «Беллесбумпром»).
Помимо ежесменного технического обслуживания, необходимо выполнять следующие технические обслуживания: ТО – 1, ТО – 2,
ТО – 3.
Периодичность технических уходов устанавливается механиком с учетом условий эксплуатации. Она может быть изменена в пределах
10% и только с разрешения главного механика лесхоза. Не допускает- ся сокращение обязательных видов технических уходов за счет ре- монтных работ.
В кабине крановщика должен находиться годовой план техобслу- живания и ремонта крана.
4.6. Òåõíèêà áåçîïàñíîñòè
К управлению краном и работе стропальщиков допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское обследование, обучение, инструктаж по эксплуатации, технике безопасности и имеющие соот- ветствующие документы.
Крановщик должен знать:
– правила работы с лесоматериалами;
– сигналы, которые обязательны при выполнении операций по- грузки и выгрузки лесопродукции;
– производственную инструкцию по эксплуатации крана ККЛ-16;
– установленные правила обмена сигналами между крановщиком и стропальщиками;

55
– об исправности и пригодности к работе узлов крана.
Крановщик не имеет права передавать управление краном посто- ронним лицам, также допускать посторонних лиц в кабину крановщика.
Перед началом работы крановщик обязан:
– принять смену согласно правилам технической эксплуатации;
– проверить работоспособность всех механизмов крана;
– проверить работоспособность систем безопасности: ограниче- ния грузоподъемности, высоты подъема груза, ветровой нагрузки, противоугонов, ограничителей перемещения грузовой тележки;
– проверить работу тормозных систем;
– проверить исправность осветительной аппаратуры;
– проверить исправность звуковой сигнализации.
Крановщику и стропальщикам запрещается:
– отвлекаться во время работы от своих прямых обязанностей;
– отходить от пульта управления краном при включенных ме- ханизмах.
Крановщику запрещается:
– отвлекаться во время работы от своих прямых обязанностей;
– выходить из кабины при включенных механизмах;
– перемещать лесоматериалы при технической неисправности ли- бо организационном отказе;
– работать с лесоматериалами при сигналах опасности со стороны стропальщиков;
– работать с неисправной системой сигнализации.
Крановщик обязан немедленно выключить все механизмы крана при обнаружении следующих неисправностей:
– отключение электроэнергии;
– поломка любого механизма крана (передвижения крана, подъе- ма и опускания груза, передвижения грузовой тележки, противоуго- нов, регистрации силы ветра, тормозов);
– поставить в известность об отказах мастера склада.


56
5. ÐÀÑÊÐßÆÅÂÊÀ ÕËÛÑÒÎÂ
ÀÂÒÎÌÀÒÈÇÈÐÎÂÀÍÍÎÉ ÓÑÒÀÍÎÂÊÎÉ
5.1. Íàçíà÷åíèå îïåðàöèè
Рекомендации по выполнению операции раскряжевка хлыстов полуавтоматическими поточными линиями разработаны на основе пе- редового опыта работы бригад и эксплуатации полуавтоматических линий ЛО-15С (ЛО-15А).
Они предназначены для руководства при организации труда на полуавтоматических поточных линиях, инструктажа и обучения рабо- чих передовым приемам и методам труда, а также для составления местной инструкции по организации работ на конкретных линиях и в конкретных бригадах.
Область применения: нижние лесопромышленные склады, где на раскряжевке хлыстов используются полуавтоматические линии ЛО-
15С и другие подобного типа с продольной сортировкой бревен цеп- ными транспортерами.
5.2. Òåõíè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè
ïîëóàâòîìàòè÷åñêîé ëèíèè äëÿ ðàñêðÿæåâêè õëûñòîâ
Линия полуавтоматическая ЛО-15С (ЛО-15А) предназначена для раскряжевки хлыстов на сортименты на нижнем складе. В табл. 5.1. представлены технические характеристики.
Таблица 5.1
Технические характеристики полуавтоматических линий ЛО-15С (ЛО-15А)
Показатель
ЛО-15С
ЛО-15А
Длины выпиливаемых сорти- ментов на линии, м
1; 1,6; 2; 2,4; 2,5;
2,54;2,75; 3,32; 3,8; 4,0;
4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 7,2;
7,5; 7,6; 8,0 1; 1,6; 2; 2,4;
2,54; 2,75; 3;
3,2; 4; 4,5; 5;
5,5; 6; 6,5
Максимальный диаметр пропила, см 60 60
Скорость подачи хлыста под пилу, м/с 1,8 1,6
Скорость резания, м/с 72,6 70

57
Окончание табл. 5.1
Установленная мощность электродви- гателей линий, кВт 75,8 77
Масса линии, кг
24 940 25 000
Габариты линии (длина, ширина, высота), мм
62 100×8 000×5 000 55 600×8 000×5 000
Производительность при среднем объеме хлыста 0,4, м
3

31 33
В состав раскряжевочной линии входит манипулятор двухстрело- вой ЛО-13С (таблица 5.2). Он предназначен для разбора воза хлыстов на эстакаде и поштучной их подаче на подающий механизм полуав- томатических линий по раскряжевке хлыстов.
Таблица 5.2
Технические характеристики
двухстрелового с гидравлическим приводом манипулятора ЛО-13С
Показатель
Значение
Наибольший диаметр захватываемого бревна, мм 600
Производительность в смену при среднем объеме хлыста 0,3–0,5 м
3 380
Максимальный вылет стрелы, м 5,6
Скорость подтаскивания хлыста, м/с 0,34
Общая грузоподъемность одной стрелы на вылете 1,8 м, кг 3000
Общая грузоподъемность манипулятора на вылете 1,8 м, кг 6000
Среднее время подачи хлыста, с 21
Габаритные размеры, мм:
Длина 9000
Ширина 6000
Высота 5000
Общий вес, кг 5000
5.3. Òåõíè÷åñêàÿ è îðãàíèçàöèîííàÿ îñíàñòêà
ïîëóàâòîìàòè÷åñêîé ðàñêðÿæåâî÷íîé ëèíèè ËÎ-15Ñ (ËÎ-15À)
Полуавтоматическая раскряжевочная линия ЛО-15С (ЛО-15А) должна быть оснащена следующими контрольно-измерительными приборами и инструментами: вольтметром 9421 с добавочным сопро- тивлением, установленным на пульте управления; тестером; маномет- ром МТ-4Р-100 для контроля рабочего давления гидросистемы и пе- ренастройки предохранительных клапанов, установленным на насос- ной станции; набором гаечных ключей и отверток; плоскогубцами


58 и шприцами, необходимыми для обслуживания линии; ножом; топо- ром сучкорубным; лопатой совковой.
Из организационной оснастки в операторской линии ЛО-15С
(ЛО-15А) и манипулятора ЛО-13С должны находиться: кресло опера- тора; стол письменный однотумбовый; тумбочка для хранения инст- рументов; телефон; управление звуковой сигнализацией.
Кроме того, на рабочем месте оператора должны быть: перчатки резиновые; вентилятор; электронагреватель; противопожарные сред- ства; бачок с питьевой водой; аптечка медицинская.
5.4. Îðãàíèçàöèÿ ðàáîò íà îïåðàöèè ðàñêðÿæåâêà
5.4.1. Устройство рабочей зоны
В примыкании отдельных узлов линии необходимо выдержи- вать соответствующие размеры, определяющие взаимное их распо- ложение: а) продольные размеры – длина эстакады, расстояние от оси туера приводной станции подающего транспортера до оси передних роли- ков, расстояние от плоскости пиления до оси ролика приемного стола, размеры привязки сортировочного транспортера к приемному столу, расстояние между осями свай сортировочного транспортера (по дли- не), расстояние между накопителями; б) поперечные размеры – ширина эстакады, расстояние от оси упоров буферной горки до оси подающего транспортера, расстояние между осями свай и брусьями подающего транспортера; расстояние от оси приемного стола до стены операторской, расстояние между осями свай сортировочного транспортера; ширина накопителя; в) вертикальные размеры – высоты, определяющие уклон эстака- ды в сторону транспортера, высота осей рябух пилы по отношению к оси туера подающего транспортера, высота оси туера натяжной стан- ции приемного стола по отношению к оси рябух пилы, понижение оси туера приводной станции приемного стола по отношению к оси туера натяжной станции, высоты, определяющие примыкание сортировоч- ного транспортера к приемному столу, глубина накопителей.
Размеры приемной эстакады по длине зависят от средней длины хлыстов, а по ширине – от ритмичности работы лесовозной дороги, обеспечивающей наличие буферного запаса хлыстов на эстакаде.
Как правило, рекомендуется эстакада длиной 30 м и шириной
28 м. Уклон эстакады обычно принимается равным 5°.

59
Транспортер для уборки отходов заглубляется с таким расчетом, чтобы пила в нижнем положении не доставала до откомлевки, лежа- щей на транспортере. Необходимо при этом иметь в виду, что значи- тельный просвет между пилой и приемным столом затрудняет пере- ход на него короткомерных сортиментов и, если перерабатываются некрупные хлысты, а также выпиливаются сортименты до 2 м, то расстояние от плоскости пиления до ролика следует устанавливать
450 мм.
Чтобы уменьшить зажим пилы в пропиле, верхняя поверхность образующей рябухи устанавливается на уровне траверс подающего транспортера, а уровень приемного стола относительно уровня рябух должен понижаться на 50 мм.
Создание такого продольного профиля линий обеспечивает «раз- лом» хлыста, следовательно, беззажимное пиление.
5.4.2. Лесонакопители
Лесонакопители сортировочного транспортера сооружают из дре- весины, железобетона или металла. Конструкции и размеры накопи- телей разрабатывают с учетом вида применяемых машин и приспо- соблений для их разгрузки и обеспечения наиболее полной механиза- ции процесса формирования пакетов без участия человека.
Из применяемых лесонакопителей простейший состоит из бревен, которые укладываются перпендикулярно транспортеру. На опреде- ленном расстоянии от эстакады транспортера вкапываются упоры.
Для скатывания бревен с транспортера устанавливают покаты. Чтобы предохранить эстакаду транспортера от преждевременного разруше- ния, ее не следует жестко связывать с поддоном и другими элемента- ми накопителя, воспринимающими удары бревна при падении с транспортера. Используя грейферы или челюстные погрузчики при разгрузке накопителей, покаты для бревен необходимо устанавливать так, чтобы между отбойным брусом транспортера и внутренней сто- роной накопителя было расстояние, достаточное для свободного про- хода захвата с учетом его отклонений при работе. Это расстояние при использовании 5–10-тонных грейферов должно быть около 500 мм.
Ширина внутреннего поперечного сечения при работе 5-тонного грейфера должна быть не менее 2 400 мм, а расстояние между брев- нами поддона не менее 2 200 мм.
Форма сечения и внутренние размеры лесонакопителей с по- стоянным поперечным сечением выбираются в зависимости от ти- па захватных устройств и грузоподъемности крана. Форма попе-


60 речного сечения у них может быть прямоугольная, трапециевид- ная, округлая и т. д.
Лесонакопитель с постоянной трапециевидной формой попереч- ного сечения приведен на рис. 5.1, а.
а
б
в
Рис. 5.1. Гравитационные лесонакопители с постоянным поперечным сечением:
а
− трапециевидной формы; б − с закругленным основанием;
в
− с основанием под углом

61
Для устранения перекосов бревен при формировании пачки, особен- но первого ее ряда, поддон накопителя делается с закругленным основа- нием или с основанием, наклоненным под углом 10–15° (рис. 5.1, б, в).
В качестве амортизирующего устройства для падающих лесома- териалов применяются гибкие формирующие элементы. Например, стальной канат, натянутый по боковым стенкам и основанию. В ре- зультате применения таких гибких элементов уменьшается разброс торцов и ликвидируется кострение материалов.
Для уменьшения разброса торцов лесоматериалов в накопителях с постоянным поперечным сечением может применяться амортизаци- онно-формирующее устройство, предназначенное для формирования пакетов короткомерных лесоматериалов (рис. 5.2).
Устройство состоит из двух направляющих щитков 3 и двух от- бивных щитков 2, которые шарнирно закреплены на лесонакопителе 1.
Сбрасываемые с транспортера 4 лесоматериалы перекатываются по на- правляющим щитка, ударяются в отбойные щитки и направляются ими в пространство, образованное основанием лесонакопителя и щитком.
Рис. 5.2. Амортизационно-формирующее устройство:
1 – лесонакопитель; 2 – отбивные щитки; 3 – направляющие щитки;
4 – сортировочный лесотранспортер
1   2   3   4   5   6   7